Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первый этап.



                                                      Первый этап.

  Глобальное чтение предполагает не побуквенное или послоговое восприятие письменного слова, а восприятие слова  как своеобразного рисунка. Слово воспринимается детьми целиком, по табличке и пропечатанная речевая единица используется на данном этапе как вспомогательное средство в обучении языку.

    Иначе говоря, табличкой помечается каждый обозначенный устным словом объект, каждое действие, каждая ситуация, любое поручение. От детей ещё не требуется узнавание  букв или буквосочетаний в написанном слове, оно должно выглядеть для него как целостная цепочка графических знаков. Запоминая эти цепочки целиком, по длине, по чередованию каких-то кружочков, уголков, крючков, палочек, перекладинок и т.п., дети при сопровождении ими говорения усваивают слова. Вначале устное обозначение чего-либо и показ соответствующей таблички выполняются взрослым и ребёнком совместно, почти синхронно, а затем постепенно от ребёнка требуется выбор и подкладывание к предмету или картинке нужной таблички самостоятельно.

    Работа по формированию навыков глобального чтения проводится как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и в процессе организации режимных моментов. Обучение глобальному чтению – одна из сложных задач в формировании речи дошкольников с нарушением слуха, так как этот вид речевой деятельности предполагает организацию произвольной деятельности, анализ и последующий синтез элементов графического образа слова.

    Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы– это разнообразные игры и упражнения на развитие:

- зрительного восприятия;

- внимания;

- зрительной памяти;

- понимания содержания читаемого.

   Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками – животными. Это такие игры как:

- ,,Лабиринты,” ,,Кто, где живёт?”

- ,,Лото,” ,,Найди по контуру,”

- ,,Что пропало?,” ,,Найди по силуэту,”

- ,,Найди место куклам,” ,,Парные картинки , ”  и многие другие.

По нашему мнению, именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребёнком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Для расширения знаний и представлений по теме чтения,  для углубления наглядно – чувственного опыта детей, для сообщения новых сведений о явлениях и событиях окружающего мира в подготовительную работу включаем  преднамеренные наблюдения  и экскурсии. Например, для понимания  табличек о весне надо иметь реальное представление о признаках наступления этого времени года: снег тает, почки надулись, скворечник, бегут ручьи и другие.  Используем  предметно – практическую деятельность, а затем организовываем  демонстрацию рисунков, построек,  поделок. Широко используем макетирование  улиц, перекрёстков,  города,  зоопарка.

  С четырёх лет при обучении глухих детей чтению в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова и запоминания его структуры и позволяет сформировать техникучтения в более короткие сроки.

    Особое внимание педагоги уделяют  развитию пальцевой моторики как с целью создания моторно – двигательной основы речи, так и для овладения в дальнейшем дактильной формой речи. У малыша не сразу всё получается, пальцы ,,не слушаются”, и тут педагоги своей рукой помогают сложить пальцы в нужное положение.

   В речевом развитии слабослышащих дошкольников дактилология используется в меньшем объёме, главным образом для уточнения структуры слова, исправления неправильностей в чтении и письме. Но, как правило, дактильная форма речи используется в работе с глухими и слабослышащими детьми со сложными недостатками развития или с теми, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, у кого низкий уровень познавательного развития.

Усвоение дактильных знаков пойдёт легче и естественнее, если вместо механического запоминания их по таблице – азбуке, обратиться к запоминанию коротких слов. Нужно выбрать наиболее обиходные слова, такие, которые пригодятся на первых этапах общения с ребёнком. (на, иди ,дай, мама, папа, тётя, имена детей, баба, дом, шар, юла,  ешь, пей, там, тут, вот) . Упражняясь в дактилировании первых слов, мы не только проговариваем их с ударением, которое является важнейшим условием для формирования у ребёнка правильного произношения, но и придаём своему лицу выражение, соответствующее характеру высказывания. Выражение лица заменяет неслышащему ребёнку отсутствующую интонацию, облегчает понимание слова и помогает в работе над ритмической и интонационной стороной речи.

     Для эффективного обучения глобальному чтению, педагоги также используют разнообразные условия применения табличек, варьируют сопоставление слов на табличках, начиная от резко различающихся слов до близких и сходных по буквенному составу. Например, вначале: мяч и кукла, юла и машина, а потом машина и мишка, покажи и положи и другие .

      Темпы овладения глобальным чтением у дошкольников с нарушениями слуха различны. Так же отмечаются большие индивидуальные различия в количестве глобально воспринимаемых слов и фраз. Большинство детей к концу года могут различать слова при выборе из 2-4 и несколько коротких фраз по основным темам.     Чтобы ускорить темп овладения глобальным чтением учителя в своей работе используют книжки – самоделки.

Сначала книжки – самоделки составляются без учёта определённой темы, а включается тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Из своего опыта мы знаем, что первые книжки – самоделки – это игрушки и близкие ребёнку люди, его семья.  Дети радуются, когда видят себя и своих близких,  гладят фотографии, читают  соответствующие подписи (мама, папа, Илья, Назар, бабуля, дедуля) с особой нежной интонацией. По мере накопления словаря, к картинкам даются двух – трёхсловные подписи. (Вот мама Ира, это папа Юра и т.д.)

При работе с книжками – самоделками мы используем несколько вариантов работы:

- Поручения: дай, покажи, нарисуй…

- Ребёнок демонстрирует действие;

- Можно закрепить речевой материал дома;

- Можно разделить книжки – самоделки на листы и применять их для развития слухо –зрительного восприятия, затем и по развитию слухового восприятия.

        С первого дня педагоги приучают ребёнка к правильному обращению с книгой: чтобы ребёнок аккуратно открывал и закрывал книгу, бережно переворачивал страницы, не загибал углы и, кончив читать, клал книгу на место.

       Таким образом, с помощью педагогов ребёнок сопряжено проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в активный.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.