|
|||
Маслоу Абрахам Гарольд. 28 страницазанимают важное или даже центральное место. Яркими представителями первого типа я бы назвал миссис Элеонору Рузвельт и, возможно, Трумэна и Эйзенхауэра. Ко второму типу можно отнести Олдоса Хаксли и, возможно, Швейцера, Бубера и Эйнштейна.
К сожалению, начиная с этого момента, я уже не могу быть столь же аккуратным в теории, как прежде, потому что среди людей, имевших трансцендентные переживания, наряду с психологически здоровыми, самоактуализированными людьми мною были обнаружены также люди, которых я бы не смог назвать абсолютно здоровыми или самоактуализированными. У меня сложилось впечатление, что мне удалось выявить ту или иную степень трансценденции у очень многих людей, и не все они были самоактуализированными согласно моему определению. Я не исключаю того, что, отработав технику выявления трансцендентных переживаний, улучшив концептуальный аппарат, мы обнаружим следы трансценденции у еще более широкого круга людей. Что делать, - в конце концов сейчас я делюсь с вами лишь своими личными впечатлениями, вынесенными из очень предварительного исследования. Поэтому пока я могу лишь с большой вероятностью предположить, что мы обнаружим следы трансцендентного постижения не только у самоакгуализированных людей, но и у людей, отличающихся высокой креативностью, у одаренных людей, у людей высокообразованных, у сильных личностей, у могущественных и ответственных политиков и руководителей, у исключительно хороших (добродетельных) людей и у <героев>, которые преодолели ангажированность, не поддались на лукавство пропаганды, но смогли черпать из нее силу.
Теория Зет
Этой группой людей во многом, если не во всем, движет кураж, поэтому я называю их <жадными до жизни>, в отличие от <скучающих от жизни> (85). Жизнелюбы всегда скажут <да>, когда <скучающие от жизни> скажут <нет> (15 9). <Жадные до жизни> позитивно смотрят на жизнь, а их унылые антагонисты - негативно (смотри у Рича), одни устремлены к жизни, а другие не испытывают ничего, кроме отвращения к ней или раздражения от нее.
Возвращаясь к нашему делению достигших трансценденции людей на два типа, можно отметить, что первый тип объединяет в себе более практичных, более реалистичных, приземленных, более приспособленных к жизни, более <светских> людей. Такие люди живут в мире <здесь и сейчас>, в мире, который я называю насущной реальностью, в мире обыденных человеческих дотребностей и обыденного человеческого познания. В соответствии со своим мировоззрением они оценивают людей или явления главным образом в практическом, конкретном ракурсе, с точки зрения <здесь и сейчас>, в прагматическом ключе. Для них важно, насколько объект удовлетворяет какую-то из их потребностей или фрустрирует ее, то есть насколько он полезен или бесполезен, опасен или безопасен, насколько он значим по отношению к их личности.
<Польза> в этом контексте может быть понята и как польза для выживания, для благоденствия, и как польза для достижения самоактуализации, для освобождения от низших потребностей. Если рассуждать о <пользе>, как понимают ее эти люди, в принятых нами терминах, она является движущей силой их жизни и их точкой зрения на мир. С одной стороны, эта <польза> диктуется им иерархией нижележащих физических и психологических потребностей (потребностей в физическом выживании, в безопасности, в принадлежности, в дружбе, в любви, в уважении, в оценке, в самоуважении и чувстве собственной значимости), но с другой - она подчиняется также и потребности в актуализации личных, присущих только этому конкретному человеку потенциалов (то есть потребности в идентичности, в реализации собственного <Я>, в индивидуальности, в уникальности, в самоактуализации). То есть эта <польза> устремлена не только к удовлетворению видовых, низших человеческих нужд, но и к воплощению собственных идиосинкратинеских потенциалов данного человека. Такие люди живут в той данности, которая им предложена, и реализуют себя в ней. Они управляют окружающим их миром, используют его для своего и общего блага, как, например, это Делают политики (психологически здоровые) и люди с практической жилкой. Этот тип объединяет скорее деятельных людей, нежели созерцательных или мыслителей, такие люди скорее активны и прагматичны, нежели эстетичны, они скорее будут познавать реальность и испытывать ее, чем предаваться эмоциям и переживаниям.
Второй тип людей, достигших трансценденции, в отличие от вышеописанного, гораздо чаще прикасается к высшей реальности, более поглощен
Трансценденция и психология Бытия
метареальностью, то есть реальностью высших целей и высших ценностей (85). Такие люди чаще подчиняют свою жизнь метамотивам, их сознание более унитивно, им свойственны более или менее частые <плато-переживания> (Асрани), для них не в диковинку высшие переживания (мистические, сакральные, экстатические), сопровождаемые озарениями, инсайтами или прозрениями, их взгляд на мир и их поведение время от времени или даже постоянно подчиняется высшим переживаниям.
О первом типе трансцендировавших людей, о <просто-здоровых> самоактуализированных личностях с полным правом можно сказать, что они во всем соответствуют лучшим пожеланиям теории Игрек Мак-Грегора (83). Но что касается второго типа, индивидуумов, которые трансцендировали к самоактуализации, мы должны сказать, что они не только соответствуют им, но и превзошли их. Говоря в принятых у нас терминах, можно сказать, что они трансцендировали теорию Игрек и поселились в мире, который я собираюсь описать в своей теории Зет. Название теории нравится мне своей краткостью, тем, что оно пребывает в том же континууме, что и теория Икс и теория Игрек, и тем, что вместе с ними формирует строгую, завершенную иерархию.
Очевидно, что, подходя к построению этой теории, нам придется иметь дело с экстраординарными и очень сложными вопросами, вплоть до проблемы жизненной философии. Обширное и дискурсивное рассмотрение этих вопросов привело бы нас к необходимости издать отдельную книгу или даже ряд книг, посвященных этой теме.
Мне подумалось, что для начала можно сформулировать основные положения новой теории в сжатом виде, в таблице 1. Я взял за основу очень удобную сводную таблицу Кейта Дэвиса (27) и расширил ее. Все, добавленное мною, выделено курсивом. Вряд ли это можно назвать легким чтением, но думаю, что всякий, кто действительно интересуется данной проблемой, сможет почерпнуть в этой таблице немало полезного для себя. Тем же, кто интересуется более развернутым рассмотрением теории Зет, советую обратиться к иным работам, указанным в библиографии.
И еще одно, последнее предостережение. Необходимо отметить, что принятое в таблице иерархическое размещение по уровням оставляет открытой сложную и пока неразрешенную проблему - насколько перекрывают друг друга или насколько взаимосвязаны следующие прогрессии и иерархичные ряды:
1. Иерархия потребностей (выстроенная по принципу хронологической последовательности кризисов по Эриксону, или в каком-то конкретном возрасте).
2. Прогрессия базовых нужд от младенчества через детство, юность, взрослость, к старости.
3. Ряд биологической, филогенетической эволюции.
Теория Зет 295
4. Ряд от болезни (от ущербности, задержки развития) к психологическому здоровью и полной человечности.
5. Ряд от жизни в плохих условиях среды к жизни в хороших условиях.
6. Ряд от <конституционально увечного> человека (в биологическом смысле) к <хорошей особи>, выражаясь языком зоологов.
Очевидно, что сложности такого рода еще больше размывают понятие <психологическое здоровье> и дают дополнительные основания использовать вместо него понятие <вочеловеченность>, которое с легкостью объемлет вышеописанные смысловые ряды. С тем же успехом вместо таких понятий, как <незрелость>, <несчастье>, <болезнь>, <врожденные дефекты>, <обделенность>, мы можем говорить о <недочеловечности>. Это понятие включает в себя любое из вышеупомянутых.
Различия (в степени) между людьми, достигшими трансценденции, и <просто здоровыми> людьми
Самоакгуализированные люди, как не имеющие опыта трансценденций, так и имеющие таковой (или представители соответственно Теории Игрек и Теории Зет), на первый взгляд должны быть похожи во всех характеристиках, свойственных самоактуализированным личностям (95), за одним очевидным исключением. <Просто здоровым> людям не знакомы высшие переживания и то, что Асрани назвал плато-познанием (спокойное и созерцательное постижение Бытия, в отличие от экстатического постижения), или по крайней мере они переживают их реже, или не с такой интенсивностью, или они значат для них меньше, чем для людей, достигших трансценденции.
Но у меня сложилось впечатление, что это различие между ними не единственно, что их отличает друг от друга следующий ряд качеств, которые выражены у трансцендировавших людей и не выражены или гораздо слабее выражены у <просто здоровых>.
1. Для людей, достигших трансценденции, высшие переживания и плато-познание становятся самым важным в их жизни, мгновениями взлета, самым ценным аспектом и свидетельством их земного бытия.
2. Они ясно, просто, естественно и безотчетно могут изъясняться на языке высшего Бытия, языке поэтов, мистиков, пророков, глубоко религиозных людей, людей, живущих в мирах платоновских идей, Спинозы и вечности. Поэтому им лучше понятен смысл притч, иносказаний, парадоксов, музыки, искусства, невербальных коммуникаций и т. д. (Это предположение легко проверяемо.)
организаций Уровни развития в соотнесении с другим! переменными* '-<? иерархическими Таблица 1 Зависит от:Руководство ориентировано на: Подчиненные ориентированы на:Психологический результат для под чиненных:Подчиненные стремятся к удовлетв( рению следующих потребностей:Моральное состояние:Теории Мак-Грегора:Иерархическая модель класснфика ции потребностей по Маслоу:Факторы Херцберга: Тезис В.Х. Уаига:Управленческая решетка Блейка у. Мултона:Мотивационное окружение: Мотивацнонный стиль:Стиль управленческой власти:Модальный уровень личностного развития:Образ мужчины: Объективность:Политика: Религия: I. АвтократическийСияыВласть Полное подчинение?- Личностная зависимость >- Обеспечение средств к существовани НедовольствоВ соотнТеория Икс - ФизиологическиеОпекас 9,1Внешнее НегативныйАвтократическийХозяинНечто для использования. Взаимозаменяем. Безличностен. ХозяинОтчуждена; во владении; не идентифицирована; власть объективности; объективное рассмотрениеРабство; обладание Бог карающий II. Опекающий (административно-хозяйственный)Экономических ресурсовМатериальное поощрение БезопасностьЗависимость от организации ю Поддержка и опека Удовлетвореностьесении с другими идеями:Потребности в безопасностиПоддержка Администратор 3,5ВнешнееГлавным образом нейтральный по отношению к работеНачальник. Отец. ГлаваПитомец. Ребенок. Кукла или великодушный диктаторУправление Бог-отец III. Поддерживающий (мотивационный)ЛидерстваПоддержку ИсполнительностьУчастие Порядок МотивированностьТеория Игрек Потребаостн в социальных связяхМотивационный6,6Внутреннее ПозитивныйУчаствующийРавенство в незрелостиПартнер для взаимной выгоды и взаимного удовлетворения. Любовь -нужда, на уровне удовлетворения потребностиСоюзничество для взаимной выгодыЛюбящая добротаЛюбящая доброта; взаимное удовлетворение IV. Коллегиальный. Тесное сотрудничествоВзаимного вкладаИнтеграцию ОтветственностьСамодисциплина Самореализация Приверженность делу и командеПотребности в самоуважении Мотавапнонный8,8Внутреннее ПозитивныйЗдоровый. ЗрелыйКаждый мужчина - генерал. Сильная личность. Альянс независимых личностей. Реальное <Я>. СамоактуализацияВысшая любовь-слияние-объектив-ностъКаждый - сенатор, каждый - генерал. Полный суверенитетГуманизмВзаимное уважение; равенство, высшая любовь(?}; полный суверенитет Этическая экономика: моральная эко- V. Организация теории Зет. Трансцендирование организацииПосвященности Бытию и высшим ценностям СотрудничествоВосхищение. Любовь. Признание сложившегося верховенства Преданность. СамопожертвованиеМетапотребности; высшие ценности Приверженность высшим ценностямТеория Зет Метапотребности: высшие ценностиСлияниеВставший выше оценок. Первейший. Превосходный. Имперсональный. трансперсо-нальный. вплоть до отказа от властиТранец ен дировавший. Вышедшийза пределы <Я> на высшиеуровни. Трансперсоналъ-ный Святой, Мудрец, Политик, Исследователь. Мистик, Бодхисаттва. Великий человек. Самопожертвование и имперсо-нальностъ. Гераклита в ский типДаосская объективность; трансцендентная объективность; невмешательная объективность. Любовная объективностьВысшая политика; анархия; высшая смиренность; децентрализация. Беспристрастность; трансличностность Трансгуманизм (космоцентризм, а не го-Высшая любовь; слияние; непринужденность, расслабленность
* Автор использовал в качестве основы таблицу Кейта Дэвиса из <Human relations at work> 1967 г., добавления автора отмечены курсивом.
организаций Уровни развития в соотнесении с другимь переменными t иерархическими Таблг ща 1 (окончание) Экономика:Уровень науки: Уровень ценностей:Метод: Страх-храбрость:Степень человечности:Вектор развития: Совершенство: Психологическое здоровье: Образование:Уровни психотерапевта и психотерапии, уровни помощи:Секс:Коммуникативный стиль, илиуровень: Уровень жалоб:Зарплата, вознаграждение, поощрение: I. АвтократическийБорьба за выживание. Материализм Экономика низших потребностейПредметная, вещная наука Отсутствие ценностейАтомистический, дихотомизиру! СНедочеловечност РегрессВочеловеченностъ- - - -. Научение~ ~ ~ ~-~- --- -Внешнее Механик; хирургГрязный, жестокий; удовольствие для одного, быстротечный; эксплуатирующий (партнера)ПриказыНизкий Материальные вещи. имущество II. Опекающий (административно-хозяйственный)и. Благожелательное обладание собственностью; обязанности собственникаИнфра человеческая наука - - - - Инфрачеловеческие <ценности>·- - -ющии, редуцирующий, анализирующий'; остановка развития- --- Начало прогресса. Рост~--------^ Назидательное обучениеобучение---,-Ветеринар: старший; авторитет (внушает страх и доверие); отдает приказы<Естественно десакрализован-ный>ПриказыСреднийБезопасность в настоящем и будущем ??. Поддерживающий (мотив ационный)Демократическая, партнерская, экономика высших потребностей----- Гуманисты ----- - Гуманистиче------- -* Hepapxi --------- ^Храб- - -^Все более высокая степень л Взаимное обучениеБлагожелательный и всемогущий отец (излучает любовь и вызывает любовь; заботливый, но непостижимый). Зеркало Секс-яюбовь. Экстаз. РадостьДружба. Привязанность. Чувстве групповой принадлежности IV- Коллегиальный. Тесное сотрудничествономика; учет социальных факторовческая наука- --------> ские ценности- --------*теская интеграция. Синергичный, инпи 'ipocmb--------- -·* ВочеловеченностьКоровья и человечности- - - - - -Сущностное обучение. Научение импровизации. Способность соотеет-^ствовать незнакомой ситуацииЭкзистенциальный, отношения коллегиальные, <Я-Ты>; старший брат. Помогает найти идентичность, судьбу, ценности Сакральный; дорога в рай; секс как тантраВзаимностьВысокий> Гордость. Положение. Слава. Похвалы. Почести. Свобода. Самоактуализация V. Организация теории Зет. Трансцендирование организацииАнархия; децентрализация; высшие ценности как эквивалент денег. Духовная экономика. Экономика метапотребностей. Трансперсональная экономика.Трансчеловеческая наука; космоцентризм, трансперсональный ученый Трансчеловеческие ценности. Высшие ценности, или ценности Бытия. Космичные ценности '^ративный ^Трансценденция храбрости и страха. Выход за пределы страха и храбростиТрансчеловечность; трансперсональ-ностъТрансчеловеческие обучение. Обучение личностное, даоистичное. Гераклитовс-кий тип. <Не моя воля, но твоя>. Самопожертвование. Согласие со своей судьбой. Обязанность. ОтветственностьДаоистичный наставник. Консультант. 1'уру. мудрец, невмешательный. ииущий высшие ценности. Бодхисаттва. Грусть-любовь-сострадание Несущий райское блаженство. Транс-сексуальная эротикаВысший языкМета-жало быВысшие ценности: справедливость, красота, правильность, совершенство, правда и т.д. Высшие переживания. Плато-переживания
Трансценденция и психология Бытия
3. Они воспринимают мир унитивно, или сакрально (то есть умеют видеть сакральное в мирском), они умеют увидеть святое в окружающих их предметах и явлениях одномоментно с повседневным и обыденным. Эта сакрализация, причащение к вечности происходит у них своевольно. Она не отменяет отчетливое ощущение обыденной реальности, но дополняет его. (Здесь очень подходит дзэн-буддийское <ничего особенного>.)
4. Они метамотивированы более направленно и более осознанно. То есть высшие ценности и Бытие они воспринимают в их действительности и высшем смысле; совершенство, правда, красота, добродетель, целостность, преодоление дихотомии, радость жизни и прочее (85) являются их основными и самыми важными мотивами.
5. Иногда кажется, что они умеют каким-то образом распознавать друг друга с первого взгляда, и между ними мгновенно, буквально с первой встречи возникает почти интимное взаимопонимание. Между такими людьми возможно не только вербальное, но и невербальное общение.
6. Они более ответственно относятся к прекрасному. Они склонны видеть прекрасное во всем окружающем их, включая высшие ценности, или, лучше сказать, они скорее, чем другие люди, увидят в окружающем прекрасное, или скорее других людей откликнутся на прекрасное, считая красоту единственно достойной внимания, или разглядят прекрасное в том, что не принято считать таковым согласно общественному мнению, в общепринятом смысле. (Я излагаю эту мысль не совсем четко, но пожалуй пока у меня вряд ли может получиться лучше.)
7. Они более холистичны к миру, чем <просто здоровые>, практичные люди (которые тоже холистичны в том же самом смысле). Для них человечество едино и космос един, таких разъединяющих понятий, как <национальный интерес>, <религия моих дедов>, <разность между людьми в степени интеллекта> либо не существует для них, либо их разъединяющий потенциал успешно преодолен. Если мы с вами только начинаем с трудом осознавать как политическую необходимость (самую настоятельную на сегодняшний день) идею о всечеловеческом братстве, если мы очень постепенно подходим к мысли, что национальный суверенитет (как право развязать войну) - это лишь разновидность политической глупости или незрелости, то людям, достигшим трансценденции, такое мировоззрение просто свойственно, оно естественно и само собой разумеется для них. Им труднее представить себе вещи иначе, в нашем <нормальном>, глупом и незрелом, ключе, хотя они могут понять и такую точку зрения.
8. Предшествующее положение о холистическом восприятии самоактуализированных людей, склонных к трансценденции, вплотную смыкается с тезисом о присущей им тенденции к синергизму - интрапсихическому, интерперсональному, интракультурному и интернациональному. Я не могу широко развернуть здесь это положение, это заняло бы слишком много места. Вкратце - и, наверное, не слишком вразумительно -
Теория Зет
можно сказать, что синергизм трансцендирует дихотомию между эгоизмом и неэгоизмом и включает их обоих в единое, более общее понятие. Это трансценденция конкуренции, закона лукавого распределения благ, где обязательно есть победивший и проигравший. Заинтересованному читателю советую обратиться к более объемному труду на эту тему (83).
9. Таким людям, безусловно, легче трансцендировать Эго, <Я>, свою идентичность, и они более успешны в этом.
10. Такие люди, какивсе, пришедшие к самоактуализации, вызывают у окружающих любовь, но кроме любви зачастую - чаще, чем другие - они вызывают благоговейный трепет, кажутся <не от мира сего>, богоподобными, святыми в средневековом смысле, они почитаемы и внушают <ужас> в смысле непостижимости и изумления. Глядя на таких людей, мне зачастую хотелось воскликнуть: <Это великий человек!>
11. Описанные выше качества людей, достигших трансценденции, позволяют им гораздо лучше приспосабливаться к новшествам и переменам, нем <просто здоровым>, которые в свою очередь предпочитают целеустремленно и хорошо делать знакомое им дело, <свое дело>. В данном случае трансцендентные переживания и озарения позволяют отчетливее видеть и конкретнее осознавать высшие ценности, идеал, совершенство, то, что должно быть, что, возможно, существует в потенции и следовательно воплоти-
мо.
12. Меня настойчиво преследует ощущение, что люди, достигшие трансценденции, не столь <счастливы>, как <просто здоровые>. Они могут быть более экстатичны и более увлечены, они в состоянии испытывать более высокое <счастье> (пожалуй, <счастье> в данном случае - слишком слабое слово), в отличие от простого счастья <просто здоровых> людей. Но порой у меня складывается впечатление, что одновременно со счастьем они испытывают своего рода космическую печаль, высшую грусть, досаду по поводу глупости людей и легкости, с которой те идут на уступки себе, по поводу их слепоты, их жестокости друг к другу, их ограниченности. Зачастую эти переживания могут затмить даже светлое чувство от прикосновения к вечности. Скорее всего, источником подобной грусти служит контраст между тем, что есть на самом деле, и тем идеальным миром, который столь отчетливо видится им и кажется столь достижимым. Это та плата, которую им приходится платить за непосредственное провидение красоты и божественных возможностей человека, за счастье знать, что возможна полная победа добра над злом, что возможно лучшее устройство мира - мира, в котором будут общечеловеческое правительство, синергичные социальные институты, образование, стремящееся к развитию человека, а не к повышению его IQ, не к научению конкретным навыкам и знаниям, и т. д. Любой человек, имевший трансценденции, может сесть и за пять минут составить конкретный план, как добиться всеобщего мира, братства и счастья, выписать человечеству рецепт достижения благоденствия, причем абсолютно практический, абсолютно
Трансценденция и психология Бытия
достижимый. Видя, что почти ничего из необходимого не делается, а если гдето делается, то настолько неспешно, что, кажется, скорее наступит конец света, чем свершение желаний, они не могут не печалиться, не могут не сердиться и не сетовать. Несмотря на то, что в конечном итоге они <оптимисты>.
13. Как ни определять самоактуализированного человека, ему никуда не деться от глубокого конфликта, вызываемого его собственной <элитарностью>, избранностью, - в конце концов, по каким бы показателям ни сравнивать их с другими людьми, они заведомо будут лучше. Подобного рода конфликт с большей легкостью разрешают или, по крайней мере, успешнее управляют им люди, достигшие трансценденции, в отличие от <просто здоровых>. В этом им помогает их способность одновременно присутствовать как в высшей, так и в повседневной реальности, способность с легкостью увидеть сакральное в каждом человеке. С одной стороны, они без особого труда готовы согласиться с бесспорностью и необходимостью сопоставления одного человека с другим по критериям повседневного, с легкостью признают <элитарность> обыденного в человеке (в самом деле, иногда необходимо выбрать для работы по дому лучшего плотника и отказаться от худшего; бесспорно, что существует принципиальное отличие полицейского от преступника, больного от врача, честного от плута, умного от идиота). А с другой стороны - они отдают себе отчет в беспредельной и равной, несравнимой ни с чьей, сакральноеT каждого человека. Карл Роджерс применял на практике понятие <безусловно позитивного отношения> к пациенту, понятие, a priori необходимое для успеха психотерапевтической работы. Наше уголовное право запрещает <жестокие и изощренные> наказания преступника. Это значит, что какое бы злостное и тяжелое преступление ни совершил человек, за ним все-таки оставляют право на минимальное уважение, которого заслуживает хотя бы его человеческое происхождение. А религиозные деятели, как известно, любят повторять, что <каждый человек - дитя Божье>.
Святость человека, святость всего живого и даже неживого, если это неживое прекрасно, настолько очевидна и естественна для каждого, достигшего трансценденции, что он вряд ли хотя бы на мгновение сможет забыть об этом. Святость настолько пронизывает его высокое, богоподобное отношение к повседневности, что он вправе осуждать и наказывать, сравнивать и недовольствовать. Но при этом он никогда не будет высокомерен, никогда не воспользуется слабостью, глупостью или неумелостью ближнего, несмотря на то, что глубоко практически познал иерархию и приемы, присущие обыденности. Мне кажется полезным остановиться на этом парадоксе. Самоактуализированный человек, достигший трансценденции, зная о своей избранности, о том, что ему доступно высшее, что он по сути <старший>, всегда будет относиться к <младшему> как к брату, как к члену семьи, которого нужно любить и о котором нужно заботиться, невзирая на его помыслы и поступки, просто хотя бы потому, что тот не чужой ему. Но при этом он вправе быть ему и строгим отцом, и старшим братом, он не обязан ограни-
Теория Зет
й^: ·
чиваться ролью всепрощающей матери или сентиментального папаши. Его наказание сослужит младшему хорошую службу, это своего рода божья кара, исполненная бесконечной любви. Если мы посмотрим на проблему наказания с точки зрения трансценденции, то обязательно увидим, что наказание всегда идет на пользу виновному, оно фрустрирует его, запрещает ему, а это, конечно же, лучше для преодоления, чем похвала и ласка.
14. У меня сложилось впечатление, что достигшие трансценденции показывают даже более отчетливо выраженную положительную корреляцию, чем обычные абсолютные значения отрицательной корреляции между познанием и причащением к таинству. Научное познание принято рассматривать как процесс, уменьшающий меру таинственного и уничтожающий страх, поскольку для большинства людей таинственное
|
|||
|