Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филип Боневитс 11 страница



Проповедь начинается с заявления о греховности прихожан и еще большей греховности тех, кто не присутствует на службе. Ритмический, монотонный голос проповедника вызывает согласные крики из толпы слушателей. Он задает вопросы и получает ритуальные ответы. Он делает замечание о равен­стве всех рас, встречающее бурную поддержку: в помещении находятся только белые.

Зачитываются пассажи из Библии, особенно о чудесах, возможных для тех, кто тверд духом и си­лен в вере. Заявляя, что «если вы верите достаточно сильно, то Бог обязан сделать что-то для вас», про­поведник продолжает разжигать страсти. Он го­ворит звучным, размеренным голосом, постоянно повторяясь, многократно подчеркивая каждое ут­верждение, постепенно ускоряя ритм речи.

Какая-то девушка падает на пол и начинает су­дорожно дергаться; никто этого не замечает. Слепая пожилая женщина подходит к проповеднику, кото­рый возносит молитву о ее прозрении. Плачущие прихожане опускаются на колени. Вскоре уже все стонут и трясутся. Многие (в основном, юные де­вушки), корчась, катаются по полу и кричат на не­понятном языке. Они одержимы «святым духом» (или дьяволом, по мнению одного баптистского наб­людателя). Но ритуал только начинается.

В помещение вносится большая коробка, напол­ненная медянками и гремучими змеями. Буквально выполняя библейское обещание о том, что верные «возьмут змей в руки и не будут ужалены», при­хожане хватают змей и начинают швырять их по комнате. Судя по всему, никто не укушен. У змей не были вырваны клыки, и они остались ядовиты­ми. (Замечание: это не так уж опасно, поскольку лишь 3% укусов гремучих змей приводят к леталь­ному исходу. Тем не менее, такое представление с разбрасыванием змей в штате Тенесси карается за­коном.)

Тем временем наступает полное безумие. Люди катаются по полу, вопят во все горло, швыряются зме­ями, говорят на разных языках и признаются в не­мыслимых грехах. В общем — обычная, «тихая» воскресная служба.

Наконец проповедник восстанавливает контроль над толпой. Внимая звукам его голоса, люди на­чинают успокаиваться: «святой дух» покидает их. Передается блюдо для сбора пожертвований (по 44 доллара с человека). Все змеи возвращаются в ко­робку, за исключением одной. Проповедник дер­жит ее на вытянутых руках, вознося молитву о вере. Господь защищает его, потому что его вера сильна. Но тут гремучая змея все-таки кусает его.

Весьма смущенный, проповедник старается по­скорее закончить службу, чтобы наложить жгут (хотя это считается признаком отсутствия веры). При­хожане настаивают на молитвах о его спасении, а некоторые девушки решают снова устроить ис­терический молебен. Наконец ему удается распус­тить людей, пообещав, что все их молитвы будут услышаны. Он со всех ног мчится домой: укушенная рука уже распухла почти вдвое против обычного размера (он выжил).

Мы находимся на Гаити, в ветхом здании, по­строенном для проведения церемоний Водана (от за­падно-африканского «водан» или «сила», означав­шего сознательную силу или сущность; позднее перепуталось с французской сектой Vadois и развилось в Америке до культа «вуду»). Здесь мы станем свидетелями более обыденного (менее безум­ного?) ритуала.

Выпивка, еда и благовония в изобилии припа­сены заранее, как и животные, предназначенные для принесения в жертву. Приготовления могут за­нимать часы или дни, в зависимости от торже­ственности случая. Сегодня не великий праздник, а обычная небольшая служба.

Люди сидят на стульях и скамьях, беседуют и на­певают под мерный рокот барабанов. Другие при­танцовывают под музыку. В жертву богам прино­сится поросенок или курица; пол окропляется пальмовым вином и посыпается мукой. До сих пор происходящее не особенно отличается от обычной ве­черинки. Люди едят, пьют и веселятся. Жрец ведет себя как гостеприимный хозяин и следит за тем, что­бы все шло надлежащим образом.

Потом один из членов группы впадает в сос­тояние лоа: им овладел один из богов. Его голос становится громче и пронзительнее. Барабанщики ускоряют ритм; жрец и его помощники начинают петь, но их голоса тонут в общей болтовне. Вскоре одержимость распространяется на других, причем каждый ведет себя согласно характеру, приписыва­емому тому божеству, которое им овладело. Одни члены группы начинают хромать, другие — дела­ют непристойные жесты, третьи — застывают не­подвижно. Они едят, пьют, разговаривают и поют подобно божествам, в которых они воплотились. Время от времени один из богов «покидает» чело­века для того, чтобы вселиться в другое тело.

Атмосфера общего веселья очень важна, посколь­ку боги могут проявлять благосклонность лишь в том случае, если люди, в которых они вселяются, ра­дуются жизни. Поэтому служба ничуть не напоминает оргии «черной магии», часто изображаемые в фильмах ужасов. Иногда человек, одержимый божеством, слишком возбуждается, и тогда жрец успокаивает его, затем помогает другому, у кото­рого кружится голова. Во время церемонии друзья и соседи обращаются к человеку и относятся к нему, как к богу, воплотившемуся в его теле; они просят его благословения и помощи.

Такие службы могут длиться часами, а иногда целыми сутками, но потом еда и питье заканчи­ваются. Народ Водана почтил и порадовал своих богов, и те согласны ответить людям взаимностью. После того как божество покидает человека, он возвращается к своей обычной роли в обществе. Большинство утверждает, что после церемонии они ощущают не усталость, а подъем сил.

В южной Калифорнии службы центрального американского храма секты Ничереи Шошу про­водятся в огромном, размером с собор, помещении, устланном толстыми коврами, но без скамей для молитвы. Когда люди входят в переднюю, они сни­мают обувь. Здесь они могут купить четки, мо­литвенники на японском и английском языках, вне­сти пожертвование, заказать себе домашний алтарь — в общем, получить услуги, доступные в любой «религиозной лавке» при любой другой церкви.

Люди входят в огромный храм: мужчины — сле­ва, женщины и дети — справа. Все уже поют ман­тру «нам-мо-хо-ринг-кьо»; некоторые занимаются этим уже около часа. Люди сидят или стоят на ко­ленях, как им удобнее. Помощник жреца просит прихожан продолжать пение, пока он будет гото­вить алтарь. Над алтарем расположена огромная ко­пия «Гошансан» (их священного писания), сделанная из золота и черного дерева. В сущности, в модельном зале достаточно золота, серебра, слоновой кости и черного дерева, чтобы поспорить с убран­ством любого христианского собора, накормить ты­сячи люд ей.

Наконец все свечи и курительные палочки за­жжены, и жрец выходит на открытое место перед алтарем. Он ударяет в гонг, чтобы привести в чув­ство наиболее увлекшихся, и начинает службу с чтения молитвы по-японски. (Почему бы и нет? Ес­ли католики могут отправлять богослужение по-гре­чески и по-латыни...) Хотя большинство прихожан не имеет ни малейшего понятия о том, что говорит жрец, они послушно повторяют нараспев незнако­мые слова. Первая молитва скорее похожа на приз­нание, чем на традиционное обращение или хвалу божеству. Основная мантра присутствует как пос­тоянный рефрен, сопровождающий каждую фразу.

Затем жрец начинает читать проповедь на от­влеченную теологическую тему, но сопровождает ее массой красивых общих фраз о добре, равен­стве и милосердии. Он совершает особое благос­ловение для новообращенных, которые подходят к алтарю в процессии, весьма напоминающей хрис­тианскую церемонию конфирмации. После этого жрец поворачивается к алтарю, и все снова начи­нают петь мантру: «Нам-мо-хо-ринг-къо, нам-мо-хо-ринг-кьо, нам-мо-хо'ринг-кьо...» Примерно через три минуты они на самом деле поют: «Къо-ринг-нам, къо-ринг-нам....», но это уже никого не вол­нует. Прихожане раскачиваются взад-вперед, «одер­жимые духом Гошансана». К пению добавляется еще один звук — щелканье молитвенных четок в такт песнопению, которое все продолжается и продолжа­ется. ..

Жрец завершает службу несколькими молитва­ми и просьбами о благословении. Люди присоединяются — сначала с просьбами об удовлетворении своих личных желаний, а затем лишь для того, что­бы вернуться в состояние транса. Многие уходят, но некоторые остаются и часами стоят на месте, рас­певая: «Къо-ринг-нам, къо-ринг-нам...»

В освещенных луной холмах Реформатс­кие Друиды Северной Америки (РДСА) отмечают Шамхайн (произносится «соаи»). Это ночь Хэллоуина, которая в старой кельтской культуре назы­валась «ночью между мирами», или началом нового года. РДСА практикует древние кельтские (особенно ирландские) религиозные убеждения и ритуалы, «реформированные» в том смысле, что больше не совершаются человеческие жертвоприно­шения. Секта была основана в начале 1960-х годов, и ее не следует путать с другими группами, вы­ступающими под сходными названиями или объя­вляющими себя прямыми потомками доисторических ирландцев. РДСА не имеет таких больших претен­зий.

Служба начинается с молитв Матери-Земле (воп­лощению жизненной силы), Бе'алу (воплощению абстрактной сущности вселенной), Дэлону ап Лан-ду, Л лиру, Дану и другим божествам древней Ир­ландии. Распевая гимны, переведенные из кельтс­ких манускриптов и реликвий, эти современные друиды возносят хвалу Природе. Они признают че­ловеческие недостатки и пороки.

Зачем зачитываются пассажи из «Хроник» РДСА, и собравшиеся медитируют над ними. («Хроники» представляют собой историю движения, написанную

в стиле короля Джеймса, плюс упомянутые выше пе­реводы, а также стихи и размышления. Все это счи­тается творением людей обычных, хотя, возможно, и охваченных божественным вдохновением.)

Друиды носят на шее красные ленты, символи­зирующие цвет жизни. По мере продолжения це­ремонии «вода жизни» (примерно 80-градусной крепости) меняется на «воду сна» (чистая вода), а красные ленты меняются на белые, цвета смерти. Это символизирует начало Сезона Сна; красные ленты снова будут надеты лишь 1 мая, в начале Сезона Жизни.

Верховный друид произносит короткую пропо­ведь на тему разрушительной деятельности человека и осквернения природы (РДСА занималась эколо­гией задолго до превращения в секту). Он просит Мать-Землю благословить ее детей и наполнить их своей силой, чтобы они хорошо служили ей. Уча­стники церемонии называют себя частицами Мате­ри-Земли и подтверждают свою связь с нею и друг с другом.

После нескольких хвалебных молитв служба за­канчивается. Участники, чувствующие себя окрепши­ми и умиротворенными, сидят на вершине холма, допивая «воду жизни», смотрят на звезды и город внизу.

Но еще не все стихло на вершине холма — в конце концов, это Хэллоуин, и ночь еще только началась. Звучит предупреждение, но все решают остаться. Скоро они перейдут тонкую грань, раз­деляющую магию и религию. По-прежнему одетые в традиционные мантии, двое лидеров группы го­товятся к ритуалу церемониальной магии.

Алтарь представляет собой валун, вросший в зем­лю на вершине холма. Некогда он использовался ин­дейцами для их ритуалов, а теперь стал центром «магического круга». С помощью кинжалов выкапы­ваются ямки в земле, и четыре посоха устанавли­ваются в соответствии с четырьмя сторонами света. Пятый посох, самый большой, помещается у осно­вания алтаря; он указывает на сегодняшнюю мишень.

Случайный хиппи, заблудившийся в лесу, под­ходит к группе. Когда ему объясняют, что здесь про­исходит, он спешит уйти (в этой местности все знают, что лучше не ввязываться в дела чародеев). Вокруг посохов и алтаря чертится круг, и все входят внутрь этого круга. В отличие от большинства ма­гических кругов, этот предназначен не для защиты от внешних воздействий, а скорее для того, чтобы удерживать энергию внутри до нужного момента.

Члены группы, в основном, профессионалы, специалисты Зеленой и Коричневой магии. Двое лидеров (один из них — Зеленый маг, другой — Желтый) являются знатоками своего дела. Фактичес­ки, все участники являются выпускниками разных колледжей и имеют за плечами годы обучения и тре­нировок. Лидеры разработали церемонию с большой тщательностью, чтобы обеспечить ее успех. На по­вестке дня два вопроса: проклятие и экзорцизм.

Ритуал начинается с освящения магического кру­га и посохов. Затем следуют выдержки из «Хро­ник». Кольцо очищается от всех враждебных сущ­ностей и мысленных схем. Участники начинают сосредотачиваться.

Произносятся литании, обращенные к богам, полубогам, духам природы и великих людей. Их призывают присоединиться к группе и помочь сво­им могуществом. Язык яркий и живой, речь звучит ритмично; эмоциональное напряжение возрастает по мере того, как друиды начинают чувствовать присутствие вне круга. Лунный свет выхватывает из темноты странные фигуры и силуэты.

Формирование образа мишени заканчивается, когда каждый член группы ясно видит его перед мысленным взором. Пересказывается жизнь этого человека, перечисляются его зверства, объявляется о его опасности для общества. Намерение группы пере­дается всем собравшимся.

Мишень не уничтожается на месте, так как этот человек надежно защищен и преуспел в отражении обычных атак белой и черной магии. Будучи вы­нужденным испытывать на себе последствия всех своих магических действий, он погибает сам. Вок­руг него создается непроницаемый экран, выложен­ный изнутри «психическим зеркалом». Всякий раз, когда он попытается в любых целях применить ма­гию, энергия отразится от этого зеркала и ударит в него вместо намеченной жертвы. Это известно как «проклятье бумеранга» и может быть безвред­ным или смертоносным, в зависимости от будущих поступков мишени. Иными словами, это «поэтичес­кое правосудие» в чистом виде.

Эмоции напряжены до предела, мишень отчетли­во мысленно видна. Намерение высказано во всех подробностях. Группа фокусирует свою энергию на очередном импровизированном заклинании и нано­сит удар. Многие участники видят смутные силуэ­ты, взмывающие в небо и устремляющиеся к ми­шени.

Вторая церемония заключается в изгнании нечис­той силы, очищении пространства. С помощью сходных методов эмоции снова накапливаются и до­стигают кульминации. Зачитываются заклинания, объявляющие о намерении друидов. Всякое крупное насилие, как физическое, так и психическое, запрешено. Ни правым, ни левым не удастся склонить толпу к мятежу; все белые и черные маги, которые попытаются направить свою силу на разрушение, обнаружат, что их энергия нейтрализована. Основная цель данного ритуала — это не уничтожение про­тивника, а, скорее, отрешение его от власти. Мир и покой будут править, по крайней мере, до сле­дующего Великого Праздника. Под звучное и тор­жественное пение маги-друиды высвобождают на­копленную энергию.

Обе церемонии скрепляются выражением уверен­ности в успехе. Оно подтверждает, что все совер­шится так, как было задумано.

После завершения второго ритуала, участники благодарят и отпускают существа, которых они при­зывали. Круг размыкается, вершина холма очища­ется от мусора. Друиды расходятся по домам удов­летворенные, оставляя древний холм во власти луны и кроликов.

Они использовали принципы, не известные официальным оккультистам. Они смешали Жел­тую, Зеленую и Коричневую магии, а также роли магов, чародеев и колдунов. Их мишени были не готовы к чему-либо, кроме традиционных атак.

Эта церемония имела всесторонние последствия с интересными результатами. Вскоре после выполне­ния ритуала первая мишень потеряла лучшего сенситива в своем окружении; затем вся группа этого человека распалась, а сам он оказался на грани банкротства. Экзорцизм, очевидно, тоже имел зна­чительный успех. Сообщения из разных районов свидетельствовали о полном смятении и замешатель­стве противника. Что касается политиканов, то, нес­мотря на многочисленные оправдания, в течение пос­ледующих трех месяцев они так и не смогли

срежиссировать хотя бы один случай беспорядков. Спокойствие сохранялось до самого Рождества. Разумеется, это было чистое совпадение.

Заметим сложившуюся схему: представление па­ствы и просьбы об отпущении грехов, ответ бо­жества (или персонифицированного группового ра­зума), отождествление участников с божеством, новые просьбы, обращенные к нему, и подтверж­дение успеха церемонии.

Начальные молитвы у христианского алтаря, первые движения танца хопи, хлопки в ладоши у пятидесятников и народа Водана, буддийские напе­вы, песни хвалы, обращенные к Матери-Земле — все это относится к представлению паствы и моль­бам о снисхождении.

Чтение отрывков из священных рукописей, будь то Библия или «Хроники», торжественные песно­пения или цитирование исторических событий — все это, в сущности, является ответом божества или Силы, к которой обращаются участники ритуала.

Освящение тела Господня, смена лент у друидов, «одержимость» божествами у хопи, пятидесятников, народа Водана и буддистов — все это способы отождествления с божеством.

И наконец, каждая религиозная группа просит об особых милостях и заканчивает церемонию позитив­ным подтверждением ее успеха.

Возьмите справочник по сравнительной теории религий, и я уверен, что вы найдете новые при­меры, совпадающие с этой схемой. Но какова основная теория, стоящая за ней, и откуда такое раз­нообразие обрядов ?

Почти каждый из известных магических или ре­лигиозных ритуалов проводится по следующему сценарию. Эмоции пробуждаются, накапливаются и достигают кульминации. Создается образ мишени, и формулируется четкая цель. Эмоциональная энергия фокусируется, направляется и устремляется к этой цели. Затем наступает разрядка: это позволяет из­бавиться от остатков эмоционального напряжения и испытать удовлетворение от случившегося.

Каким образом ритуалы, которые мы рассмот­рели, отражают схему эмоционального катарсиса? Как можно убедиться, на самом деле есть две раз­ные, но взаимосвязанные цели проведения ритуала. Когда акцент делается на подключении к божеству, такой ритуал называем «религиозным», а мишень имеет теургическую природу: экстаз одержимости божеством. Когда акцент делается на получении силы посредством подключения или создания Коммутатора, такой ритуал называем «ма­гическим», а мишень обычно имеет тавматургическую природу: конкретный объективный результат. Однако иногда бывает трудно отделить одно от другого.

Откуда такое разнообразие, если цель одна и та же? Это происходит потому, что разные люди в разных культурах, эпохах и странах по-разному реагировали на эмоциональные стимулы. То, что заставляет одного человека плакать, вызывает смех У другого. То, что возбуждает одного человека, может вызвать у другого невыносимую скуку. Вспомните закон Бесконечных Вселенных.

Один из основных стимулов, используемых во всем мире для усиления эмоций — это пение и хло­панье в ладоши. Напевное произнесение слов, исполненных священного смысла, вдохновляет и воз­буждает людей, а иногда один лишь монотонный ритм и внутренние вибрации мантры могут загип­нотизировать того, кто ее произносит. Ритмические хлопки, барабанный бой, трубные звуки, притопы­вание ногами, монотонное пение, речитативы или погремушки — все это весьма эффективно вызы­вает состояние гипнотического транса (не говоря уже о прямых ассоциативных эффектах). Не забывайте о том, что загипнотизированный человек очень лег­ко поддается эмоциональной стимуляции.

Известно, что использование высокопарной фразеологии, игры, основанной на смене страха и надежды, отчаянии и радости, является тем стимулом, который накапливает и высвобождает эмоции. Но в хорошо продуманном ритуале задействованы все человеческие чувства.

Одежда, алтарь, чаши, жезлы, мандалы, муд­ры, мантры, благовония, вино, пение, музыка, све­чи, эмблемы, реликвии, яства и сама привычка к ритуалу — важные ингредиенты любого обряда. Сценический реквизит используется для манипуляций со вкусом, ощущением, обонянием, зрением, слухом и памятью с целю создания желаемой атмосферы. Каждый элемент ритуала должен напоминать о це­лом. В этой симфонии взаимодействующих стиму­лов не может быть фальшивых нот: все направляется к одной цели, определенной заранее. Таким обра­зом, желаемая эмоция легко накапливается, направ­ляется и разряжается.

Но к чему прикладывать столько усилий? Мы можем убедиться в существовании универсальных методов контролирования и разрядки эмоциональной энергии, но какую пользу они приносят? С одной стороны (это точка зрения большинства официаль­ных антропологов), религия и магия служат полезным общественным и психологическим целям, давая выход сильным эмоциям и «безвредно» рассеивая их. С другой стороны, все мы видели, чего смогли добиться Гитлер и Сталин со своими грандиозными ритуалами обожествления государства. Нам необхо­димо понимать правила и методы, управляющие этим типом поведения, особенно сегодня, когда во­истину демонический, безумный патриотизм и уль­транационализм, захлестывающие земной шар, уг­рожают самому существованию человечества.

Но существует и другой способ отношения к происходящему — тот самый, который «респекта­бельные» ученые всегда отказывались даже при­нимать во внимание: а что, если магия в самом деле существует?

Выше было показано, что каждое изменение в электрохимическом балансе человеческого организ­ма модулирует радиоволны, излучаемые и прини­маемые нервной системой (по крайней мере, та­кова наша рабочая гипотеза). Все известные нам эмоции оказывают огромное воздействие на жиз­недеятельность тела, а в частности на нервную си­стему. Следовательно, ритуал (то есть порядок ма­нипуляций и контроля над эмоциями) на самом деле представляет собой процесс манипуляции и контроля над изменениями в нервной системе. А следователь­но...?

Добавим кое-что еще. Была отмечена законо­мерность, сопровождавшая успешные опыты с эк­страсенсорным восприятием и психокинезом. Подо­пытный испытывает очень сильные эмоции либо по поводу самого эксперимента, либо по поводу его определенного аспекта. Эта эмоция усиливается из-за уверенности в успехе, а затем высвобожда­ется, когда человек правильно называет карты, бро­сает кости и т. д. Впрочем, сильная эмоция не обязательно должна сопровождаться уверенностью в успехе; достаточно любого позитивного чувства. Когда-нибудь необходимость в эмоциях вообще от­падет: их можно будет заменить инъекциями адре­налина или других гормонов. Новые эксперименты по селекции и контролю над эмоциями, вероятно, да­дут поразительные результаты.

На этой стадии меня неизменно спрашивают, ка­кие ритуалы работают наилучшим образом и могу ли я порекомендовать хорошую книгу заклинаний. Исходя из теоретических исследований и личного опыта, я вынужден признать, что лучшие заклина­ния и ритуалы — современные, написанные вами и специально разработанные для вас, с учетом ин­теллектуального развития в конце XX века.

Разные эпохи рождают различные убеждения. Ритуал, прекрасно работавший в 1571 году, скорее всего, не будет нормально работать в 1971 году — просто потому, что определенные действия, вы­зывавшие эмоции и ассоциации, уместные для 1571 года, не вызовут таких же эмоций и ассо­циаций в 1971 году. Это все равно, что пытаться носить одну и ту же одежду в двух разных эпо­хах: люди стали выше примерно на фут, и мода существенно изменилась. Не говоря о неудобстве, вы будете выглядеть смехотворно, если не измените фасон и покрой одежды. Но даже подогнав ее под себя, вы едва ли впишетесь в современное обще­ство, если только не принадлежите к клубу или организации, традиционно поддерживающей анах­ронизмы. Во многих «тайных мистических шко­лах» можно видеть таких специалистов по анах­ронизмам, обычно лишенных творческой жилки. Они попытаются заставить ваш разум реагировать на свои, и только на свои, ритуалы.

Изучение ритуалов чуждых Культур полезно, в основном, потому, что раскрывает фундамен­тальные схемы церемониальной магий. Если про­должить аналогию с одеждой, то изучение фасонов других культур показывает, что их одежда пред­назначена прежде всего для существ с четырьмя ко­нечностями и одной головой. Усвоив это и овладев методиками иглы (законы магии) и нити (три «М» — мантра, мудра и мандала), вы готовы к пошиву собственной одежды, удовлетворяющей ваши инди­видуальные вкусы и потребности.

Повторение старинных заклинаний из пыльных книг и воспроизведение «замшелых» ритуалов не даст абсолютно никаких результатов (если только вы случайно не подключитесь к Коммутатору). И еще одно замечание. Хотя я горячо рекомендую ра­боты Алистера Кроули только в теоретических це­лях, вы ни при каких обстоятельствах не должны копировать его ритуалы; он обладал весьма свое­образным чувством юмора и снабдил большинство своих обрядов, опубликованных в печати, коварны­ми минами-ловушками*.

 

 *Они опасны не для опытных адептов, понимающих парадоксы магии, но лишь для новичков, которые относятся к словам бук­вально. — Прим. автора.

 

Любое повторение ритуа­лов и заклинаний, принятых в Африке, Индии, Ти­бете или Южной Америке, будет совершенно бесполезным, если вы не являетесь частью этой культуры.

Так какой же вид ритуала будет работать? Здесь мы подходим к предмету тавматургического дизайна. Это словосочетание, как вы догады­ваетесь, означает экспериментальные разработки в тавматургической магии. Все уже должны пом-

нить, что означает «тавматургическии», поэтому я не буду повторять определение.

Тавматургическии дизайн заключается в разра­ботке магических ритуалов и методик, которые бу­дут (а) действенными, (б) легко оцениваемыми и (с) не причиняющими вреда исполнителям. Они так­же должны успешно решать поставленные задачи и обладать гибкостью, необходимой для внесения ис­правлений по ходу дела. Короче говоря, наша цель — сделать магию более полезной и «научной».

Как вы уже могли убедиться, магия представляет собой очень сложный предмет, в первую очередь потому, что она имеет дело с силами человеческого разума, еще не вполне понятными нам самим. По­стигая основы тавматургического дизайна, вы стол­кнетесь с большим количеством проблем, главной из которых является проблема количества и учета пе­ременных факторов. В большинстве экспериментов вы стараетесь сохранять все переменные жестко фиксированными, кроме одной; тогда, теоретичес­ки, вы сможете отделять ее значения от остальных. Даже в других областях науки это не так просто, как кажется, но в магии эта задача еще сложнее. Например, сколько переменных участвует в маги­ческом процессе, когда и в каких сочетаниях? Воз­можно ли четко разделить эти переменные? Уже сейчас, за закрытыми дверями, ученые начинают за­даваться вопросом: возможно ли изолировать лю­бую переменную в любой науке без автоматичес­кого включения в расчеты новых переменных? Можем ли мы вообще контролировать магические переменные? Следует ли нам игнорировать те, ко­торые мы не в состоянии отслеживать или класси­фицировать?

В этой книге мы рассматривали большое коли­чество переменных, включая эмоции, ассоциации, культурную принадлежность, сенсорные стимулы, индивидуальные черты характера, состояние ионос­феры, физическое здоровье агента и мишени, рас­стояние между агентом и мишенью, схемы ритуа­лов, наличие или отсутствие наркотических веществ в кровеносной системе, способность прис­посабливаться к новым обстоятельствам и многое другое. Уже сейчас должно быть ясно, что мы ни­когда не узнаем все переменные, участвующие в магическом процессе; согласно закону Бесконеч­ных Данных, мы должны были осознавать это с самого начала. Но изучив традиционные оккульт­ные верования, методы обучения, результаты совре­менных антропологических исследований, открытия в области парапсихологии и других официальных наук, мы смогли прийти к некоторым осторожным выводам и гипотезам.

Например, мы открыли, что все магические действия и псы-феномены, по-видимому, являются результатом ассоциаций, усиленных эмоциями. Неза­висимо от того, согласны ли вы с доводами д-ра Когана, ясно, что ассоциации модулируют и нап­равляют энергию, генерируемую сильными эмоция­ми, посылая эту энергию для воздействия на иные энергетические схемы, связанные с разумом или с веществом. Таким образом, в процессе участвуют как внутренние, так и внешние переменные.

Эти переменные действуют в разуме и теле агентов и мишеней. Значительно большее количе­ство переменных действует в физической вселен­ной, разделяющей их. В обеих областях у нас не­достаточно сведений. Пока мы вынуждены выступать с позиции профессиональных статисти­ков, утверждающих, что «любая переменная, кото­рую нельзя определить или измерить количествен­но, должна игнорироваться в отдельных случаях, но

по возможности регистрироваться для последующего анализа накопленных результатов».

Существуют и другие проблемы, например проблема повторяемости. Возможность повторять эксперимент и постоянно получать аналогичные ре­зультаты играет основную роль в создании мифов о науке. Экспериментальная процедура основана на законе Причин и Следствий. Поскольку одинако­вые действия при одних и тех же условиях всегда ассоциируются с одинаковыми результатами, то, следовательно, если вы не можете повторить экс­перимент с точно такими же результатами, то на­рушаете этот закон. Все это совершенно верно, но...

Никакие эксперименты никогда не повторяются в совершенно одинаковых условиях, просто потому, что Вселенная постоянно меняется. Для таких наук, как химия или физика, постоянные изменения слиш­ком незначительны, чтобы повлиять на эксперимен­ты (за исключением квантовой механики, где фак­тор вероятности является определяющим). Но, когда мы переходим к биологическим, а затем к обще­ственным наукам, постоянные изменения условий, рождают серьезную проблему. Что же касается внутренних царств разума и магии, то там беско­нечные изменения настолько велики по сравнению с действующими переменными, что исследователи буквально теряются. Имея дело с человеческим разу­мом, невозможно точно скопировать условия экспе­римента.

Возможно, меню моего утреннего ланча оказы­вает самое незначительное воздействие на резуль­тат химического эксперимента. Но оно оказывает значительно большее влияние на мое пищеварение, общее состояние моего тела, мое отношение к кол­легам и внимательность к окружающим. А если бы я попытался угадать карты Зенера с расстройством желудка... даже подумать страшно!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.