Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филип Боневитс 6 страница



И наконец, многие магические и мистические феномены, с которыми мы сталкиваемся, оказыва­ются легко объяснимыми в терминах пси-энергии. Эти новые термины могут быть не такими роман­тичными, как прежние, но повод для опасений есть лишь у фанатиков и мошенников. Следуя этой ло­гике, можно задать вопрос, почему столь многие профессиональные оккультисты (предположитель­но, достаточно сильные, чтобы защититься от воз­действия катапси) боятся испытать свои силы в лаборатории в присутствии «неверующих»? И по­чему официальные ученые боятся подвергнуть ис­пытанию тех добровольцев, которые все же пред­лагают свои услуги?

В конце концов, нам остается лишь доказать, что «пси-научный» не означает «псевдонаучный».

 

Глава 4

Мантра, мандала и мудра

В этой главе мы собираемся исследовать высо­коразвитую магическую и мистическую традицию Востока, известную как Тантра. Хотя слова «ман­тра», «мандала» и «мудра» вполне соответствуют нашим понятиям «заклинание», «пентакль» и «жест», изучение восточных аналогов будет для нас полезнее, чем использование западных терминов. Благодаря санскритскому происхождению, эти сло­ва многое расскажут нам о своем значении; кроме того, мы сможем взглянуть на различные предметы оккультизма с несколько иной, новой для нас точки зрения. Сосредоточившись на восточных системах и время от времени возвращаясь к их западным версиям (а не наоборот, как обычно делается в книгах по оккультизму), привлекая сведения из полудюжины различных наук и искусств, мы обнаружим, что предполагаемые большие различия между восточ­ным и западным оккультизмом на самом деле не так уж велики.

Само происхождение слова «Тантра» многое го­ворит нам об этой преимущественно теургической схеме оккультизма. Это слово происходит от сан­скритского корня «тан», означавшего «плести», «продолжать», «распространять» и «выдерживать». Полное слово «Тантра» часто переводится как «в основе», «в центре плетения вселенской Сети». Так, благодаря названию системы, мы можем догадаться, что в ее основу заложены принципы ассоциации и упорядочения.

Тантра пользуется довольно мрачной репутацией. Чтобы понять причину такого положения вещей, нам придется совершить небольшой экскурс в историю буддизма. До сих пор у исследователей существует два основным мнения относительно Тантры. Соглас­но первому мнению, она представляет собой извра­щение первоначально «чистых» учений, вторичное по существу и невероятно злокозненное по содер­жанию. Согласно второму мнению, Тантра является неизбежным результатом постоянного стремления Махаяны (основной ветви буддизма) поглощать ме­стные верования и быть «всем для всех». Сейчас преобладает второе мнение, во всяком случае, среди специалистов по сравнительному анализу религий, но первое мнение все еще популярно среди коллек­ционеров оккультных предметов, миссионеров и теософов.

Главный принцип Махаяны — всеобщее спасение. Бодхисатва, отказавшийся принять заслуженную нирвану ради того, чтобы помочь другим, зна­чительно превосходит архатов (святых), эгоистич­но уходящих в нирвану при первой возможности. Здесь мы имеем поразительно близкое сходство с

некоторыми версиями спиритуализма, согласно ко­торым «бестелесные помощники» бродят по плане­те, помогая как живым, так и мертвым. В Махаяне, независимо от «ценности», все существа подлежат «спасению».

Большинство людей в тех географических об­ластях, куда проникала Махаяна, по буддийским стандартам были «невежественными и суеверны­ми». Учение Махаяны распространилось в северо­западной части Индии примерно за 200 лет до н.э., таким образом оказавшись на пересечении ос­новных торговых маршрутов. Греки, египтяне, рим­ляне, персы, жители Сибири, китайцы и различные представители азиатских народов встречались, и происходило смешение народов. В результате воз­никло невероятное сочетание религиозных и маги­ческих убеждений. Часть этой системы стала из­вестна как Тантра, или эзотерический буддизм («эзотерический» означает «оккультный»). Здесь мы рассмотрим основную систему тантрических убеждений, а также религиозные, социальные и культурные дополнения тантризма — по причинам, которые вскоре станут очевидными. На самом деле существует несколько течений тантриз­ма, хотя все они основаны на системе Тантры. Нап­ример, те, кто не принял буддизм, в основном ста­ли членами различных сект, объединенных под названием «индуистский тантризм». («Индуизм» вообще достаточно вольный термин, и любое ин­дийское верование, не вписывающееся в рамки от­дельной религии, относится к индуизму.)

К седьмому веку н.э. Махаяна распространилась в северо-западной и северо-восточной частях Индии, приблизившись к Тибету и Непалу. Местная тибет­ская религия, называемая бон, заключалась в почи­тании духов природы и горных демонов. В ней

использовались сложные ритуалы, регулировавшие все аспекты жизни замкнутого сообщества. В ко­нечном счете тибетские верования и божества мес­тного пантеона были собраны в стройную систему и успешно «буддизированы» — по крайней мере, так думали проповедники Махаяны. На самом деле тантризм стал самостоятельной религией, хотя при необходимости рядился в одежды буддизма, индуиз­ма или бон. Как правило, человек в первую оче­редь был тантристом и лишь во вторую — членом других религиозных организаций.

Буддизм Махаяны распространял свое влияние точно так же, как и ранее римское христианство: он принимал всех местных духов, почитаемых ту­земцами, и превращал их в ангелов, демонов, свя­тых и богов, без труда вписывавшихся в общие рамки религии. (Основное отличие заключается в том, что буддисты действовали методами настав­ления и убеждения, а не огнем и мечом.) Способ­ность Махаяны принимать в свой пантеон даже ин­дуистских божеств привела к тому, что буддизм в Индии считался очередной индуистской сектой, и верующие без труда переходили от одной религии к другой. Мусульмане, вторгшиеся в Индию в XI веке, подвергли буддизм нещадным гонениям, но не уничтожили тантризм. В северо-западной ча­сти Индии тантризм впитал в себя частицу ислама и продолжал существовать. В других частях Индии тантризм выжил, замаскировавшись под индуист­скую секту. В Тибете он уже впитал коренную ре­лигию бон, хотя буддийская терминология преоб­ладала (таково мнение, бытующее в наши дни, но в Тибете многие утверждают, что многие принци­пы тантризма и Махаяны возникли именно там).

Итак, хотя буддизм Махаяны продолжал разви­ваться, особенно в Китае и Японии, успешно поглощая коренные верования, тантризм вырос и в ко­нечном счете подчинил Махаяну своему влиянию в довольно широких пределах. Позднее мы вернемся к истории и принципам буддизма, а сейчас раз­беремся, почему пришествие Махаяны было жизненно важным для создания системы, впоследствии известной как Тантра. Буддизм послужил катализатором универсальности, превратив груду не, связанных между собой, противоречивых понятий десятка различных культур и народов в стройную систему оккультизма. Это еще одна веская причина для изучения Тантры, поскольку она представляет со­бой наиболее пеструю интернациональную коллек­цию оккультных верований, известных человече­ству. Если вы ищете универсальности в оккультизме, вам следует изучать Тантру; то, что в ней отсутствует, нельзя назвать универсальным.

Как вы, возможно, уже догадались, Тантра придерживается всех основных законов магии. Од­нако в ней делается специальный акцент на законах Ассоциации, Синтеза, Равновесия и Противополож­ностей, сформулированных в буддийской термино­логии. Официальная цель Тантры теургическая — достижение спасения и просветления. Как вы вскоре заметите, методы, разработанные для теургии, могут с равным успехом применяться и в тавматургии.

В тантрическом буддизме «просветление» вско­ре стало определяться как соединение положитель­ного и отрицательного, активного и пассивного, женского и мужского. (Буддизм стоял на более шо­винистических позициях, так как мужское ассоци­ировалось с позитивным и активным, а женское — с негативным и пассивным.) Целью синтеза придуманных противоположностей было осознание недвойственной природы бытия (или недвойственно­го бытия природы? Ладно, оставим).

Вскоре в Тантре развилась другая взаимосвязь с буддизмом. В Шри-кала-чакра-тантре, раннем тексте тантрического буддизма, который сейчас на­ходится в библиотеке Кембриджского университета, Будда ясно говорит. «Макрокосм содержится в мик­рокосме». Те, кто еще помнит это высказывание из нашего обсуждения закона Противоположностей, могут сделать огромный шаг вперед. Считалось, что истина обитает в физическом теле, а само тело является лучшим проводником к осознанию истины. Акцент на всеобщее спасение оказался как нельзя кстати, поскольку любое благо, творимое одним человеком, автоматически помогало всем живым существам. Тантрическое понятие о физическом теле как средстве для достижения просветления не­избежно привело к разработке еще более услож­ненных методик и ритуалов.

Если я любому, кто имеет представление об ок­культизме, дам тест на свободную ассоциацию идей, мгновенным ответом на слово «Тантра» бу­дет «мантра». Слово «мантра» происходит от сан­скритского корня, означающего «думать» или «рас­суждать», обычно вслух, поскольку в корне также заложено понятие звука. Использование звуков в Тантре исследовалось в большей степени, чем лю­бой другой из ее аспектов; отчасти потому, что любой звук или сочетание звуков может стать мантрой, будь то буква, слог, имя, фраза или молитва.

Закон Имен играет жизненно важную роль в понимании мантр, поэтому теперь мы проведем обещанное рассмотрение этого закона.

Имена всегда играли важную роль в мифологии и фольклоре. Египетская Изида отказывалась исце­лить бога Ра от укуса змеи до тех пор, пока он не открыл ей свое тайное имя; узнав имя, она смогла создать заклинание, но кроме этого получила и полную власть над ним. Верующие часто называли Ра и других богов так: «те, чьи имена неведомы». Как только истинное имя Ра становилось извест­ным, злые чародеи могли подчинить его своей воле. Подобный запрет на произношение тайного имени божества существует во всем мире. В Биб­лии и Талмуде — много правил, связанных с име­нем YHVH, иногда называемым «Тетраграмматон» или «слово из четырех букв». Это имя запрещалось произносить вслух. Вместо него использовались та­кие иносказания, как «Яхве», и позднее в Европе — «Иегова». (Вообще говоря, поскольку в древне­еврейских манускриптах гласные почти не исполь­зовались, мы не знаем правильного произношения, если не владеем языком, что бы ни утверждали члены так называемых школ Каббалы.) Почти в любой мифологии есть хотя бы одна история о боге или богине, попадающем в беду из-за раскрытия его тайного имени или из-за того, что он поклялся своим именем и не может нарушить клятву.

Шумерский бог Энки как-то раз, изрядно выпив со своей дочерью Инанной, «царицей небес», воскликнул: «Клянусь именем силы, именем моей силы, что покажу священные скрижали божествен­ной Инанне, моей дочери!» В этих скрижалях зак­лючалось сто основных принципов цивилизации. Именно их хотела заполучить Инанна, чтобы пе­редать жрецам своего храма. Хотя Энки не на шут­ку разгневался, он не мог нарушить свою клятву.

Я уверен, что почти все знакомы с историей Румпельштильскена. Перед героиней стоит невыполнимая задача, которую согласен выполнить странный маленький человечек, но при одном ус­ловии. Если она не отгадает его имя, то должна будет отдать ему своего первенца. К счастью, наш злодей оказался не слишком умен: его подслушала птица, пока он бормотал какие-то скверные стиш­ки насчет своего имени. Птица рассказала женщи­не, женщина произнесла имя, и справедливость во­сторжествовала.

По всему свету распространено верование о том, что если вы даете человеку новое имя, то все­ляете в него новую душу. Больным часто давали новые имена, «чтобы демоны не узнали их». Зна­хари иногда рекомендовали смену сексуальной принадлежности: мальчики одевались и вели себя как девочки, и наоборот (опять-таки, чтобы сбить с толку демонов).

В средневековом западном оккультизме большое внимание уделяется именам бога как словам силы. К примеру, четыре буквы YHVTI символизируют всевозможные атрибуты личности, и на их соче­таниях основаны целые философские течения. Бук­вам может быть присвоены сексуальные значения, значения «позитивный-нейтральный-негативный», «активный-пассивный», «конечный-бесконечный», и один Яхве знает что еще. Имя Бога считается ве­личайшим сосредоточением божественной силы. Некоторые еврейские школы даже утверждают, что Тора (первые пять книг Ветхого Завета) является ничем иным, как истолкованием имени YHVH. Изобретались грандиозные и устрашающие ритуа­лы, предназначенные для открытия одного из тай­ных Имен надлежащим образом подготовленным адептам. Утверждалось, что если вырезать одно из этих имен на лбу неодушевленной статуи, то она оживет (см. «Голем» в главе 6). Предположительно, такой ритуал был проведен с языческим идолом быка, который немедленно провозгласил: «Я ваш бог, иных не будет у вас». Это довольно спорное высказывание, если учесть обстоятельства. Имена Бога были столь реальными и осязаемыми, что вы могли «примерить Имя на себя», как если бы оно было одеждой.

Я обнаружил, что средневековый оккультизм в общем и целом был основан на искаженной вер­сии одной из книг еврейской каббалы. «Каббала» означает «собрание». Существовало по меньшей мере семь книг каббалы, лишь одна из которых имела дело с мистицизмом и магией. Остальные — были посвящены путешествиям, фольклору, ме­дицине и так далее. Даже Тора и Талмуд счита­лись частью каббалы. Таким образом, именно се­митскому мистицизму мы обязаны всеобщей одержимостью Именами и Словами Силы.

Каждый дух, ангел или демон, имел особое имя или несколько имен, а также определенный ранг и полномочия. Многие «ангелы» первоначально входили в Элоим, что в древнееврейской традиции означало соединение всех божественных атрибутов, Древние евреи признавали многих богов, несмотря на то, что в Библии сказано: лишь YHVH является богом детей Израилевых. Из Элоим происходят та­кие известные ангелы и архангелы, как Рафаил, Гавриил и Михаил. Суффикс «-ил» означает «бог», а не «богоподобный» или «божественный». (Таким же образом христианское понятие Троицы можно проследить в многоликих «местных» бо­гах.)

Многие «демоны» в действительности были ста­рыми богами и богинями, чьи последователи были побеждены или стали приверженцами иудаизма и христианства; в качестве примера можно привести Баала и Астарота.

Средневековые оккультисты разработали раз­личные способы «обнаружения» имен многочислен­ных ангелов и демонов, зашифрованных в тексте Библии. Фрэнсис Барретт в классической «Книге магов» говорит:

Сам Бог, хотя и единосущен, но имеет разные име­на, выражающие отнюдь не отличие сущностей или божеств, но определенные качества, происте­кающие от него; посредством сих имен он осыпает нас, и всех своих созданий, многочисленными бла­гами... Каббалисты извлекли из определенного текста Исхода семьдесят два имени, как ангелов, так и Бога, которые они называют «именем се­мидесяти двух букв» и «Шемхамфереш», или «разъяснение».

Далее Барретт показывает, каким образом раз­личные имена выводятся из заглавных букв священ­ных фраз. К примеру, в наши дни «ангел НАС А» может отвечать за национальное Агентство аэро­навтики и космических исследований. Он (судя по форме ракеты, ангел должен быть мужского пола) состоит из стихии Воздуха и должен иметь титул графа*

 

* В оригинале непереводимая игра слов, означающая «обратный отсчет до взлета». — Прим, перев.

 

. Вы также можете брать последнюю букву в каждой фразе или изобрести другие методы из­влечения «священных имен». Фактически, сам тер­мин шемхамфереш стал Магическим Словом. Баррет был первым из современных оккультных исследователей, попытавшихся свести воедино весь западный оккультизм (около 1801 года). Интерес­но заметить, что он был почти одинок в своем убеждении, что сила Слов и Имен заключена не в звуках и начертании, но в разуме тех, кто поль­зуется ими.

Во всех Гриму арах, или «черных книгах» ма­гии, говорится о том, что для общения с демонами и ангелами необходимо знать их истинные имена. Некоторые из них, такие как «Лемегетон», или «Книга Духов», представляют собой сочетание те­лефонных справочников и «Кто есть кто» из об­ласти потустороннего мира. В этих книгах приве­дены описания имен, полномочий, титулов, внешности и особенностей всех главных ангелов и демонов, вместе с коллекцией рецептов для создания заклинаний и приворотов. За исключением литера­туроведов и теоретиков тавматургии, они не пред­ставляют для исследователей никакого интереса.

Когда человек рисует пентакль*,

 

*Первоначально — талисман в виде пятилучевой звезды, ныне общее название для талисмана. Если сделан из глины или металла, используется как символ стихии Земли. — Прим. Автора

 

важно иметь под рукой по меньшей мере полдюжины священных имен, предпочительно еврейских, расположенных по периметру кругов. Фактически, заклинание просто нельзя сотворить, не прибегая к измененным, зачастую неверно произносимым именам различных богов. Почти половина слов в любом псев­докаббалистическом ритуале окажется именами Бога. Поскольку западный оккультизм был монотеистичным, все имена принадлежали YHVH, его друзьям или врагам. Даже в наши дни культы так называемых Белых Чародеев выполняют свои ри­туалы с использованием все тех же обветшавших, извращенных аналогов этих старых имен.

Тантра обладает значительно более гибкой структурой. Во время ритуала вы можете пользо­ваться именами главных богов, но у вас есть го­раздо больше пространства для маневра. Помимо всего прочего, это обусловлено принципом варпы, гласящим, что звук вечен, а каждая буква алфавита несет в себе божественное начало. Слова представ­ляют собой собрание божественных атрибутов; смысл в них вложен не человеком, а является функ­цией букв. Еврейский оккультизм приближается к этой концепции, а языческие кельты и тевтоны по­дошли еще ближе со своим «вопрошением рун», но никому не удалось зайти так далеко. Итак, в Тантре каждое слово может быть Словом Силы. Даже «мусор» — священное слово, так как это со­четание божественных букв м, у, с, о и р. Нет­рудно догадаться, что это приводит к забавным иг­рам с религией и медитацией, особенно если учесть, сколько людей почитает великого бога, о котором мы только что упомянули.

С понятием варны тесно связана «эмбрионная»*

 

 *Germ — эмбрион, зародыш, микроб (англ.). - Прим. Ред

 

теория звука в Тантре. Каждая сущность обладает «эмбрионным» звуком, в смысле прорастания, а не инфекции — хотя и последнее тоже не исключается. Повторяя «эмбрионный» звук, мы можем воссоздать сущность из хаоса: она не обязательно существует до тех пор, пока мы не сотворим ее. Очень нем­ногие другие учения в истории когда-либо заявляли о такой возможности создания богов; мне приходят на ум лишь египетские жрецы и древнегреческие теурги.

Возьмем, к примеру, знаменитую мантру «ОМ», или, вернее, дифтонг «АУМ». Некоторые

Реальная магия

секты утверждают, что «А» означает Вишну, «У» — Шиву, а «М» — Браму. Другие утверждают, что «А» означает Агни, или огонь, «У» — Варуну, или воду, а «М» — Меру, или воздух. Как бы то ни было, мы имеем сочетание эмбрионных звуков «АУМ», предназначенное для взывания к со­вокупности божеств в виде троицы.

Торжественное произнесение великой Истины называется сатъя-вахана и считается актом вели­кой силы. Дхарани — короткие высказывания, очень распространенные в качестве мантр; часто они являются сокращениями или сводками длинных сутр (книг). Сатъя-вахана и дхарани нередко появляются как на Востоке, так и на Западе. Идея «взывания к имени бога» время от времени появля­ется во всех наших священных книгах (сутрах). Ис­пользование фразы «Иисус Христос умер за наши грехи» было распространенным методом изгнания демонов в эпоху средневековья; сегодня мы говорим «твоему ид не нравится твое эго» для достижения такого же результата. Фраза «во имя Отца, Сына и Святого Духа» многое говорит нам о католичес­кой религии: в одной фразе мы имеем определение Троицы, священную Истину и взывание к богу (бо­гам?). Но, разумеется, католицизм не имеет ничего общего с таким «предрассудком», как Тантра. Мо­жете спросить у любого католического теолога.

Одна восточная религия, быстро прокладывающая себе дорогу на Запад, пользуется мантрой нам-мъо-хо-ренг-къо («огласи свою преданность чудесному закону жизни»). В основе религиозной группиров­ки, называемой Ничерен Шошу, лежит стандарт­ный буддизм Махаяны в сочетании с оголтелым фанатизмом и милитаризмом. Законодательная ас­социация Сокка Гоккай фактически контролирует религию железной рукой; постоянно поступающие средства и пожертвования направляются прямо в закрома партии Комеито, которая сейчас является третьей по величине политической партией Япо­нии. То, что неофашистская ориентация партии Ко­меито вызывает озабоченность во всем мире, еще слишком мягко сказано. Фактически, Сокка Гоккай официально объявлена американским правитель­ством «подрывной фашистской организацией».

Религиозное общество было основано в конце XIII века фанатичным буддийским монахом Ничереном, глубоко убежденным, что приверженцы всех остальных религий (особенно не буддийского толка) являются предателями и демонами. Он считал себя воплощением Будды Гаутамы и умер в воз­расте шестидесяти лет от хронического поноса (месть Дарумы). Основанный им культ стал одной из немногих буддийских сект в истории, воспри­нявшей западные методы убеждения: кровь, боль и смерть. Сегодня его последователи пользуются весь­ма агрессивным евангелическим методом обращения в свою веру, известным как «шакабуку» («сломить и подчинить»). Несколько лет назад я оказался втя­нутым в эту группу и через три месяца был изгнан за ересь, то есть за «неудобные» вопросы. Секта имеет более одиннадцати миллионов последовате­лей, включая 200000 в Америке, и пользуется ме­тодами угроз, насилия и «промывки мозгов», ко­торые японское правительство описало как «полугангстерские, с использованием военнизированной организации». Естественно, большинство американцев искренне вступало в ее ряды, не осоз­навая, что они делают. Секта действительно про­поведует благородные цели: положить конец вой­нам, расизму, нищете и так далее. Это один из лучших примеров того, что следует отделять ценность самой мантры от намерений тех, кто поль­зуется ею.

Еще одна мантра, широко известная в Америке, принадлежит «обществу сознания Кришны». Ее очень просто выучить: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе; Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Аме­риканские члены секты утверждают, что ее история начинается с I486 года в Индии, когда Кришна в очередной раз воплотился на земле, чтобы подарить миру эту мантру. Хотя в индуизме Кришне и Раме поклоняются отдельно, кришнаиты утверждают, что Кришна и Рама являются одним и тем же богом. Пос­кольку мы, разумеется, живем в самом худшем из миров и в самое плохое время (Кали-Юга), то нес­пособны совершить что-либо, кроме простейших усилий по достижению просветления; отсюда и по­стоянное распевание этой мантры.

В области Калифорнийского залива имеется до­вольно значительный контингент кришнаитов, и наблюдения показывают, что, несмотря на свои за­явления, они далеки от невинного альтруизма. До сих пор движение состояло из бродяг и хиппи с «мозгами набекрень», ищущих новую веру; они напяливают на себя оранжевые простыни и теннис­ные туфли, бреют голову наголо и просят милос­тыню на улицах, распевая кришнаитскую мантру на мотив «Это твоя страна». При этом они торгуют ладаном скверного качества по высокой цене. За­работок не облагается налогом и теоретически идет на еду и кров для членов группы или па поддер­жку малоимущих. На самом деле большая часть де­нег оседает в карманах местных лидеров, обеспе­чивая им привольную и беззаботную жизнь.

Если вы думаете, что такое паразитирование на человеческих слабостях ограничено «языческими» религиями, то я упомяну о местной секте, именуемой Христианским Фронтом Мирового Освобождения. Эта крайне правая организация занимается тем же, о чем мы уже говорили. Здесь тоже есть мантра «Иисус спасает» и свободный переход из одной веры в другую, поскольку никто из новообращен­ных не в состоянии понять даже элементарной тео­логии. Поскольку организация богата, ее члены де­лают акцент на вербовку студентов и наркоманов и превращении их в евангелистов-проповедников. Они не добились значительных успехов со студен­тами, отказывающимися принимать участие в рево­люционной риторике, но обратили в свою веру многих наркоманов и уличных бродяг. Вместо того чтобы вкалывать наркотики, они вырывают стра­ницу из Библии, «плавят» ее своим красноречием и «впрыскивают» эту смесь. Эти евангелисты-нар­команы ужасают местных священников даже силь­нее, чем псевдобуддийские и псевдоиндуистские секты.

Еще одна многочисленная категория людей, поль­зующихся мантрами в Америке, — это наши до­морощенные революционеры. Их мантры включа­ют в себя такие перлы, как «власть народу» пли «долой капиталистических свиней». Они тоже с удовольствием вербуют «балдеющую» от наркоти­ков молодежь, увлекая ее идеями «всеобщего блага» и мелким политиканством. За все время, проведен­ное в Беркли, я встретил лишь двух настоящих ком­мунистов (обоим было за шестьдесят), зато видел сотни самозваных марксистов, троцкистов, маоистов, кастроистов и так далее. Однако очень нем­ногие из них, если вообще кто-либо, читали «Ка­питал» и другие труды своих героев. Здесь мы снова имеем группу людей, убежденных, что про­стое повторение лозунгов может изменить мир (это могло бы произойти, если бы они знали, как пра­вильно пользоваться своими мантрами).

Всех американцев учили благоговейно относиться к лозунгам, американской разновидности мантр. Большинство здравомыслящих людей способны соп­ротивляться и проводить различие между лозунгами и изречениями — но не те, чей разум затуманен алкоголем или наркотиками. Здесь, в Беркли, су­ществует значительная наркокультура, управляемая железной рукой одной из наиболее хорошо орга­низованных преступных группировок в стране. Все «мягкие» и умиротворяющие препараты были беспо­щадно вытеснены, и теперь люди могут достать лишь такие наркотики, как героин и метамфетамин (наполовину перемешанный с крысиным ядом). В результате многие люди, живущие в обветшавших гетто, настолько склонны к насилию и паранойе, что готовы бить и крушить при первом же бро­шенном лозунге. Власть мантр над слабыми умами такова, что Калифорнийский университет приобрел жуткую репутацию; это следствие бунтов, подст­рекаемых не столько политиками, сколько нарко­дельцами. С другой стороны, как левым, так и правым политиканам нравится такое положение ве­щей (и я, разумеется, не утверждаю, что для демон­страций не существует действительных причин). Я лишь задаюсь вопросом, есть ли связь между по­литической обстановкой и тем фактом, что орга­низованная преступность в Беркли получила пол­ную свободу при попустительстве местных и федеральных чиновников. Я еще не видел такого политика, у которого хватило бы смелости разво­рошить это осиное гнездо.

К счастью, буддисты, индуисты, «братья Иису­са», левые и правые политические группировки находятся в состоянии «священной войны» между собой. Если повезет, они просто уничтожат друг Друга.

До сих пор мы рассматривали способы употреб­ления (и злоупотребления) мантрами как ассоциатив­ными приспособлениями, но у них есть много иных функций. Односложные мантры, например, часто используются в упражнениях по контролю над ды­ханием. Некоторые популярные мантры также из­вестны своими гипнотическими, завораживающими качествами. Если вы миллион раз повторите «ом мани падме хум», «власть народу» или даже «е-равно-эмце-квадрат», то не только начнете верить сказанному, но и войдете в состояние гипнотичес­кого транса. Как медики-гипнотизеры, так и вос­точные мастера содрогнулись бы при этой мысли (впрочем, каждые — по своим причинам). Позд­нее мы подробнее рассмотрим методы использова­ния транса.

Мантра, использующая звук, приводит к мандале, использующей формы и образы. Геометричес­кие фигуры, изображения животных и божеств иг­рают значительную роль в мандале. Она считается разновидностью янтры, или диаграммы (первона­чально слово «мандала» означало лишь «круг», но с тех пор значение расширилось)* .

 

*По-арабски «алъ-мандал» тоже означает «круг»; отсюда про­исходит Альмадсл, название одного из наиболее прославлен­ных гримуаров. — Прим. автора.

 

Сначала давай­те рассмотрим элементы цвета.

Каждая оккультная школа разрабатывала свою цветовую шкалу, и Тантра не исключение. Тант­ристы опирались в основном на стандартную индо-арийскую цветовую шкалу, которая использовалась и в западном оккультизме. Белый цвет ассоции­ровался с добром, жизнью, просветлением и «небесными мирами». Голубой — был цветом эмоций, ЭСВ, интуиции и астральных планов. Зеленый — символизировал плодородие, творчество, поля и луга, «животные миры». Желтый — ассоцииро­вался с разумом и «человеческими мирами». Оран­жевый — был цветом гордости, материализма и мужества в сражении. Красный — символизировал тело, кровь, здоровье и «призрачные миры». Ли­ловый — ассоциировался с сексуальностью и нео­бузданными страстями. Черный цвет означал зло, смерть, невежество и преисподнюю*.

 

*« Бардо Тедол» по иному жонглирует этими «мирами». — Прим. автора.

 

О происхождении этой цветовой шкалы уже многое написано, но самое главное заключается в фразе «ассоциируется с...». Цвета использовались и используются как ассоциативные приспособления. Каждое божество имеет характерное сочетание цве­тов, используемое в его мандале. Божества, обла­дающие сходными оттенками цвета, имеют сход­ные атрибуты. Если вы хотите призвать сущность с иного плана бытия, вам нужно использовать ее цвета в мандале.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.