Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филип Боневитс 7 страница



К сожалению, очень мало известно о влиянии формы на личность человека. Психология цвета хо­рошо развита, но психология формы находится в за­чаточном состоянии. Юнг прикладывал героические усилия в этом направлении, но его работа осталась незавершенной. Это еще одна область, где магия может раскрыть новые возможности для психоло­гии.

Согласно Тантре, боддхи-мандала (окружность вокруг дерева, где Будда получил просветление) положила начало верованию в сакральную природу круга и других геометрических форм. Как и на Западе, круг и треугольник были излюбленны­ми формами для магических опытов. Помимо цвета, каждое божество имело личное сочетание форм и геометрических фигур.

Изображения многочисленных божеств, людей и животных также являлось составной частью мандалы. Разумеется, в нее входили и личные цвета при­зываемой сущности, и все остальное, связанное с нею, что можно было изобразить в двух измере­ниях. Как вид им, мандал а являлась преимущественно теургическим приспособлением, помогавшим дос­тичь тождества или единства с конкретной сущ­ностью или божеством.

Возможно, наиболее известная мандала — это Инь-Ян, символ закона Синтеза. Разбитая на две составные части, ее форма стала популярным ук­рашением в современной одежде и дизайне. Дру­гие хорошо известные мандалы — знаки рыб и креста для Иисуса Христа, знаки круга, свастики и креста для Солнца, знаки чаши и полумесяца для Луны и так далее. Не появилось у вас ощущения, что любой символ может стать мандалой? Пра­вильно!

В пещерах на юге Франции сохранились рисун­ки, сделанные нашими кроманьонскими предками. Изображение бизона с копьем в сердце, скорее всего, должно было обеспечить удачу на охоте. Среди персонажей попадаются люди, одетые в шку­ры животных и танцующие с рогами на голове; здесь мы вступаем в царство мудры*

 

*И возможно, шаманизма (см. глава 8). — Прим. автора.

 

Эти рисунки дают представление о самых древних магических

верованиях и ритуалах человечества, и ни один сту­дент-антрополог не должен обходить их стороной.

Во многих неграмотных обществах мандала соз­давалась из раскрашенных камней или разноцвет­ного песка, уложенного в узоры на земле. Часто во время ритуала знахарь или его пациент сидел в центре мандалы. В некоторых племенах, напри­мер, у йоруба, люди чертили палочками на земле сложную мандалу и посыпали ее остатками пищи. На следующее утро они возвращались и «читали» следы мелких животных, пересекавшие рисунок мандалы и придававшие ей новый смысл.

Читая о магических кругах, пентаклях и прочих символах западного оккультизма, вы можете убе­диться, что мандале уделялось огромное внимание. Магические фигуры рисовались на полу или уча­стке почвы, где чародей проводил свои ритуалы. Пентакли первоначально назывались «пентальфами», так как можно было взять пять букв «А» и совместить их в пятилучевой звезде. Поскольку изображение человека (голова, две руки и две ноги) хорошо вписывалось в пятилучевую звезду, она вскоре стала символом «удачи»*.

 

 * А также эмблемой добра в западном оккультизме. — Прим автора.

 

Вскоре пентакли стали столь популярными, что термин пре­вратился в синоним «талисмана» (мандала). При создании талисмана было необходимо использовать все формы, узоры, цвета и имена, ассоциируемые с действием или сущностью, для которой он пред­назначался. **

 

** Если вы хотите глубже изучить этот предмет, почитайте «Тай­ное искусство магии» Индры Сеид Шах. — Прим. автора.

 

После мандалы и мантры, последним членом неизбежной троицы является мудра — ритуальные и символические жесты, позы, танцы и прочие телодвижения. «Мудра» происходит от санскритс­кого слова «запечатывать» или «запирать». Мно­гие мудры использовались именно для этой цели: закрывать, запечатывать — как физически, так и умственно — место проведения ритуала

Мудра служит для ассоциации и достижения тож­дественности; наряду с мантрой и мандалой, каждое существо имеет свою характерную мудру. Так, потрясание кулаками будет мудрой гнева, распах­нутые объятия — мудрой страсти, танец с метанием копья или молота — мудрой бога грозы и так да­лее Даже Кама-кали, или ритуальное совокупле­ние, в принципе является мудрой, хотя имеет и другие аспекты.

О понятии мудры было написано очень мало по сравнению с понятиями мантры и мандалы*

 

*Если не считать Гурджиева и его последователей. — Прим. автора.

 

. Пси­хология танца и драмы дают нам основную массу идей о создании мудр. В западной оккультной ли­тературе инструкции по применению мудр обычно ограничены указаниями о том, сколько раз нужно обойти круг, как держать меч, как принимать стойки защиты и нападения и так далее. Однако, когда чародей поднимает воображаемый меч, что­бы защититься от воображаемого врага, он не имеет права на ошибку, иначе его смерть будет вовсе не воображаемой!

В католической или англиканской церкви, где все еще служат старые мессы, вы можете наблю­дать прекрасную последовательность взаимосвязан­ных мудр. Не пренебрегайте ими — когда-то они обладали большим могуществом.

Прежде чем продолжить обсуждение Тантры, давайте сделаем паузу и подведем итог наших от­крытий о мантре, мудре и мандале. Мы убеди­лись, что Тантра, как и другие оккультные сис­темы, имеет методы упорядочения окружающего мира для помощи в магических или мистических действиях. Мы узнали, что три «М» — мантра, мудра и мандала — служат преимущественно для ассоциации и отождествления.

Убежденному тантристу все кажется относитель­ным. Мифы предлагают нам могущественную фан­тазию, которую можно использовать для власти над фантазией, именуемой повседневной жизнью. Отождествление с воображаемым божеством наде­ляет нас его воображаемым могуществом, которое, разумеется, можно использовать в нашем вообража­емом мире. Здесь мы имеем взаимодействие зако­нов Правдивой Лжи, Бесконечных Вселенных, Ас­социации и Тождества. Использование трех «М» приводит в действие и другие законы, такие как закон Имен и закон Персонификации. Методы и убеждения Тантры применимы для других оккульт­ных систем и часто отражают универсальные куль­турные тенденции.

Заметьте, что во всех случаях первостепенное внимание уделяется ритуалу, а не интеллекту. Разум фактически не ценится п считается «помехой». Не­трудно убедиться, что такой антиинтеллектуализм вообще присущ теургическому подходу, независи­мо от того, в какой части света вы работаете. По­скольку мы больше заинтересованы в тавматургическом подходе, то будем проявлять здоровый скеп­тицизм в исследованиях.

Так как в Тантре уделяется большое внимание ис­пользованию тела как средства для достижения прос­ветления, в ней разработаны методы физической дисциплины и контроля над телом. Но это не ас­кетизм. Хотя аскетизм и изнурение плоти до оп­ределенной степени могут научить вас понимать сильные и слабые стороны вашего тела, по своей сути они враждебны телу и вредны для него. В Тантре применяются упражнения, не допускающие физического ущерба и предназначенные для улуч­шения дисциплины тела и разума.

Изменения тела и разума могут осуществляться разными способами, включая обычные физические упражнения, умственные упражнения, лекарственные препараты, гипноз, сосредоточение и стимуляция же­лез внутренней секреции.

Физические упражнения в Тантре охватывают широкий спектр, от приседаний и отжиманий до различных видов хатха-йоги и Кама-кали. Вы мо­жете научиться неподвижно сидеть целыми часами, контролировать свое дыхание и замедлять метабо­лизм*; почти все это необходимо для того, чтобы не отвлекаться во время медитации. Управление энергией играет очень важную роль в упражнениях; к примеру, во время Кама-кали мужчина должен воздерживаться от семяизвержения вплоть до опреде­ленного момента, который может наступить очень не скоро.

Существуют также умственные упражнения, предназначенные для укрепления сосредоточенности и образного мышления. Установив контроль над телом, вы можете научить свои разум не отвлекаться от темы во время медитации. Что такое «синий»? Что означает «квадратный»? В чем суть «рыбы»? Медитирующий тантрист обдумывает эти и другие вопросы и отвечает на них. Это полезно для того, чтобы адепт находился в обостренном состоянии соз­нания, улучшающим его восприятие и аналитические способности.

Отвлекитесь от чтения и закройте глаза. Поста­райтесь представить перед собой ярко-красный круг. Измените его форму, превратив в квадрат, треугольник, птицу, меч, человека. Когда вы смо­жете проделывать это с открытыми глазами и ви­деть образы даже при свете дня, то далеко прод­винетесь вперед на пути медитации. Затем начните работать с другими чувствами: воображайте раз­личные звуки, запахи, вкусы и прикосновения. В продаже имеются пособия по тренировке «чувстви­тельности» и методикам восприятия в состоянии нар­котического транса, где вы можете найти полезные советы. Поскольку мы получаем информацию в ос­новном визуально, большая часть ваших усилий должна быть направлена на манипулирование ви­зуальными образами, чтобы при необходимости вы могли выстроить «умственный щит» или создать в уме ясную картину своей магической мишени.

В Тантре наркотики всегда играли подчинен­ную, но четко определенную роль. Галлюциногены и другие наркотические вещества использовались опытными адептами (в нашей западной культуре вы просто не можете получить подобное образо­вание) . Они тоже являются средством укрепления ас­социаций и тождественности. Наркотики не только убеждают сомневающихся в существовании иных вселенных, но также дают весьма детальную кар­тину иных миров. Применяемые надлежащим образом, наркотические вещества дают ученику «встряс­ку», необходимую ему на начальном этапе.

Гипноз весьма эффективен для изменения состоя­ния тела и разума. Вот некоторые физиологические изменения, которые могут происходить под гипно­зом: каталепсия, увеличение мышечной силы, пара­лич, повышенная выносливость, появление ожогов, быстрое заживление поврежденных тканей, обост­рение ощущений, невосприимчивость к боли, из­менение скорости метаболических процессов и сти­муляция различных желез.

Принципиальный интерес в тантрическом тран­се, или дхаяне, представляет его сходство с гипно­тическим трансом. Те, кто практикует дхаяну, ре­шительно заявляют об отсутствии такого сходства. До сих пор это сходило им с рук лишь потому, что наши определения гипноза были слишком рас­плывчаты. Однако допустим, мы определим гипноз как состояние, в котором проявляются следующие симптомы: полный контроль над телом и органами чувств, повышенная внушаемость, усиление сосре­доточенности, устранение отвлекающих факторов и, возможно, даже усиление ЭСВ-способностей. Тогда мы получим определение, мало отличающееся от дхаяны.

Рассмотрим некоторые другие преимущества гипноза. Когда человек находится в состоянии тран­са, в его организме можно наблюдать уже упомя­нутые физиологические изменения. Можно обост­рить его восприятие и замедлить субъективное течение времени. Отсуствие отвлекающих факто­ров, в сочетании с контролем над телом и ощу­щениями, способствуют достижению главной цели: полной сосредоточенности.

Взаимодействие транса и сосредоточенности само по себе зачаровывает. Дело в том, что транс обычно достигается усиленной сосредоточенностью, а в состоянии транса способность сосредотачиваться возрастает тысячекратно. Разум может неторопливо и подробно изучать одну частицу информации за другой, уделяя им нераздельное внимание. В терми­нах теории ролевых игр, в состоянии гипноза разум может полностью сосредоточиться на роли «загип­нотизированной личности». Однако в тантрических «ролевых играх» человек сосредотачивается на роли божества или некой сущности. Очевидно, транс яв­ляется лучшим средством для отождествления, а по­тому часто используется в тантрических упражне­ниях.

Тантра и йога совместно развили очень слож­ную систему оккультной физиологии. Наиболее важной ее частью для исследователей магии является понятие физических центров, или чакр. Общее ко­личество чакр в теле человека меняется в широких пределах, в соответствии с воззрениями различных сект, но каждый из главных центров расположен неподалеку от жизненно важного органа или же­лезы внутренней секреции.

В тантрическом идеале высвобождение энергии начинается в чакре, ближайшей к гениталиям. С по­мощью контроля над мышцами (уретральным сфин­ктером traversus perinei для особо любознатель­ных) адепт не дает энергии высвободиться в виде оргазма. Вместо этого энергия движется вверх, пос­ледовательно стимулируя каждую чакру, а затем достигает макушки головы, что приводит к невы­разимому блаженству. Одним из основных спосо­бов достижения этого состояния является Кама-кали.

Кама-кали — это физическое отображение (то есть мудра) закона Противоположностей, действу­ющее на нескольких уровнях. Мужское соединяется

с женским, энергия распространяется от копчика и поднимается к «ждущей пустоте» на макушке го­ловы (это не намек на умственные способности тантристов!). В Тантре вся операция тщательно кон­тролируется, чтобы сублимация сексуальной энергии прошла успешно. Как вы можете себе представить, Кама-кали служит пугалом для теософов и тех, кто относит Тантру к темному Пути Левой Руки.

На этой стадии обычно принято разводить хан­жеские сетования о том, как далеко Тантра ушла от неземного и целомудренного Будды Гаутамы. Но как мы могли убедиться, Тантра никогда не была чисто буддийской системой. Другие секты, как восточные, так и западные, имеют эквивален­ты чакр и ритуального совокупления. Я уверен, что Будда, с его обычной терпимостью, изучил бы мо­тивы, прежде чем осуждать действующих лиц. По­верьте, чтобы исполнить Кама-кали необходимо невероятное мужество и самоконтроль (какие мне и не снились).

При изучении различных чакр возникают дру­гие интересные моменты. Например, существует великое множество мифов вокруг шишковидной железы, так называемого третьего глаза. Предпо­лагается, что стимуляция этой чакры позволяет видеть невидимое обычным зрением. Звучит нелепо, но ученые недавно обнаружили, что стимуляция шиш­ковидной железы приводит к выделению естествен­ного галлюциногена. Шишковидная железа связана с той же областью мозга, что и зрительный нерв.

Одно, последнее, замечание насчет чакр. Уга­дайте, где расположена последняя чакра — та, что Дарует блаженство? Правильно, в мозге; в так на­зываемом центре удовольствия.

Тантра, без сомнения, является одной из самых вы­сокоразвитых систем оккультизма на планете. Даже если судить по этому короткому обзору, в ней есть много интересных и полезных сведений для на­шей работы. Отдельные части Тантры соотносятся с нашей оккультной традицией, но преимущество тантрической системы заключается в том, что она происходит от десятков разных культур, а не толь­ко от еврейских и греческих источников. Посколь­ку Тантра не заслуживает мрачной репутации и поскольку она очень полезна, то почему бы не пользоваться ею?

Ах, вы по-прежнему считаете ее злой Черной Магией? Тогда читайте дальше.

 

Глава 5

Черная магия, белая магия и живой цвет

 

«Плохие парни носят черные шляпы, а хорошие парни скачут на белых лошадях».

Вот общий уро­вень интеллектуальных оценок в отношении «бе­лой» и «черной» магии. Если вы умеете читать между строк, то, должно быть, заметили, что я не испытываю особенного почтения ни к тем, ни к другим. Это неприятие обусловлено как моими ис­следованиями, так и личным опытом. Я изучил «принципы» и методы обеих сторон и не обнару­жил какого-либо морального превосходства одной из них. Я работал с группами оккультистов, на­зывавших себя «черными» и «белыми» магами, но, несмотря на все усилия, так и не смог найти ре­альных или значительных различий в их повсед­невной деятельности.

Само представление о Белом, как о хорошем, а о Черном, как о плохом, — результат чистей­шего культурного предрассудка. Например, если вы окажетесь в герметически закупоренной комна­те, не имеющей источников света, то почувствуете себя слепым и беспомощным. А что произойдет, если стены и потолок этой комнаты будут покрыты тысячами стоваттных электрических лампочек? Вы все равно почувствуете себя слепым и беспо­мощным.

В этой главе мы изучим понятие «цвет» с фи­зической и культурологической точек зрения. Мы увидим, какие ассоциации выстраиваются вокруг цветов и цветовых сочетаний, и проследим, каким образом эти ассоциации развивались и искажались в нашей западной культуре. Будет проведено ис­следование так называемых Путей Правой и Левой Руки, сопровождаемое короткими экскурсиями по средневековому и современному чародейству. За­тем мы подведем итог «различий» между черной и белой магией, а также обсудим некоторые идеи о психологическом отношении к свету и темноте. И наконец, будет предложена иная система клас­сификации цвета для магии, весьма сходная с той, что традиционно применяется в учении .об «аурах». Короче говоря, у каждого оккультиста будет повод для негодования!

Начнем с того, что в основу и классификацию цвета положено три основных понятия: оттенок, яркость и хроматизм. Оттенок соответствует по­ложению в спектре видимого света, от 7000 анг­стрем для красного до 4000 ангстрем для индиго-фиолетового. (Ангстрем — единица измерения, равная 0.00000001 см и используемая для измерения длины волны в электромагнитном спектре излуче­ний.)

Яркость зависит от угла отражения света. Если весь свет отражается, предмет кажется нам белым, если весь свет поглощается, то — черным. Шкала яркости идет от белого к черному через миллионы оттенков серого. Но ни один из этих оттенков не является настоящим цветом в том смысле, как оран­жевый или зеленый; фактически, эти оттенки яр

кости называются ахроматинами. Следует также заметить, что стопроцентный белый или черный цвет не существует в природе и в силу особен­ностей нашего зрения его, вероятно, вообще нельзя увидеть или осознать. Таким образом, мы имеем «лишь оттенки серого», как поется в популярной песне.

Хроматизм — это мера «чистоты», насыщенно­сти и интенсивности цвета. Его шкала — от 0 для ахроматиков до 100 для спектральных цветов. Итак, хотя белый ярче черного, ни тот, ни другой цвет не обладают особенной чистотой. Подумайте об этом.

Согласно данной системе ясное небо в солнечный день можно определить так: оттенок голубой, яр­кость светло-серая, хроматизм 40. Не очень роман­тично, правда? Но именно так современная физика обращается с предметом исследования.

За многие века художники и ученые разрабо­тали всевозможные системы определения и класси­фикации цветов. Но вспомните закон Бесконечных Вселенных: нет двух людей, которые видят один и тот же цвет одинаково. Метод определения цвета по категориям оттенка, яркости и хроматизма — чи­сто западное изобретение. Другие культуры для той же цели пользуются совершенно иными системами.

Наиболее характерным примером использования одной из таких систем служит племя Хануноо на Филиппинах. Оно тоже пользуется тремя основными категориями для определения цвета, и одна из них соответствует нашей яркости: светлое/темное. Вто­рая категория — это сухое-красное/сырое-зеленое. К примеру, свежий овощ может быть сырым-зеле­ным, но позднее станет сухим-красным без всякого изменения того, что мы называем «его цветом». Третья категория — прочный-несмываемый/слабый-выцветающий. Совершенно не пользуясь нашими понятиями, члены племени Хануноо умудряются выводить из этой системы тысячи названий цветов Их отношение к цветам и цветовым сочетаниям оп­ределяется элементами их культуры, а не каки­ми-то качествами, изначально присущими тому или иному цвету.

Итак, «цвет» представляет собой результат ин­терпретации воздействия фотонов на вашу сетчатку; он не подлежит делению на Добро и Зло, поло­жительное и отрицательное и так далее. Что же послужило причиной путаницы с цветами?

Фотоны создают на нашей сетчатке образ пред­мета, на который мы смотрим, и в мозг поступает электрохимический сигнал. Схема этого сигнала сравнивается с предыдущими схемами и отождеств­ляется с одной из них. Ваша реакция основана на ассоциации схем, совпадающих с новой информа­цией. В течение всей жизни вы накапливали ас­социации с различными сочетаниями цветов: неко­торые постигались на личном опыте, другие были навязаны культурной средой. Помните, ничто не имеет ни малейшего смысла, если не рассматри­вать его в связи с чем-то еще.

Предположим, в возрасте десяти лет вы отрави­лись неспелыми зелеными яблоками и долго боле­ли. После этого яблочно-зеленый цвет стал вам крайне неприятен, и вы, возможно, ассоциируете его со злом, хотя он нравится другим людям. Если в вашем обществе лишь члены королевской семьи имеют право носить пурпур, то ваша реакция на человека в пурпурной одежде будет резко отли­чаться от реакции на того же человека в зеленой или желтой одежде. Первый случай иллюстрирует личную, а второй — культурную ассоциацию с цветом.

Заметьте, однако, что в обоих случаях ассоциация совершенно произвольна. Яблочно-зеленый цвет не приводит к болезни; некоторые сорта яблок можно есть и зелеными. Пурпурный стал цветом королев­ской семьи лишь потому, что краска этого оттенка была очень редкой, а процесс окрашивания ткани — сложным и кропотливым, и лишь короли могли позволить себе покупать ее (см. также заметки о пурпурном цвете ниже в этой главе). Реакция че­ловека на цвет меняется в зависимости от ситуации, воспитания и склада характера. Прежде, чем про­должить чтение, предлагаю подумать о вашем лич­ном отношении к цветам спектра: позднее эта ин­формация может вам пригодиться.

Сочетание цветов провоцирует эмоциональные реакции даже в большей степени, чем отдельные цвета. Сочетание белого и красного вызывает рез­ко отрицательную реакцию в западной культуре, пробуждая образы Красного Креста, крови на сне­гу, пропитанных кровью бинтов. Даже в тестах на ЭСВ такое сочетание вызывает стойкую неприязнь; количество правильных ответов резко снижается, если карты Зенера напечатаны красным на белом фоне (как ни странно, но белые символы на крас­ном фоне не вызывают такого неприятия). С другой стороны, сочетание красного, белого и голубого цветов дает нам столь же сильную положительную реакцию; многие страны используют эти цвета в своих национальных флагах.

В современной науке есть такая интересная дис­циплина, как психологическая поддержка традици­онных убеждений о цвете в той или иной куль­туре, наряду с исследованием отношения к различным цветам и их сочетаниям. Голубой цвет, к примеру, всегда ассоциировался с эмоциями, пси­хическими феноменами и религией. Мы можем обнаружить, что удачливые бизнесмены и игроки предпочитают носить голубое и зеленое, что паци­енты-шизофреники спокойнее ведут себя в голубых или серо-голубых комнатах, что подопытные по­казывают лучшие результаты в тестах на ЭСВ, где участвует голубой цвет. Следует заметить, что со­четание цветов, обычно ассоциируемое с Девой Марией, воплощающей чистоту и материнство, всегда бело-голубое. Флаг ООН имеет бело-голу­бую расцветку, как и многие другие мирные фла­ги. Я уверен, что результаты тестов л а картах Зенера, напечатанных голубым на белом фоне, окажутся выше средних.

В субкультурах, однако, встречается совершен­но противоположное отношение к цвету. Для мно­гих молодых людей красно-белый флаг Канады является эмблемой радости и надежды, в то время как для людей, считающих национализм отврати­тельным варварством, сочетание белого, красного и голубого ассоциируется с тупостью и угнете­нием.

На Западе победу христианской религии над язычниками можно считать победой ахроматиков над насыщенными, яркими цветами спектра. Куль­тура желтых, оранжевых, красных, голубых, ко­ричневых, зеленых и пурпурных цветов была втоптана в грязь черно-белыми убеждениями*

 

*В европейской истории историю оттенка, яркости и хрома­тизма можно изучать на примере картин и стенных росписей разных эпох Лишь недавно наша западная культура освобо­дилась от унылых черно-белых расцветок и вернулась к све­жим, человечным, языческим краскам Жизни. — Прим. автора.

 

Эта победа вполне буквально соответствовала тому, что называется «Темными Веками».

считались добродетельными, а яркие цвета — греш­ными*

 

*Лишь в мирской жизни одежда и гобелены постепенно при­обрели яркую расцветку; там, где господствовала Церковь, цвета оставались тусклыми — Прим. автора.

 

. Из этой эпохи берет свое начало миф о существовании черной и белой магии, наряду с не­лепыми и клеветническими историями о колдовстве.

Во многих старинных книгах, посвященных за­падному оккультизму, Пути Правой и Левой Руки объявлены единственными способами оккультного знания. Поскольку 80% людей — правши, а боль­шинство всегда считает, что моральное превосход­ство находится на его стороне, то «хорошие парни» принадлежали к Пути Правой Руки, а «плохим парням» досталась Левая. То же самое произошло и с языком: наше слово dextrous, означающее «уме­лый», происходит от латинского dexter, означав­шего «правша», а наше слово sinister, или «зло­вещий, угрожающий», происходит от латинского слова «левша». Заметьте, что «правильно» — это хорошо, а мошенники пытаются добиться своего «ле­выми» способами. Здесь опять преобладают пред­рассудки большинства.

В старинных книгах часто приводится картинка, взятая из «Балтиморского катехизиса» (один из са­мых примитивных псевдотеологических сборников, когда-либо скормленных невинным детям за всю ис­торию образования). Я видел эту картинку и в сов­ременных книгах, опубликованных так называемы­ми мистическими школами Пути Правой Руки. На картине в перспективе изображена высокая гора с прекрасным сияющим городом на вершине. К го­роду ведут два пути. Правый — крутой, узкий, каменистый, заросший колючим кустарником и усеянный рытвинами, неудобный и опасный. Он постепенно ведет к вершине горы. Другой путь, ле­вый, широкий и ровный, легкий и безопасный; он ведет к подножию горы, а затем огибает ее и про­падает там, где отчетливо виднеются языки пламени из преисподней. На распутье стоит молодой чело­век. Мораль очевидна и тяжеловесна: он может выбрать трудный путь и достичь своей цели или отправиться по легкому пути и пострадать за это впоследствии. Какая чушь!

Не пора ли немного пошевелить мозгами? Представьте себя учеником, стоящим на распутье. Если вы что-либо смыслите в мистике, то должны знать о существовании «третьего пути», скрытого где-то прямо перед вами. Если вы что-либо пони­маете в магии, то не пойдете пешком, а телепортируетесь или перенесетесь на вершину горы с по­мощью левитации. Если вы поборник науки, то найдете вертолет или соорудите его из подручного материала. И даже если вы ничего не смыслите в мистике, магии или науке, но имеете крепкие мускулы и тягу к приключениям, то откажетесь идти по наезженным колеям и проложите собственный Путь!

Эта картина выражает суть доктрины, предназ­наченной для того, чтобы пугать детей и душить все новое в зародыше. Пуританская логика требует, чтобы вы упорно трудились и выбирали наиболее трудные способы достижения цели, особенно если в наличии имеются достаточно простые. Они забы­вают, что любой прогресс в любых человеческих начинаниях был результатом упорного труда ради создания легкого способа разрешения тех или иных проблем. С другой стороны, опытные оккультисты, мистики и чародеи склонны к эгоизму и элитар­ности (это почти непременное требование для ус­пеха в их деятельности, но некоторые слишком усердствуют). Им ненавистна сама мысль о том, что кто-то может достичь их положения более про­стым путем. Поэтому, с типичным консерватизмом элиты и религиозным рвением моралистов, они специально усложняют для новичков любую возмож­ность потеснить их на троне. Таким образом, прог­ресс в оккультизме достаточно труден.

Колдуны и чародеи, практикующие черную ма­гию, согласно бытующему убеждению, имеют злые намерения. Это может быть что угодно — от убий­ства, воровства и адюльтера до измены, развра­щения малолетних и распространения ереси против официальных божеств или политиков. На Западе считается, что люди, занимающиеся черной магией, тайно или явно работают на Дьявола.

История Дьявола сама по себе достойна книги. В Ветхом Завете мы встречаемся с персонифицирован­ной абстракцией древнееврейской космологии по имени Сатана. Имя означает «обвинитель» или «ис­пытующий»; его функции чем-то напоминали про­курора на суде YHVH. Если вы читали «Книгу Иова», то знакомы с методами его действий. Вот характерный вопрос: «Как узнать, что это нрав­ственный человек, если он не подвергся испыта­нию?» Для евреев Сатана был не столько лично­стью, сколько идеей искушения и самодисциплины. Даже в Новом Завете он появляется лишь однажды, чтобы испытать Иисуса и проверить, насколько тверда его решимость после сорокадневного поста в пустыне. К сожалению, понятие Сатаны-обвини­теля смешалось с латинским «сатанас», означающим «клеветник». Хотя я уверен, что многие люди от­носятся к Сатане именно таким образом, они не име­ют права оспаривать его роль в истории.

В Новом Завете и в сочинениях христианских теологов евреи часто именовались «детьми Сатаны» или «народом Сатаны». Фактически, даже их сборища назывались синагогами Сатаны. В неко­тором смысле так оно и было, просто обвинители не имели понятия, что такое или кто такой этот «Са­тана». Отношение евреев к Торе и Талмуду сильно отличается от христианского отношения к Библии. Тора и Талмуд никогда не рассматривались как аб­солютные истины, имеющие лишь одно значение. С другой стороны, евреи почти не занимались изу­чением своих священных писаний в одиночестве, поскольку еврейская традиция обучения основана на дебатах и дискуссиях. Каждая строка и каждый за­кон подвергались испытанию в горниле спора, ко­торый в философском и символическом смысле можно назвать Принципом Сатаны. Неудивитель­но, что невежественные и фанатичные христиане считали евреев носителями мирового зла, антропо­морфными воплощениями Принципа Сатаны (хотя эта персонификация осуществлялась христианами, а не евреями). Ведь если истина подлежит обсужде­нию, то Церковь теоретически может ошибаться!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.