|
|||
Виртуальная экскурсия. Георгиевская церковьСтр 1 из 6Следующая ⇒ Виртуальная экскурсия «Георгиевская церковь»
Выполнила: педагог высшей категории дополнительного образования Перминова С.В.
Георгиевская церковь «Кто не знает своего прошлого- лишен будущего…»
Слайд 2.3. Деревня Шулево расположена в 24 км. От райцентра Мантурово, недалеко от автострады Мантурово – Кострома. ( фото)
Источники 17-18 века сохранили память об аборигенах наших мест—финно-угорском племени меря, и погост часто именовался Мерским, а Георгиевская церковь приписывалась к Мерскому стану. Первые сведения о строительстве деревянного храма в селе относится к 1594 году. Проводившие перепись в 1617 году дозорщики Мартемьянов и Ловчиков, обнаружили здесь освоенную территорию « … на погосте храм во имя … страстотерпец Георгия холодный да другой храм теплый по имя преподобные Макарие Желтовотцкий оба клецки а во храмах образы местные и свечи и книги и колокола…» С 1620 по 1654 год земли Георгиевского прихода находились в вотчине родственников правящей царской династии- бояр Романовых: Ивана Никитича и Никиты Ивановича.
Деревянные храмы имели относительно небольшие размеры и быстро ветшали. К основному зданию пристраивались новые приделы до тех пор, пока становилось невозможно проводить массовые службы. В 1735 году построен новый храм (поступило прошение унженского землевладельца Елизара Петрова о строительстве нового деревянного Георгиевского Храма). Строительство велось два с половиной года. В середине 18 века Георгиевский приход был самый густонаселенный в Верховной волости. С течением времени храм опять «оброс» новыми приделами, которые больше напоминали отдельные церкви. Рядом с храмом строились и дома притча, а население около храма стало именоваться селом. Но деревянный храм, отличавшийся красотой и изяществом, относительно быстро обветшал, и, возможно, пострадал от пожаров (как и многие деревянные храмы). После получения разрешения на строительство нового кирпичного храма, священники Иосиф Епифанов и Ефим Иванов начали сбор денег на проведение работ. В то время среди землевладельцев Георгиевского прихода было много достаточно богатых землевладельцев: княгиня Анна Федоровна Белосельская, Яким Григорьевич Хлебников, Семен Никифорович Шишков. Но полностью взять на себя расходы, связанные со строительством нового храма не решались. Новый храм строили всем миром, то есть собирали деньги с местных прихожан и других добровольческих пожертвований. В 1813 году Георгиевская церковь была полностью построена. В Георгиевском приходе проживал 1951 прихожанин.
Слайд 4. Среди прихожан особым расположением к церкви упомянуты жена подполковника Федора Егоровича Крепиша - Софья Михайловна Крепиш.
Слайд 5. В 1858 году от священников Георгиевской церкви Григория Максимовича Копосова и Василия Петровича Павлинского поступил рапорт с просьбой разрешить строительство каменной ограды частично за счет прихожан. И во второй половине 19 века территория церковного участка была обнесена кованой оградой, от которой сохранились только северные ворота. Ограда состоит из связанных общим цоколем кирпичных столбов, между которыми укреплена кованая решетка и в настоящее время с северной и западной стороны окружает территорию Георгиевской церкви. С восточной и южной стороны ограда разрушена, а, скорее всего, мародеры сняли ограду, остались только каменные столбы. Восточные ворота ограды – это крупное трехпролетное сооружение, выразительный силуэт которого отдаленно напоминает аналогичные постройки эпохи барокко. Повышенная центральная часть ворот с широким арочным проездом была выделена крупным навершием овальной формы с полукруглой нишей киотом и невысоким постаментом с крестом. Завершения пониженных боковых частей ворот, в которых устроены калитки так же имеют полукруглые фронтоны с постаментами под кресты или главы. С наружной стороны ворота оформлены двухпилястровым портиком с профилированными базами и капителями и с полукруглым фронтоном.
Слайд 6. Более скромные по характеру отделки и не столь значимые по размерам северные ворота однопролетные, с завышенной полукруглой центральной частью и постаментом для креста или главы.
Слайд 7. Кованая калитка северных ворот Георгиевской церкви - является достойным украшением ограды церкви. Остается лишь отдать дань титанической трудоспособности наших предков и восторгаться красотой старинной ковки. Запор кованых ворот- настоящее произведение кузнечного искусства.
Слайд 8. При входе на территорию на фоне Георгиевской церкви виден крест могилы дьякона Иоанна Полленского (1886-192? годы службы). К сожалению, расположение могил других священников, дьяконов и пономарей уже не установить.
Слайд 9. Четырехпрестольный Георгиевский храм представляет собой большое архитектурное сооружение, имеющее в плане форму «латинского креста» (такую же форму имеют в Санкт-Петербурге Казанский собор, Собор Андрея Первозванного). Имеет характерное для 19 века композиционно-планировочное решение – это «храм кораблем» – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. По архитектурному и художественному стилю храм «близок» к «Петровскому барокко». Этот стиль одобрен Петром 1 и широко использовался для проектирования в то время. Архитектуре «Петровского барокко» свойственна простота объемных построений, четкость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Количество глав на церкви -3, что объясняется символикой-это число лиц Святой Троицы. Так же в те времена оказывали влияние на стиль кирпичного строительства церквей формы ранее деревянных храмов. Стены храма толщ. 780 мм. до 1300 мм. Со временем кирпичная кладка превратилась в монолит, то есть в массивную стену, символизирующую вечность и непоколебимость Истины. Для сохранения кирпича от влаги стены были оштукатурены известковыми красками на основе маломагнезиальной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. Церковь казалась «легкой и воздушной». В настоящее время штукатурка почти везде отвалилась, и церковь приобрела более внушительный и монументальный вид. Слайд 10.11. Столпообразная колокольня выполнена в одной связи с церковью на массивном основании. Располагается, как правило, с западной стороны над входом в церковь. На втором ярусе расположено прямоугольное окно в углубленной полукруглой нише с двумя ложными полукруглыми проемами по сторонам. Восьмигранная колокольня, с равными гранями, стоит на четырехгранном основании, имеет два яруса звонов, немного уменьшающихся в размерах по отношению друг к другу. Верхний ярус колокольни открытый, имеет полукруглые окна, и оканчивается высоким остроконечным шпилем. Ранее в завершении на шпиле был водружен крест. Колокола сняты с церкви около 1938 года. Подъем на колокольню должен был осуществляться по внутренней лестнице.
Слайд 12 . Далее видим левый придел церкви. Приделы Георгиевской церкви расположены в боковых нефах средней части церкви. В плане имеет прямоугольную форму. Приделы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле. Полукруглые высокие окна заглублены в прямоугольные ниши. Приделы усложняют структуру храма
Слайд 13,14. Бесстолпный храм представляет собой барабан с четырьмя широкими и четырьмя узкими полукруглыми гранями. На широких гранях первого уровня находятся треугольные фронтоны, поставленные на профилированный антаблемент. На фронтонах расположены углубленные полукруглые ниши, украшенные архивольтом. Фронтоны декорированы профилировкой. Второй ярус объема храма перекрыт восьмиугольным сомкнутым сводом на легком световом барабане с шестью полукруглыми окнами. На своде храма основными архитектурно-декоративными акцентами, тяготеющие к барочным традициям, являются большие полукруглые люкарны, обрамленные полукруглыми фронтонами и круглой углубленной нишей. На своде стоит восьмигранный малый барабан, что является редчайшим случаем. На малом барабане находится луковичная главка с яблоком под крест, который в настоящее время находится в алтаре. Углы закреплены огибающими пилястрами. В храме есть два портала – с южной и с северной стороны. Порталы оформлены козырьком с красивым декоративным кованым элементом
Слайд 15. Кованый козырек портала с южной стороны Церкви. Над порталом располагается фронтон с полукруглой углубленной нишей. Козырек украшен кованым узорным фронтоном.
Слайд16,17. С южной стороны храма находилось приходское кладбище. Здесь нашли свое пристанище многие поколения местных жителей. Но в конце 19 века возле храма стали хоронить только членов местного притча и наиболее благочестивых граждан. Самым изящным было надгробие супругов Крепиш - Софьи Михайловны и Федора Егоровича. Оно привлекало внимание не только потомков, но и мародеров. Постепенно границы кладбища сужались за счет строительства пристройки к школе (школа построена в 1880 году и расположена недалеко от храма и в настоящее время). Постепенно разрушались и исчезали гранитные надгробия и плиты. В настоящее время сохранилось лишь надгробие могилы супругов Крепиш.
Слайд 18. С восточной стороны Георгиевской церкви видим апсиду – это как-бы пристроенный к храму, полукруглый алтарный выступ. Апсида покрыта конхой, выполненной в виде раковины. По ширине апсида лишь незначительно уже храма
Слайд19, 20. Стены апсиды расчленены крупными плоскими нишами, в каждой из которых по одному окну с лучковой перемычкой. Сохранились кованые решетки на окнах. В рисунке всех решеток храма используется крестообразный мотив. Заполнения окон полностью утрачены. Арочные окна украшены архивольтом (обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены), а под подоконниками помещены прямоугольные лежащие филенки, которые лишь условно воспроизводят барочные формы. Венчает абсиду широкий карниз с измельченными профилировками.
Слайд 21. С северной стороны храма так-же имеется декоративно оформленный портал.
Слайд 22. Придел храма, пристроенный к основному зданию церкви с северной стороны. На фасаде придела расположены четыре арочных окна и один ложный оконный проем в углубленных прямоугольных нишах. Над окнами по периметру придела проходит рустовка (кладка из камней, рельефно выступающая над фоном). Крыша придела была сильно повреждена и примерно в 2012 году перекрыта.
Слайд 23. Вот мы вернулись к западной стороне храма. Дверь в храм была двустворчатая деревянная. Слева и справа входа находятся глубокие ниши, вероятно, в них могли размещаться статуи Святых. Сначала прихожане входят в притвор. Притвор-символ мира, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю — символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах. Притвор-это третья входная часть храма, встроен в колокольню и служит в качестве входного тамбура. Вход, возможно, когда-то был оформлен, но в настоящее время двери сняты с петель. В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, так-как они должны, по возможности, быть изолированы от молитвенных помещений храма ( трапезная и, собственно, храм).
Слайд 24. Из притвора в трапезную ведут двухстворчатые двери, или красные врата. Они являются главным входом в церковь.
Слайд 25. В притворе на южной стороне находится дверь, которая вела в какое-то техническое помещение или там была лестница на колокольню.
Слайд 26,27. Средняя часть храма «корабль», символизирует все земное, освещенное Богом. Она простирается до алтаря. Внутри трапезной на западной стене в глубоких нишах находятся: с одной стороны - дверь, которая возможно вела на лестницу колокольни ил на второй этаж трапезной, с другой - вход в какое-то техническое помещение, возможно котельную. Церковь отапливались горячим воздухом, который расходился по каналам-продухам. Печь находилась в замкнутом помещении- котельной. В котельную вел один вход. Когда печь растапливали, дверь в котельную закрывали, и замкнутое помещение превращалось в тепловую камеру. Из этой тепловой камеры горячий воздух поступал в каналы, которые проходили внутри стен церкви. В нижней части камеры были предусмотрены отверстия для поступления в камеру свежего наружного воздуха или же рециркуляционного воздуха из отапливаемых помещений. В верхней части камеры-печи предусмотрены душники для отвода, нагретого в печной камере воздуха в отапливаемые помещения.
Слайд 28. Еще одно помещение в трапезной, вероятно, там была лестница, ведущая на второй этаж трапезной.
Слайд 29, 30 . Так как храм был большой вместимостью, в левом и правом приделах были алтари, освященные в память святого великомученика Георгия Победоносца, во имя святителя Николая Чудотворца, вверху над приделами (над трапезной на втором этаже) – во имя преподобного Макария Унженского. Приделы, связанные с основным пространством трапезной высокими арочными проходами, перекрыты крестовыми сводами. Тогда все алтари, кроме главного (престол Покрова Божией Матери), назывались придельными или приделами. Оконные проемы приделов повреждены в нижней части.
Слайд 31.Арка между основным объемом и трапезной. Широкая двухэтажная трапезная является основанием для колокольни. Средняя часть храма, «корабль» представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к молению. Средняя часть храма символизирует мир «тварный» но уже освященный, оправданный. Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделяет, а объединяет две части храма. На Руси преграда перешла уже в форме иконостаса. Перекрытие трапезной двускатное, на котором находится на малом световом барабане небольшая луковичная главка.
Слайд 32. Лучковая арка опирается на квадратные в плане полуколонны - конструктивный выступ на поверхности стены. Обрамление арочного проема украшено архивольтом. Внутренняя поверхность арки - интрадос - декорирована лепным геометрическим орнаментом и была окрашена в голубой цвет. Полуколонна держит на профилированную архитектурную деталь – импост, служащий опорой для пяты арки. Стены арки стянуты затяжкой - горизонтальной балкой.
Слайд 33. Пространство между полуколонн заполнено для увеличения прочности стены, украшено лепниной (прямолинейная и криволинейная тяга). Полуколонны украшены лепным геометрическим орнаментом. Нижняя часть полуколонны - база - представляла собой выступ высотой около 80 см. Имеет те же пропорции, что и колонна, служит для членения плоскости стены.
Слайд 34. Капитель - венчающая часть полуколонны и воспринимающая нагрузку антаблемента. Верхняя часть капители выступает за пределы полуколонны, декорирована профилировкой и лепниной. База полуколонны также была декорирована лепным геометрическим орнаментом.
Слайд 35. В рисованных обрамлениях трапезной использован линейный узор в верхней части – орнамент «плетенка». В росписи стен применяли голубой, синий, красный и зеленый цвета. Живопись трапезной очень плохой сохранности, сюжеты ее не различимы.
Слайд 36. Солея - возвышение перед алтарной частью храма. Но пол в храме был деревянный и в настоящее время полностью утрачен. В храме считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющий собой большой деревянный Крест с Распятием. По правую сторону Креста ставился образ Богоматери, по левую - образ Иоанна Богослова или образ Марии Магдалины. Сохранилась деревянная скульптура Марии Магдалины, к сожалению, не полностью.
Слайд 37. Иконостас-это особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Иконостас устроен в пять ярусов, каждый из которых формировался из икон определенного содержания. 1-ый ряд- местный ряд, который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. 2-ой ряд - иконы важнейших двунадесятых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд). 3-ий ряд - ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку изображается Пресвятая Дева Мария, молящаяся. По левую руку от Спасителя- образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название дейсис - моление. С обеих сторон от дейсиса - иконы апостолов. 4-ый ряд - В центре помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца. По одну сторону помещаются образы праотцев, по другую – святителей. 5-ый ряд - На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с распятием) либо просто Крест.
По воспоминаниям старожилов, в середине 60-х годов в Шулеве появились люди, которые представились музейными работниками. Они извлекли иконы из иконостаса, тщательно их упаковали и уехали. С тех пор иконостас пуст. В настоящее время иконы размещаются по стенам храма, а так-же на аналоях, т.е. на высоких узких столиках с наклонной поверхностью.
Слайд 38. Храм на уровне второго этажа с северной, западной и южной сторон опоясывают хоры (верхняя открытая галерея внутри церкви), огражденные балюстрадой.
Слайд 39. 40. В православной церкви хоры ярко выраженного функционального назначения не имеют. Но в Георгиевской церкви большой популярностью у местных жителей пользовался церковный хор, организованный вновь учителем Никандром Васильевичем Дозоровым в 1920 году. Его брат Александр, активный участник церковного хора, в одном из своих писем вспоминал «… пели на хорах. Песнопения исполнялись любительским хором, организованным из леонтьевских девушек. Пели стройно и слаженно, как поют певчие в кафедральных соборах больших городов». В хоре было 5 мужчин и 7 девушек. Хор просуществовал до февраля 1923 года. На хоры вели лестницы, в настоящее время они разрушены. Выше хоров расположены семь полукруглых окон.
Слайд 41. Слева и справа от входа в трапезную в стене находятся полукруглые кадильные ниши (если стена достаточно толстая). В верхней части отверстие для дымохода. Это место в храме, где хранится и готовится к использованию кадило.
Слайд 42. Кадильные ниши в главной части Георгиевской церкви.
Слайд 43. Над стенами главной части храма возвышается сомкнутый свод в виде полусферы с опиранием на наружные стены.
Слайд 44. Алтарь- это важнейшее, недоступная мирянам часть храма, основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает « селение Божие», «небо небеси». Примыкает к восточной стороне храма. Вход в алтарь организован из средней части храма через Царские врата в иконостасе, причем устройство порогов не допускается. Царские врата располагаются в середине иконостаса. Слева и справа от Царских врат располагались Диаконские (боковые) врата. Боковые двери называют диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. В центре алтаря находится квадратный престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. Престол представляет собой деревянный стол, утвержденный на четырех «столпах». В северо-восточной части алтаря находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу.
Три окна в алтаре символизируют следующее: несозданный Троический свет Божества. Слайд 45. В алтаре находятся два креста. Один крест шестиконечный « накупольный» с полумесяцем. Форма креста типична для домонгольского периода. Полумесяц в основании креста имеет много символических значений, одно из которых - якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой- это жизнь Будущего Века Второй крест больше по размеру, восьмиконечный, возможно, то же «накупольный». На этом кресте из центра исходят волнистые линии, которые передают сияние солнца. Звезда на конце волнистых линий - это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Некоторые исследователи христианских символов предполагают, что косая перекладина есть не что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста. Косой перекладине было присвоено значение «мерила праведного». А в народе подножие стали называть «стояло». На кресте находится так же полумесяц. Полумесяц- это корабль церковный, ведомый кормчим Христом. Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста – «якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.
Слайд 46. В стены трапезной, приделов замурованы кованые прутья, которые составляют некую паутину внутри церкви. Так же опоры, на которые опирались арки свода, были усилены такими же коваными прутьями. В ряде мест прутья были загнаны в швы и разорвали кирпичи. В своде главной частью храма металлические стержни применяли для армирования.
Слайд 47. Вот и закончилась экскурсия по Георгиевской церкви. Выходим из северных ворот со щемящим чувством утраты некогда действующего храма Божия. За воротами виден дом предков последнего старшего священника Георгиевской церкви Полленского Александра Ивановича (1886-1937), В 1937 году в Халбужской волости началась активная кампания по дискретизации местного духовенства. В октябре Полленский А.И. был арестован и расстрелян по обвинению в создании на территории Мантуровского района « контрреволюционной церковно-фашистской организации». Был реабилитирован в 1961 году. И в 1938 году церковь была закрыта. Храм не входил в число памятников архитектуры и по ходатайству местных органов в Совет по делам религий, мог быть использованным под другие цели. Но, ни правление колхоза, на территории которого находился храм, ни Мословский сельсовет на такой шаг не решились. А коллектив учителей, находящейся поблизости Шулевской школы, выступал против растаскивания имущества из Георгиевской церкви. Возможно, поэтому церковь не разделила участь других храмов Мантуровского района и оставалась в хорошем состоянии до 60-х годов. Но в 70-е годы храм стал стремительно разрушаться, особенно пострадали внутренние деревянные покрытия, лестница. Постановлением главы администрации Костромской области № 598 от 30.12.1993 года Георгиевская церковь была отнесена к памятникам архитектуры местного значения.
Слайд 48. Но и сейчас храм остается самым величественным зданием не только села Георгиевское, но и Мантуровского района и производит сильное впечатление и воздействие, видимо, благодаря древности, а также месту, где он расположен. В последние годы процесс разрушения храма зашел настолько далеко, что для его сохранения необходимо вмешательство реставраторов. Церковь разрушается на глазах у оставшихся немногих местных жителей, предки которых были прихожанами Георгиевской церкви. Мои «прадеды» Гавриил и Анна, «деды» Николай и Евдокия, были так же прихожанами этой церкви, здесь же и венчались. В настоящий момент силами предков бывших прихожан начато восстановление, иногда проводятся службы. Остается только надеяться, что еще не все потеряно и найдутся средства на возрождения Храма, обители красоты и благочестия. И разнесется по округе колокольный звон, и заспешат прихожане в церковь…
|
|||
|