|
|||
Филип Боневитс 7 страницаК сожалению, очень мало известно о влиянии формы на личность человека. Психология цвета хорошо развита, но психология формы находится в зачаточном состоянии. Юнг прикладывал героические усилия в этом направлении, но его работа осталась незавершенной. Это еще одна область, где магия может раскрыть новые возможности для психологии. Согласно Тантре, боддхи-мандала (окружность вокруг дерева, где Будда получил просветление) положила начало верованию в сакральную природу круга и других геометрических форм. Как и на Западе, круг и треугольник были излюбленными формами для магических опытов. Помимо цвета, каждое божество имело личное сочетание форм и геометрических фигур. Изображения многочисленных божеств, людей и животных также являлось составной частью мандалы. Разумеется, в нее входили и личные цвета призываемой сущности, и все остальное, связанное с нею, что можно было изобразить в двух измерениях. Как вид им, мандал а являлась преимущественно теургическим приспособлением, помогавшим достичь тождества или единства с конкретной сущностью или божеством. Возможно, наиболее известная мандала — это Инь-Ян, символ закона Синтеза. Разбитая на две составные части, ее форма стала популярным украшением в современной одежде и дизайне. Другие хорошо известные мандалы — знаки рыб и креста для Иисуса Христа, знаки круга, свастики и креста для Солнца, знаки чаши и полумесяца для Луны и так далее. Не появилось у вас ощущения, что любой символ может стать мандалой? Правильно! В пещерах на юге Франции сохранились рисунки, сделанные нашими кроманьонскими предками. Изображение бизона с копьем в сердце, скорее всего, должно было обеспечить удачу на охоте. Среди персонажей попадаются люди, одетые в шкуры животных и танцующие с рогами на голове; здесь мы вступаем в царство мудры*
*И возможно, шаманизма (см. глава 8). — Прим. автора.
Эти рисунки дают представление о самых древних магических верованиях и ритуалах человечества, и ни один студент-антрополог не должен обходить их стороной. Во многих неграмотных обществах мандала создавалась из раскрашенных камней или разноцветного песка, уложенного в узоры на земле. Часто во время ритуала знахарь или его пациент сидел в центре мандалы. В некоторых племенах, например, у йоруба, люди чертили палочками на земле сложную мандалу и посыпали ее остатками пищи. На следующее утро они возвращались и «читали» следы мелких животных, пересекавшие рисунок мандалы и придававшие ей новый смысл. Читая о магических кругах, пентаклях и прочих символах западного оккультизма, вы можете убедиться, что мандале уделялось огромное внимание. Магические фигуры рисовались на полу или участке почвы, где чародей проводил свои ритуалы. Пентакли первоначально назывались «пентальфами», так как можно было взять пять букв «А» и совместить их в пятилучевой звезде. Поскольку изображение человека (голова, две руки и две ноги) хорошо вписывалось в пятилучевую звезду, она вскоре стала символом «удачи»*.
* А также эмблемой добра в западном оккультизме. — Прим автора.
Вскоре пентакли стали столь популярными, что термин превратился в синоним «талисмана» (мандала). При создании талисмана было необходимо использовать все формы, узоры, цвета и имена, ассоциируемые с действием или сущностью, для которой он предназначался. **
** Если вы хотите глубже изучить этот предмет, почитайте «Тайное искусство магии» Индры Сеид Шах. — Прим. автора.
После мандалы и мантры, последним членом неизбежной троицы является мудра — ритуальные и символические жесты, позы, танцы и прочие телодвижения. «Мудра» происходит от санскритского слова «запечатывать» или «запирать». Многие мудры использовались именно для этой цели: закрывать, запечатывать — как физически, так и умственно — место проведения ритуала Мудра служит для ассоциации и достижения тождественности; наряду с мантрой и мандалой, каждое существо имеет свою характерную мудру. Так, потрясание кулаками будет мудрой гнева, распахнутые объятия — мудрой страсти, танец с метанием копья или молота — мудрой бога грозы и так далее Даже Кама-кали, или ритуальное совокупление, в принципе является мудрой, хотя имеет и другие аспекты. О понятии мудры было написано очень мало по сравнению с понятиями мантры и мандалы*
*Если не считать Гурджиева и его последователей. — Прим. автора.
. Психология танца и драмы дают нам основную массу идей о создании мудр. В западной оккультной литературе инструкции по применению мудр обычно ограничены указаниями о том, сколько раз нужно обойти круг, как держать меч, как принимать стойки защиты и нападения и так далее. Однако, когда чародей поднимает воображаемый меч, чтобы защититься от воображаемого врага, он не имеет права на ошибку, иначе его смерть будет вовсе не воображаемой! В католической или англиканской церкви, где все еще служат старые мессы, вы можете наблюдать прекрасную последовательность взаимосвязанных мудр. Не пренебрегайте ими — когда-то они обладали большим могуществом. Прежде чем продолжить обсуждение Тантры, давайте сделаем паузу и подведем итог наших открытий о мантре, мудре и мандале. Мы убедились, что Тантра, как и другие оккультные системы, имеет методы упорядочения окружающего мира для помощи в магических или мистических действиях. Мы узнали, что три «М» — мантра, мудра и мандала — служат преимущественно для ассоциации и отождествления. Убежденному тантристу все кажется относительным. Мифы предлагают нам могущественную фантазию, которую можно использовать для власти над фантазией, именуемой повседневной жизнью. Отождествление с воображаемым божеством наделяет нас его воображаемым могуществом, которое, разумеется, можно использовать в нашем воображаемом мире. Здесь мы имеем взаимодействие законов Правдивой Лжи, Бесконечных Вселенных, Ассоциации и Тождества. Использование трех «М» приводит в действие и другие законы, такие как закон Имен и закон Персонификации. Методы и убеждения Тантры применимы для других оккультных систем и часто отражают универсальные культурные тенденции. Заметьте, что во всех случаях первостепенное внимание уделяется ритуалу, а не интеллекту. Разум фактически не ценится п считается «помехой». Нетрудно убедиться, что такой антиинтеллектуализм вообще присущ теургическому подходу, независимо от того, в какой части света вы работаете. Поскольку мы больше заинтересованы в тавматургическом подходе, то будем проявлять здоровый скептицизм в исследованиях. Так как в Тантре уделяется большое внимание использованию тела как средства для достижения просветления, в ней разработаны методы физической дисциплины и контроля над телом. Но это не аскетизм. Хотя аскетизм и изнурение плоти до определенной степени могут научить вас понимать сильные и слабые стороны вашего тела, по своей сути они враждебны телу и вредны для него. В Тантре применяются упражнения, не допускающие физического ущерба и предназначенные для улучшения дисциплины тела и разума. Изменения тела и разума могут осуществляться разными способами, включая обычные физические упражнения, умственные упражнения, лекарственные препараты, гипноз, сосредоточение и стимуляция желез внутренней секреции. Физические упражнения в Тантре охватывают широкий спектр, от приседаний и отжиманий до различных видов хатха-йоги и Кама-кали. Вы можете научиться неподвижно сидеть целыми часами, контролировать свое дыхание и замедлять метаболизм*; почти все это необходимо для того, чтобы не отвлекаться во время медитации. Управление энергией играет очень важную роль в упражнениях; к примеру, во время Кама-кали мужчина должен воздерживаться от семяизвержения вплоть до определенного момента, который может наступить очень не скоро. Существуют также умственные упражнения, предназначенные для укрепления сосредоточенности и образного мышления. Установив контроль над телом, вы можете научить свои разум не отвлекаться от темы во время медитации. Что такое «синий»? Что означает «квадратный»? В чем суть «рыбы»? Медитирующий тантрист обдумывает эти и другие вопросы и отвечает на них. Это полезно для того, чтобы адепт находился в обостренном состоянии сознания, улучшающим его восприятие и аналитические способности. Отвлекитесь от чтения и закройте глаза. Постарайтесь представить перед собой ярко-красный круг. Измените его форму, превратив в квадрат, треугольник, птицу, меч, человека. Когда вы сможете проделывать это с открытыми глазами и видеть образы даже при свете дня, то далеко продвинетесь вперед на пути медитации. Затем начните работать с другими чувствами: воображайте различные звуки, запахи, вкусы и прикосновения. В продаже имеются пособия по тренировке «чувствительности» и методикам восприятия в состоянии наркотического транса, где вы можете найти полезные советы. Поскольку мы получаем информацию в основном визуально, большая часть ваших усилий должна быть направлена на манипулирование визуальными образами, чтобы при необходимости вы могли выстроить «умственный щит» или создать в уме ясную картину своей магической мишени. В Тантре наркотики всегда играли подчиненную, но четко определенную роль. Галлюциногены и другие наркотические вещества использовались опытными адептами (в нашей западной культуре вы просто не можете получить подобное образование) . Они тоже являются средством укрепления ассоциаций и тождественности. Наркотики не только убеждают сомневающихся в существовании иных вселенных, но также дают весьма детальную картину иных миров. Применяемые надлежащим образом, наркотические вещества дают ученику «встряску», необходимую ему на начальном этапе. Гипноз весьма эффективен для изменения состояния тела и разума. Вот некоторые физиологические изменения, которые могут происходить под гипнозом: каталепсия, увеличение мышечной силы, паралич, повышенная выносливость, появление ожогов, быстрое заживление поврежденных тканей, обострение ощущений, невосприимчивость к боли, изменение скорости метаболических процессов и стимуляция различных желез. Принципиальный интерес в тантрическом трансе, или дхаяне, представляет его сходство с гипнотическим трансом. Те, кто практикует дхаяну, решительно заявляют об отсутствии такого сходства. До сих пор это сходило им с рук лишь потому, что наши определения гипноза были слишком расплывчаты. Однако допустим, мы определим гипноз как состояние, в котором проявляются следующие симптомы: полный контроль над телом и органами чувств, повышенная внушаемость, усиление сосредоточенности, устранение отвлекающих факторов и, возможно, даже усиление ЭСВ-способностей. Тогда мы получим определение, мало отличающееся от дхаяны. Рассмотрим некоторые другие преимущества гипноза. Когда человек находится в состоянии транса, в его организме можно наблюдать уже упомянутые физиологические изменения. Можно обострить его восприятие и замедлить субъективное течение времени. Отсуствие отвлекающих факторов, в сочетании с контролем над телом и ощущениями, способствуют достижению главной цели: полной сосредоточенности. Взаимодействие транса и сосредоточенности само по себе зачаровывает. Дело в том, что транс обычно достигается усиленной сосредоточенностью, а в состоянии транса способность сосредотачиваться возрастает тысячекратно. Разум может неторопливо и подробно изучать одну частицу информации за другой, уделяя им нераздельное внимание. В терминах теории ролевых игр, в состоянии гипноза разум может полностью сосредоточиться на роли «загипнотизированной личности». Однако в тантрических «ролевых играх» человек сосредотачивается на роли божества или некой сущности. Очевидно, транс является лучшим средством для отождествления, а потому часто используется в тантрических упражнениях. Тантра и йога совместно развили очень сложную систему оккультной физиологии. Наиболее важной ее частью для исследователей магии является понятие физических центров, или чакр. Общее количество чакр в теле человека меняется в широких пределах, в соответствии с воззрениями различных сект, но каждый из главных центров расположен неподалеку от жизненно важного органа или железы внутренней секреции. В тантрическом идеале высвобождение энергии начинается в чакре, ближайшей к гениталиям. С помощью контроля над мышцами (уретральным сфинктером traversus perinei для особо любознательных) адепт не дает энергии высвободиться в виде оргазма. Вместо этого энергия движется вверх, последовательно стимулируя каждую чакру, а затем достигает макушки головы, что приводит к невыразимому блаженству. Одним из основных способов достижения этого состояния является Кама-кали. Кама-кали — это физическое отображение (то есть мудра) закона Противоположностей, действующее на нескольких уровнях. Мужское соединяется с женским, энергия распространяется от копчика и поднимается к «ждущей пустоте» на макушке головы (это не намек на умственные способности тантристов!). В Тантре вся операция тщательно контролируется, чтобы сублимация сексуальной энергии прошла успешно. Как вы можете себе представить, Кама-кали служит пугалом для теософов и тех, кто относит Тантру к темному Пути Левой Руки. На этой стадии обычно принято разводить ханжеские сетования о том, как далеко Тантра ушла от неземного и целомудренного Будды Гаутамы. Но как мы могли убедиться, Тантра никогда не была чисто буддийской системой. Другие секты, как восточные, так и западные, имеют эквиваленты чакр и ритуального совокупления. Я уверен, что Будда, с его обычной терпимостью, изучил бы мотивы, прежде чем осуждать действующих лиц. Поверьте, чтобы исполнить Кама-кали необходимо невероятное мужество и самоконтроль (какие мне и не снились). При изучении различных чакр возникают другие интересные моменты. Например, существует великое множество мифов вокруг шишковидной железы, так называемого третьего глаза. Предполагается, что стимуляция этой чакры позволяет видеть невидимое обычным зрением. Звучит нелепо, но ученые недавно обнаружили, что стимуляция шишковидной железы приводит к выделению естественного галлюциногена. Шишковидная железа связана с той же областью мозга, что и зрительный нерв. Одно, последнее, замечание насчет чакр. Угадайте, где расположена последняя чакра — та, что Дарует блаженство? Правильно, в мозге; в так называемом центре удовольствия. Тантра, без сомнения, является одной из самых высокоразвитых систем оккультизма на планете. Даже если судить по этому короткому обзору, в ней есть много интересных и полезных сведений для нашей работы. Отдельные части Тантры соотносятся с нашей оккультной традицией, но преимущество тантрической системы заключается в том, что она происходит от десятков разных культур, а не только от еврейских и греческих источников. Поскольку Тантра не заслуживает мрачной репутации и поскольку она очень полезна, то почему бы не пользоваться ею? Ах, вы по-прежнему считаете ее злой Черной Магией? Тогда читайте дальше.
Глава 5 Черная магия, белая магия и живой цвет
«Плохие парни носят черные шляпы, а хорошие парни скачут на белых лошадях». Вот общий уровень интеллектуальных оценок в отношении «белой» и «черной» магии. Если вы умеете читать между строк, то, должно быть, заметили, что я не испытываю особенного почтения ни к тем, ни к другим. Это неприятие обусловлено как моими исследованиями, так и личным опытом. Я изучил «принципы» и методы обеих сторон и не обнаружил какого-либо морального превосходства одной из них. Я работал с группами оккультистов, называвших себя «черными» и «белыми» магами, но, несмотря на все усилия, так и не смог найти реальных или значительных различий в их повседневной деятельности. Само представление о Белом, как о хорошем, а о Черном, как о плохом, — результат чистейшего культурного предрассудка. Например, если вы окажетесь в герметически закупоренной комнате, не имеющей источников света, то почувствуете себя слепым и беспомощным. А что произойдет, если стены и потолок этой комнаты будут покрыты тысячами стоваттных электрических лампочек? Вы все равно почувствуете себя слепым и беспомощным. В этой главе мы изучим понятие «цвет» с физической и культурологической точек зрения. Мы увидим, какие ассоциации выстраиваются вокруг цветов и цветовых сочетаний, и проследим, каким образом эти ассоциации развивались и искажались в нашей западной культуре. Будет проведено исследование так называемых Путей Правой и Левой Руки, сопровождаемое короткими экскурсиями по средневековому и современному чародейству. Затем мы подведем итог «различий» между черной и белой магией, а также обсудим некоторые идеи о психологическом отношении к свету и темноте. И наконец, будет предложена иная система классификации цвета для магии, весьма сходная с той, что традиционно применяется в учении .об «аурах». Короче говоря, у каждого оккультиста будет повод для негодования! Начнем с того, что в основу и классификацию цвета положено три основных понятия: оттенок, яркость и хроматизм. Оттенок соответствует положению в спектре видимого света, от 7000 ангстрем для красного до 4000 ангстрем для индиго-фиолетового. (Ангстрем — единица измерения, равная 0.00000001 см и используемая для измерения длины волны в электромагнитном спектре излучений.) Яркость зависит от угла отражения света. Если весь свет отражается, предмет кажется нам белым, если весь свет поглощается, то — черным. Шкала яркости идет от белого к черному через миллионы оттенков серого. Но ни один из этих оттенков не является настоящим цветом в том смысле, как оранжевый или зеленый; фактически, эти оттенки яр кости называются ахроматинами. Следует также заметить, что стопроцентный белый или черный цвет не существует в природе и в силу особенностей нашего зрения его, вероятно, вообще нельзя увидеть или осознать. Таким образом, мы имеем «лишь оттенки серого», как поется в популярной песне. Хроматизм — это мера «чистоты», насыщенности и интенсивности цвета. Его шкала — от 0 для ахроматиков до 100 для спектральных цветов. Итак, хотя белый ярче черного, ни тот, ни другой цвет не обладают особенной чистотой. Подумайте об этом. Согласно данной системе ясное небо в солнечный день можно определить так: оттенок голубой, яркость светло-серая, хроматизм 40. Не очень романтично, правда? Но именно так современная физика обращается с предметом исследования. За многие века художники и ученые разработали всевозможные системы определения и классификации цветов. Но вспомните закон Бесконечных Вселенных: нет двух людей, которые видят один и тот же цвет одинаково. Метод определения цвета по категориям оттенка, яркости и хроматизма — чисто западное изобретение. Другие культуры для той же цели пользуются совершенно иными системами. Наиболее характерным примером использования одной из таких систем служит племя Хануноо на Филиппинах. Оно тоже пользуется тремя основными категориями для определения цвета, и одна из них соответствует нашей яркости: светлое/темное. Вторая категория — это сухое-красное/сырое-зеленое. К примеру, свежий овощ может быть сырым-зеленым, но позднее станет сухим-красным без всякого изменения того, что мы называем «его цветом». Третья категория — прочный-несмываемый/слабый-выцветающий. Совершенно не пользуясь нашими понятиями, члены племени Хануноо умудряются выводить из этой системы тысячи названий цветов Их отношение к цветам и цветовым сочетаниям определяется элементами их культуры, а не какими-то качествами, изначально присущими тому или иному цвету. Итак, «цвет» представляет собой результат интерпретации воздействия фотонов на вашу сетчатку; он не подлежит делению на Добро и Зло, положительное и отрицательное и так далее. Что же послужило причиной путаницы с цветами? Фотоны создают на нашей сетчатке образ предмета, на который мы смотрим, и в мозг поступает электрохимический сигнал. Схема этого сигнала сравнивается с предыдущими схемами и отождествляется с одной из них. Ваша реакция основана на ассоциации схем, совпадающих с новой информацией. В течение всей жизни вы накапливали ассоциации с различными сочетаниями цветов: некоторые постигались на личном опыте, другие были навязаны культурной средой. Помните, ничто не имеет ни малейшего смысла, если не рассматривать его в связи с чем-то еще. Предположим, в возрасте десяти лет вы отравились неспелыми зелеными яблоками и долго болели. После этого яблочно-зеленый цвет стал вам крайне неприятен, и вы, возможно, ассоциируете его со злом, хотя он нравится другим людям. Если в вашем обществе лишь члены королевской семьи имеют право носить пурпур, то ваша реакция на человека в пурпурной одежде будет резко отличаться от реакции на того же человека в зеленой или желтой одежде. Первый случай иллюстрирует личную, а второй — культурную ассоциацию с цветом. Заметьте, однако, что в обоих случаях ассоциация совершенно произвольна. Яблочно-зеленый цвет не приводит к болезни; некоторые сорта яблок можно есть и зелеными. Пурпурный стал цветом королевской семьи лишь потому, что краска этого оттенка была очень редкой, а процесс окрашивания ткани — сложным и кропотливым, и лишь короли могли позволить себе покупать ее (см. также заметки о пурпурном цвете ниже в этой главе). Реакция человека на цвет меняется в зависимости от ситуации, воспитания и склада характера. Прежде, чем продолжить чтение, предлагаю подумать о вашем личном отношении к цветам спектра: позднее эта информация может вам пригодиться. Сочетание цветов провоцирует эмоциональные реакции даже в большей степени, чем отдельные цвета. Сочетание белого и красного вызывает резко отрицательную реакцию в западной культуре, пробуждая образы Красного Креста, крови на снегу, пропитанных кровью бинтов. Даже в тестах на ЭСВ такое сочетание вызывает стойкую неприязнь; количество правильных ответов резко снижается, если карты Зенера напечатаны красным на белом фоне (как ни странно, но белые символы на красном фоне не вызывают такого неприятия). С другой стороны, сочетание красного, белого и голубого цветов дает нам столь же сильную положительную реакцию; многие страны используют эти цвета в своих национальных флагах. В современной науке есть такая интересная дисциплина, как психологическая поддержка традиционных убеждений о цвете в той или иной культуре, наряду с исследованием отношения к различным цветам и их сочетаниям. Голубой цвет, к примеру, всегда ассоциировался с эмоциями, психическими феноменами и религией. Мы можем обнаружить, что удачливые бизнесмены и игроки предпочитают носить голубое и зеленое, что пациенты-шизофреники спокойнее ведут себя в голубых или серо-голубых комнатах, что подопытные показывают лучшие результаты в тестах на ЭСВ, где участвует голубой цвет. Следует заметить, что сочетание цветов, обычно ассоциируемое с Девой Марией, воплощающей чистоту и материнство, всегда бело-голубое. Флаг ООН имеет бело-голубую расцветку, как и многие другие мирные флаги. Я уверен, что результаты тестов л а картах Зенера, напечатанных голубым на белом фоне, окажутся выше средних. В субкультурах, однако, встречается совершенно противоположное отношение к цвету. Для многих молодых людей красно-белый флаг Канады является эмблемой радости и надежды, в то время как для людей, считающих национализм отвратительным варварством, сочетание белого, красного и голубого ассоциируется с тупостью и угнетением. На Западе победу христианской религии над язычниками можно считать победой ахроматиков над насыщенными, яркими цветами спектра. Культура желтых, оранжевых, красных, голубых, коричневых, зеленых и пурпурных цветов была втоптана в грязь черно-белыми убеждениями*
*В европейской истории историю оттенка, яркости и хроматизма можно изучать на примере картин и стенных росписей разных эпох Лишь недавно наша западная культура освободилась от унылых черно-белых расцветок и вернулась к свежим, человечным, языческим краскам Жизни. — Прим. автора.
Эта победа вполне буквально соответствовала тому, что называется «Темными Веками». считались добродетельными, а яркие цвета — грешными*
*Лишь в мирской жизни одежда и гобелены постепенно приобрели яркую расцветку; там, где господствовала Церковь, цвета оставались тусклыми — Прим. автора.
. Из этой эпохи берет свое начало миф о существовании черной и белой магии, наряду с нелепыми и клеветническими историями о колдовстве. Во многих старинных книгах, посвященных западному оккультизму, Пути Правой и Левой Руки объявлены единственными способами оккультного знания. Поскольку 80% людей — правши, а большинство всегда считает, что моральное превосходство находится на его стороне, то «хорошие парни» принадлежали к Пути Правой Руки, а «плохим парням» досталась Левая. То же самое произошло и с языком: наше слово dextrous, означающее «умелый», происходит от латинского dexter, означавшего «правша», а наше слово sinister, или «зловещий, угрожающий», происходит от латинского слова «левша». Заметьте, что «правильно» — это хорошо, а мошенники пытаются добиться своего «левыми» способами. Здесь опять преобладают предрассудки большинства. В старинных книгах часто приводится картинка, взятая из «Балтиморского катехизиса» (один из самых примитивных псевдотеологических сборников, когда-либо скормленных невинным детям за всю историю образования). Я видел эту картинку и в современных книгах, опубликованных так называемыми мистическими школами Пути Правой Руки. На картине в перспективе изображена высокая гора с прекрасным сияющим городом на вершине. К городу ведут два пути. Правый — крутой, узкий, каменистый, заросший колючим кустарником и усеянный рытвинами, неудобный и опасный. Он постепенно ведет к вершине горы. Другой путь, левый, широкий и ровный, легкий и безопасный; он ведет к подножию горы, а затем огибает ее и пропадает там, где отчетливо виднеются языки пламени из преисподней. На распутье стоит молодой человек. Мораль очевидна и тяжеловесна: он может выбрать трудный путь и достичь своей цели или отправиться по легкому пути и пострадать за это впоследствии. Какая чушь! Не пора ли немного пошевелить мозгами? Представьте себя учеником, стоящим на распутье. Если вы что-либо смыслите в мистике, то должны знать о существовании «третьего пути», скрытого где-то прямо перед вами. Если вы что-либо понимаете в магии, то не пойдете пешком, а телепортируетесь или перенесетесь на вершину горы с помощью левитации. Если вы поборник науки, то найдете вертолет или соорудите его из подручного материала. И даже если вы ничего не смыслите в мистике, магии или науке, но имеете крепкие мускулы и тягу к приключениям, то откажетесь идти по наезженным колеям и проложите собственный Путь! Эта картина выражает суть доктрины, предназначенной для того, чтобы пугать детей и душить все новое в зародыше. Пуританская логика требует, чтобы вы упорно трудились и выбирали наиболее трудные способы достижения цели, особенно если в наличии имеются достаточно простые. Они забывают, что любой прогресс в любых человеческих начинаниях был результатом упорного труда ради создания легкого способа разрешения тех или иных проблем. С другой стороны, опытные оккультисты, мистики и чародеи склонны к эгоизму и элитарности (это почти непременное требование для успеха в их деятельности, но некоторые слишком усердствуют). Им ненавистна сама мысль о том, что кто-то может достичь их положения более простым путем. Поэтому, с типичным консерватизмом элиты и религиозным рвением моралистов, они специально усложняют для новичков любую возможность потеснить их на троне. Таким образом, прогресс в оккультизме достаточно труден. Колдуны и чародеи, практикующие черную магию, согласно бытующему убеждению, имеют злые намерения. Это может быть что угодно — от убийства, воровства и адюльтера до измены, развращения малолетних и распространения ереси против официальных божеств или политиков. На Западе считается, что люди, занимающиеся черной магией, тайно или явно работают на Дьявола. История Дьявола сама по себе достойна книги. В Ветхом Завете мы встречаемся с персонифицированной абстракцией древнееврейской космологии по имени Сатана. Имя означает «обвинитель» или «испытующий»; его функции чем-то напоминали прокурора на суде YHVH. Если вы читали «Книгу Иова», то знакомы с методами его действий. Вот характерный вопрос: «Как узнать, что это нравственный человек, если он не подвергся испытанию?» Для евреев Сатана был не столько личностью, сколько идеей искушения и самодисциплины. Даже в Новом Завете он появляется лишь однажды, чтобы испытать Иисуса и проверить, насколько тверда его решимость после сорокадневного поста в пустыне. К сожалению, понятие Сатаны-обвинителя смешалось с латинским «сатанас», означающим «клеветник». Хотя я уверен, что многие люди относятся к Сатане именно таким образом, они не имеют права оспаривать его роль в истории. В Новом Завете и в сочинениях христианских теологов евреи часто именовались «детьми Сатаны» или «народом Сатаны». Фактически, даже их сборища назывались синагогами Сатаны. В некотором смысле так оно и было, просто обвинители не имели понятия, что такое или кто такой этот «Сатана». Отношение евреев к Торе и Талмуду сильно отличается от христианского отношения к Библии. Тора и Талмуд никогда не рассматривались как абсолютные истины, имеющие лишь одно значение. С другой стороны, евреи почти не занимались изучением своих священных писаний в одиночестве, поскольку еврейская традиция обучения основана на дебатах и дискуссиях. Каждая строка и каждый закон подвергались испытанию в горниле спора, который в философском и символическом смысле можно назвать Принципом Сатаны. Неудивительно, что невежественные и фанатичные христиане считали евреев носителями мирового зла, антропоморфными воплощениями Принципа Сатаны (хотя эта персонификация осуществлялась христианами, а не евреями). Ведь если истина подлежит обсуждению, то Церковь теоретически может ошибаться!
|
|||
|