Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Маслоу Абрахам Гарольд. 28 страница



занимают важное или даже центральное место. Яркими представителями

первого типа я бы назвал миссис Элеонору Рузвельт и, возможно, Трумэна

и Эйзенхауэра. Ко второму типу можно отнести Олдоса Хаксли и,

возможно, Швейцера, Бубера и Эйнштейна.

 

К сожалению, начиная с этого момента, я уже не могу быть столь же

аккуратным в теории, как прежде, потому что среди людей, имевших

трансцендентные переживания, наряду с психологически здоровыми,

самоактуализированными людьми мною были обнаружены также люди, которых

я бы не смог назвать абсолютно здоровыми или самоактуализированными. У

меня сложилось впечатление, что мне удалось выявить ту или иную

степень трансценденции у очень многих людей, и не все они были

самоактуализированными согласно моему определению. Я не исключаю того,

что, отработав технику выявления трансцендентных переживаний, улучшив

концептуальный аппарат, мы обнаружим следы трансценденции у еще более

широкого круга людей. Что делать, - в конце концов сейчас я делюсь с

вами лишь своими личными впечатлениями, вынесенными из очень

предварительного исследования. Поэтому пока я могу лишь с большой

вероятностью предположить, что мы обнаружим следы трансцендентного

постижения не только у самоакгуализированных людей, но и у людей,

отличающихся высокой креативностью, у одаренных людей, у людей

высокообразованных, у сильных личностей, у могущественных и

ответственных политиков и руководителей, у исключительно хороших

(добродетельных) людей и у <героев>, которые преодолели

ангажированность, не поддались на лукавство пропаганды, но смогли

черпать из нее силу.

 

Теория Зет

 

 

Этой группой людей во многом, если не во всем, движет кураж, поэтому я

называю их <жадными до жизни>, в отличие от <скучающих от жизни> (85).

Жизнелюбы всегда скажут <да>, когда <скучающие от жизни> скажут <нет>

(15 9). <Жадные до жизни> позитивно смотрят на жизнь, а их унылые

антагонисты - негативно (смотри у Рича), одни устремлены к жизни, а

другие не испытывают ничего, кроме отвращения к ней или раздражения от

нее.

 

Возвращаясь к нашему делению достигших трансценденции людей на два

типа, можно отметить, что первый тип объединяет в себе более

практичных, более реалистичных, приземленных, более приспособленных к

жизни, более <светских> людей. Такие люди живут в мире <здесь и

сейчас>, в мире, который я называю насущной реальностью, в мире

обыденных человеческих дотребностей и обыденного человеческого

познания. В соответствии со своим мировоззрением они оценивают людей

или явления главным образом в практическом, конкретном ракурсе, с

точки зрения <здесь и сейчас>, в прагматическом ключе. Для них важно,

насколько объект удовлетворяет какую-то из их потребностей или

фрустрирует ее, то есть насколько он полезен или бесполезен, опасен

или безопасен, насколько он значим по отношению к их личности.

 

<Польза> в этом контексте может быть понята и как польза для

выживания, для благоденствия, и как польза для достижения

самоактуализации, для освобождения от низших потребностей. Если

рассуждать о <пользе>, как понимают ее эти люди, в принятых нами

терминах, она является движущей силой их жизни и их точкой зрения на

мир. С одной стороны, эта <польза> диктуется им иерархией нижележащих

физических и психологических потребностей (потребностей в физическом

выживании, в безопасности, в принадлежности, в дружбе, в любви, в

уважении, в оценке, в самоуважении и чувстве собственной значимости),

но с другой - она подчиняется также и потребности в актуализации

личных, присущих только этому конкретному человеку потенциалов (то

есть потребности в идентичности, в реализации собственного <Я>, в

индивидуальности, в уникальности, в самоактуализации). То есть эта

<польза> устремлена не только к удовлетворению видовых, низших

человеческих нужд, но и к воплощению собственных идиосинкратинеских

потенциалов данного человека. Такие люди живут в той данности, которая

им предложена, и реализуют себя в ней. Они управляют окружающим их

миром, используют его для своего и общего блага, как, например, это

Делают политики (психологически здоровые) и люди с практической

жилкой. Этот тип объединяет скорее деятельных людей, нежели

созерцательных или мыслителей, такие люди скорее активны и

прагматичны, нежели эстетичны, они скорее будут познавать реальность и

испытывать ее, чем предаваться эмоциям и переживаниям.

 

Второй тип людей, достигших трансценденции, в отличие от

вышеописанного, гораздо чаще прикасается к высшей реальности, более

поглощен

 

 

Трансценденция и психология Бытия

 

метареальностью, то есть реальностью высших целей и высших ценностей

(85). Такие люди чаще подчиняют свою жизнь метамотивам, их сознание

более унитивно, им свойственны более или менее частые

<плато-переживания> (Асрани), для них не в диковинку высшие

переживания (мистические, сакральные, экстатические), сопровождаемые

озарениями, инсайтами или прозрениями, их взгляд на мир и их поведение

время от времени или даже постоянно подчиняется высшим переживаниям.

 

О первом типе трансцендировавших людей, о <просто-здоровых>

самоактуализированных личностях с полным правом можно сказать, что они

во всем соответствуют лучшим пожеланиям теории Игрек Мак-Грегора (83).

Но что касается второго типа, индивидуумов, которые трансцендировали к

самоактуализации, мы должны сказать, что они не только соответствуют

им, но и превзошли их. Говоря в принятых у нас терминах, можно

сказать, что они трансцендировали теорию Игрек и поселились в мире,

который я собираюсь описать в своей теории Зет. Название теории

нравится мне своей краткостью, тем, что оно пребывает в том же

континууме, что и теория Икс и теория Игрек, и тем, что вместе с ними

формирует строгую, завершенную иерархию.

 

Очевидно, что, подходя к построению этой теории, нам придется иметь

дело с экстраординарными и очень сложными вопросами, вплоть до

проблемы жизненной философии. Обширное и дискурсивное рассмотрение

этих вопросов привело бы нас к необходимости издать отдельную книгу

или даже ряд книг, посвященных этой теме.

 

Мне подумалось, что для начала можно сформулировать основные положения

новой теории в сжатом виде, в таблице 1. Я взял за основу очень

удобную сводную таблицу Кейта Дэвиса (27) и расширил ее. Все,

добавленное мною, выделено курсивом. Вряд ли это можно назвать легким

чтением, но думаю, что всякий, кто действительно интересуется данной

проблемой, сможет почерпнуть в этой таблице немало полезного для себя.

Тем же, кто интересуется более развернутым рассмотрением теории Зет,

советую обратиться к иным работам, указанным в библиографии.

 

И еще одно, последнее предостережение. Необходимо отметить, что

принятое в таблице иерархическое размещение по уровням оставляет

открытой сложную и пока неразрешенную проблему - насколько перекрывают

друг друга или насколько взаимосвязаны следующие прогрессии и

иерархичные ряды:

 

1. Иерархия потребностей (выстроенная по принципу хронологической

последовательности кризисов по Эриксону, или в каком-то конкретном

возрасте).

 

2. Прогрессия базовых нужд от младенчества через детство, юность,

взрослость, к старости.

 

3. Ряд биологической, филогенетической эволюции.

 

Теория Зет 295

 

4. Ряд от болезни (от ущербности, задержки развития) к

психологическому здоровью и полной человечности.

 

5. Ряд от жизни в плохих условиях среды к жизни в хороших условиях.

 

6. Ряд от <конституционально увечного> человека (в биологическом

смысле) к <хорошей особи>, выражаясь языком зоологов.

 

Очевидно, что сложности такого рода еще больше размывают понятие

<психологическое здоровье> и дают дополнительные основания

использовать вместо него понятие <вочеловеченность>, которое с

легкостью объемлет вышеописанные смысловые ряды. С тем же успехом

вместо таких понятий, как <незрелость>, <несчастье>, <болезнь>,

<врожденные дефекты>, <обделенность>, мы можем говорить о

<недочеловечности>. Это понятие включает в себя любое из

вышеупомянутых.

 

Различия (в степени) между людьми, достигшими трансценденции, и

<просто здоровыми> людьми

 

Самоакгуализированные люди, как не имеющие опыта трансценденций, так и

имеющие таковой (или представители соответственно Теории Игрек и

Теории Зет), на первый взгляд должны быть похожи во всех

характеристиках, свойственных самоактуализированным личностям (95), за

одним очевидным исключением. <Просто здоровым> людям не знакомы высшие

переживания и то, что Асрани назвал плато-познанием (спокойное и

созерцательное постижение Бытия, в отличие от экстатического

постижения), или по крайней мере они переживают их реже, или не с

такой интенсивностью, или они значат для них меньше, чем для людей,

достигших трансценденции.

 

Но у меня сложилось впечатление, что это различие между ними не

единственно, что их отличает друг от друга следующий ряд качеств,

которые выражены у трансцендировавших людей и не выражены или гораздо

слабее выражены у <просто здоровых>.

 

1. Для людей, достигших трансценденции, высшие переживания и

плато-познание становятся самым важным в их жизни, мгновениями взлета,

самым ценным аспектом и свидетельством их земного бытия.

 

2. Они ясно, просто, естественно и безотчетно могут изъясняться на

языке высшего Бытия, языке поэтов, мистиков, пророков, глубоко

религиозных людей, людей, живущих в мирах платоновских идей, Спинозы и

вечности. Поэтому им лучше понятен смысл притч, иносказаний,

парадоксов, музыки, искусства, невербальных коммуникаций и т. д. (Это

предположение легко проверяемо.)

 

организаций Уровни развития в соотнесении с другим! переменными* '-<?

иерархическими Таблица 1 Зависит от:Руководство ориентировано на:

Подчиненные ориентированы на:Психологический результат для под

чиненных:Подчиненные стремятся к удовлетв( рению следующих

потребностей:Моральное состояние:Теории Мак-Грегора:Иерархическая

модель класснфика ции потребностей по Маслоу:Факторы Херцберга: Тезис

В.Х. Уаига:Управленческая решетка Блейка у. Мултона:Мотивационное

окружение: Мотивацнонный стиль:Стиль управленческой власти:Модальный

уровень личностного развития:Образ мужчины: Объективность:Политика:

Религия: I. АвтократическийСияыВласть Полное подчинение?- Личностная

зависимость >- Обеспечение средств к существовани НедовольствоВ

соотнТеория Икс - ФизиологическиеОпекас 9,1Внешнее

НегативныйАвтократическийХозяинНечто для использования.

Взаимозаменяем. Безличностен. ХозяинОтчуждена; во владении; не

идентифицирована; власть объективности; объективное

рассмотрениеРабство; обладание Бог карающий II. Опекающий

(административно-хозяйственный)Экономических ресурсовМатериальное

поощрение БезопасностьЗависимость от организации ю Поддержка и опека

Удовлетвореностьесении с другими идеями:Потребности в

безопасностиПоддержка Администратор 3,5ВнешнееГлавным образом

нейтральный по отношению к работеНачальник. Отец. ГлаваПитомец.

Ребенок. Кукла или великодушный диктаторУправление Бог-отец III.

Поддерживающий (мотивационный)ЛидерстваПоддержку

ИсполнительностьУчастие Порядок МотивированностьТеория Игрек

Потребаостн в социальных связяхМотивационный6,6Внутреннее

ПозитивныйУчаствующийРавенство в незрелостиПартнер для взаимной выгоды

и взаимного удовлетворения. Любовь -нужда, на уровне удовлетворения

потребностиСоюзничество для взаимной выгодыЛюбящая добротаЛюбящая

доброта; взаимное удовлетворение IV. Коллегиальный. Тесное

сотрудничествоВзаимного вкладаИнтеграцию ОтветственностьСамодисциплина

Самореализация Приверженность делу и командеПотребности в самоуважении

Мотавапнонный8,8Внутреннее ПозитивныйЗдоровый. ЗрелыйКаждый мужчина -

генерал. Сильная личность. Альянс независимых личностей. Реальное <Я>.

СамоактуализацияВысшая любовь-слияние-объектив-ностъКаждый - сенатор,

каждый - генерал. Полный суверенитетГуманизмВзаимное уважение;

равенство, высшая любовь(?}; полный суверенитет Этическая экономика:

моральная эко- V. Организация теории Зет. Трансцендирование

организацииПосвященности Бытию и высшим ценностям

СотрудничествоВосхищение. Любовь. Признание сложившегося верховенства

Преданность. СамопожертвованиеМетапотребности; высшие ценности

Приверженность высшим ценностямТеория Зет Метапотребности: высшие

ценностиСлияниеВставший выше оценок. Первейший. Превосходный.

Имперсональный. трансперсо-нальный. вплоть до отказа от властиТранец

ен дировавший. Вышедшийза пределы <Я> на высшиеуровни.

Трансперсоналъ-ный Святой, Мудрец, Политик, Исследователь. Мистик,

Бодхисаттва. Великий человек. Самопожертвование и имперсо-нальностъ.

Гераклита в ский типДаосская объективность; трансцендентная

объективность; невмешательная объективность. Любовная

объективностьВысшая политика; анархия; высшая смиренность;

децентрализация. Беспристрастность; трансличностность Трансгуманизм

(космоцентризм, а не го-Высшая любовь; слияние; непринужденность,

расслабленность

 

* Автор использовал в качестве основы таблицу Кейта Дэвиса из <Human

relations at work> 1967 г., добавления автора отмечены курсивом.

 

организаций Уровни развития в соотнесении с другимь переменными t

иерархическими Таблг ща 1 (окончание) Экономика:Уровень науки: Уровень

ценностей:Метод: Страх-храбрость:Степень человечности:Вектор развития:

Совершенство: Психологическое здоровье: Образование:Уровни

психотерапевта и психотерапии, уровни помощи:Секс:Коммуникативный

стиль, илиуровень: Уровень жалоб:Зарплата, вознаграждение, поощрение:

I. АвтократическийБорьба за выживание. Материализм Экономика низших

потребностейПредметная, вещная наука Отсутствие

ценностейАтомистический, дихотомизиру! СНедочеловечност

РегрессВочеловеченностъ- - - -. Научение~ ~ ~ ~-~- --- -Внешнее

Механик; хирургГрязный, жестокий; удовольствие для одного,

быстротечный; эксплуатирующий (партнера)ПриказыНизкий Материальные

вещи. имущество II. Опекающий (административно-хозяйственный)и.

Благожелательное обладание собственностью; обязанности

собственникаИнфра человеческая наука - - - - Инфрачеловеческие

<ценности>·- - -ющии, редуцирующий, анализирующий'; остановка

развития- --- Начало прогресса. Рост~--------^ Назидательное

обучениеобучение---,-Ветеринар: старший; авторитет (внушает страх и

доверие); отдает приказы<Естественно

десакрализован-ный>ПриказыСреднийБезопасность в настоящем и будущем

??. Поддерживающий (мотив ационный)Демократическая, партнерская,

экономика высших потребностей----- Гуманисты ----- -

Гуманистиче------- -* Hepapxi --------- ^Храб- - -^Все более высокая

степень л Взаимное обучениеБлагожелательный и всемогущий отец

(излучает любовь и вызывает любовь; заботливый, но непостижимый).

Зеркало Секс-яюбовь. Экстаз. РадостьДружба. Привязанность. Чувстве

групповой принадлежности IV- Коллегиальный. Тесное

сотрудничествономика; учет социальных факторовческая наука-

--------> ские ценности- --------*теская интеграция. Синергичный, инпи

'ipocmb--------- -·* ВочеловеченностьКоровья и человечности- - - - -

-Сущностное обучение. Научение импровизации. Способность

соотеет-^ствовать незнакомой ситуацииЭкзистенциальный, отношения

коллегиальные, <Я-Ты>; старший брат. Помогает найти идентичность,

судьбу, ценности Сакральный; дорога в рай; секс как

тантраВзаимностьВысокий> Гордость. Положение. Слава. Похвалы. Почести.

Свобода. Самоактуализация V. Организация теории Зет. Трансцендирование

организацииАнархия; децентрализация; высшие ценности как эквивалент

денег. Духовная экономика. Экономика метапотребностей.

Трансперсональная экономика.Трансчеловеческая наука; космоцентризм,

трансперсональный ученый Трансчеловеческие ценности. Высшие ценности,

или ценности Бытия. Космичные ценности '^ративный ^Трансценденция

храбрости и страха. Выход за пределы страха и

храбростиТрансчеловечность; трансперсональ-ностъТрансчеловеческие

обучение. Обучение личностное, даоистичное. Гераклитовс-кий тип. <Не

моя воля, но твоя>. Самопожертвование. Согласие со своей судьбой.

Обязанность. ОтветственностьДаоистичный наставник. Консультант. 1'уру.

мудрец, невмешательный. ииущий высшие ценности. Бодхисаттва.

Грусть-любовь-сострадание Несущий райское блаженство.

Транс-сексуальная эротикаВысший языкМета-жало быВысшие ценности:

справедливость, красота, правильность, совершенство, правда и т.д.

Высшие переживания. Плато-переживания

 

 

Трансценденция и психология Бытия

 

3. Они воспринимают мир унитивно, или сакрально (то есть умеют видеть

сакральное в мирском), они умеют увидеть святое в окружающих их

предметах и явлениях одномоментно с повседневным и обыденным. Эта

сакрализация, причащение к вечности происходит у них своевольно. Она

не отменяет отчетливое ощущение обыденной реальности, но дополняет

его. (Здесь очень подходит дзэн-буддийское <ничего особенного>.)

 

4. Они метамотивированы более направленно и более осознанно. То есть

высшие ценности и Бытие они воспринимают в их действительности и

высшем смысле; совершенство, правда, красота, добродетель,

целостность, преодоление дихотомии, радость жизни и прочее (85)

являются их основными и самыми важными мотивами.

 

5. Иногда кажется, что они умеют каким-то образом распознавать друг

друга с первого взгляда, и между ними мгновенно, буквально с первой

встречи возникает почти интимное взаимопонимание. Между такими людьми

возможно не только вербальное, но и невербальное общение.

 

6. Они более ответственно относятся к прекрасному. Они склонны видеть

прекрасное во всем окружающем их, включая высшие ценности, или, лучше

сказать, они скорее, чем другие люди, увидят в окружающем прекрасное,

или скорее других людей откликнутся на прекрасное, считая красоту

единственно достойной внимания, или разглядят прекрасное в том, что не

принято считать таковым согласно общественному мнению, в общепринятом

смысле. (Я излагаю эту мысль не совсем четко, но пожалуй пока у меня

вряд ли может получиться лучше.)

 

7. Они более холистичны к миру, чем <просто здоровые>, практичные люди

(которые тоже холистичны в том же самом смысле). Для них человечество

едино и космос един, таких разъединяющих понятий, как <национальный

интерес>, <религия моих дедов>, <разность между людьми в степени

интеллекта> либо не существует для них, либо их разъединяющий

потенциал успешно преодолен. Если мы с вами только начинаем с трудом

осознавать как политическую необходимость (самую настоятельную на

сегодняшний день) идею о всечеловеческом братстве, если мы очень

постепенно подходим к мысли, что национальный суверенитет (как право

развязать войну) - это лишь разновидность политической глупости или

незрелости, то людям, достигшим трансценденции, такое мировоззрение

просто свойственно, оно естественно и само собой разумеется для них.

Им труднее представить себе вещи иначе, в нашем <нормальном>, глупом и

незрелом, ключе, хотя они могут понять и такую точку зрения.

 

8. Предшествующее положение о холистическом восприятии

самоактуализированных людей, склонных к трансценденции, вплотную

смыкается с тезисом о присущей им тенденции к синергизму -

интрапсихическому, интерперсональному, интракультурному и

интернациональному. Я не могу широко развернуть здесь это положение,

это заняло бы слишком много места. Вкратце - и, наверное, не слишком

вразумительно -

 

Теория Зет

 

 

можно сказать, что синергизм трансцендирует дихотомию между эгоизмом и

неэгоизмом и включает их обоих в единое, более общее понятие. Это

трансценденция конкуренции, закона лукавого распределения благ, где

обязательно есть победивший и проигравший. Заинтересованному читателю

советую обратиться к более объемному труду на эту тему (83).

 

9. Таким людям, безусловно, легче трансцендировать Эго, <Я>, свою

идентичность, и они более успешны в этом.

 

 10. Такие люди, какивсе, пришедшие к самоактуализации, вызывают у

окружающих любовь, но кроме любви зачастую - чаще, чем другие - они

вызывают благоговейный трепет, кажутся <не от мира сего>,

богоподобными, святыми в средневековом смысле, они почитаемы и внушают

<ужас> в смысле непостижимости и изумления. Глядя на таких людей, мне

зачастую хотелось воскликнуть: <Это великий человек!>

 

 11. Описанные выше качества людей, достигших трансценденции,

позволяют им гораздо лучше приспосабливаться к новшествам и переменам,

нем <просто здоровым>, которые в свою очередь предпочитают

целеустремленно и хорошо делать знакомое им дело, <свое дело>. В

данном случае трансцендентные переживания и озарения позволяют

отчетливее видеть и конкретнее осознавать высшие ценности, идеал,

совершенство, то, что должно быть, что, возможно, существует в

потенции и следовательно воплоти-

 

мо.

 

12. Меня настойчиво преследует ощущение, что люди, достигшие

трансценденции, не столь <счастливы>, как <просто здоровые>. Они могут

быть более экстатичны и более увлечены, они в состоянии испытывать

более высокое <счастье> (пожалуй, <счастье> в данном случае - слишком

слабое слово), в отличие от простого счастья <просто здоровых> людей.

Но порой у меня складывается впечатление, что одновременно со счастьем

они испытывают своего рода космическую печаль, высшую грусть, досаду

по поводу глупости людей и легкости, с которой те идут на уступки

себе, по поводу их слепоты, их жестокости друг к другу, их

ограниченности. Зачастую эти переживания могут затмить даже светлое

чувство от прикосновения к вечности. Скорее всего, источником подобной

грусти служит контраст между тем, что есть на самом деле, и тем

идеальным миром, который столь отчетливо видится им и кажется столь

достижимым. Это та плата, которую им приходится платить за

непосредственное провидение красоты и божественных возможностей

человека, за счастье знать, что возможна полная победа добра над злом,

что возможно лучшее устройство мира - мира, в котором будут

общечеловеческое правительство, синергичные социальные институты,

образование, стремящееся к развитию человека, а не к повышению его IQ,

не к научению конкретным навыкам и знаниям, и т. д. Любой человек,

имевший трансценденции, может сесть и за пять минут составить

конкретный план, как добиться всеобщего мира, братства и счастья,

выписать человечеству рецепт достижения благоденствия, причем

абсолютно практический, абсолютно

 

 

Трансценденция и психология Бытия

 

достижимый. Видя, что почти ничего из необходимого не делается, а если

гдето делается, то настолько неспешно, что, кажется, скорее наступит

конец света, чем свершение желаний, они не могут не печалиться, не

могут не сердиться и не сетовать. Несмотря на то, что в конечном итоге

они <оптимисты>.

 

13. Как ни определять самоактуализированного человека, ему никуда не

деться от глубокого конфликта, вызываемого его собственной

<элитарностью>, избранностью, - в конце концов, по каким бы

показателям ни сравнивать их с другими людьми, они заведомо будут

лучше. Подобного рода конфликт с большей легкостью разрешают или, по

крайней мере, успешнее управляют им люди, достигшие трансценденции, в

отличие от <просто здоровых>. В этом им помогает их способность

одновременно присутствовать как в высшей, так и в повседневной

реальности, способность с легкостью увидеть сакральное в каждом

человеке. С одной стороны, они без особого труда готовы согласиться с

бесспорностью и необходимостью сопоставления одного человека с другим

по критериям повседневного, с легкостью признают <элитарность>

обыденного в человеке (в самом деле, иногда необходимо выбрать для

работы по дому лучшего плотника и отказаться от худшего; бесспорно,

что существует принципиальное отличие полицейского от преступника,

больного от врача, честного от плута, умного от идиота). А с другой

стороны - они отдают себе отчет в беспредельной и равной, несравнимой

ни с чьей, сакральноеT каждого человека. Карл Роджерс применял на

практике понятие <безусловно позитивного отношения> к пациенту,

понятие, a priori необходимое для успеха психотерапевтической работы.

Наше уголовное право запрещает <жестокие и изощренные> наказания

преступника. Это значит, что какое бы злостное и тяжелое преступление

ни совершил человек, за ним все-таки оставляют право на минимальное

уважение, которого заслуживает хотя бы его человеческое происхождение.

А религиозные деятели, как известно, любят повторять, что <каждый

человек - дитя Божье>.

 

Святость человека, святость всего живого и даже неживого, если это

неживое прекрасно, настолько очевидна и естественна для каждого,

достигшего трансценденции, что он вряд ли хотя бы на мгновение сможет

забыть об этом. Святость настолько пронизывает его высокое,

богоподобное отношение к повседневности, что он вправе осуждать и

наказывать, сравнивать и недовольствовать. Но при этом он никогда не

будет высокомерен, никогда не воспользуется слабостью, глупостью или

неумелостью ближнего, несмотря на то, что глубоко практически познал

иерархию и приемы, присущие обыденности. Мне кажется полезным

остановиться на этом парадоксе. Самоактуализированный человек,

достигший трансценденции, зная о своей избранности, о том, что ему

доступно высшее, что он по сути <старший>, всегда будет относиться к

<младшему> как к брату, как к члену семьи, которого нужно любить и о

котором нужно заботиться, невзирая на его помыслы и поступки, просто

хотя бы потому, что тот не чужой ему. Но при этом он вправе быть ему и

строгим отцом, и старшим братом, он не обязан ограни-

 

Теория Зет

 

 

й^: ·

 

 чиваться ролью всепрощающей матери или сентиментального папаши. Его

 наказание сослужит младшему хорошую службу, это своего рода божья

кара, исполненная бесконечной любви. Если мы посмотрим на проблему

наказания с точки зрения трансценденции, то обязательно увидим, что

наказание всегда идет на пользу виновному, оно фрустрирует его,

запрещает ему, а это, конечно же, лучше для преодоления, чем похвала и

ласка.

 

14. У меня сложилось впечатление, что достигшие трансценденции

показывают даже более отчетливо выраженную положительную корреляцию,

чем обычные абсолютные значения отрицательной корреляции между

познанием и причащением к таинству. Научное познание принято

рассматривать как процесс, уменьшающий меру таинственного и

уничтожающий страх, поскольку для большинства людей таинственное



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.