Ката – технический комплекс приёмов традиционного каратэ
Ситтэй-ката | - | простые ката | Токуй-ката | - | высшие ката | ||
10 кю | Тэккиоку-сёдан | - | «великое начало» | III дан | Тэкки III | - | |
9 кю | Хэйан I | - | «мир и покой» | Бассай-сё | - | ||
8 кю | Хэйан II | - | Канку-сё | - | |||
7 кю | Хэйан III | - | Нидзюсихо | - | «24 шага» | ||
6 кю | Хэйан IV | - | IV дан | Сотин | - | «великое умиротворение» | |
5 кю | Хэйан V | - | Унсу | - | «облачная рука» | ||
4 кю | Тэкки I- | - | «железный всадник» | Тинтэ | - | «редкая рука» | |
Сэнтэй-ката | - | сложные ката | Дзи’ин | - | «постройка храма» | ||
3 кю | Бассай-дай | - | «взятие крепости» | V дан | Мэйкё | - | «созерцание в зеркале» |
2 кю | Канку-дай | - | «созерцание небес» | Ванкан | - | «шум сосен» | |
1 кю | Дзион | - | «любовь и милосердие» | Годзюсихо-дай | - | «54 шага» | |
I дан | Эмпи | - | «полёт ласточки» | Годзюсихо-сё | - | ||
Токуй-ката | - | высшие ката | |||||
II дан | Тэкки II | - | |||||
Дзиттэ | - | «десять рук» | |||||
Хангэцу | - | «полумесяц» | |||||
Ганкаку | - | «журавль на утёсе» |
Омотэ | - | нормальное исполнение ката | |||
Ура | - | исполнение ката в другую сторону | |||
Коно | - | исполнение ката с противоположным движением | |||
Бункай | - | «приложение», варианты реального применения элементов ката | |||
бункай-оё | - | расширенное приложение | |||
бункай-шомэни | - | применение бункай лицом к сопернику | |||
Эмбусэн | - | схема перемещений | |||
энбу-дзё | - | точка старта и финиша | |||
сёкитэ | - | начальная фаза | |||
укэтэ | - | промежуточная фаза | |||
сёмэтэ | - | конечная фаза | |||
Ёкю | - | требования | |||
ёй-но-кинсин | - | собранность и готовность | |||
дзансин | - | выражение состояния волевой концентрации и готовности | |||
кэйтай-но-ходзи | - | точное следование схемы перемещений | |||
тикарано-кёяку | - | точное следование ритму перемещений | |||
вадза-но-канку | - | различие быстрых и медленных движений | |||
иньё | - | чёткое различие активных и пассивных действий | |||
киай | - | концентрация в ключевых местах | |||
тай-но-синсюку | - | фазы напряжения и расслабления | |||
карада-но-синсюкэ | - | осанка | |||
кокю-но-сэйкакуна | - | правильное дыхание | |||
дзюсин-но-антэй | - | координация | |||
тякуган | - | понимание смысла совершаемых действий | |||
Омотэ | - | нормальное исполнение ката | |||
Ура | - | исполнение ката в другую сторону | |||
Коно | - | исполнение ката с противоположным движением | |||
Кумитэ – поединок
| ||
Тори | - | нападающий |
Укэ | - | защищающийся |
Айтэ | - | оппонент, противник в поединке |
Сэнтай | - | оба противника в фронтальных стойках |
Кайтай | - | оба противника в разноимённых стойках |
Дотай | - | оба противникав одноимённых стойках |
Якусоку-кумитэ | - | все виды техники и уровень атак оговариваются предварительно,включает в себя правильное исполнение базовой техники и овладение необходимыми для ведения боевых действий такими качествами, как: использование временного фактора определение необходимой боевой дистанции (маай) между оппонентами, отводы атакующей конечности с траектории удара мимо цели, использование уходов и уклонов в виде защитных действий (тай-сабаки) |
Танрэн-кумитэ | - | приобретение физической (мигамаэ) и психической (кигамаэ) подготовки при исполнении техники с соответствующим дыханием в перемещении (ансоку) с учетом технического уровня подготовки спортсменов и с соответствующим уровнем сложности работы с оппонентом |
гохон-кумитэ | - | пять атак по одному уровню с однотипными ударами |
санбон-кумитэ | - | три атаки по одному уровню с однотипными ударами |
Кихон-кумитэ | - | используется для выполнения освоенной базовой техники из различных стоек, оппоненты стоят лицом друг к другу на определенной дистанции и выполняют заданную технику по очереди |
кихон-иппон-кумитэ | - | одна атака по разным уровням с разнотипными ударами, защита в «ёй» |
каэси-иппон-кумитэ | - | укэ после блокирования контратакует сам с шагом вперед, после чего тори становится укэ, блокирует и контратакует, а затем возвращается в камаэ |
Якусоку-дзию-кумитэ | - | дистанция между оппонентами не оговаривается и в этом случае развиваются защита уходами (тай-сабаки), техника блоков отводами атакующей конечности с траектории атаки и поворотами корпуса (тэнсин), чувство дистанции между оппонентами (маай) и целеустремленность в боевых действиях (кан) |
дзию-иппон-кумитэ | - | одна атака по разным уровням с разнотипными ударами, оба в дзию-камаэ |
окури-дзию-иппон-кумитэ | - | работа в парах, когда тори после контратаки укэ делает повторную атаку без предупреждения, укэ должен быть готов отразить вторую атаку и контратаковать второй раз |
Ойо-кумитэ | - | противоборство укэ против нескольких (не менее восьми) тори, атакующих его со всех сторон, где основой является самозащита |
Дзию-кумитэ | - | вольный бой, когда спортсмены демонстрируют в свободном режиме всю технику, освоенную на тренировках |
киоги-кумитэ | - | соревновательные бои по установленным правилам, оцениваемые бригадой судей |
сиай-кумитэ | - | бои, проводимые с моральной ответственностью и взаимным доверием, поскольку в связи с отсутствием правил при отсутствии контроля за выполнением техники могут иметь место серьезные травмы |
Кумитэ-но-рюги – методы обучения ведению боя
| ||
Иккэн-хисацу | - | «одним ударом – наповал», основополагающий принцип |
Тодомэ-вадза | - | «завершающий удар», реализуемый принцип |
Дзиссэн | - | «огонь», суть реальной схватки |
Маай | - | дистанция |
сика-ма | - | короткая |
ути-ма | - | средняя (оптимальная) |
то-ма | - | длинная |
Одзи-вадза | - | реакция на атаку соперника |
Сэн | - | время реагирования на действия соперника (дистанция) |
Го-но-сэн | - | перехватывание инициативы после атаки соперника |
амадзи-вадза | - | техника передвижений и маневрирования |
укэ-вадза | - | техника блокирования |
Сэн-но-сэн | - | атака противника в момент его атаки |
какэ-но-сэн | - | развивая собственную атаку |
тай-но-сэн | - | в момент начала действий соперника |
Кё | - | ментальное и физическое состояние соперника, благоприятное для выполнения завершающего удара |
Сикакэ-вадза | - | технические приёмы с целью использования состояния кё |
сасои-вадза | - | провоцирование соперника |
кудзуси-вадза | - | выведение из равновесия |
рэндзоку-когэки-вадза | - | непрерывные атаки |
Какэ-вадза | - | нападение без атаки соперника |
Сэмэкоми | - | атака |
кобо-но-ити | - | соответствующий момент для атаки |
ни-но-коси-но-хюоси | - | атака в два движения |
вадза-о-ходокосо-коки | - | выполнение приёма на раскрытие соперника |
кэрикоми | - | вклинивание в защиту соперника |
субэрикоми | - | проход сквозь соперника |
итибюоси | - | удар на одном дыхании с наилучшей дистанции |
атэми | - | удар в жизненно важную точку или орган |
мунэн-мусо-но-ути | - | удар свободный от мыслей и идей |
сэкка-но-аттари | - | удар-молния |
Укэ-ва-кимэ-нари | - | укэ и кимэ – одно и тоже |
Камаэ-аттэ: камаэ-наси | - | камаэ есть: камаэ нет |
Мэ-но-цукэката | - | взгляд сквозь соперника |
Тянсу-о-икасу | - | полностью используйте предоставленный случай |
Сёбу-дзюоса | - | вырывайте победу из челюстей поражения |
Хюоси-о-курувасэтэ-кацу | - | побеждайте разрушением |
Кайсю-вадза – продвинутая техника
Рэндзоку-вадза | - | техника связок и комбинаций |
рэн-цуки | - | два удара на одно передвижение в форме ой-гьяку |
дан-цуки | - | два удара на одно передвижение в форме ой-дзюн |
санбон-цуки | - | три удара на одно передвижение в форме ой-гьяку-дзюн |
рэн-гэри | - | связки из ударов ногами |
сихо-вадза | - | удары на четыре стороны |
Токуй-вадза | - | любимая техника |
Мусо-вадза | - | «невидимая» техника |
Сутэми-вадза | - | приёмы последнего шанса |
Дэбана-вадза | - | техника на опережение |
Хёдзэтэкина-вадза | - | вспомогательная техника |
Каэси-вадза | - | техника исполбзования техники соперника |
Тори-вадза | - | техника захватов |
содэ-цуками | - | захваты за рукава |
эри-цуками | - | захваты за отворот |
Кайхо-вадза | - | техника освобождений |
Дзоси-вадза | - | техника самостраховки |
укэми-вадза | - | страховка падением |
гурума-вадза | - | страховка кувырком |
Кудзуси-вадза | - | техника выведения из равновесия |
хикитэ | - | выведения из равновесия рывком |
цуритэ | - | выведения из равновесия толчком |
Нагэ-вадза | - | бросковая техника |
тай-отоси | - | передняя подножка |
о-сото-отоси | - | задняя подножка |
о-сото-гари | - | отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу дальней ногой снаружи |
о-сото-гурума | - | отхват под обе ноги |
о-госи | - | бросок через бедро |
уки-госи | - | бросок через бедро захватом туловища |
сэой-нагэ | - | бросок через спину |
кайтэн-нагэ | - | бросок переворотом с выводом руки вверх и давлением на шею |
сихо-нагэ | - | бросок опрокидыванием на спину давлением на кисть и заведением руки сверху |
кибису-гаэси | - | бросок опрокидыванием на спину захватом за пятку одноимённой рукой |
кутики-таоси | - | бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб |
моротэ-гари | - | бросок захватом обеих ног спереди |
сукуи-нагэ | - | бросок захватом обеих ног сбоку |
Кари-вадза | - | подрезающая техника |
дэ-аси-барай | - | разноимённый подбив снаружи-внутрь |
окури-аси-барай | - | одноимённый подбив снаружи-внутрь |
маваси-гари | - | подрез снаружи-внутрь |
кайтэн-гари | - | подрез изнутри-наружу с разворотом на 360 гр. |
мороаси-гари | - | подбив под обе ноги |
кани-басами | - | подрез-сваливание обеими ногами в прыжке |
Кансэцу-вадза | - | техника болевых воздействий на суставы и броски с их использованием |
осаэ | - | давление сверху |
удэ-хисиги | - | рычаг локтя давлением снизу |
удэ-хисиги-ваки-гатамэ | - | рычаг локтя с захватом руки под мышку сверху |
удэ-хисиги-тэ-гатамэ | - | рычаг локтя с перегибанием через руку |
удэ-хисиги-удэ-гатамэ | - | рычаг локтя с фиксацией руки противника руками |
удэ-гарами | - | узел руки |
макикоми | - | обратный узел руками |
хинэри | - | скручивание |
Симэ-вадза | - | техника удушающих приёмов |
Рё-тэ-дзимэ | - | удушение обеими руками |
Дзюдзи-дзимэ | - | удушение спереди |
ката-дзюдзи-дзимэ | - | удушение предплечьем с захватом за одноименные отвороты |
гяку-дзюдзи-дзимэ | - | удушение захватом отворотов на крест ладонями, развернутыми наружу |
нами-дзюдзи-дзимэ | - | удушение захватом за одноименные отвороты, ладонями, развернутыми вниз |
Хадака-дзимэ | - | удушение сзади плечом и предплечьем |
ката-тэ-дзимэ | - | удушение предплечьями захватом за дальний отворот |
ката-ха-дзимэ | - | удушение захватом отворота и руки под плечо |
окури-эри-дзимэ | - | удушение захватом разноименных отворотов |
содэ-гурума-дзимэ | - | удушение захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки |
Основные команды и выражения
Осс | - | традиционная форма | Хантай | - | сменить позицию |
Тайрэцу | - | построиться | Хантэ | - | сменить руки |
Сэйдза | - | опуститься на колени | Котай | - | сменить партнёра |
Татэ | - | встать | Мо-ити-до | - | сделать ещё раз |
Ёй | - | приготовиться | Коннитива | - | здравствуйте |
Хадзимэ | - | начинай | Охаё-годзаимасу | - | доброе утро |
Цудзукэ | - | продолжай | Конбан-ва | - | добрый вечер |
Ямэ | - | стоп | Саёнара | - | до свидания |
Суварэ | - | сесть | Домо аригато годзаимасу | - | большое спасибо |
Ясумэ | - | расслабиться | Сумимасэн | - | извините |
Нэру | - | лечь, лежать | Сорэмадэ | - | разойтись |
Кадзо | - | счёт (ити, ни, сан, ши, го, року, сичи, хачи, ку, дзю) |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|