Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая



Глава первая

 

1 ВЕРА И ПРАВЕДНЫЕ ДЕЛА

 

Самая значимая причина, которая лежит в основе всего – вера и праведные дела.

 

Всевышний сказал:

﴿ مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴾

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран; сура 16, аят 97)

 

Всевышний Аллах обещал каждому, кто совместит в себе веру и праведные деяния, одарить прекрасной жизнью в мире этом, и вознаградить прекрасным образом в мире вечном. И причина тому очевидна; ведь следствием правильной веры1 являются праведные деяния, и такая вера облагораживает сердца, доводит до совершенства нравственные качества, приводит в порядок религиозные и мирские дела. Именно поэтому верующие обладают всеми принципами и причинами, посредством которых они обретают радость и ликование, а также избавляются от тревог, печалей и забот.

 

Когда верующих постигает то, что им доставляет радость, они принимают это с благодарностью, выражают признательность за оказанную им милость, и используют дарованное на то, что приносит им пользу. Когда же они используют дарованное Аллахом, таким образом, это влечет еще большее ликование, обеспечивает сохранность и благодать посланных щедрот и даруется многое другое, значительно превосходящее то, чем они обладают.

 

А когда верующих касается вредоносное и неприятное, тревоги и печали, они встречают их померным противодействием и прикладывают возможные силы для уменьшения их степени тяжести, и терпеливо переносят то, что их постигло. Таким образом, тягости и беды, постигающие верующего человека, вырабатывают в нем стойкость, учат его практичным способам противостояния, и он извлекает из всего этого полезный опыт. То есть, это оборачивается для него благом в мирских делах, но кроме того, это еще и благо в религиозных делах, поскольку за терпеливое перенесение тягостей и надежду на воздаяние, раб Аллаха получает награду. Все это из положительных последствий испытаний, в которых сами беды, лишения, и невзгоды просто исчезают.

 

Данный принцип ясно выражен в словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» Муслим №2999.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал, что верующий всегда остается в выигрыше, а благо и плоды его дел преумножаются, не зависимо от того, постигли его невзгоды или же он пребывает в благополучии.

 

Поэтому ты можешь увидеть, как двоих постигают одни и те же блага или беды, но каждый, в зависимости от своей веры и своих деяний, совершенно по-разному их воспринимает. Человек, обладающий верой и совершающий благие дела, благодарит Аллаха в радости и проявляет терпение в беде. Он надеется на то, что очень скоро Аллах одарит его благополучием и избавит его от несчастий, которые выпали на его долю. Все это помогает верующему легче переносить любые тяготы и у него зарождается радость, исчезают печаль и беспокойства, а несчастная жизнь превращается в прекрасную земную жизнь.

 

Неверующий, или слабоверный, когда ему даруется благо и то, что доставляет ему радость, отвечает на эту добродетель Господа неблагодарностью, высокомерием и непокорностью. Он связывает эти блага со своими заслугами. Натура такого человека отклоняется от естества, он становится заносчивым, самодовольным и высокомерным человеком, и начинает воспринимать милости и щедроты Господа с животническим страхом и жадностью.

 

Несмотря на благополучие и наличие всяческих мирских благ, сердце этого человека лишено чувства удовлетворения и покоя, ибо оно всегда подвержено всяческим переживаниям. С одной стороны сердце терзается страхом потерять то, что ему любо, и тем, что его имущество может подвергнуться ущербу. С другой стороны душа не знает предела, она всегда стремится обладать большим, а это вызывает новые переживания; получится ли достичь желаемого или нет. Но даже если он достигнет того, на что рассчитывал, то опять же впадает в прежнее переживание, что он лишится этого.

 

А когда на его долю выпадают невзгоды и беды, его тут же охватывает досада, он погружается в печаль, страх, тревогу и нетерпение, его жизнь становится несчастной. Подобное состояние влечет различные нервные и душевные болезни, а вечное ожидание опасности доводит его до крайней степени депрессивного состояния. Таким образом, его жизнь становится мрачной и тяжкой, а все, потому что у него нет надежды на вознаграждение и он лишен терпения, которое помогло бы утешить и спокойнее переносить потрясения.

 

Упомянутое можно наблюдать в реальности, и если ты поразмыслишь над этим примером, затем применишь его к людям, то обнаружишь огромную разницу между верующим, поступающим в соответствии с требованиями веры и тем, кто таковым не является.

 

Объясняется это тем, что религия призывает человека к чувству удовлетворенности тем уделом, которым его наделил Аллах, и теми разнообразными благодеяниями и милостями, которыми Аллах почтил его.

Поэтому когда верующего постигает испытание болезнью, или нуждой и тому подобным, то силой своей веры, довольства и удовлетворенности тем, чем его наделил Аллах, он остается довольным и радостным. Его душа не требует то, что ему не было предопределено, и смотрит на того, кто пребывает в худшем положении, и не смотрит на того, кто выше него. Вполне возможно, что радость, ликование и спокойствие этого человека будут превосходить над состоянием того, кто достиг всевозможных мирских благ, но лишенного чувства удовлетворенности.

 

А что же касается человека, который не выполняет требования веры, то когда он оказывается испытан бедностью, или у него не получается достичь некоторых намеченных целей, он начинает чувствовать себя крайне несчастным и считает, что он попал в тяжелое положение.

 

Противоположность ему - человек с правильной верой, стойкий духом и внутренним спокойствием. Когда его постигает нечто вызывающее тревогу и страх, он находит в себе силы решить те трудности, которые на него нагрянули, и вкладывается в решение мыслями, словами и делами. Такой идеологический подход внушает человеку спокойствие и укрепляет его душу.

 

С лишенным веры человеком дело обстоит наоборот. Когда потрясения касаются его, он становится обеспокоенным, встревоженным, нервы накаляются, а мысли оказываются рассеянными, его охватывают страх и тревога, внешне и внутренне становится окруженным беспокойством и тревогой. Если такие люди лишены врожденных качеств, помогающих стойко переносить превратности судьбы, то они полностью теряют силы, а нервно-психическое напряжение еще более усиливается. А все потому что они лишены веры, которая призывает к проявлению терпения во всем, особенно во время невзгод и бед, и каждый раз, когда человек оказывается в затруднительном положении.

 

Отсутствие страха перед опасностью и решительность в поступках - качество, которые могут в себе воспитать как праведник, так и грешник, как верующий, так и неверующий. Точно так же как нет между ними различия в некоторых врожденных качествах, которые помогают человеку противостоять страху и менее болезненно его переносить. Однако верующий отличается от остальных силой своей веры, терпением, упованием на Аллаха, надеждой на вознаграждение и прочими чертами, которые превосходят такое качество как отсутствие страха перед опасностью и решительность в поступках.

 

Разница между верующими и неверующими в перенесении бед, подчеркивается в следующих словах Всевышнего:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.