Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сущность подготовительного периода обучения



Сущность подготовительного периода обучения

чтению дошкольников с нарушением слуха.

Сковородкина С. А. учитель – дефектолог

 дошкольного отделения школы – интерната

                                                                                                   I – II вида № 4 города Великий Новгород.

 

 С точки зрения психологии чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения, (по мнению Леонтьева А. А.) и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.( Егоров Т. Г. ) При этом следует подчеркнуть, что техника чтения сама по себе не есть ещё собственно чтение. Лицо, читающее текст или чтец должен понимать то, что он читает. Поэтому чтение представляет собой  ,,своеобразную мыслительную операцию” (Рубинштейн С. Л.)

В последнее время чтение трактуется рядом исследователей как информационная активность, при которой путём набора условных символов передаётся информация от одного лица к другому. Приём и правильное понимание этих сообщений требует от чтеца также большой психической активности.

  Одной из главных задач воспитания и обучения глухого и слабослышащего ребёнка дошкольного возраста является – формирование такого сложного вида речевой деятельности как чтение. И нарушение слуха у ребёнка не может служить основанием для  лишения его такого важнейшего средства познания как чтение.

       Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и эксперименты Б. Д. Корсунской, Н. Д. Шматко, Л. Н. Носковой, Л. А. Головчиц  и других авторов, которые подтверждают, что раннее приобщение глухих и слабослышащих детей к чтению, пусть в меньшем объёме, в обеднённом качестве, с использованием специальных методических средств и приёмов, играет огромную роль в общем развитии, воспитании чувств, становлении личности. Чтение требует высокого уровня произвольности психических процессов и оказывает мощное влияние на эстетическое, нравственное и умственное развитие ребёнка.

     Обучение процессу чтения, как особому виду речевой деятельности начинается на первом году обучения и проходит два этапа. До трёх с половиной - четырёх лет дошкольников с нарушением слуха  обучают в основном глобальному (слитному, целостному) чтению речевых единиц (слов или коротких фраз), написанных печатным шрифтом на табличках. Второй этап – это этап формирования и совершенствование навыка аналитического чтения. (6-7 лет)

     Какие же приёмы и  вспомогательные средства используют учителя - дефектологи дошкольного отделения  для усиления работы в этом направлении.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.