Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Маслоу Абрахам Гарольд.



Дальние пределы человеческой психики
/ Перев. с англ. А. М. Татлы-

баевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия,

1999.-432с.

 

 

Abraham Harold Maslow

 

THE FARTHER

REACHES OF

HUMAN

NATURE

 

PENGUIN BOOKS

 

Абрахам Гарольд Маслоу

 

ДАЛЬНИЕ

ПРЕДЕЛЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ПСИХИКИ

 

^"РАЗ"!"!

 

Санкт-Петербург

 

За помогць в осуществлении издания данной книги

издательство <Евразия> благодарит

 

Кипрушкина

Вадима Альбертовича

 

Маслоу Абрахам Гарольд.

 

Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлы-

баевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия,

1999.-432с.

 

ISBN 5-8071-0018-2

 

Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогово-

го труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В

основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и

высшими (растущими) потребностями.

 

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей

и теорией психологии, науками о человеке.

 

ISBN 5-8071-0018-2

 

c Татлыбаева А. М., перевод с англ., 1997

c Лосев П. П., оформление, 1999

c Издательство <Евразия>, 1999

 

На путях вочеловечивания человека

 

Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ

 

1.0 гуманистической биологии

 

2. Неврозы как ошибка личностного развития

 

3. О самоактуализации и о том, что выходит

за ее пределы

 

Часть П. КРЕАТИВНОСТЬ

 

4. Креативность и готовность к ней

 

5. Холистичный подход к творчеству

 

6. Эмоциональные преграды креативности

 

7. Потребность в креативных людях

 

Часть Ш. ЦЕННОСТИ

 

8. Слияние действительного и ценностного

 

9. Заметки по психологии Бытия

 

10. Документы симпозиума по проблеме

человеческих ценностей

 

Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ

 

11. Познающий и познаваемое

 

12. Обучение и высшие переживания

 

13. Цель и значение гуманистического образования

 

Часть V. ОБЩЕСТВО

 

14. Синергизм в обществе и в человеке                 211

 

15. Вопросы для нормативного социального психолога    224

 

16. Синанон и Евпсихея                               238

 

17. О евпсихичном управлении                        249

18.0 низших жало бах, высших жалобах и мета-жалобах   251

 

Часть VI. ВЫСШЕЕ ПОСТИЖЕНИЕ

 

19. Заметки о наивном познании                       263

 

20. Дальнейшие заметки о познании                    271

 

Часть VII. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И

ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ

 

21. Различные значения трансценденции                281

 

22. Теория Зет                                      292

 

Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ

 

23. Теория метамотивации: биологические корни

 

высших ценностей                              313

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А: Комментарии к работе <Religions,

 

Values, and Peak-Experiences>                        357

 

Приложение В: Некоторые аналогии между

 

сексуально-доминантным поведением низших

 

приматов и фантазиями пациентов

 

при психотерапии (А. Г. Маслоу,

 

X. Рэнд, С, Ньюмен)                           365

 

Приложение С: Подростковая и юношеская

делинквентность в двух разных культурах

(А. Г. Маслоу, Р. Диас-Гуэро)                     383

 

Приложение D: Критерии для отнесения потребностей

 

в разряд инстинктоподобных                    393

 

Приложение Е: Абрахам Г. Маслоу:

 

Библиография                                   405

 

Примечания                                        416

Библиография                                      424

 

На путях

вочеловечивания

 человека

 

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке, США. Годичный

курс аспирантуры в городском колледже Нью-Йорка и Корнельском

университете стимулировал интерес Маслоу к психологии. В 1928 г. он

перевелся в Висконсинский университет, где специализировался по

психологии. Оказавшие на Маслоу наибольшее влияние преподаватели были

бихевиористы: Кларк Халл, Норман Камерон, Уильям Шелдон и Гарри

Харлоу. Его диссертационное исследование по доминантноеT и

сексуальности у приматов было сделано под руководством Харлоу.

 

После двухгодичной работы ассистентом у Торндайка в Колумбийском

колледже Маслоу занял место преподавателя в Бруклинском колледже и

оставил его только в 1951 г.

 

За годы, проведенные в Колумбийском и Бруклинском колледжах, Маслоу

общался с большим количеством ученых, преимущественно связанных с

Колумбийским университетом и Новой Школой Социальных Исследований. Он

познакомился с Фроммом, Коффкой, Вертхаймером, Хорни, с Салливаном,

Бенедикт, Хоркхеймером, Кардинером, Адлером, Гольдштейном, Анш-

 

бахером и попал под влияние их идей.

 

В конце 30-х гг. Маслоу проводил антропологические исследования в

индейской резервации и написал раздел межкультурной психологии в книгу

Росса Стагнера <Психология личности>. В середине 40-х гг. Маслоу

контактировал с Альфредом Кинси, известным сексологом, который

проводил медицинские исследования в Висконсине и планировал изучить

сексуальное поведение женщин в Бруклинском колледже. Но потенциальное

сотрудничество двух ученых было расстроено. Однако открытый Маслоу

способ исследования был использован Кинси позже.

 

Наиболее важный вклад в психологическую мысль Маслоу внес двумя своими

статьями, опубликованными в 1943 к, -<Динамика лично стнойоргани-

 

На путях вочеловечиванпя человека

 

зации> и <Теория человеческой мотивации>. Данная тема была им детально

разработана в книге <Мотивация и личность> (1954).

 

Абрахам Гарольд Маслоу - гениальный мыслитель, занимающийся вопросами

абнормальной психологии, человеческой мотивации и личности, известный

как основатель гуманистической психологии, как создатель теории

самоактуализации.

 

Его теория, сфокусированная на различии между низшими (несовершенными)

и высшими (растущими) потребностями не случайна. В то время в мировой

психологии господствовало два крупных течения: бихевиоризм, который

критиковался за механистичность подхода к психологии человека по

аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого

поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и психоанализ,

который считался наилучшей системой анализа для психопатологии и

возможной при этом психотерапии, но недостаточной для объяснения

человеческого мышления и поведения в целом, так как, по мнению Маслоу,

<человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают>.

 

Не менее значительное влияние на мышление Маслоу оказали труды

гештальт-психологов Макса Вертхаймера и Курта Гольдштейна, которому он

посвятил свою книгу <К психологии бытия>. В предисловии Маслоу писал:

 

<Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая

психология, то я бы сказал, что это - интеграция Гольдштейна (и

гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими

психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском

университете>.

 

Именно Курту Гольдштейну Маслоу обязан своей теорией, у него он и

позаимствовал сам термин. Курт Гольдштейн впервые ввел в науку понятие

самоактуализации, но, будучи нейрофизиологом, понимал под этим

определенное напряжение, <которое сделает возможной дальнейшую

упорядоченную деятельность> организма. Гольдштейн утверждает, что

нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс и так

далее, если другие мотивы вызывают это. Для Гольдштейна, как и для

Маслоу, самоакгуализация не означает конца проблемам, напротив, рост

часто может принести определенную долю страдания. Гольдштейн писал,

что способности организма определяют его потребности, например,

наличие мышц требует движения и т. п.

 

Самоактуализацию Маслоу свободно определяет как <полное использование

талантов, способностей, возможностей и тому подобное>, как процесс

самореализации человеческих потенций. <Я представляю себе

самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому

что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято.

Средний человек - это некое человеческое существо, с заглушенными и

подавленными способностями и талантами>.

 

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были

вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляю-

 

 

т/а путях ^очеловечивания человека

 

щих учителей -Рут Бенедикт, которая первоначально использовала термин

<синергизм> для обозначения степени межличностной кооперации и

гармонии в обществе, и Макса Вертхаймера, работа которого о

продуктивном мышлении была близка собственным исследованиям Маслоу о

познании и творчестве. Хотя это были очень не похожие друг на друга

люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу

чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения как в

профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у

других. Маслоу видел в них не только блестящих ученых, но и глубоко

совершенных, творческих людей. Он стал заносить результаты своих

наблюдений в тетрадь, чтобы понять, что же делает их столь особенными.

Это было его первым шагом в исследовании проблемы самоакгуализации,

которое впоследствии длилось всю оставшуюся жизнь.

 

<Дальние пределы человеческой психики> - одна из лучших работ

 

Абрахама Маслоу, его итоговый труд, книга о психическом здоровье,

творчестве, ценностях, образовании, обществе, трансценденции и

метамотивации.

 

Для того, чтобы исследовать пределы человеческих возможностей,

необходимо изучать лучших из индивидуумов; по мнению Маслоу, так,

<чтобы узнать, сколь быстро люди могут бегать, нужно исследовать

лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать "среднюю

выборку" из

 

населения города>.

 

Абрахам Гарольд Маслоу был психологом-теоретиком. Он не проводил

крупных и тщательных экспериментальных исследований, по его словам,

ему на это просто не хватало времени. Он больше проводил <пилотажные

исследования>, но не для публикаций, а для подтверждения собственной

гипотезы.

 

Для своего первого исследования Маслоу выбирал людей, не имеющих

 

существенных личностных проблем, не подверженных неврозу и, главное,

наилучшим образом использовавших свои таланты и способности. Его

выборка состояла из восемнадцати человек, девять из которых были

современниками Абрахама Маслоу, и девять - историческими личностями:

Абрахам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адаме,

Олдос Хаксли, Барух Спиноза и др.

 

По словам Маслоу, самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не

были совершенны и не лишены были возможности совершать крупные ошибки.

Кроме того, им были свойственны многие проблемы обычных средних людей:

тревожность, чувство вины, внутренние конфликты и т. д.

Самоактуализация, по Маслоу, это не отсутствие проблем, а <движение от

преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным>.

 

Книга Маслоу <Дальние пределы человеческой психики> - кульминация его

размышлений о самоактуализации. В ней Маслоу описывает пути, которыми

индивидуум может самоактуализироваться:

 

 

На путях вочеловечивтия человека

 

- самоактуализация - это <переживание полное, живое, беззаветное, с

полной концентрацией и полным впитыванием>;

 

- принятие ответственности за свои действия;

 

-актуализироваться-значит существовать реально, физически, а не только

потенциально;

 

- актуализироваться - развить способности <лучшего жизненного выбора>,

выбора в пище, музыке, профессии, браке;

 

- самоактуализация - это не <вещь>, это длительный процесс, подобный

буддийскому пути просветления;

 

-самоактуализация-испытание <пик-переживаний>. <Пик-переживания> - это

переходные моменты самоактуализации, вершина наших переживаний,

которые возникают при сильном чувстве любви, исключительной красоты,

произведений искусства... <"Пик-переживания" - это обобщение лучших

моментов человеческой жизни>.

 

В результате изучения самоактуализации Маслоу выявил, что некоторые из

самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытать много

<пик-переживаний>, в то время как другие испытывали их крайне редко

или же вообще не испытывали. Он разделил людей самоактуализирующихся

на психически здоровых, продуктивных с незначительным опытом

<пик-переживаний> и вообще без такового, и на людей, для которых опыт

<пик-переживаний> являлся важным и центральным.

 

В главе <Трансценденция и психология Бытия> Маслоу описывает свыше

двадцати способов опыта трансценденции. Это Трансценденция времени,

культуры, прошлого, внутреннего Эго, базовых потребностей, любви,

чужого мнения, собственной слабости, собственной воли, дихотомии,

мистического опыта, Трансценденция порока и др. Маслоу утверждает, что

трансцендирующие личности склонны отождествлять себя со своими

способностями, профессией. Например, <я - врач>, <я - математик>.

 

Многие люди, которым доступны мистические переживания, не являются

психически здоровыми и не отличаются продуктивностью, что Маслоу

считал существенными свойствами самоактуализации, далее отмечая, что

он встречал столь же много трансцендирующих людей среди бизнесменов,

учителей, политиков, как и среди тех, кто считается ближе к этому -

музыкантов, поэтов, священников и т. д.

 

До Маслоу существовало множество самых различных по природе теорий

мотивации. Однако они не отличались необходимой законченностью. Маслоу

внес определенную ясность в данную проблему. Он предпринял попытку

иерархизации мотивов. Согласно его иерархии, основу составляют

физиологические потребности (пища, сон и т. д.). Далее идут уровни

более высоких потребностей: потребность в безопасности, любви и

уважении. Высший уровень занимают метапотребности - потребность в

совершенстве, справедливости, красоте, правде. По мере удовлетворения

низших потребно-

 

На путях вочеловечивания человека

 

 

стей сразу же появляются другие - высшие потребности, и начинают

доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, выходят на

сцену новые потребности, еще более высокого уровня, и так далее. В

основе метамотивации лежат потребности и ценности роста. Именно такая

мотивация, по Маслоу, присуща в большей степени самоактуализирующимся

личностям, у которых, по его мнению, удовлетворены более низкие

мотивы. Каждому уровню метамотивации соответствуют определенные уровни

жалоб. Жалобы, касающиеся отсутствия техники безопасности, произвола

начальства, ненормированности рабочего дня и т. п. - это жалобы уровня

фундаментальных потребностей. Уровни высших жалоб лежат в сферах

признания и самоуважения: на этих"уровнях важны проблемы гордости,

автономности, самоуважения, уважения со стороны окружающих, актуальны

чувства собственной значимости, поощрения, похвалы, доверия от

окружающих. Жалобы высшего уровня касаются того, что наносит ущерб

самооценке человека.

 

Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей. К ним относятся

потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде и т. д.

<Когда к вам врываются представительницы женского комитета и

возбужденно жалуются на то, что розы в парке недостаточно ухожены, это

само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни

жалующихся>.

 

В книге <Дальние пределы человеческой психики> Маслоу вводит новое

понятие - <психически здоровые индивидуумы>, которое следует понимать

как <люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации>, и развивает

теорию психически здорового общества, общества, которое

благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих

возможностей. Маслоу полагал, что общество должно состоять из

психически здоровых, <дочеловеченных>, самоактуализированных

индивидуумов. Однако, их не может создать даже идеальное общество. По

словам Маслоу, <учитель или культура не создают человека. Скорее они

дают возможность, благоприятствуют, побуждают стать реальным и

актуальным>.

 

Маслоу описывает психически здоровое общество в противоположность

авторитарному управлению бизнесом, где авторитарный менеджер считает,

что рабочие и руководство имеют совершенно противоположные,

несовместимые цели: рабочие хотят заработать как можно больше с

минимальными усилиями, и поэтому за ними надо хорошо смотреть.

Демократическое управление предполагает, что рабочие хотят быть

творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и

одобрении; люди же подозрительные, враждебно настроенные, может быть,

будут лучше работать в авторитарной системе и непродуктивно

использовать свободу. Теория психически здорового общества применима

лишь к тем, кто может принять на себя ответственность и пользоваться

самоуправлением. Поэтому психически здоровое общество должно состоять

из самоактуализированных людей.

 

 

На путях вочеловечивания человека

 

В главе <Синергия> (термин впервые был использован Рут Бенедикт и

обозначает объединенное действие) Маслоу пишет о синергии в

индивидуумах, когда успех других является основой полного

удовлетворения для индивидуума, а помощь предлагается свободно и как

должное. Таким образом, отождествление себя с другими способствует

высокой индивидуальной синергии.

 

Синергия может существовать внутри индивидуума. В перспективе человек

должен делать то, что ему надо делать, потому что он желает делать

это.

 

В своем труде <Дальние пределы человеческой психики> Маслоу

затрагивает проблемы образования. Он справедливо считает, что обучение

танцам, искусству или другим физическим средствам выражения - важный

момент традиционного образования: физически и чувственно

ориентированные учебные предметы требуют активного участия

обучающихся. По Маслоу, любовь, уважение, чувство безопасности, -

фундаментальные потребности, одинаково важные для всех, <но, к

сожалению, в большинстве учебников по психологии даже не упоминается

слово "любовь">.

 

Маслоу вводит новое понятие <плато-переживание>, <плато-познание>.

Ключевым является <плато-переживание>. Этот тип сознания имеет нечто

общее с <пик-переживанием>, но это другой тип переживания. Здесь автор

воспользовался образом <высокого плато>. По Маслоу,

<плато-переживание> означает <жить на постоянно высоком уровне в

смысле просветления или пробуждения, или дзэн, в легкости чудесного...

это значит принимать остроту и точность красоты вещей, но не делать из

этого большого шума...> Но в основе <плато-переживаний>,

<пик-переживаний> лежат, по мнению Маслоу, только позитивные эмоции.

Автор не рассматривает <пик-переживаний> и <плато-переживаний>,

например, под воздействием страха.

 

Теория самоактуализации Маслоу - это теория роста, последовательного

удовлетворения высших потребностей. Индивидуум не может начать путь к

самоактуализации, если не удовлетворены его низшие потребности: в

безопасности, любви, уважении.

 

Самоактуализация предполагает развитие способностей до максимально

возможного, самоактуализирующихся личностей привлекают трудные,

запутанные проблемы, которые требуют максимума творческих усилий.

Защитные механизмы Абрахам Маслоу рассматривает как препятствия

личностному росту, и сам добавляет еще два типа защит: десакрализацию

и <комплекс Ионы>.

 

Волевой компонент Маслоу конкретно не рассматривает; согласно Маслоу,

<самоактуализация означает работу - сделать хорошо то, что человек

хочет сделать. Стать второсортным врачом - не путь для

самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным, или настолько

хорошим врачом, насколько это для него возможно>. Маслоу считает, что

 

На путях вочеловечившия человека

 

 

психически здоровый индивидуум свободен от внутренних конфликтов, а

воля нужна для того, чтобы развить свои способности и таланты.

 

Абрахам Маслоу по праву считается лучшим специалистом в области

человеческой потенциальности. Его заслуга колоссальна, он основал

новое "ап^ение в современной психологии, предметом изучения которого

яв^тсТ^остныйч^ловеквеговысшихпроявлениях.^

 

-^изация личности, ее высшие ценности и смыслы, -б-^^^^^^ свобода,

ответственность, автономия, психическое здоровье, трансценден

 

ция и т. п.

 

АкулинаН.Н.

 

Часть I

 

Здоровье и патология

 

 

О гуманистической биологии*

 

Мои занятия психологией заставляли меня размышлять о многом, и

некоторые из этих размышлений не вписывались в рамки традиционной

психологии - по крайней мере в рамки той психологии, которой когда-то

обучался я.

 

Заинтересовавшись проблемами психологии в тридцатых годах, очень скоро

я обнаружил, что их невозможно решить, подчиняясь структуре

психологической науки, сложившейся к тому времени (бихевиористской,

позитивистской, <научной>, безоценочной, механоморфической

психологии). И тогда, вполне естественно, у меня возникли сомнения в

правильности самой структуры, и сомнения эти подтолкнули меня начать

поиск иных подходов к решению стоящих перед психологией проблем. Со

временем результаты моих исследований сложились в философскую

концепцию, которая вмещает в себя не только психологию, но и науку как

таковую, а также религию, производство, управление, а отныне и

биологию. По существу, я бы назвал ее мировоззрением (Weltanschauung).

 

Сегодняшняя психология не едина, она расколота на множество течений.

Если попытаться хоть как-то упорядочить текущее положение

психологической науки, то можно сказать, что существуют по меньшей

мере три психологии и, соответственно, три разобщенных группы ученых.

Первая из них - это бихевиористы1, объективисты, позитивисты,

механицисты. Вторая

 

* Это выдержки из заметок, написанных мною в марте-апреле 1968 года по

просьбе директора Salk Institute of Biological Studies, в надежде, что

они помогут отказаться от безопеночной концепции биологии и принять на

вооружение гуманистическую философию биологии. В этих заметках я

оставил в стороне вопросы явно пограничного в биологии и посвятил себя

тому, что, по моему мнению, до этого не рассматривалось, или не было

замечено, или было неверно истолковано - с моей, психологической,

точки зрения.

 

 

Здоровье и патология

 

включает в себя дружную поросль, взращенную на психоанализе2 Фрейда.

Третья группа - это психологи гуманистического направления3, или, как

ее еще называют, <Третья сила>, объединившая в себе ученых, которые не

смогли принять взгляды первых двух групп. Именно об этом, третьем

направлении в психологии, я собираюсь говорить. Я истолковываю эту

третью психологию как науку, впитавшую в себя достижения двух других

психологии, и потому буду пользоваться такими терминами, как

<эпи-бихевиоризм> и <эпифрейдизм> (<эпи> значит <после>). Эти термины

помогут нам избежать поверхностных противопоставлений, таких, как

<фрейдизм-антифрейдизм>. Я - фрейдист, и я же бихевиорист, и я же

гуманист, и если уж на то пошло, то вся моя деятельность направлена на

развитие четвертой психологии - психологии трансцендентного.

 

Здесь я говорю только от себя лично. Даже среди психологов

гуманистического направления есть такие, которые скорее склонны

записать бихевиористов и психоаналитиков в стан своих противников, чем

допустить, что те имеют равное с ними право занимать свою веточку на

цветущем дереве науки. Мне думается, подобного рода психологи впадают

в антинаучный, а может даже и иррациональный экстаз по поводу роли

<переживания>. И поскольку я, в свою очередь, рассматриваю

<переживание> лишь как начальный этап познания (этап необходимый, но

недостаточный) и поскольку я считаю, что нашей конечной целью должно

стать распространение знания гораздо более общего и всеобъемлющего,

чем нынешняя психология, -то мне лучше говорить только от своего

имени.

 

Это мой выбор и моя миссия - размышлять свободно, выстраивать теории,

играть с догадками и предположениями - словом, пытаться проникнуть в

будущее. Это скорее пионерская деятельность, работа первопроходца -

выдвинуть смелую гипотезу и отправиться на поиск новых, еще

неизведанных земель, нежели разработка, посев и уход, ирригационные и

мелиорационные мероприятия кропотливого труда экспериментаторов.

Разумеется, последние составляют хребет науки, но мне все же кажется,

что было бы ошибкой считать, будто задача ученых состоит только в

скрупулезной работе с фактами.

 

Первопроходец, творец, исследователь, как правило, действует в

одиночку. Терзаемый страхами и сомнениями, склонный к самооправданиям,

он тем не менее бросает вызов людскому невежеству, гордыне, порой даже

паранойе4. Он обязан быть отважным, должен не бояться выглядеть

смешным, должен не бояться ошибок и постоянно помнить о том, что он и

есть, как говорил Полани (126), в своем роде игрок, который при полном

отсут. ствии фактов рискует выдвигать самые смелые предположения, а

потом в течение нескольких лет пытается найти им подтверждения. Если

он не безумец, то он не может до конца верить собственным

предположениям и должен прекрасно отдавать себе отчет в том, что он

ставит на то, в чем не уверен. Вот так же и я представляю здесь свои

догадки и предположения.

 

О гуманистической биологии

 

 

Я полагаю, нам не избежать обсуждения вопроса об оценочной биологии,

даже если тем самым мы поставим под сомнение всю историю и философию

западной науки. Я убежден, что безоценочная, нейтральная модель науки,

унаследованная биологией из физики, химии и астрономии, где она была

не только желательна, но и необходима, чтобы не позволять церкви

вмешиваться в научные изыскания - эта модель совершенно непригодна для

научного познания живого. И еще более очевидно, что эта безоценочная

философия науки не годится для изучения такого сложного биологического

вида, каким является человек. Здесь такие понятия, как ценности5,

стремления, цели, намерения приобретают первостепенное значение:

только оперируя ими, можно приблизиться к постижению законов

жизнедеятельности человека, а следовательно и к решению классических

задач науки - предсказанию и управлению.

 

Мне хорошо известно о тех жарких дебатах, которые ведутся в рамках

эволюционной теории и в которых муссируются такие слова, как

направления, цели, телеология, витализм. Дебаты эти, на мой взгляд,

запутанны и непродуктивны. Я хочу перенести обсуждение этих проблем в

сферу психологии, где их можно представить более выпукло и где можно

найти более прямые пути к их решению.

 

В рамках эволюционной теории все еще возможны споры об автогенезе в

эволюции, о том, не вызваны ли движение и направление развития

исключительно стечением обстоятельств, чистой случайностью. Мне же

подобные рассуждения представляются чрезмерной роскошью, они просто

невозможны, когда мы имеем дело с живыми людьми. Ведь никто не

возьмется утверждать, что тот или иной человек стал хорошим врачом

случайно - никто не воспримет подобное заявление всерьез. Именно

поэтому я отметаю всякие рассуждения о механическом детерминизме6 и не

считаю нужным выдвигать какие-либо аргументы в пользу своего решения.

 

Хорошие люди и статистика <лучших>

 

Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей человеческой

природы нужно отобрать из популяции ее самые здоровые, самые лучшие

экземпляры, такие, которые превосходили бы остальных по многим

показателям. Приведу несколько наглядных доводов в пользу этого

утверждения.

 

В своих исследованиях я сталкивался с тем, что люди с высокой степенью

само актуализации7 - самые здоровые в психологическом смысле люди -

имеют очень высокие показатели развитости когнитивных и перцептивных

способностей8. Их <превосходство> над остальными людьми может

обнаруживаться даже на сенсорном уровне; меня ничуть не удивило бы,

если, к примеру, какой-нибудь эксперимент обнаружил бы у них

способность различать тончайшие оттенки цвета. Один, когда-то начатый

мною и не завершенный эксперимент может послужить моделью для

подобного рода проб с

 

 

Здоровье и патология

 

<биологическим материалом>. Мой замысел состоял в том, чтобы

протестировать всех первокурсников Брандэйского университета,

используя лучшие методики того времени, а именно, -психиатрическое

интервью9, проективные тесты, тесты достижений10, - и разбить их на

несколько групп. В первую из них вошли бы два процента самых здоровых

в психологическом смысле студентов, во вторую -два процента

средне-здоровых, и, наконец, в третью - два процента наименее здоровых

представителей популяции. Эти три группы затем мы планировали

досконально исследовать при помощи батареи тестов, выявляющих

сенсорные, перцептивные и когнитивные характеристики человека, чтобы

проверить базировавшееся на клинических наблюдениях предположение о

том, что люди с более высокими показателями психологического здоровья

более точно и верно отражают реальность. Я не сомневался в том, что

это предположение подтвердится. Затем мы предполагали наблюдать за

этими людьми, и не только на протяжении четырех лет их обучения в

университете, когда мы могли бы сопоставлять полученные данные с их

успеваемостью и достижениями в различных сферах университетской жизни.

Я надеялся, что нам удастся начать лонгитюдное исследование". Идея

заключалась в том, чтобы, наблюдая за этими людьми на протяжении всей

их жизни, получить неопровержимые доказательства нашей гипотезы о

человеческом здоровье. Некоторые оценочные критерии были очевидны,

такие, как, например, долголетие, устойчивость к психосоматическим

заболеваниям, инфекциям и т. п. Но мы также надеялись, что в ходе

исследования выя-' вятся другие характеристики, о которых мы и не

предполагали. По сути то исследование должно было повторить

калифорнийское исследование Льюиса Термана, который около сорока лет

назад отобрал детей с высокими показателями IQ12 и затем наблюдал за

ними на протяжении нескольких десятилетий, чем продолжает заниматься и

сейчас. Его открытие состояло в том, что люди, в детстве отобранные в

экспериментальную группу13 только по признаку интеллекта, теперь уже

взрослые, превосходят своих сверстников из контрольной группы по всем

проверенным им параметрам. Из этого Льюис делает следующий вывод: все

лучшее в человеке, все те качества, которые только можно пожелать ему,

положительно коррелируют14 друг с другом.

 

Значение такого рода исследований состоит прежде всего в том, что они

кардинально меняют наш взгаяд на статистику и особенно на тот ее

раздел, который ведает подбором материала для эксперимента. Мне

хочется без обиняков назвать ее <статистикой лучших>.

 

Если задаться вопросом, каковы возможности человека как биологического

вида15, то вопрос этот следует отнести скорее к небольшой избранной

группе людей, нежели ко всей популяции в целом. На мой взгляд, главная

причина провала теорий гедонистического и этического толка заключена в

том, что философы смешивали патологическое стремление к наслаждению со

здоровым и даже не обозначили грань между нормой и патологией, между

биологически здоровым и нездоровым индивидуумами.

 

О гуманистической биологии

 

 

Для того, чтобы узнать, насколько высоким может быть человек,

совершенно очевидно, что нужно отобрать самых высоких людей и изучить

их. Для того, чтобы узнать, как быстро может бегать человек, не нужно

выводить среднюю арифметическую скорость всего человечества в целом, -

нужно просто взять олимпийских чемпионов по бегу и посмотреть,

насколько хорошо это делают они. Если же мы хотим познать возможности

духовного и личностного роста человека, его морального развития, то и

здесь, я уверен, мы узнаем больше, изучая самых праведных, самых

добропорядочных представителей людского рода.

 

В целом, я полагаю, будет справедливо сказать, что история

человечества - это череда свидетельств того, как общество ни во что не

ставит отдельного человека. Высочайшие порывы человеческой души

практически всегда недооценивались. И даже когда <хорошие люди> -

святые, мудрецы, великие деятели эпохи - обращали на себя внимание

философов и ученых, то последние редко удерживались от искушения

объяснить их духовное превосходство присутствием божественного начала.

 

Гуманистическая биология и хорошее общество

 

Сейчас уже очевидно, что полная актуализация возможностей человека -

имея в виду общество в целом - может иметь место только при некоторых

<благоприятных условиях>. Или, если говорить еще более прямо, чтобы

человек был хорошим, ему нужны хорошие условия жизни и хорошее

окружение. С другой стороны, я полагаю, нормативная философия биологии

должна принять на вооружение теорию хорошего общества, основой которой

могло бы стать следующее определение: <Хорошее общество -



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.