|
|||
Глава восьмая ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Глава восьмая
14 ПОМНИТЬ О СКОРОТЕЧНОСТИ ЖИЗНИ
Благоразумный человек знает, что счастливая и спокойная жизнь, которую только и можно считать правильной, очень скоротечна, а посему он не должен ее заполнять беспокойством и постоянными переживаниями, ибо это противоположно правильной жизни. Иначе большая часть его жизни пронесется в тяготах и печали.
В этом смысле равны как праведники, так и грешники, как верующие, так и неверующие. Однако у верующего преуспеяния больше и удел благороднее как при жизни на земле, так и после смерти.
Комментарии:
“В этой причине, внимание акцентируется на двух вещах:
- О, раб Аллаха! Твоя жизнь коротка, и если все время ты занимаешь себя мыслями о тревожном и печальном, всегда унылый, недовольный, не улыбаешься, не смеешься, таким образом ты сам себя истязаешь. Поглощение этими заботами отвлекает также и от повиновения Аллаху (Пречист Он и Возвышен). Некоторые люди то и делают, что сидят погруженные в размышлениях о заботах, что даже не думают о совершении дел угодных Аллаху, хотя это послужит освобождением из оков этих переживаний. Такое состояние весьма опасное, посему не допускай этого. Напротив, займи себя тем, что является важным и принесет тебе пользу в религиозных и мирских делах. И ни в коем случае не проявляй слабость и не сдавайся угнетающим тебя чувствам тревоги и мнимым опасностям. Такое состояние может стать причиной твоей внезапной смерти, без всяких предпосылок. Проси помощи у Всемогущего и Великого Аллаха и не опускай руки. Трудись во благо своей духовной и мирской жизни. Используй дарованные тебе мирские блага как средство для счастья в мире вечном. Усердствуй в том, что тебя приблизит к Аллаху (Пречист Он и Возвышен) и все у тебя будет благополучно по воле Аллаха (Пречист Он и Возвышен).
- О, раб Аллаха! Если тебя постигла беда, или ты испытан потерей каких-либо органов чувств, или потерей родственника, или преданного и искреннего друга, то посмотри на остальные блага и щедроты, дарованные тебе Аллахом. Ты непременно обнаружишь, что по сравнению с этой потерей остальные благодеяния и милости Аллаха безгранично велики.
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (Коран; сура 14, аят 34) Помни, что благодеяния Аллаха в отношении тебя многочисленны. А лишившись какого-либо блага, сопоставь это с теми милостями и щедротами Господа, которыми ты по-прежнему продолжаешь пользоваться. Эта потеря не составит одного процента из всех благ и щедрот, и даже меньше этого.
Мусульманин должен понимать в каком благополучии он находится, и осознавать бесценность тех благ, которыми он наделен, и благодарить Всемогущего и Великого Аллаха за все это и быть признательным Ему. Он должен помнить, что благодарность является причиной сохранения и постоянства благ, а также их увеличения.
Всевышний сказал: ﴿ لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ ﴾ «Если вы будете благодарными(за дарованные Мной блага), то Я непременно одарю вас еще большим» (Коран; сура 14, аят 7)”
15 СОПОСТАВИТЬ МИЛОСТИ, КОТОРЫМИ ЧЕЛОВЕК НАДЕЛЕН, С ТЕМ ИСПЫТАНИЕМ, ЧТО ЕГО ПОСТИГЛО
Если человека постигло нечто вредоносное и неприятное, или же существуют опасения, что в будущем его постигнут неприятности, он должен сопоставить милости, которыми он наделен в религиозных и мирских делах, с тем неприятным, что его постигло. При их сопоставлении, станет очевидным, сколь многочисленны милости, которыми он наслаждается и как ничтожно то, что его постигло по сравнению с этими щедротами.
Также и с предполагаемыми неприятностями; ведь вероятность того, что все обойдется хорошо и благополучно всегда больше, посему нельзя дозволять маловероятному одерживать верх над тем, что значительнее и более вероятнее. Можно также предположить самое страшное, что может с ним случится, и готовится к этому, а если и стрясется что-либо он станет усердствовать в устранении того, что произошло, или некоторой его части.
Комментарии:
“Этот пункт является дополнительным разъяснением того, о чем шейх говорил в предыдущем пункте. Пречистый и Всевышний Аллах одарил нас безграничными милостями и неисчислимыми щедротами, наивысочайшим из которых является религия Ислам. И когда кого-то постигает беда, несчастье, болезнь или приобретает физический недостаток и т.п., то пусть подумает о тех многочисленных и великих милостях Аллаха, которыми он наделен и сравнит это с тем, что его постигало.
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (Коран; сура 14, аят 34) При этом необходимо руководствоваться другим пророческим заветом: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас». Тогда человек неминуемо обнаружит, что живет в благах и щедротах, в которых не живет другой. Подобный подход облегчает перенесение сложных жизненных перипетий с терпением и спокойствием, надеясь на награду, и делает жизнь радостной”
16 НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ НА ЗЛОСЛОВИЕ ЛЮДЕЙ
Из полезных вещей, которые следует знать, то, что причиняемые людьми обиды, особенно их злословие в твой адрес, не навредят тебе, они этим навредят только самим себе. Но если ты начнешь интересоваться словами других о тебе и позволишь им одержать верх над твоими чувствами, то они навредят тебе так же, как вредят тем, кто их произносит. Посему не обращай внимания на это, и тогда не будет тебе от них никакого вреда.
Комментарии:
“Данное средство одно из самых действенных и значимых, и заключается оно в том, чтобы ты не слушал слов лишенных блага. Не обращай внимания, что бы ни говорили люди о тебе, даже если тебя порочат и оскорбляют. Напротив, вспомни слова Всемогущего и Великого Аллаха: ﴿ وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا ﴾ «(Праведными) рабами Милостивого(Аллаха)являются те, которые ходят по земле смиренно[без высокомерия], а когда обращаются к ним с речью невежды(желая причинить им страдания), говорят они(отвечая им): “Мир!”»12 (Коран; сура 25, аят 63)
Благословенный и Всевышний Аллах также сказал: ﴿ وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا ﴾ «И(праведные рабы Милостивого Аллаха – это)те, которые не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного[пустых и бесполезных разговоров и дел], то проходят с достоинством[не останавливаются]» (Коран; сура 25, аят 72)
Также Пречистый и Возвышенный Аллах говорит: ﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا ﴾ «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите(во всех случаях)правое слово» (Коран; сура 33, аят 70)
А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине верующий не из тех, кто постоянно упрекает, постоянно проклинает, и не тот, кто грубит и сквернословит» Хадис достоверный, см. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №320.
Он (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» аль-Бухари №6475. Как сказал поэт (аш-Шариф ар-Радий 359-406 г.х.):
Невежды обрушают нападки на меня, А я ж превозношусь над их словами. Их речь косноязычна и грязна, Моя ж предельно ясна и чиста. Пусть даже сердце охватило гнев, Я скверных слов себе не дозволяю, О мерзости лишь понаслышке знаю.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не тот силен, кто может повергнуть других, силен тот, кто владеет собой во время гнева» аль-Бухари №6114, Муслим №2609.
Посему мы должны украшать свой нрав такими качествами как кротость, выдержка, мягкость и доброта. Особенно эти качества необходимы тогда, когда дело касается запальчивого бедняги, которым овладел шайтан. Не помогай шайтану против него, а попроси Аллаха наставить его на правильный путь. Будь с ним мягок, прояви сострадание, возможно Аллах поместит в его сердце истину, и он опомнится.
Помни пророческий завет: «Поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она обязательно украшает собой это, а все то, что лишено доброты, обязательно становится безобразным» Муслим №2594”
17 ИМЕТЬ ДОБРЫЕ МЫСЛИ И СТОРОНИТЬСЯ ДУРНЫХ
Запомни, твоя жизнь соответствует твоим мыслям. Если твои мысли о том, что принесет тебе пользу в твоей религии и мирской жизни, то твоя жизнь будет хорошей, счастливой. Если же они не таковы, то все будет наоборот.
Комментарии:
“Эти слова велики. Действительно, человек должен мыслить и размышлять. Однако прежде чем приступить к разъяснению этих слов, я хотел бы обратить внимание на то, что религия не является плодом размышлений и рассуждений. Или как некоторые, выдающие себя за знающих и образованных людей говорят: «Исламская мысль». Предмет «Исламская мысль» был включен в образовательную программу в некоторых школах. Это выражение неправильное, ибо Ислам не продукт мыслительной деятельности человека. Ислам религия, ниспосланная от Аллаха, как сказал об этом Всевышний: ﴿ إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ ﴾ «И, истинно, Ислам - религия Аллаха» (Коран; сура 3, аят 19)
А раз мыслительная деятельность человека не имеет отношения к религии, то выражение «Исламская мысль» является ложным12. Потому запрещается употребление выражения «Исламская мысль», ибо, как уже говорилось, мысль – это продукт деятельности человеческого разума, его размышления и рассуждения.
Здесь же шейх говорит о том, в каких помыслах пребывает человек, добрых или злых. Мысли некоторых людей заняты религией Всемогущего и Великого Аллаха, молитвой, постом. Сердца их связанны с мечетями, наполнены любовью к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Они любят и ненавидят ради Аллаха, желают помочь Исламу, усердствуют в том, что их приближает к Аллаху, у них нет иной заботы, кроме возвышения Ислама. Они не переставая думают о том, как добиться довольства Аллаха душой, словами и делами.
Именно такие мысли являются здоровыми и правильными, и таковыми должен обладать каждый мусульманин. Они также думают об обустройстве мирской жизни, о том, что им принесет пользу и не навредит, и как использовать этот мир, для достижения мира вечного. Все это в рамках шариата, не совершая запретного и противоречащего шариату. Такие мысли похвальны и правильны.
Всевышний Аллах сказал: ﴿ وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ ﴾ «А посредством благ, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» (Коран; сура 28, аят 77)
У остальных, мысли об ослушании Всевышнего, о том, как причинить зло людям, как притеснить их, злословии, сплетни и т.д. Имеется в виду, что люди отличаются друг от друга по своим мыслям. Правильными и здоровыми помыслами являются упомянутые в первом примере. Таковы должны быть мысли каждого, тогда человек обретет истинное счастье. Посему проявляй бдительность и заботу в этом деле, и будь среди тех, кто непрестанно думает о том, как снискать благоволения Господа миров.
Упомянутые во втором примере – это те, кто потерпел убыток. Некоторые из них говорят: “По истечении месяца я отправлюсь в такую-то страну. Там я получу свою свободу и буду делать то-то и то-то”, имея в виду ослушание и греховные деяния. Просим Аллаха уберечь нас от этого! Получается, что этого человека останавливает то, что он находится в стране единобожия, в стране, где нет открытого ослушания Господу, как в других странах.
Ослушание существует в любом месте, и мы не заявляем, что жители определенных местностей не ослушаются Господа. Но велика разница между тем, когда ослушание совершается, открыто и публично, и тем, когда оно скрывается и не может получить распространения в обществе.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все члены моей общины будут в благополучии за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: "О такой-то! Я совершил вот такой грех". И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха» аль-Бухари №6069, Муслим №2990”
18 НИ ОТ КОГО НЕ ЖДАТЬ БЛАГОДАРНОСТИ, КРОМЕ КАК ОТ АЛЛАХА
Также одной из действенных причин отдаления от расстройств – это приучение себя не ждать от кого-либо благодарности, кроме как от Аллаха. Кому бы ты ни сделал добро, знай, что это взаимоотношение между тобой и Аллахом, и не обращай внимания на благодарности того, кому ты оказал благодеяние. Это качество, присущее наилучшим рабам Всевышнего, было восхвалено словами: ﴿ إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاءً وَلَا شُكُورًا ﴾ «Они говорят[в душе]: “Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!”» (Коран; сура 76, аят 9)
В еще большей степени это относится к взаимоотношению с родственниками, детьми и теми, с кем у тебя близкие отношения.
Комментарии:
“В этой части, речь идет о проявлении искренности к Аллаху (Пречист Он и Возвышен) во всех своих делах. Вы наверняка знаете, что никакое деяние, которым верующий желает приблизиться к своему Господу, не будет принято, кроме как при наличии двух основополагающих условий:
1- Искренность намерений по отношению к Всевышнему Аллаху. 2- Следование пророку (мир ему и благословение Аллаха) - деяния должны соответствовать тому, с чем пришел к нам пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Мусульманин обязан быть искренним в своих поступках и совершать их только ради Аллаха. Если же дело действительно совершенно искренне ради Аллаха, то он не должен требовать от кого-либо благодарности или вознаграждение.
Воздавая хвалу таким искренним рабам, Аллах Всевышний сказал: ﴿ إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاءً وَلَا شُكُورًا ﴾ «Они говорят [в душе]: “Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!”»
Поэтому если Аллах (Пречист Он и Возвышен) вдохновил тебя на поддержание родственных связей, или дал тебе возможность расходовать материальные средства на нищих и нуждающихся, или же облегчил тебе совершение любого иного благодеяния творениям, то остерегайся того, чтобы попрекать людей оказанным им благодеянием, стремясь получить похвалу и благодарность от них.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُبْطِلُوا صَدَقَاتِكُم بِالْمَنِّ وَالْأَذَى كَالَّذِي يُنفِقُ مَالَهُ رِئَاءَ النَّاسِ وَلَا يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ﴾ «О те, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи(ради славы и похвал) и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (Коран; сура 2, аят 264)
Знай, мой брат мусульманин, если ты оказываешь благодеяние ради похвалы и благодарности людей, то не будет принято твое деяние.
Всевышний Аллах говорит: ﴿ مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الْآخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِي حَرْثِهِ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ ﴾ «Тому, кто пожелал нивы(награды)Последней жизни(вершит добрые деяния, стремясь получить за них награду в будущей жизни), Мы увеличим его ниву(награду). Тому же, кто пожелал нивы(награды)мирской жизни(кто своими деяниями жаждет только мирских благ), Мы дадим из нее, но ему не будет доли в жизни Последней» (Коран; сура 42, аят 20)
Также Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: ﴿ مَّن كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاءُ لِمَن نُّرِيدُ ثُمَّ جَعَلْنَا لَهُ جَهَنَّمَ يَصْلَاهَا مَذْمُومًا مَّدْحُورًا وَمَنْ أَرَادَ الْآخِرَةَ وَسَعَى لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَئِكَ كَانَ سَعْيُهُم مَّشْكُورًا ﴾ «Если кто возжелает(только)преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом(в День Суда) Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (Коран; сура 17, аят 18-19)
Он также говорит: ﴿ وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ ﴾ «Посредством благ, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» (Коран; сура 28, аят 77)
Не стремись получить благодарность от кого-либо, кроме Аллаха (Пречист Он и Возвышен). Остерегайся того, чтобы совершать благодеяния ради благодарности людей, очищай свое намерение, дабы каждое твое деяние совершалось искренне ради Аллаха. Стремись лишь к награде Пречистого и Всевышнего Аллаха, и к Его воздаянию, ибо только Всеблагой и Всевышний Аллах вознаградит праведников за их благодеяния, и будет это воздаяние полным и совершенным. «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (Коран; сура 16, аят 96)”
19 ЗАНЯТЬ СЕБЯ ПОЛЕЗНЫМ ДЕЛОМ
Пусть занятие полезными делами всегда будут твоей заботой, и трудись для их воплощения. При этом не обращай внимания на вредоносные и неприятные вещи, чтобы избежать причин, влекущих беспокойства и грусть. Пользуйся отдыхом, и концентрируй себя на важных делах.
Комментарии:
“В этом пункте, автор (да смилуется над ним Аллах) объяснил то, что надлежит делать мусульманину, если он желает заменить тревогу и страх на спокойствие и умиротворение, и достичь счастья в обоих мирах.
Для этого мусульманин должен приложить предельное усердие в том, что принесет ему пользу в его религиозных и мирских делах. Из таких полезных дел – не думать о том, что доставляет тревогу, порождает печаль, и обо всем, что может омрачить человека. Эти мысли лишают человека решимости, активности и желания усердствовать, и кроме того, ставят в опасное и растерянное состояние.
Поэтому ты должен думать только о хороших вещах, стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха, и ни в коем случае не опускай руки. Остерегайся того, чтобы проявлять лень и слабость в осуществлении своих решений. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращаясь к Аллаху с мольбами часто говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от беспокойства и грусти, слабости и лени, скупости и малодушия, бремени долга и от притеснения людей» аль-Бухари №6369.
Поэтому следует стремиться к тому, что принесет тебе пользу и не думать о зловредном, если только не в целях принятия мер предосторожности, необходимость которых диктуется шариатом. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Привяжи верблюдицу и уповай на Аллаха» Хадис достоверный, см. «Сахих аль-Джами'» №1068.
Если не считать эту необходимость, то человек не должен думать, о чем бы то ни было, нарушающим его покой. Напротив, необходимо думать только о том, что доставляет радость, успокоение, и все это легко удается тому, кому Аллах облегчает.
Ну а если человек слабохарактерный, с узким кругозором, то беды и невзгоды выбивают его из колеи, душа его начинает терзаться. Такой человек становится несчастным, изможденным, у него мало радости в жизни, так как она заполнена тревогой и беспокойством.
Человек должен заняться чем-то полезным для его религии и мирской жизни. Но, убегая от этих мыслей, нельзя впадать в противоположную крайность - окончательно забывать о том, что порой необходимо принимать меры предосторожности. Человек должен принимать эти меры, но мысли о них не должны доходить до излишества, переходя в навязчивое состояние, страх, тревогу и т.п.”
20 СВОЕВРЕМЕННО РЕШАТЬ ДЕЛА
К числу полезных правил относится привычка решать дела тотчас и выигрывание досуга. Ведь если дела не решать своевременно, то у тебя накапливаются прошлые нерешенные дела и предстоящие, тем самым усиливается тяжесть их решения. Поэтому если решать каждое дело в свое время, к предстоящим делам ты сможешь подойти с полными умственными и физическими силами.
Комментарии:
“В этой части автор (да смилуется над ним Всевышний Аллах) говорит о том, что ты должен прикладывать предельное старание, чтобы довести дела до конца вовремя, не откладывая их на завтра. Иначе, когда у тебя накапливаются нерешенные дела, ты оказываешься в положении того, о ком говорится в пословице: “Отставший от каравана не проезжает нужного расстояния, хотя и не щадит спины верхового животного”.
Все это приводит к заботам и волнениям, к потере устойчивости, ты оказываешься изнуренным и не знаешь с чего начать. Это потому что ты каждый день откладывал дела на потом. И каждый, кто откладывает дела на завтра, оказывается в таком положении. Поэтому начинай с приятных дел, и решай их один за другим, не давая им накапливаться.
Необходим определенный распорядок и распределение времени для того, чтобы мысли не расточались по сторонам, и ты был сконцентрирован.
«Всевышний Аллах любит, если человек что-то делает, чтобы он делал это в наилучшей форме» Хадис достоверный, см. «Сахих аль-Джами'» №1891.
Распределение и упорядочивание дел – один из способов совершения их в наилучшей форме. И в этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для нас наилучший пример, поистине он всегда упорядочивал любое дело.
Однако самым опасным является то, когда человек откладывает покаяние. Некоторые говорят: “Когда в годах прибавлю, тогда и раскаюсь в совершенных прегрешениях и принесу покаяние”. Так продолжается до тех пор, пока человек не оказывается на смертном одре, а его душа подходит к горлу, и он начинает издавать предсмертный хрип. Да упасет нас Аллах от этого! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока не начался предсмертный хрип» Хадис достоверный, см. «Сахих ат-Тирмизи» №3537.
Поэтому категория людей, которые говорят: “В лет шестьдесят, или пятьдесят, я попрошу Всевышнего и Пречистого Аллаха прощения за совершенные деяния, покаюсь перед Ним. Ну, а сейчас оставь меня, дай мне развлечься, насладиться прелестями этого мира и прочими преходящими мирскими благами” - я хочу напомнить о словах Всевышнего и Пречистого Аллаха: ﴿ وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَى يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا يَا وَيْلَتَى لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا لَّقَدْ أَضَلَّنِي عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِي وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِلْإِنسَانِ خَذُولًا ﴾ «И в тот день, когда беззаконник(от сожаления)будет кусать свои руки, говоря: “О, если бы я взял вместе с Посланником путь(который ведёт в Рай). О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе(близким)другом! Это он отвратил меня от Напоминания(Корана)после того, как оно дошло до меня”. Воистину, шайтан оставляет человека без поддержки» (Коран; сура 25, аяты 27-29) ﴿ وَأَنِيبُوا إِلَى رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ مِن قَبْلِ أَن يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ وَاتَّبِعُوا أَحْسَنَ مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ بَغْتَةً وَأَنتُمْ لَا تَشْعُرُونَ أَن تَقُولَ نَفْسٌ يَا حَسْرَتَا عَلَى مَا فَرَّطتُ فِي جَنبِ اللَّهِ وَإِن كُنتُ لَمِنَ السَّاخِرِينَ أَوْ تَقُولَ لَوْ أَنَّ اللَّهَ هَدَانِي لَكُنتُ مِنَ الْمُتَّقِينَ أَوْ تَقُولَ حِينَ تَرَى الْعَذَابَ لَوْ أَنَّ لِي كَرَّةً فَأَكُونَ مِنَ الْمُحْسِنِينَ بَلَى قَدْ جَاءَتْكَ آيَاتِي فَكَذَّبْتَ بِهَا وَاسْتَكْبَرْتَ وَكُنتَ مِنَ الْكَافِرِينَ ﴾ «И обратитесь(о, люди)к вашему Господу(с покорностью и покаянием)и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь. Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде чем мучения явятся к вам внезапно, когда вы даже не почувствуете их приближения, чтобы потом не сказала душа: “О, горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху. И ведь я был лишь одним из насмехающихся(над повелением Аллаха, Его Книгой, Его посланником и верующими)”. Или чтобы не пришлось ей говорить: “Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я непременно был бы одним из богобоязненных”. Или чтобы не пришлось ей говорить, когда она увидит мучения: “Если бы у меня была еще одна возможность(прожить в мире), то я стал бы одним из творящих добро”. О, нет[это не правда, что ты говоришь]! Ведь приходили к тебе Мои знамения(которые указывали на истину), и ты счёл их ложью[не признал их истинность], и возгордился(от того, чтобы принять их и последовать им), и оказался из числа неверных» (Коран; сура 39, аяты 54-59)
Мусульманин должен быть активным и не откладывать сегодняшние дела на завтра. Ему нельзя быть ленивым и нерадивым, напротив, он должен быть активным и энергичным, проявлять старание и усердие. Трудиться во благо своих мирских и духовной дел и использовать этот мир, как средство для достижения мира вечного, а не наоборот, добиваться мирского преуспеяния за счет деяний, совершаемых для Вечной жизни”
21 ВЫБИРАТЬ ИЗ ДЕЛ НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЕ
Из полезных дел, которыми ты можешь заняться необходимо выбирать то дело, которое является наиболее важным. При этом пусть это будет то, к чему ты имеешь внутренне расположение и желание этим заниматься, в противном случае оно навеет скуку, томление и возможно отвращение. А для определения степени важности обдумай все тщательно и посоветуйся с компетентными людьми. Досконально изучи дело, к которому ты желаешь приступить, а когда польза этого дела станет очевидной и «ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Коран; сура 3, аят 159)
И в заключение, хвала Аллаху, Господу миров. И да благословит Аллах нашего господина - пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и да приветствует!
Комментарии:
“… И прежде всех этих причин, автор (да смилуется над ним Всевышний Аллах) начал с того, из чего должно проистекать все перечисленное – вера в Благословенного и Возвышенного Аллаха.
А одно из требований веры состоит в том, что испрашивать защиты и помощи следует только у Него одного, и привязанным быть только к Нему и ни к кому больше.
«Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли» Хадис достоверный, см. «Сахих аль-Джами'» №7957.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, и знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что победа приходит с терпением, с несчастьем радость, и поистине, с трудностью приходит облегчение» Хадис достоверный, см. тахкик аль-Альбани «ас-Сунна» Ибн Аби 'Асым. Т1. С. 137-139. аль-Мактаб аль-Ислями.
Вот мы и завершили разбор послания «Полезные средства для достижения счастливой жизни»
Мы же молим Аллаха, чтобы Он всем оказал содействие в приобретении полезных знаний и совершении благих дел. И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!”
Хвала Аллаху, по Чьей милости благие дела доводятся до завершения!
________________________________________________________________________________________________________________ 12- Тут можно сказать, что разница между Исламом и исламской мыслью пропорциональна разнице между тем, что исходит от Аллаха и тем, что исходит от человека.
|
|||
|