Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. По дисциплине: «Операции кредитных организаций». Тема: «Формирование и регулирование обязательных резервов. кредитных организаций». Задание 1.



 

Работу выполнила :

Студентка 3 курса

Группы Э-б-о 171

Эмирусеинова Фатиме

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

По дисциплине: «Операции кредитных организаций»

Тема: «Формирование и регулирование обязательных резервов

кредитных организаций»

Задание 1.

1. Необходимость формирования коммерческими банками обязательных резервов

Резервы банков обеспечивают наличие денежных средств для бесперебойного исполнения платежных обязательств, касающихся возврата вкладчикам депозитов и проведения расчетов с иными финансовыми структурами. Другими словами, они выступают в качестве гарантии. Резервы должны храниться в наличной денежной форме как вклады в Центральном банке либо в виде ценных бумаг для обеспечения обязательств.

 Сегодня практически во всех государствах с рыночной экономикой вводится норма обязательных резервов банка. Эффективность данного инструмента финансово-кредитного регулирования подтверждена и фундаментальными исследованиями, и мировой практикой. В РФ минимальные требования выступают также в качестве источника погашения обязательств перед кредиторами и вкладчиками в случае отзыва лицензии у организации на осуществление операций. На практике возврат средств, составляющих резерв Центрального банка, четко регламентируется. Минимальные требования, главным образом, используются в рамках финансово-кредитного регулирования при решении проблем долгосрочного характера по стабилизации оборота денег и в борьбе с инфляцией. Этот инструмент выступает в качестве ограничителя темпов роста наличной массы и регулирования спроса на резервы банков. Его конкретное назначение приводится в Положении №342. В соответствии с определением, приведенном в этом акте, применение данного инструмента обеспечивает регулирование общей ликвидности банковской структуры РФ. Контроль наличных масс осуществляется за счет уменьшения денежного мультипликатора.

Основная цель. В практике деятельности финансовых организаций всегда существует риск незапланированных потерь. Ни одно учреждение не застраховано от них на 100 %. В этой связи, в ходе функционирования и в процессе регулирования рисков каждому финансовому институту необходимо обеспечить формирование резервов банка. Для гарантирования своей надежности организация обязана создавать различные фонды, средства из которых будут направлены на покрытие вероятных убытков. Порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование и последующее их использование, в большинстве случаев устанавливается законодательными актами и ЦБ. Величина отчислений из прибыли до обложения регламентируется ФЗ о налогах. Минимальная сумма резервов банков устанавливается ЦБ. Как показывает практика, использование "запаса" уместно при наличии объективной необходимости сократить денежную массу в обращении (приостановить либо контролировать рост) для недопущения "перегрева" экономики, если для достижения этой цели будет использоваться ограничение кредитных возможностей финансовых учреждений через изъятие у них определенной доли привлеченных средств (либо увеличения этой части). Из этого следует, что резерв Банка России - средства финансовых организаций, аккумулирующиеся в качестве бессрочных вкладов, которые должны быть исключены из любого оборота.

 

2. Сущность понятия «обязательные резервные требования»

Обязательные резервы (резервные требования) - один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы.

Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в центральном банке.

Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными организациями денежных средств юридических лиц.

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

· Положение от 29 марта 2004 г. №255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;

· решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов. Исходной экономической составляющей системы обязательного резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.

Как известно, привлеченные ресурсы разнообразны по источникам образования и формам привлечения. По источникам образования они подразделяются на депозитные и недепозитные. Депозитные источники – это средства юридических и физических лиц, внесенные ими в банк посредством депозита или вклада, а также средства, привлеченные банком путем выпуска депозитных и сберегательных депозитов и векселей. Основные недепозитные источники образования привлеченных ресурсов – это межбанковские кредиты и кредиты Банка России.

Состав резервируемых обязательств

Назначению обязательных резервов как инструменту денежно- кредитного регулирования соответствует не вся сфера привлеченных ресурсов, а лишь та ее часть, которая образуется на основе депозитных источников. В Российской Федерации состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

· депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

· средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

· средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте; - средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);

· кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним; - депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

· депозиты (до востребования и срочные) Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней; -депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);

· депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

· остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Министерством финансов России и т.д.;

· выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);

· остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитивные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются.

Норма резервирования

Другим элементом системы резервирования является ставка (норма) резервирования. Норма резервирования непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы. Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования. Уровень норматива обязательного резервирования в России периодически пересматривается.

Нормативы обязательных резервов, установленных Банком России, в настоящее время:

для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией, небанковских кредитных организаций

за исключением долгосрочных

в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%

по долгосрочным

в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%

по обязательствам перед физическими лицами

для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций

в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%

для банков с базовой лицензией

в валюте РФ 1,00%
в ин. валюте 8,00%

по иным обязательствам кредитных организаций

для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций

за исключением долгосрочных

в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%

по долгосрочным

в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%

для банков с базовой лицензией

за исключением долгосрочных

в валюте РФ 1,00%
в ин. валюте 8,00%

по долгосрочным

в валюте РФ 1,00%
в ин. валюте 8,00%

Коэффициент усреднения

для банков с универсальной лицензией, с базовой лицензией 0,8
для небанковских кредитных организаций 1,0

 

В целом же можно отметить, что эффективность данного элемента системы обусловливается особенностями его применения в конкретной экономической ситуации. Ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы обязательного резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема.

.

 

3. Регулирование процесса формирования обязательных резервов со стороны Центрального банка Российской Федерации

3.1. Общие направления нормативного регулирования процесса формирования обязательных резервов

Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положении Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 255-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Реализация указанного назначения осуществляется на основе общеметодологических подходов к построению системы обязательного резервирования с учетом российской специфики.

Правовую основу данной системы, как и в зарубежных странах, составляют законодательные акты и нормативные указания Банка России.

К числу законодательных актов, определяющих применение обязательного резервирования в России, относятся: Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)":

 

резервные требования отнесены к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России;

сформулированы принципиальные положения, касающиеся уровня нормативов обязательного резервирования и депонирования в Банке России, особенностей использования при отзыве у кредитной организации лицензии или ее реорганизации.

В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" зафиксирована обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения этих средств.

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

Положение от 29 марта 2004 г. № 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций", детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;

решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

3.2. Статья 38 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»

Статья 38. Размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. В этом случае нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с универсальной лицензией, должны быть едиными для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, должны быть едиными для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемые для небанковских кредитных организаций, должны быть едиными для всех небанковских кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, не могут быть выше нормативов обязательных резервов, устанавливаемых для банков с универсальной лицензией.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Коэффициент усреднения обязательных резервов представляет собой числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1 и который применяется для расчета усредненной величины обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов может быть дифференцированным для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. В этом случае максимальная величина коэффициента усреднения обязательных резервов, устанавливаемого для банков с универсальной лицензией, должна быть единой для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемого для банков с базовой лицензией, должна быть единой для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемого для небанковских кредитных организаций, должна быть единой для всех небанковских кредитных организаций.

Банк России имеет право установить порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и (или) путем поддержания на корреспондентском счете, открытом в Банке России, усредненной величины обязательных резервов, рассчитываемой исходя из размера коэффициента усреднения обязательных резервов.

При нарушении обязательных резервных требований Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных на счета для хранения обязательных резервов денежных средств (недовзнос в обязательные резервы) и при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов сумму денежных средств, рассчитываемую исходя из величины невыполнения усреднения обязательных резервов, определяемой как разница между предоставленной кредитной организации и фактически поддержанной кредитной организацией усредненными величинами обязательных резервов, в размере и порядке, установленных Банком России.

Банк России также имеет право взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, перечисляются на счет кредитной организации и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России

 

4. Резервируемые обязательства

4.1. Состав и категории резервируемых обязательств

Резервируемые обязательства — обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которых определен в главе 2 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П.

Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:

«обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» — включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);

«обязательства кредитной организации перед физическими лицами» — включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;

«иные обязательства» кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.

При этом в составе категорий «обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» и «иные обязательства» выделяются в отдельные подкатегории долгосрочные обязательства со сроком привлечения не менее трех лет в соответствии с подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П.

Обязательства, исключаемые из состава резервируемых обязательств (не включаемые в состав резервируемых обязательств)

а) Обязательства по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), удовлетворяющим условиям, установленным Положением Банка России от 4 июля 2018 года № 646-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций („Базель III“)».

б) Обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг).

в) Обязательства перед другой кредитной организацией, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций (за исключением обязательств перед кредитной организацией, выступающей в качестве доверительного управляющего), обязательства перед Банком России, возникающие в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам и процентам по ним), а также обязательства перед Банком России или государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ) и (или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникшие в рамках оказания финансовой помощи по планам участия АСВ или Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

г) Задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.

Сумма обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам включается в состав резервируемых обязательств за минусом суммы обязательств кредитной организации, рассчитываемой путем применения кредитной организацией корректировочного коэффициента к сумме обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам, и рассчитывается по следующей формуле:

где,

— сумма резервируемых обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам,

— сумма обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам,

— корректировочный коэффициент.

Корректировочный коэффициент — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России в целях определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями-резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, подлежащих исключению из состава резервируемых обязательств (информация о нем публикуется в «Вестнике Банка России»).

Размер обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 процентов размера обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации, рассчитанного до его уменьшения на указанную величину.

 

4.2. Порядок регулирования размера обязательных резервов

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России (уполномоченным учреждением Банка России) по месту обслуживания головного офиса кредитной организации ежемесячно в течение трех рабочих дней, начиная со дня представления Расчета, установленного Банком России.

Срок представления кредитными организациями Расчета — 10-й рабочий день месяца, следующего за отчетным.

Может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов кредитной организации:

на основании решения Совета директоров Банка России;

по решению уполномоченного учреждения Банка России по просьбе кредитной организации при снижении объема резервируемых обязательств в размере 10 и более процентов от валюты бухгалтерского баланса кредитной организации, составленного за последний календарный день предыдущего месяца.

Сроки, установленные для проведения регулирования размера обязательных резервов.

День представления кредитными организациями Расчета

Период регулирования обязательных резервов

Период усреднения обязательных резервов

при проведении ежемесячного регулирования обязательных резервов по итогам проверки при проведении внеочередного регулирования обязательных резервов по решению Совета директоров Банка России
10 рабочий день месяца, следующего за отчетным месяцем День представления Расчета + два рабочих дня, следующих за ним День представления Расчета + два рабочих дня, следующих за ним Устанавливается Советом директоров Банка России (в Указании Банка России) График периодов усреднения на календарный год устанавливается Советом директоров Банка России, публикуется в «Вестнике Банка России» и размещается на сайте Банка России

Источник: Официальный сайт ЦБ РФ.

Режим доступа: https://cbr.ru/oper_br/o_dkp/reserve_requirements/reserv_pr5/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.