Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Второй этап.



                                                       Второй этап.

 

    В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию навыков аналитического чтения. Проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях. Переход к обучению технике аналитического чтения оказывается возможным только после накопления детьми запаса слов, воспринимаемых глобально, целостно, значения которых дети хорошо понимают. Поэтому важным в отношении начинающего читать ребёнка - дошкольника  с нарушением слуха считаем:

- актуальность сведений, которые он может почерпнуть из текста;

- доступность излагаемого содержания;

- объём информации и самого текста;

Информируя, текст обучает, ориентирует, формирует представления и образы, вырабатывает

ценности и установки, программирует стратегию деятельности, закрепляет навыки

поведения. С точки зрения психологии, информативность текста измеряется не общим

количеством информации, содержащейся в сообщении, а  лишь тем её количеством, которое

 стало достоянием   ребёнка дошкольного  возраста,  школьника  или  подростка.

- материал должен соотноситься с возрастными возможностями детей;

- материал должен быть интересным и привлекательным по самому оформлению;

- посильным с точки зрения звукопроизношения, навыков зрительного восприятия и

   техники чтения;

- материал должен нести воспитательную нагрузку.

При подготовке к занятиям анализируем речевой материал по степени его доступности и постепенного усложнения отрабатываемого словаря и фразеологии, продумываем игровые моменты и занимательные упражнения, индивидуальную помощь ребёнку в случае затруднений, учитываем эмоциональный настрой и адекватную реакцию на любые отношения  детей к прочитанному.

При переходе на аналитическое (дактильное) чтение на табличках с печатным шрифтом устанавливаем надстрочные знаки, помогающие формировать навык плавного чтения, соблюдения ударения, пауз и правил орфоэпии.        

  Обязательным элементом обучения аналитическому чтению является проверка понимания прочитанного. С этой целью  мы используем такие методы как:

репродуктивные- ответы на вопросы, подбор картинок, предварительное

                             рассказывание,  демонстрация действий, повторное чтение с

                             драматизацией, зарисовки и т.п.;

проблемные       - вставить недостающие буквы, вставить пропущенные слова, заменить

                            картинки словами, выяснить «Почему?» или  «Зачем?»;

творческие          - зарисовки, драматизации, составление нового текста с другими

                            действующими именами или лицами, пересказ по серии картинок на

                            тему, пересказ по вопросам, пересказ по аналогии.

 

   Работаем с разрезной азбукой по образцу или  по памяти . Складывание из букв разрезной азбуки при опоре на табличку способствует запоминанию слов, их анализу.   Одним из средств усвоения звуко-буквенной структуры слов также является письмо слов печатными буквами, которое вначале носит характер списывания. Эти виды работы с детьми помогают сформировать ряд  других умений, которые включены в содержание раздела, относящегося к обучению чтению: звуковой, слоговой анализ и синтез, овладение структурой слогов и слов разной сложности. Дети должны научиться громкому, чёткому и внятному чтению (с соблюдением акцента на ударном слоге и паузы между предложениями) слов, фраз в текстах букваря, выполнению заданий, написанных печатным шрифтом.

 

   Для формирования графомоторной функции широко используем материалы лингводидактического комплекса.  Комплекс состоит из трёх комплектов лингводидактических средств обучения, а также  раздаточных предметных и демонстрационных материалов к ним. Предназначен для обучения речи, обучения коммуникативным навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дидактические материалы для развития ритмико–интонационной стороны речи помогают формировать элементарную выразительность при чтении. Дети произносят с различной интонацией (боли, вопроса, осуждения, радости, жалобы) отдельные хорошо знакомые слова и фразы по подражанию учителю, по ситуации и по картинке. ( Ура! Пришёл Дед Мороз!  Ай-ай, нельзя; упал; болит;  я хочу,  я не хочу и другие).

 Дидактический материал для формирования речи и речевого общения (серии картин из повседневной жизни детей,  коммуникативные игрушки) используем в работе  при проверке понимания прочитанного и усвоения словаря.

         Для систематического чтения  используем произведения Виталия Бианки. На основе его творчества формируем художественный вкус детей, умение видеть и понимать красоту в природе, любовь к животному миру,  умение проявлять заботу о животных и птицах. Эффективному обучению чтения способствуют книги Б.Д.Корсунской «Читаю сам»; учебное пособие Л. П. Носковой «Учимся наблюдать, говорить, читать, слушать»;  стихи Агнии Барто; русские народные сказки; книжки – самоделки, а также тексты, изготовленные в результате работы в творческой группе. В тексте пропущены опорные слова, на их место вставлены картинки или рисунки. Большой размер текстов и картины к ним помогают учить детей читать строго по линии, слева направо и полностью каждую фразу .

      В случаях значительных трудностей в восприятии детьми слов и фраз мы используем пиктограммыкак вспомогательное средство. Пиктограммы представляют собой схематические рисунки, передающие значение слова, предложения.  Их использование способствует развитию символизации, важнейшего компонента языковой способности и развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.  Педагог может придумать и нарисовать пиктограммы сам, учитывая, что в пиктограмме должны быть отражены особенности действия или свойств, присущих данному слову. Из пиктограмм мы составляем словосочетания, предложения, а также рассказы.

 

     Необходимо отметить наличие некоторых особенностей , которые выявляются  при обучении чтению детей с нарушением слуха.  Уже в среднем и старшем возрасте глухие и слабослышащие дошкольники могут испытывать трудности при формировании навыка чтения, обусловленных сложной структурой дефекта. Это:

1. Затруднения в понимании отдельных слов, сочетаний и коротких фраз. Особую сложность представляет лексика, отражающая переживания человека.  Например: мальчик обрадовался, мне понравился рисунок, Саша удивилась.  Эмоциональность рассказа или стихотворения интуитивно чувствуется детьми с нарушением слуха, но словесно без помощи взрослых (родителей , педагогов) обозначить свои чувства затрудняются.

2. Непонимание употреблённых в тексте местоимений. Местоимения он, она, его не всегда правильно соотносятся с существительными, на которые указывают.

3. Трудности в понимании элементарной образной речи. И если дети читают описание природы, то не видят за художественным словом картины.

4. Трудность звукослияния: дошкольники со сложной структурой дефекта произносят отдельные звуки, а слоги получить не могут. В результате читают резким, грубым слогом и не могут объяснить, о чём читали. Скорость (темп) чтения остаётся очень низким.

5.Трудности запоминания слоговой структуры и звукового состава. Даже многократно повторяющийся на занятиях и в быту речевой материал не входит в активную речь детей.

6. Механизмы глобального чтения, которые формируются у большинства дошкольников с нарушениями слуха к 3-4 годам и становятся основой для последующего аналитического чтения, у детей со сложной структурой нарушений складываются намного позднее.                                                                                                                     7. Вследствие особенностей зрительного восприятия, недостаточно развитой  словесной памяти дети не запоминают письменные обозначения или смешивают близкие по графическим образам слова.

8.  Низкий уровень познавательной деятельности у детей,  что приводит к слабой  мотивированности обучения чтению. Исследование мотивов детского чтения глухих дошкольников семи лет показывает, что основным мотивом является мотив познания мира, затем следует второй по значимости мотив – коррекционный. Под ним исследователи предполагают овладение новыми словами, развитие речи. Мотивы узнать о жизни автора, эстетического удовлетворения от чтения отсутствуют.

 

       Таким образом, можно заключить:

· Целенаправленная, специальным образом организованная работа по формированию навыков глобального и аналитического чтения позволяет сформировать у детей с нарушением слуха  предпосылки для дальнейшего обучения чтению.

· Дети в период дошкольного обучения овладевают навыками техники чтения, способны к пониманию прочитанного, о чём свидетельствуют результаты педагогического обследования при переходе детей в школу.

· Обучение глухих и слабослышащих дошкольников чтению становится мощным стимулом  в их речевом развитии и является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

 

· Дети со сложной структурой дефекта несколько отстают в формировании навыков чтения. Становление данной категории детей как читателей проходит медленнее и требует более серьёзного коррекционного воздействия со стороны сурдопедагогов, воспитателей, родителей, которые должны разъяснять смысл новых слов, помочь установить связи внутри словосочетаний, предложений и между частями текста. 

 

Литература: 1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха./ Под

                       редакцией  Головчиц Л. А. –М.: Граф Пресс, 2003 г.

                   2. Сурдопедагогика./ Под ред. Речицкой Е. Г. –М.: Владос, 2004.

                   3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. –М.: Академия, 2002.

                   4.  Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос, 2001 .

                   5. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих

                       дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

                       заведений. –М.: Владос, 2000.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.