Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филип Боневитс 2 страница



 

*Разумеется, при этом говорящий должен находиться в особом состоянии сознания. — Прим. автора.

 

 таким образом делая их мантрами, о которых мы поговорим позднее. (Прошу проще-

-ния, но я вынужден постоянно говорить «позднее». В магии все переплетается самым невероятным об­разом, и кое-что приходится приносить в жертву ради последовательности изложения.) Ключевая фраза закона Силы Слов — «Для мудреца доста­точно слова».

Следующий основной закон называется законом Ассоциации. Если две вещи, А и Б, имеют нечто общее (что угодно!), оно может быть использовано для контроля над обеими. А и Б оказывают воздей­ствие друг на друга в зависимости от степени их общности. Чем больше они имеют общего, тем сильнее это воздействие.

Когда охотник убивает льва, он может съесть печень животного, считая, что это придаст ему сил; воин может съесть мозг убитого врага, чтобы впи­тать в себя его храбрость или хитроумие. При­хожанин церкви съедает кусочек хлеба, который считается телом Христовым, чтобы приобрести не­которые свойства Христа. Все это примеры «ри­туального каннибализма», имеющие общую основу. Сила льва сосредоточена в его печени. Если я съем печень, то стану сильным, как лев. Тот же самый механизм ассоциации действует в каждом приве­денном примере.

Закон Ассоциации редко используется в чистом виде, если не считать выбора портьерной ткани на окна и реквизита для сотворения заклинания. Вместо этого закона в жизни господствуют два соподчи­ненных закона. Фактически, именно они были впервые открыты современной антропологией*;

 

*По крайней мере, так утверждают антропологи. Вообще-то, эти два закона впервые выделены сэром Джоном Фрэзером в 1890 г., но антропологи отказываются принять его в свою компанию. — Прим. автора.

считалось, что они являются основой всей «примитив­ной» магии. Вообще говоря, термин «примитивный» не следует употреблять, поскольку многие так на­зываемые варварские культуры имеют не менее сложное устройство, чем наша.

Эти два соподчиненных закона называются за­коном Сходства и законом Сродства. Первый яв­ляется основой «симпатической магии» и в упро­щенной форме гласит, что следствия сходны с причинами. Если вы хотите заставить метлу ле­тать, то вам нужно вставить в нее перья, разма­хивать ею, щебетать над ней и так далее. Помните: любой предмет, идея или личность, напоминающий вам или связанный (то есть ассоциирующийся) с конкретным феноменом или сущностью, обладает частицей силы этой сущности и может быть ис­пользован так же, как сама сущность. Таким об­разом, перья, щебет и другой «реквизит», связанный с идеей полета, может использоваться для создания феномена полета. Ключевая фраза закона Сход­ства — «то, что выглядит подобным, является по­добным».

Закон Сродства имеет незаслуженно плохую репутацию из-за его использования в ритуалах вудуизма, насылания порчи и проклятия во многих других культурах. Действительно, этим законом можно воспользоваться для убийства, но можно вос­пользоваться и для исцеления. Закон гласит, что «предметы, однажды находившиеся в контакте, про­должают взаимодействовать после разделения». Здесь делается акцент на предметах или людях, вступавших в физический контакт друг с другом.

Таким образом, вы можете использовать волосы или состриженные ногти, чтобы наслать порчу, поскольку ногти ассоциируются с жертвой. Или же вы можете окропить больного младенца «святой во­дой», чтобы исцелить его от недуга. Ключевая фра­за здесь — «сила заразительна».

Эти два закона часто работают вместе. Одним из примеров может служить ритуальный канниба­лизм, о котором уже говорилось. Другой пример — магия плодородия: справление нужды на полях пе­ред распашкой или окропление виноградных гроз­дьев лучшим вином, чтобы урожай был высокого качества. Почти все религиозные ритуалы обраща­ются к этим законам — например, когда священник чертит на теле верующего знак креста освященным маслом или водой или когда новобрачных на свадьбе осыпают «рисом плодородия».

Обратная ассоциация используется в «черных ри­туалах», где обряды идейного противника искажа­ются или выворачиваются наизнанку, что должно свидетельствовать об их бессилии. К примеру, в так называемых черных мессах ритуалы и молит­вы совершаются в обратном порядке, а безобразные и непристойные вещи ассоциируются с тем, что обычно считается священным и могущественным. Также распространена практика использования же­стов, символов, слов и имен противника в проти­воречивых или абсурдных сочетаниях, чтобы унич­тожить его силу.

Закон Ассоциации со своими многочисленными следствиями, вероятно, используется чаще, чем лю­бой другой закон. Так как магия является преиму­щественно функцией разума и его схем мышления, можно ожидать, что этот наиболее часто исполь­зуемый закон тесно связан с принципом работы че­ловеческого разума. И это действительно так, поскольку главная функция мозга заключается в ассоци­ативном мышлении.

По мнению большинства психологов мысли, чувства и воспоминания являются результатом кор­реляции (ассоциации) между уже упорядоченными данными и новыми данными, постоянно восприни­маемыми через органы чувств. При ассоциации данных возникают определенные схемы. Разум в целом, или личность, состоит из миллионов схем, складывающихся в метасхему (этим термином мы будем пользоваться и далее). Все можно назвать «данными», будь то ощущения, воспоминания, фан­тазии, убеждения, ценности, методики, правила или сочетание всего вышеперечисленного в любом виде. Ваша память хранит в себе коллекцию ранее упорядоченных схем. Новая информация сравнива­ется с уже усвоенной, новые ассоциации формиру­ют новые схемы или модифицируют старые; одна новая порция сведений может изменить представле­ние о проблеме в целом. Надо сказать, наиболее крупные схемы весьма устойчивы и консервативны — человек скорее сойдет с ума, чем признает, что он должен изменить свою метасхему мышления. Хо­рошо известно, что люди, успешно изменившие свои метасхемы, обычно собирают вокруг себя на­иболее фанатичных последователей: сразу же при­ходят на ум св. Павел и В. Ульянов (Ленин).

Так где же связь? Закон Ассоциации можно рас­сматривать как повторное утверждение основного принципа человеческого разума: «Любые сведения, соотнесенные с ранее упорядоченной информацией, включаются в общую схему, углубляя понимание, а следовательно, и контроль над тем или иным фе­номеном».

Не забывайте о том, что упорядочение данных не обязательно происходит на сознательном уровне.

На самом деле, это происходит весьма редко. Об­ладание локоном волос, тайным именем человека, его родословной — все это можно считать мето­дами получения сведений о нем. Некоторые сведения могут быть получены и упорядочены на подсозна­тельном или даже психическом уровне. Каждая но­вая частица схемы дает вам рычаг для воздействия на нее. Или же, если вы собираетесь сотворить более абстрактное заклинание, то окружаете себя красками, запахами, звуками, образами, формами — всеми видами воздействия на ваше восприятие — напоминающими о предмете заклинания. Таким об­разом, вы храните определенные схемы, связанные с предметами или людьми, на поверхности вашего разума и усиливаете свою сосредоточенность на них. Ключевая фраза закона Ассоциации — «общ­ность управляет вещами».

Закон Идентификации сочетает законы Зна­ния, Ассоциации и Персонификации. Он гласит, что благодаря максимальной ассоциации между ва­шей метасхемой и метасхемой другой сущности вы можете на самом деле стать этой сущностью и об­рести ее силу. Максимально ассоциируя и упорядо­чивая данные о сущности или феномене, вы укреп­ляете свое знание о нем. Творческий акт вживания в образ другой сущности дает вам не только новые сведения, но и представление о том, как эта сущ­ность воспринимает себя изнутри. Вы изучаете свою личную метасхему с точки зрения иного сознания. Разумеется, это приводит к более тесному сродству, но чревато отождествлением с данной сущностью. Всякие мысли о разделении исчезают, и вы можете делать все, на что способна сущность, поскольку уже являетесь ею.

К сожалению, многие люди настолько теряются внутри чужой сущности, что не могут выбраться обратно. Они теряют всякое осознание себя как само­стоятельной личности. Два существа не отдельны друг от друга и не равны, и сильнейшее поглощает слабейшее. В зависимости от общества и культуры это известно либо как безумие, либо как святость. Закон Идентификации имеет преимущественно те­ургическую природу, поскольку, достигнув цели, вы больше не в состоянии продолжать эксперимен­ты, да и не хотите этого делать. Если идентифи­кация временная, мы имеем нечто, называемое одер­жимостью «небесными» или «демоническими» силами. Ключевая фраза здесь — «одно может стать другим».

Закон Синтеза, или единства противоположно­стей, гласит, что в результате синтеза двух проти­воположных идей рождается третья, более высокого уровня, чем первые две. Эта третья идея является не компромиссом между двумя предыдущими, а чем-то совершенно новым.

Закон Синтеза очень полезен, хотя на Западе он используется больше для мистических, чем для ма­гических целей. Говоря упрощенно, он позволяет удерживать два конфликтующих объема данных, не испытывая беспокойства или умственного напря­жения. Такая схема сознания поддерживает различ­ные виды адаптивного поведения. Она позволяет че­ловеку более гибко изменять свои убеждения и систему ценностей, когда это необходимо. Она от­влекает внимание от неприятных противоречий и таким образом снимает напряжение.

Когда напряжение исчезает, старые и новые дан­ные перестают конфликтовать между собой. В ре­зультате появляется нечто совершенно новое: сущ­ность синтеза первоначальных убеждений.

Существует множество трудов, материала по этому вопросу, от еврейской каббалы до тибетской тантры и Карла Маркса. Их объединяет одно: ос­нователи правильно использовали принцип, но последователи запутались в результатах из-за не­достаточной осведомленности. Ключевая фраза за­кона — «синтез воссоединяет».

Закон Синтеза тесно связан с законом Проти­воположности, который гласит, что (а) все можно разделить на две совершенно противоположные ха­рактеристики и (б) каждая из этих противополож­ностей содержит в себе сущность другой*.

 

*Доктор Регарди предпочитает утверждать, что каждая проти­воположность содержит «потенциал» другой в своей сущности. — Прим. автора.

 

Этот закон часто проявляется в мистических ком­ментариях, вроде «черноты белого и белизны чер­ного» и так далее. Фактически сама сущность чер­ного заключена в сущности белого, и наоборот. Этого уже должно быть достаточно, чтобы раз и навсегда разобраться с лоботрясами, верящими в «черную магию», «белые чары» и прочую чепуху. Однако, зная об упрямстве религиозных фанатиков, трудно ожидать, что они когда-либо проявят терпи­мость и понимание. Скорее, они сожгут мою кни­гу, будут тщетно насылать на меня порчу или ус­троят пылающую пентаграмму на лужайке перед моим домом.

Наиболее известный парафраз этого закона в западном оккультизме гласит «что наверху, то и внизу», или «макрокосм содержится в микрокосме». Последняя фраза интересна, поскольку верующие ус­танавливают прямые отношения разума, тела и духа со структурой Вселенной. Это приводит к играм с хиромантией, астрологией, френологией, гадани­ем по внутренностям и так далее, основанным на предполагаемых соответствиях. Хотя все во Вселенной действительно можно соотнести или ассоции­ровать с чем-либо, польза такого соотношения всег­да должна подвергаться испытанию на практике. Какой бы красивой ни выглядела схема, если она не работает в приложении к другим схемам, то имеет лишь эстетическую ценность. (Хотя я приз­наю, что в некоторых областях, например в мате­матике, изысканное построение может долгие годы оставаться бесполезным, пока кто-нибудь не найдет ему применение.) Ключевая фраза здесь — «все имеет свою противоположность».

Закон Равновесия весьма прост. Он гласит, что если вы хотите выжить, не говоря уже о приоб­ретении могущества, то должны уравновешивать все аспекты своего бытия. Чтобы выжить, вам нуж­но обладать определенной силой или энергией. Ее избыток или недостаток приводит к гибели. Имен­но поэтому сторонники как «белой», так и «чер­ной» магии в конечном счете зайдут в тупик. Фа­натизма следует избегать. Чем чаще вы впадаете в крайности, тем становитесь менее гибким и вос­приимчивым к переменам. Поскольку гибкость — понятие относительное, необходимо поддерживать динамическое, а не статическое равновесие. Как видим, этот закон вписывается в более крупную группу «парадоксальных законов», а именно, за­конов Синтеза, Противоположностей и Правдивой Лжи. Ключевая фраза здесь — «сохраняй рав­новесие».

Закон Бесконечных Данных гласит, что позна­ние никогда не кончается (еще его, менее серьезно, называют законом Бесконечного Простора), Взя­тый в качестве основной рабочей предпосылки, он предотвращает стагнацию и отчаяние, побуждает к постоянному поиску новых сведений, и таким об­разом, к выживанию. Он также стимулирует разумную осторожность, ведь нельзя заранее сказать, насколько опасным может оказаться новое знание. Ключевая фраза — «всегда есть что-то новое».

Закон Ограничения Восприятия имеет сугубо практическое значение. Вы не можете слышать, пробовать, обонять или прикасаться к вещам глаза­ми, если вы не младенец с природной синестезией*

 

*Состояние, когда чувства еще не отделены друг от друга. — Прим. автора.

 

или взрослый, принявший изрядную дозу мескалина. Ваше зрение ограничено лишь одной разновидно­стью сенсорного сканирования: небольшим отрезком спектра электромагнитных излучений, соответству­ющим видимому свету. Все наши чувства ограни­чены подобным образом, как по типу, так и по масштабу обработки информации. Мы не достигли пределов доступной информации о Вселенной, и нет никаких признаков того, что мы когда-либо достигнем их. Нет и доказательств того, что ин­формация, доступная нашим чувствам, является всей существующей информацией. Таким образом, есте­ственно предположить, что общий объем сведений бесконечен. Ключевая фраза этого закона — «мы не можем видеть все».

Закон Бесконечных Вселенных гласит, что су­ществует бесконечное множество способов изучения Вселенной, и следовательно, число Вселенных тоже не ограничено. Этот закон является прямым следствием закона Бесконечных Данных. Если объем информации не ограничен, то схемы и метасхемы, возникающие в результате манипулирова­ния информацией, также бесконечны — в сущно­сти, это бесконечность более высокого порядка, но пусть в этом разбираются математики. Интересно заметить, что буддийские и индуистские теологи применяли этот закон за тысячи лет до того, как современные астрономы осмелились предположить возможность существования бесконечного количе­ства звезд и планет. В нашей Галактике — более ста миллиардов звезд, в физической Вселенной — более ста миллиардов галактик, и многие астро­номы вполне серьезно говорят о других галактичес­ких скоплениях в иных физических вселенных.

Этот закон можно рассматривать и с другой точки зрения. Восприятие каждого существа по-сво­ему уникально. Вы состоите из миллиардов раз­личных атомов и молекул, образующих неповто­римый энергетический рисунок. Если хотя бы один атом изменится, то и вы изменитесь. Фактически, это уже произошло, пока вы читали это предло­жение! Вы выдохнули миллионы атомов и вдох­нули новые; миллиарды атомов и молекул в клет­ках вашего тела распались и перестроились в новых сочетаниях. Вы уже не тот человек, которым были десять секунд назад, и хотя прочность вашей метасхемы не дает вам заметить это, ваш разум тоже изменился. Одни клетки мозга умерли, другие — сохранили ощущения, поступившие от органов вашего тела. Лишь благодаря консерватизму вашей метасхемы вы сохранили свою личность.

У вас есть сенсорная система, абсолютно отличная от любой другой; разумеется, большинство людей устроено одинаково, но нет двух существ, вос­принимающих мир совершенно одинаковым обра­зом. В этом смысле, все мы живем в разных все­ленных, и сейчас на планете Земля существует по меньшей мере три с половиной миллиарда таких вселенных. Не стоит забывать о том, что лишь в нашей Галактике существует более ста миллионов планет, подобных Земле. И все эти бесчисленные вселенные постоянно изменяются!

Ваша личная вселенная зависит от ваших ощуще­ний и того, как вы их интерпретируете. Первое обусловлено вашим физическим состоянием, а вто­рое — познавательной способностью вашего разу­ма. Измените одно или другое, и вы попадете в иную вселенную. Глухие или слепые люди живут во вселенной, где нет таких вещей, как свет или звук. Если вы измените свою метасхему, то ваша вселенная изменится соответствующим образом.*

 

 *Серия «Чародей-недоучка», созданная Л. Спрэгом де Кемпом и Флэтчером Праттом, основана на следующей предпосылке: герой пользуется символьной логикой, чтобы переходить из одной вселенной в другую, меняя свою метасхему и попадая в мир, где магия действует, а наука — нет. — Прим. автора.

 

Наименее эффективный способ изменить восприя­тие и состояние рассудка — это использование нар­котиков. Ключевая фраза закона Бесконечных Все­ленных сформулирована очень просто: «бесконеч­ные вселенные существуют».

Пожалуй, пришла пора для двухминутной про­поведи о наркотиках. В магических ритуалах нар­котики используются очень ограниченно. В основ­ном, они полезны для того, чтобы убедить сомневающихся адептов в существовании различных вселенных. В других случаях, умеренные стимуля­торы или транквилизаторы применяются для изме­нения электрохимического баланса организма по конкретным причинам, которые мы определим поз­днее. Использование наркотиков для перехода к иным вселенным весьма опасно. Они редко обес­печивают (если вообще обеспечивают) полный пе­реход, чаще оставляют вас где-то посередине. В своей постоянной форме такое состояние известно

как безумие Кроме того, существует такая незначительная проблема, как контроль над количе­ством и качеством доз; почти все, что имеется на продаже перемешано с разным мусором. Иногда проблемы возникают из-за того, что родители лгут своим детям о марихуане, в результате чего дети считают, что им лгут так же о кокаине , героине и амфетаминах. У меня есть новости для, вас ребята: они не лгут! «Все хорошо в меру», как говорит старина Будда. Но такие вещества, как ге­роин или крэк, категорически нельзя принимать. Они сгноят ваш разум погубят тело, выжгут душу короче говоря сделают вас похожими на членов нашего правительства. Все, конец проповеди.

Закон Прагматизма очень прост: «если это действует, значит это истинно». Если инфор­мация схема или метасхема помогает организму вы­жить то она «истинна» во всем, что касается дан­ного организма. Если все вышеперечисленное не помогает а мешает выживанию, то организм от­вергает это как «ложь», либо погибает. Ключевая фраза совпадает с формулировкой закона: «если это действует, значит это истинно».

Совместив это высказывание с законом Бесконечных Вселенных, мы получаем интересный результаг истину можно определить как функцию веры Это «плевок в лицо» современному научному подходу, который заключается в том, что «истина рождается в лабораториях». Практически вся современная наука основана на вере в научную методологию. Это прагматично, а следовательно «истинноно едва ли является Абсолютной Истиной.

Тот, кто действительно изучает свои убеждения (сверяет неподтвержденные предположения с «объ­ективной» реальностью) и специализируется в на­учной методологий, обладает значительно большей гибкостью, чем тот, кто считает свою веру догмой. Салливан, комментируя тот факт, что первый закон механики базируется на теоретической ситуации, не существующей в физической Вселенной (и сле­довательно, невозможной для экспериментального подтверждения), сказал: «Этот закон был выбран потому, что он оказался наиболее удобным. Он с непревзойденной простотой и точностью описывает сложнейший феномен движения. Следует помнить: то, что ученые подразумевают под истиной, в ко­нечном счете является удобством. Кем бы они себя ни считали, ученые прежде всего практики и прагма­тики».

Итак, если я верю, что реальный Тор помогает мне устроить грозу, значит, Тор существует. Ин­тересно, что подумают теологи, читающие эти строки?

Мы подошли к очень важному закону, который называется законом Правдивой Лжи. Он относится к сведениям, противоречащим обычным метасхемам, но тем не менее работающим на практике. Ваша метасхема считается «истинной» или «реальной», поскольку она помогает вам выжить. Таким обра­зом, мы можем иметь две противоречащие друг другу истины. В любой другой системе это может привести к утрате ориентиров или даже к безу­мию. Однако в магии есть закон Синтеза, позво­ляющий удерживать противоположные истины до

принятия окончательного решения. Вы можете прий­ти к выводу, что реального противоречия не суще­ствует, или синтезировать новую истину. Однако до тех пор пока вы этого не сделаете, сохраняется ситуация «правдивой лжи». В магии мысль обла­дает большей силой, чем где-либо еще. Поэтому ключевую фразу можно сформулировать так: «если это парадокс, то, возможно, это истина».

У этого закона есть одно неожиданное следст­вие, отчасти объясняющее, почему нарушителям всяческих законов иногда удается добиться хоро­ших результатов. Если кто-то искренне верит, что может нарушать или игнорировать законы магии, то, возможно, это в самом деле так! Это проис­ходит потому, что его вселенная не содержит воз­можности катастрофических последствий непод­чинения законам. Тем не менее я должен предуп­редить вас, что столь искренней веры практически невозможно добиться путем обычного внушения. Да­же если вы искренне верили в свою исключитель­ность до сегодняшнего дня, то сейчас не верите, по­тому что я заронил в вашу душу семена сомнения. Прошу прощения и надеюсь, что чтение этой книги поможет вам возместить утрату веры приобретением знаний.

Последний основной закон называется законом Персонификации с двумя подзаконами: Инвокации и Эвокации. Основной закон гласит, что любой феномен можно считать живым и обладающим соз­нанием — короче говоря, личностью.

По своей природе человек склонен к персони­фикации неодушевленных объектов. Если вы стук­нетесь лбом о дверь, то выругаете ее так, будто она живая и может обидеться на вас. Вообще говоря, это полезно, поскольку разряжает ваш гнев и сни­мает напряжение без вреда для окружающих. Хотя теория Универсального Анимизма уже не так по­пулярна, как раньше, среди антропологов и иссле­дователей так называемых примитивных религий, мы продолжаем персонифицировать предметы, осо­бенно во времена потрясений или кризисов.

Предлагаю свою доморощенную теорию: чело­веческие существа пребывают в детстве дольше, чем любое животное. Растущий ребенок получает подавляющую часть информации от родителей и других близких людей. Когда у него развивается ассоциативное мышление, он начинает соотносить поступающую информацию со схемой человеческо­го поведения — самой ранней и наиболее крепко отпечатавшейся в его сознании. Позднее, в зрелом возрасте, он познакомится с другими схемами, ко­торые можно использовать для сопоставления, но ничто не займет место той первой схемы, особенно во время кризиса, когда разум кричит: «Беги к лю­дям за помощью», а в сознании вспыхивают образы родителей.

Отсюда и та легкость, с которой люди персо­нифицируют неодушевленные предметы и даже аб­страктные идеи. Отсюда всеобщая тенденция лепить богов и демонов по нашему образу и подобию, не говоря уже о том, что человекоподобные боги оп­равдывают ребяческое поведение своих привержен­цев. Ключевая фраза закона Персонификации — «все можно представить личностью».

Законы Инвокации и Эвокации гласят, что в пределах своей метасхемы человек может взывать к неким разумным сущностям и даже вызывать их при помощи определенных действий. Разумеется, эти сущности являются лишь персонифицированны­ми схемами, но то же самое можно сказать о лю­бых существах, включая ваших друзей. По выра­жению Кроули, «часто бывает удобнее допустить объективное существование «ангела», наделяющего нас знаниями, чем признать, что наша собственная инвокация пробудила сверхъестественную силу в нас самих». Добавлю, что персонификация удобна как разновидность конформизма, поскольку пара­нормальные способности человека часто устрашают его.

На этом мы пока завершим список основных за­конов магии. Я не сомневаюсь, что существуют и другие. Есть также ряд методов и процедур, кото­рые многие люди возводят в ранг законов. Здесь же мы вкратце рассмотрели определенные принци­пы, которые можно найти почти в любой книге о западной, восточной или антропологической ма­гии.

Несомненно, найдутся и те, кому захочется допол­нить этот список какими-нибудь «нравственными законами». Я еще не встречал нравственных за­конов (за исключением самовнушенных), которые могли бы найти применение в магии, и отказы­ваюсь засорять научную книгу законодательными актами, принадлежащими царству этики и рели­гии. Хотя я лично считаю, что никакая наука не должна использоваться для истребления людей, я не могу навязать свою точку зрения ни законам бал­листики, если в меня целятся из пистолета, ни моим читателям, которые, вероятно, с удовольствием сде­лали бы то же самое.

Желающие могут включить мораль в закон Причин и Следствий, работающий в магии, каки в любых других областях науки. Подобно неук­люжему мальчишке с иглой и ниткой, они на­плачутся, пытаясь пришить одно к другому.

Читая оккультные труды, вы обнаруживаете в них разнообразные законы, принципы, правила, методы, пути, техники, откровения и так далее ad nauseam*.

 

 *До тошноты (лат.) — Прим. автора.

 

По большей части, их нетрудно свести к общим или частным проявлениям основных зако­нов; если вы найдете нечто совершенно новое, дай­те мне знать об этом. Тем не менее, если не счи­тать таких авторов, как Кроули и Форчун, вы обнаружите, что принципы, проповедуемые в ок­культных книгах, погребены под «тоннами» абст­ракций, нравственных рассуждений, предрассудков и обычного мусора. Их пишут люди, сами не име­ющие принципов, если не считать их солидного счета в банке. В наши дни «оккультизм» пишется как occultism.

Глава 2

Развлечения и игры с определениями

 

— Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, — сказал Шал­тай-Болтай презрительно.

— Вопрос в том, подчинится ли оно вам, — сказала Алиса,

-- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, — сказал Шалтай-Болтай. — Вот в чем вопрос!

Льюис Кэрролл, Алиса в Зазеркалье

 

Льюис Кэрролл только что представил нам одну из труднейших лингвистических проблем — вопрос о том, обладают ли слова тем смыслом, ко­торый мы в них вкладываем, или же имеют внут­ренний смысл, существующий независимо от того, нравится нам это или нет. Эта проблема доставила немало беспокойства преподавателям английского языка. Словари и учебники грамматики отражают то, как мы пользуемся словами, или то, как нам следует пользоваться словами?

Как бы там ни было, официальные ученые и оккультисты пользуются усложненным техническим жаргоном, а нам, простым смертным, нужны слова с ясным и конкретным значением. Но язык — очень хитрая штука. Как только мы подбираем слово, по­являются синонимы, омонимы, антонимы, и мы вяз­нем в трясине соперничающих символов.

В идеальном случае язык представляет собой на­бор символов с правилами их использования и предназначен для определенного количества людей. Некоторые языки, вроде русского, английского и китайского, служат средством общения для сотен миллионов людей. Другие, например нотная грамо­та и языки компьютерного программирования, имеют значительно менее широкое распространение.

Хотя слова и должны обладать определенным смыслом, чтобы люди могли разговаривать друг с другом, тем не менее мы часто пользуемся одина­ковыми словами для обозначения разных явлений или различными словами для описания одного и того же действия. Возможно, вам будет интересно узнать, что большая часть этой главы посвящена оп­ределению трех коротких слов, известных всем и каждому: «оккультизм», «наука* и «магия».

Существительное, например «собака», является знаком, который можно озвучить или изобразить. Когда вы читаете или слышите этот знак и ассо­циируете его с определенным понятием в своем сознании, то превращаете его в символ. Такое опи­сание, как «четвероногое млекопитающее, покры­тое шерстью, издающее лающие звуки, обладаю­щее особым запахом и т. д.», является определением «собаки». Как можно убедиться, определения почти всегда гораздо длиннее, чем слова, которые они определяют. Проблемы возникают в том случае, когда люди имеют различные определения для од­ного и того же слова или же пользуются разными словами для выражения одинаковых понятий.

Если вы скажете своим друзьям, что недавно ви­дели гритца, они, пожалуй, спросят вас, что это такое. Вы можете дать следующее описание: «Он примерно сорока футов ростом, четвероногий, очень шумный, довольно безобразный и не поль­зуется дезодорантом». Если вы остановитесь на этом, один из ваших друзей может предположить, что вы видели динозавра, другой — исполинского трубкозуба, третий — Годзиллу и так далее. По мере того как ваше описание-определение обраста­ет новыми подробностями, друзья начинают качать головами и спрашивать, сколько вы выпили. Но если тысяча людей видит гритца (не говоря уже о тесно связанных с ним гротце и гратце) в течение долгого времени и каждый пробует описать его, вы получите Тысячу разных описаний гритца, хотя каждый узнает его с первого взгляда.

Разобравшись с этим, давайте перейдем к теме обсуждения и попробуем определить несколько ос­новных терминов, которыми мы будем пользоваться в этой книге. «Некоторые слова очень вредные... Впрочем, я с ними со всеми справляюсь. Светово-дозвуконепроиицаемость! Вот что я говорю!»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.