Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Средние танки



Средние танки

Вторая мировая война быстро показала, что у легких танков нет шансов на успех, и они сошли со сцены. Главной ударной силой воюющих сторон стали средние танки массой 20–30 т. Основное противоборство бронированных машин развернулось на советско-немецком фронте, и именно оно определяло развитие мировой танковой мысли в военные годы.

 

В разразившейся Второй мировой войне все легкие танки воюющих сторон постигла одна участь — быстрое истребление. От огня противотанковых ружей и пушек не спасали ни скорость, ни хорошая маневренность. Поэтому выпуск стремительных советских красавцев БТ и плавающих Т-40 был прекращен. Хорошо бронированный легкий танк Т-50 сняли с конвейера по другой причине: трудоемкость изготовления была, как у среднего Т-34.

 

·

Но в летних отступлениях 1941 года Красная Армия потеряла так много боевых машин, что уже в сентябре пошел в серию новый легкий танк Т-60. Разработанная в инициативном порядке «шестидесятка» была аналогом немецкой «двойки», выпуск которой немцы возобновили из-за общей нехватки танков в вермахте. Дешевый и в целом неплохой легкий танк Т-60 так же легко и уничтожался. В 1942 году его сменил Т-70 с более толстой броней и 45-мм пушкой. Но если в «шестидесятке» самолетная 20-мм пушка заряжалась снарядной лентой, и командир стрелял из нее, как из пулемета, то в «семидесятке» орудие приходилось заряжать, как обычно — после каждого выстрела. В результате командир и за боем следил, и водителем командовал, и сам цели находил, сам заряжал, наводил и стрелял.

 

С новой башней, где нашлось место для стрелка-наводчика, танк стал называться Т-80. Но это уже был 1943 год, когда надобность в массовом насыщении войск легкими танками вместо недостающих средних отпала.

Уделом же «легкочей» стало боевое охранение и разведка, где они со своими тихо журчащими автомобильными движками были особенно востребованы. Немцы даже успели создать специальный танк-разведчик «лухс» (рысь).

Англичане, потеряв в начале войны свои «крусейдеры», уже не возвращались к строительству новых легких танков.

Американцы же, зачарованные быстроходным «стюартом», модернизировали его всю войну. Внешний облик последних машин изменился настолько, что пришлось сменить индекс танков с М3 на М5.

 

Грозный первенец фашистской Германии Panzer I появился на свет в 1934 году и вооружался пулеметной спаркой. Вслед за этой учебной машиной учебно-боевой Panzer II, вооруженный 20-мм самолетной пушкой. Из-за ленточного питания эта автоматическая пушка называлась у немцев 20-мм пулеметом. Вот с — такими «учебно-пулеметными» машинами Гитлер и начал Вторую мировую войну.

 

 

.

 

Средние танки

·

СССР вступил в войну со множеством танков старых конструкций. Почти вся эта устаревшая техника была уничтожена немцами в начале войны. Однако уже с 1940 г. Серийно выпускался новейший танк Т-34-76, созданный конструктором М.И. Кошкиным, опиравшимся на опыт разработки БТ. К началу войны в войсках уже было около тысячи этих «тридцатьчетверок», сочетавших маневренность, бронезащиту и мощь огня. Средний танк Т-34 прошел всю войну, оставаясь основным советским танком. Учитывая меняющиеся условия войны, конструкторы модернизировали «тридцатьчетверку»: усиливали броню, меняли форму башни, увеличивали боекомплект. В 1944 г. Танк получил вместо 76-мм пушки более мощное орудие калибра 85 мм и стал называться Т-34-85.

Двигатели танков всех стран – участниц войны работали на дорогом бензине, а дизельный двигатель «тридцатьчетверки» работал на дешевом дизельном топливе (солярке) и потреблял меньше топлива, чем карбюраторные двигатели. Поджечь «тридцатьчетверку» было труднее, чем «бензиновый» танк, – ведь солярка горит хуже бензина. Совершенствовалось и производство. На заводах освоили автоматическую сварку бронекорпусов, потом вместо сварной башни стали ставить литую, а позднее и штампованную. Усилия технологов снизили трудоемкость изготовления Т-34 практически вдвое. Он стал самым массовым танком войны – на семи заводах было выпущено более 35 000 этих грозных боевых машин.

 

Во Вторую мировую войну Германия вступила с двумя типами средних танков – Pz III и Pz IV. Именно они составляли подавляющее большинство в парке панцерваффе – бронетанковых сил немецкой армии. Pz III оказался слабоват и, несмотря на создание ряда модификаций, к 1943 г. Его выпуск прекратили. К середине войны Pz IV тоже перестал устраивать немецких танкистов и продержался до конца войны лишь за счет непрерывной модернизации, заметно изменившей его характеристики.

Боевая масса Pz IV увеличилась с 18,4 до 25 т, лобовая броня выросла до 50 мм. Калибр пушки остался прежним – 75 мм, но ее ствол стал длиннее, что позволило разгонять снаряд до более высокой скорости, чтобы он легче пробивал броню. Эти изменения увеличили вес танка. Чтобы он оставался таким же подвижным, мощность двигателя пришлось поднять с 250 до 300 л.с. (лошадиных сил). Однако при тех же узких гусеницах давление на грунт выросло, и проходимость Pz IV ухудшилась.

 

Немецким танкостроителям не удалось выполнить требование Гитлера «Война должна быть закончена с тем же оружием, с которым она начиналась» – PzIII и PzIV не могли достойно противостоять Т-34. Поэтому в 1943 г. Был начат серийный выпуск танка Pz V, более известного под именем «Пантера». При весе 35 т «Пантера» «балансировала» между средними и тяжелыми танками. Форма бронекорпуса «Пантеры» была рациональнее, чем формы корпуса ее предшественников – сказалось влияние Т-34.

Пушка сохранила привычный калибр 75 мм, но длина ствола выросла на 75%. В конструкции Pz V было много новшеств, но они не только улучшили характеристики танка, но и сделали его не слишком надежным. Тем не менее «Пантера» считалась «серьезным зверем», и танкисты противника относились к ней с опасливым уважением.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.