Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ



ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

В 1938 г. Конструкторы во главе с Н.Л. Духовым разработали тяжелый танк КВ («Клим Ворошилов»– по имени наркома, т.е. министра обороны СССР). Тогда было «модно» ставить на танки по нескольку башен, и непривычный однобашенный КВ был принят военными прохладно. Однако на сравнительных войсковых испытаниях в ходе советско – финской войны (1939–1940 гг.) КВ показал преимущество перед двухбашенными танками. Правда, для разрушения мощных ДОТов финских оборонительных сооружений «линии Маннергейма» 76-мм пушка КВ оказалась слабовата.

На танке появилась гаубица калибра 152 мм, что потребовало увеличения размеров башни. Этот танк получил обозначение КВ-2, а его предшественника стали называть КВ-1.

К началу войны в Красной Армии было менее 500 КВ-1 и КВ-2, но даже редкие встречи с ними приводили немецкие войска в шоковое состояние. Танковые и противотанковые орудия не могли пробить броню КВ – это было по силам только 88-мм зенитным пушкам с их высокой скоростью снаряда. Танки КВ достойно показали себя в самый тяжелый начальный период Великой Отечественной войны.

 

·

·

·

Еще в 1937 г. Немецкое командование выдало задание на разработку тяжелого танка, однако с этим не торопились. Встречи с французскими и английскими тяжелыми танками в боях 1940 г. Вызвали было беспокойство у генералов вермахта, но эйфория от быстрой победы их успокоила. К ускорению разработки немецкого тяжелого танка привел шок от столкновения с советскими Т-34 и КВ, и в середине 1942 г. На войсковые испытания поступили первые Pz VI «Тигр». Годом позже началось их широкое применение.

В «Тигре» прослеживались «коробчатые» очертания, характерные для немецких танков того времени («Пантеры» с большими углами наклона брони еще не было). На Pz VI впервые появились особые катки гусениц – узкие, установленные в шахматном порядке, что улучшало плавность хода танка. В почти пятиметровом стволе 88-мм пушки «Тигра» бронебойный снаряд разгонялся до скорости 1000 м/с, приобретая огромную пробивную силу.

 

В ходе модернизации появился Pz VIB, иначе называемый «Королевский тигр», или «Тигр II». Лобовая броня толщиной 150 мм с наклоном 50° к вертикали сделала новый «Тигр» похожим на «Пантеру». Пушка стала еще длиннее и мощнее. Машина прибавила в весе (68 т против 56 т), но двигатель остался тем же, что и у предшественника – 700 л.с. – это ухудшило маневренность.

В серийное производство «Тигр II» пошел в 1944 г., когда Германия уже подвергалась массированным бомбардировкам и испытывала дефицит металла и рабочих рук, поэтому немцы успели выпустить менее 500 танков этого типа. Несмотря на малочисленность, «Королевские тигры» успели оставить впечатление опасных противников, ибо по сочетанию параметров «защита + огневая мощь» оказались в числе лучших танков Второй мировой войны. Первый в мире танк был построен именно в Великобритании, однако после Первой мировой Англия свое первенство утратило. Поскольку страна располагалась на островах, особой необходимости в танках у англичан не было. Их танки были весьма несовершенны по сравнению с немецкой и советской техникой, а также долгое время из вооружения у них были только пулеметы, что было уже недопустимо во Второй мировой. Кроме того, многие уже современные танки имели существенные недостатки старых машин – например, машина «Черчилль» с гусеницами, охватывавшими весь корпус. В саму войну танков было произведено очень мало, и они были также несовершенно, а зачастую их вообще не применяли на фронте.

 К началу Второй мировой у США было очень мало танков, поскольку в них попросту не было необходимости. Тем не менее, когда американцы поняли необходимость танков, они быстро развернули производство, сконструировав достаточно хороший средний танк Шерман.

В основном американские машины сражались на территории Европы. Активнее всего американские танки использовались против японских, а также в Нормандии, причем там использовались еще и легкие истребители танков M18 и Wolverine. Правда, практически все американские танки существенно уступали немецким, что заметно ограничивало возможности их применения.

В разразившейся Второй мировой вой не печальная участь постигла не только «легкочей», но и «гигантов».

Первыми показали свою несостоятельность французские тяжелые танки. Изготовленные всего в шести экземпляpax двухбашенные махины 2С весом в 70 т даже не успели съехать с железнодорожных платформ, как были выведены из строя немецкими бомбардировщиками. Из 342 однобашенных танков В1, успевших «понюхать пороха», около 200 было уничтожено. Оказалось, что в маневренной войне одной только противоснарядной брони в 6 см мало. Нужны скорость, мощное орудие во вращающейся башне и свободный командир.

Как раз всего этого в неуклюжем В1 и не было. Орудие торчало в корпусе, а командир, сидя в тесной башенке наверху, сам вертел ею, сам находил цели, сам наводил противотанковую 47-мм пушку, сам заряжал и стрелял. Командовать тремя сидящими внизу танкистами было некогда. Результат известен.

В советском 50-тонном танке Т-35 командир был свободен. Но в танке-то было пять (!) башен, и командовать приходилось аж десятью танкистами! Почти десятиметровый в длину, Т-35 не блистал особой скоростью и имел броню всего в 5 см.

Из 61 построенного танка в боях погибли считанные машины. Все остальные Т-35 были потеряны из-за поломок в трансмиссии.

У 213 построенных КВ-2 с броней и 152-мм орудием и командиром все было хорошо. Только вот создавался танк для сокрушения своей «кувалдой» кенигсбергских дотов! А в оборонительной войне пришлось лупить бетонобойными снарядами по немецким «панцерам», как обухом — по воробьям. Конечно же, выпуск КВ-2 был сразу прекращен.

 

Новый тяжелый танк для Красной Армии был заказан в конце 1938 года. Руководству СССР он виделся трех- или двухбашенным, с противоснарядной броней и 76-мм пушкой. Через год двухбашенные монстры Т-100 и СМК были испытаны на войне с финнами. Лучшим оказался… однобашенный КВ, разработанный в инициативном порядке группой молодых инженеров. «Клим Ворошилов» был легче на 7 т, имел более толстую броню и дизельный двигатель. Вот так своим более крепким лбом энергичный «Климент» пробил дорогу для строительства тяжелых, но однобашенных танков.

 

С нападением фашистской Германии на СССР 48-тонный КВ, защищенный со всех сторон 7,5 см броней, показал себя в обороне неплохо. Наши танкисты на «Климах» могли едва ли не в одиночку эффектно контратаковать противника или безнаказанно расстреливать из засады целые колонны вражеской техники.

Но с переходом Красной Армии в наступление сказались сразу и его недостатки.

Тяжелый танк был медленным, ломал все мосты, разбивал и без того не ахти какие дороги. Его техническая ненадежность и недостаточно мощная пушка сорвали не одно наше наступление. После ряда модификаций стало ясно, что лучше создать новый танк.

После Курской Дуги, где «Климу» оказалась не по зубам броня «тигров» и «пантер», пошел в серию новый тяжелый танк — «Иосиф Сталин». Технически надежная 46-тонная машина, защищенная спереди 12 см броней, в январе 1944 года получила длинноствольную 122-мм пушку. С этой «сталинской кувалдой» танки ИС не только успешно разгромили фашистского зверя, но и повоевали в Корее против американцев и во Вьетнаме против французов. Охраняя наши южные рубежи на границе с Китаем, «Иосиф Сталин» был официально снят с вооружения только в 1995 году!

 

До 22 июня 1941 года вермахт одерживал победы, имея в качестве тяжелого танка 25-тонный Panzer IV. И только столкнувшись с русским 46-тонным КВ, немцы взялись за создание тяжелой машины, которая должна была быть лучше советских танков.

 

Летом 1942 года в вермахте появились первые по-настоящему тяжелые 57-тонные танки «тигр». Машина получилась вроде бы серьезная, но с ее применением в России начались какие-то курьезы. С помощью «тигров» немцы хотели взять Ленинград, но русские не только удержали северную столицу, но, и прорвав блокаду города, захватили секретный «тигр» в исправном состоянии и со всей технической документацией! В это же время на юге Манштейн на «тиграх» не смог пробиться к окруженному в I Сталинграде Паулюсу.

Летом 1943 года «тигры» вместе с только что созданными 46-тонными «пантерами» намеревались переломить ход войны под Курском. И броня была у них отменная, и поражали они русские танки с 1500-2000 м, но фашисты снова потерпели поражение.

 

Последним тяжелым танком Германии стал 70-тонный «Королевский тигр». От «пантеры» он унаследовал наклонную форму корпуса, от «тигра»- двигатель и солидное бронирование, а от «фердинанда» — шестиметровую 88-мм пушку.

Чтобы ускорить наведение орудия на цель, бывший самоходчик Михаель Виттман разворачивал башню «тигра» «по-самоходному» — поворотом всего танка. В итоге на счету этого танкового аса числилось 138 пораженных танков противника

В оборонительных боях, которые вермахт вел в 1944 году на всех фронтах, все эти танки, ведя огонь из засад, показали блестящие результаты. Но в наступлении, как это было у озера Балатон или в Арденнах, они несли большие потери.

Нелепым оказался и дебют «Королевских тигров» на Восточном фронте. 12 августа 1944 года немцы, угодив в засаду, потеряли подбитым сразу 21 танк, а 3 исправных «Королевских тигра» были брошены, застрявшими в песке. Немыслимо большие, хотя и секретные, громадины немцам просто нечем было утащить!

Символично, что последним танком, уничтоженным во Второй мировой войне, стал именно «Королевский тигр». Он был взорван в Австрии собственным экипажем 10 мая 1945 года.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.