|
|||
Первый этап.Первый этап. Глобальное чтение предполагает не побуквенное или послоговое восприятие письменного слова, а восприятие слова как своеобразного рисунка. Слово воспринимается детьми целиком, по табличке и пропечатанная речевая единица используется на данном этапе как вспомогательное средство в обучении языку. Иначе говоря, табличкой помечается каждый обозначенный устным словом объект, каждое действие, каждая ситуация, любое поручение. От детей ещё не требуется узнавание букв или буквосочетаний в написанном слове, оно должно выглядеть для него как целостная цепочка графических знаков. Запоминая эти цепочки целиком, по длине, по чередованию каких-то кружочков, уголков, крючков, палочек, перекладинок и т.п., дети при сопровождении ими говорения усваивают слова. Вначале устное обозначение чего-либо и показ соответствующей таблички выполняются взрослым и ребёнком совместно, почти синхронно, а затем постепенно от ребёнка требуется выбор и подкладывание к предмету или картинке нужной таблички самостоятельно. Работа по формированию навыков глобального чтения проводится как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и в процессе организации режимных моментов. Обучение глобальному чтению – одна из сложных задач в формировании речи дошкольников с нарушением слуха, так как этот вид речевой деятельности предполагает организацию произвольной деятельности, анализ и последующий синтез элементов графического образа слова. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы– это разнообразные игры и упражнения на развитие: - зрительного восприятия; - внимания; - зрительной памяти; - понимания содержания читаемого. Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками – животными. Это такие игры как: - ,,Лабиринты,” ,,Кто, где живёт?” - ,,Лото,” ,,Найди по контуру,” - ,,Что пропало?,” ,,Найди по силуэту,” - ,,Найди место куклам,” ,,Парные картинки , ” и многие другие. По нашему мнению, именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребёнком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт. Для расширения знаний и представлений по теме чтения, для углубления наглядно – чувственного опыта детей, для сообщения новых сведений о явлениях и событиях окружающего мира в подготовительную работу включаем преднамеренные наблюдения и экскурсии. Например, для понимания табличек о весне надо иметь реальное представление о признаках наступления этого времени года: снег тает, почки надулись, скворечник, бегут ручьи и другие. Используем предметно – практическую деятельность, а затем организовываем демонстрацию рисунков, построек, поделок. Широко используем макетирование улиц, перекрёстков, города, зоопарка. С четырёх лет при обучении глухих детей чтению в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова и запоминания его структуры и позволяет сформировать техникучтения в более короткие сроки. Особое внимание педагоги уделяют развитию пальцевой моторики как с целью создания моторно – двигательной основы речи, так и для овладения в дальнейшем дактильной формой речи. У малыша не сразу всё получается, пальцы ,,не слушаются”, и тут педагоги своей рукой помогают сложить пальцы в нужное положение. В речевом развитии слабослышащих дошкольников дактилология используется в меньшем объёме, главным образом для уточнения структуры слова, исправления неправильностей в чтении и письме. Но, как правило, дактильная форма речи используется в работе с глухими и слабослышащими детьми со сложными недостатками развития или с теми, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, у кого низкий уровень познавательного развития. Усвоение дактильных знаков пойдёт легче и естественнее, если вместо механического запоминания их по таблице – азбуке, обратиться к запоминанию коротких слов. Нужно выбрать наиболее обиходные слова, такие, которые пригодятся на первых этапах общения с ребёнком. (на, иди ,дай, мама, папа, тётя, имена детей, баба, дом, шар, юла, ешь, пей, там, тут, вот) . Упражняясь в дактилировании первых слов, мы не только проговариваем их с ударением, которое является важнейшим условием для формирования у ребёнка правильного произношения, но и придаём своему лицу выражение, соответствующее характеру высказывания. Выражение лица заменяет неслышащему ребёнку отсутствующую интонацию, облегчает понимание слова и помогает в работе над ритмической и интонационной стороной речи. Для эффективного обучения глобальному чтению, педагоги также используют разнообразные условия применения табличек, варьируют сопоставление слов на табличках, начиная от резко различающихся слов до близких и сходных по буквенному составу. Например, вначале: мяч и кукла, юла и машина, а потом машина и мишка, покажи и положи и другие . Темпы овладения глобальным чтением у дошкольников с нарушениями слуха различны. Так же отмечаются большие индивидуальные различия в количестве глобально воспринимаемых слов и фраз. Большинство детей к концу года могут различать слова при выборе из 2-4 и несколько коротких фраз по основным темам. Чтобы ускорить темп овладения глобальным чтением учителя в своей работе используют книжки – самоделки. Сначала книжки – самоделки составляются без учёта определённой темы, а включается тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Из своего опыта мы знаем, что первые книжки – самоделки – это игрушки и близкие ребёнку люди, его семья. Дети радуются, когда видят себя и своих близких, гладят фотографии, читают соответствующие подписи (мама, папа, Илья, Назар, бабуля, дедуля) с особой нежной интонацией. По мере накопления словаря, к картинкам даются двух – трёхсловные подписи. (Вот мама Ира, это папа Юра и т.д.) При работе с книжками – самоделками мы используем несколько вариантов работы: - Поручения: дай, покажи, нарисуй… - Ребёнок демонстрирует действие; - Можно закрепить речевой материал дома; - Можно разделить книжки – самоделки на листы и применять их для развития слухо –зрительного восприятия, затем и по развитию слухового восприятия. С первого дня педагоги приучают ребёнка к правильному обращению с книгой: чтобы ребёнок аккуратно открывал и закрывал книгу, бережно переворачивал страницы, не загибал углы и, кончив читать, клал книгу на место. Таким образом, с помощью педагогов ребёнок сопряжено проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в активный.
|
|||
|