Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыкальный словарь в рассказах 8 страница



за мир против поджигателей новой войны. И эстрадные песни есть веселые, а

есть и очень серьезные, драматичные, заставляющие глубоко задуматься... Да

и джаз -- тоже не всегда развлекательное искусство. Наверное, вы уже прочли

о нем на страницах этой книжки. И тем не менее -- живет такой термин --

легкая музыка. И приходится его принимать. Только будем всегда помнить,

насколько он условен.

 

ЛЕЙТМОТИВ. Наверное, любому школьнику хоть один раз довелось слышать

симфоническую сказку Прокофьева <<Петя и волк>> о том, как пионер Петя

поймал волка.

 

Помните, какие в ней действующие лица? Смешная, переваливающаяся с боку на

бок Утка, веселая Птичка, ворчливый Дедушка, свирепый Волк... Всех их мы

как будто видим -- так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в

тексте, который читает актер, может ничего и не говориться, например, о

птичке, которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут...

Почему? Да потому, что звучит характеризующая ее музыка -- быстрые пассажи

маленькой флейты-пикколо. Петю композитор рисует красивой, распевной

мелодией, похожей на пионерский марш, дедушку -- басовитым ворчанием

фагота, Волка -- страшным завыванием валторн... Все персонажи музыкальной

сказки Прокофьева охарактеризованы лейтмотивами.

 

Лейтмотив -- немецкое слово (Leitmotiv), означающее в переводе ведущий

мотив. Так называется яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема -- чаще

мелодия, но может быть и краткий, из нескольких звуков, мотив, и аккордовая

последовательность, которая обрисовывает какой-то образ или драматическую

ситуацию. Лейтмотивы применяются в больших музыкальных произведениях --

операх, балетах, симфонических сочинениях, -- и появляются неоднократно на

их протяжении, иногда в измененном, но всегда узнаваемом виде.

 

Очень любил использовать лейтмотивы немецкий композитор Рихард Вагнер.

Особенно много их в его тетралогии <<Кольцо нибелунга>>, где лейтмотивами

характеризуются не только герои, но и их чувства, и даже отдельные

предметы, как, например, заветный меч, золотое кольцо, символизирующее

власть над миром, призывный рог юного героя Зигфрида.

 

Применяли лейтмотив и русские композиторы. В опере <<Снегурочка>>

Римский-Корсаков дает лейтмотивы и самой дочери Весны и Мороза, и

красавице-Весне, и Лешему -- олицетворению дикой, пугающей фантастической

силы. В <<Лебедином озере>> Чайковского звучит лейтмотив лебедей. А помните

оперу Глинки <<Иван Сусанин>>? Композитор характеризует поляков мелодиями и

ритмами их национальных танцев -- полонеза, краковяка, мазурки. В

дальнейшем, на протяжении следующих актов оперы, мазурка приобретает

значение лейтмотива. Сначала, во втором акте, в замке короля Сигизмунда,

она звучит торжественно и звонко. В следующем акте, в доме Сусанина, куда

захватчики врываются, чтобы заставить старого крестьянина вести их на

Москву, мелодия мазурки звучит воинственно и грозно. Наконец, в четвертом

действии, в глухом лесу, в непроходимой чаще, куда завел поляков Сусанин,

мазурка <<сникла>>, потеряла свой блеск, свои самоуверенность и

воинственность. В ней слышатся растерянность, беспокойство, бессильная

злоба.

 

ЛИБРЕТТО. Если вы любите музыку (что несомненно, раз уж вам понадобилась

эта книжка), то вам, наверное, приходилось видеть книги, которые называются

<<Оперные либретто>>. В них излагается содержание многих русских, советских

и зарубежных опер.

 

Что же, либретто значит -- содержание? Нет, это неточное название. На самом

деле либретто (итальянское слово libretto означает книжечка) -- это полный

текст музыкально-сценического сочинения, то есть оперы, оперетты.

 

Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом

авторы-либреттисты. Известны в истории музыкального театра выдающиеся

либреттисты, существенно повлиявшие на развитие оперы, такие как П.

Метастазио, Р. Кальцабиджи, а позднее А. Бойто в Италии, Э. Скриб, А.

Мельяк и Л. Галеви во Франции. В России это был М. И. Чайковский, который

писал либретто для своего брата П. И. Чайковского, В. И. Бельский,

работавший с Н. А. Римским-Корсаковым. Много либретто для советских

композиторов было написано певцом С. А. Цениным.

 

Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или

драматическое произведение. Вспомните наиболее популярные оперы: <<Евгений

Онегин>>, <<Пиковая дама>>, <<Травиата>>, <<Риголетто>>, <<Кармен>>,

<<Снегурочка>>, <<Борис Годунов>>, <<Война и мир>>, <<Катерина Измайлова>>.

Здесь названы наугад русские, зарубежные и советские оперы, в основе

которых -- известные произведения Пушкина, Толстого, Лескова, Островского,

Мериме, Гюго, Дюма-сына. Однако произведения эти сильно изменены, потому

что жанр оперы имеет свою специфику. Так, текст оперы должен быть очень

лаконичным: ведь поющееся слово значительно дольше звучит, чем

произнесенное. Кроме того, основа драматической пьесы -- диалог. В опере же

должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это тоже требует переработки.

Переработки даже драматической пьесы. Если же в качестве первоисточника

избирается повесть или роман, переделки еще больше: сокращается число

действующих лиц, выделяется какая-то одна сюжетная линия и вовсе исчезают

другие. Сравните, например, <<Евгения Онегина>> Пушкина и оперу

Чайковского, и вы сами легко в этом убедитесь. Порою при этом меняются

характеры героев, даже в некоторой степени идея произведения. Поэтому

композитора иногда упрекают за искажение замысла писателя. Но такие упреки

неосновательны: ведь композитор, вместе с либреттистом, пишет свое,

самостоятельное сочинение. В качестве его первоосновы может быть взято и

любое литературное произведение, и историческое событие, и народная

легенда.

 

Либретто бывает самостоятельным, не основанным на литературном

произведении. Либреттист либо сам сочиняет его, либо создает, основываясь

на каких-то документах, фольклорных источниках и т. п. Так возникло,

например, великолепное, очень своеобразное либретто оперы Н.

Римского-Корсакова <<Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии>>,

написанное В. Бельским.

 

Иногда автором либретто становится сам композитор. Так Александр

Порфирьевич Бородин на основе великого памятника древнерусской поэзии

<<Слова о полку Игореве>> создал либретто своей оперы <<Князь Игорь>>. Сам

написал либретто для <<Бориса Годунова>> и <<Хованщины>> Модест Петрович

Мусоргский, а в наше время эту традицию продолжил Р. К. Щедрин, который

является не только автором музыки, но и автором либретто оперы <<Мертвые

души>>.

 

История музыки знает случаи, когда в качестве либретто композитор избирает

законченное драматическое произведение. Таков, например, <<Каменный гость>>

Даргомыжского, написанный на неизмененный текст маленькой трагедии Пушкина.

 

ЛИРА. Знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? Издавна ее

привыкли изображать в виде изящного инструмента: фигурная изогнутая рама,

скрепленная сверху перекладиной, к которой тянутся струны. Это лира,

струнный щипковый инструмент, известный еще в Древней Греции и Египте. Лиру

держали левой рукой, а в правой был плектр, которым извлекали звуки.

 

Лира -- прародительница многих других струнных инструментов, но до нашего

времени она дожила лишь в своих изображениях. Название же это было

распространено на Украине и в Белоруссии, начиная с XVII века, но

относилось к другому инструменту.

 

Крестьянская или колесная лира -- небольшой клавишный инструмент.

Исполнитель одной рукой нажимал клавиши, играя мелодию, а другой крутил

колесико, которое, задевая струны, создавало неизменный аккомпанемент. С

колесными лирами бродили по дорогам странствующие, часто слепые, музыканты

-- лирники.

 

ЛИТАВРЫ. У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из

полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты

встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них

произошли современные литавры, занимающие почетное место среди ударных

инструментов симфонического оркестра.

 

Литавры появились в оркестре первыми из ударных, еще в XVII веке. Это

большие медные котлы, верх которых затянут кожей. С помощью винтов

натяжение кожи можно изменять, и тогда звук становится выше или ниже.

 

Играют на литаврах палочками, обтянутыми войлоком. Каждая литавра может

издавать только один звук, -- тот, на который ее настроили. Перестраивать

литавру долго и сложно. Поэтому в оркестре бывает две или три литавры

разных размеров с разной настройкой. Современные композиторы используют

четыре, иногда даже пять литавр.

 

Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам

грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Отдельные удары литавр

поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А иногда литаврам поручают

даже мелодии, конечно, несложные, состоящие из трех-четырех звуков.

 

ЛОЖКИ. Кажется, нечего этому слову делать в музыкальном словаре. Тем не

менее, попал он сюда по праву. Это русский народный музыкальный инструмент,

похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных

ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий,

звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.

 

Применяют их в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и

самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

 

ЛЮТНЯ. <<Самый важный и самый интересный в музыкально-историческом

отношении инструмент>>, -- так говорят о лютне многие музыканты,

интересующиеся историей музыкальных инструментов.

 

Лютня была распространена во всем древнем мире -- в Месопотамии, Индии и

Китае, в Египте и Ассирии, в Древней Греции и Риме, у персов и арабов.

Арабы считали лютню самым совершенным из всех музыкальных инструментов и

называли ее королевой инструментов. Именно через арабов лютня попала в

Европу: она появилась в Испании в VIII веке, когда ее завоевали мавры. С

течением времени из Испании лютня проникла в Италию, Францию, Германию и

другие страны. Много веков продолжалось ее господство в музыкальной жизни.

В XV -- XVII веках она звучала повсюду. Использовали ее и как сольный

инструмент, и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях

и даже в оркестрах.

 

Постепенно ей пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они

обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню

вытеснила гитара.

 

Если вы когда-нибудь видели репродукцию картины Караваджо <<Лютнист>>, то

представляете себе, как выглядит этот инструмент. Корпус, напоминающий

половину дыни или панцырь черепахи, довольно большой по размеру, широкий

гриф с колками для натяжения струн. Нижняя дека, то есть выпуклая часть

корпуса, для красоты часто проложена кусочками черного дерева или слоновой

кости. Посередине верхней деки -- вырез, сделанный в виде красивой звезды

или розы. У больших, так называемых архилютен, таких вырезов-роз было три.

Количество струн на лютне бывало разным, от шести до шестнадцати, причем

все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву.

 

Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали

струны, в то время как левая фиксировала их на грифе, удлиняя или

укорачивая.

 

Несколько десятков лет назад казалось, что лютня -- инструмент. ушедший от

нас безвозвратно. Но в последние годы появился интерес к старинной музыке,

старинным инструментам. Поэтому теперь в концертах ансамблей старинной

музыки вы можете иногда увидеть лютню и ее разновидности -- архилютню и

теорбу. 


* М *

 

МАЖОР -- см. Лад.

 

МАНДОЛИНА. Один из многочисленных потомков лютни, мандолина появилась в

Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым

распространенным, самым любимым народным инструментом. Постепенно она стала

популярна и в других странах.

 

Мандолина -- это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент.

Существуют оркестры мандолин разных размеров. Оркестры эти, в которые

иногда включаются гитары, носят название неаполитанских. Бывают случаи,

когда мандолина включается даже в оперный и симфонический оркестры.

 

По форме мандолина очень похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных

попарно, играют медиатором.

 

 

МАНДОЛИНА

 

МАРШ. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский очень любит детей. Для

них, кроме музыки, он пишет книги. Книги, которые помогают понять музыку,

почувствовать себя свободно в ее увлекательном мире. Одна из книг

Кабалевского называется <<Про трех китов и про многое другое>>. О третьем

из китов, на которых, по мысли автора, держится музыка, в книге рассказано

так:

 

<<Вот физкультурники перед началом соревнований идут по стадиону в легких

спортивных костюмах, с огромными развевающимися по ветру знаменами --

белыми, голубыми, зелеными, красными...

 

Вот идет по улице воинская часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один,

твердой, бодрой походкой... А впереди -- украшенный конскими хвостами и

колокольчиками -- бунчук, который, двигаясь перед глазами музыкантов то

вверх, то вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку...

 

А вот совсем маленькие ребятишки -- дошкольники ходят по большой комнате,

вооружившись красными флажками. Вид у них такой торжественный, будто они

участвуют в самом <<взаправдашнем>> первомайском параде. А за пианино сидит

их воспитательница...

 

Вы, конечно, уже приготовили свой ответ. Мне даже кажется, будто все

вместе, по-военному четко и стройно, вы сейчас отчеканите это короткое и

само по себе чеканное слово: марш!>>

 

А через несколько страниц Кабалевский продолжает: <<... Еще совсем

маленькие октябрята очень любят маршировать под музыку -- не меньше, чем

песни петь и пляски какие-нибудь отплясывать. А уж о пионерах и говорить

нечего -- горн и барабан, играющие марш, так же дороги им, как и алый

галстук на груди.

 

С маршами -- бодрыми походными, веселыми, праздничными, а порой, увы,

печальными, траурными -- связаны многие, очень многие события в жизни

каждого человека, в жизни огромных масс людей>>.

 

Что же такое марш? Французское marche означает в переводе -- ходьба. В

музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под

который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией,

характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном

размере -- на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги.

Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова

<<Священная война>>, написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом

начале Великой Отечественной войны, -- трехдольная. Но это -- самый

настоящий марш -- мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на

фронт солдаты.

 

Ну, а <<настоящих>> маршей вы, конечно, знаете великое множество. И тех,

что написаны для движения под них, и тех, что входят в крупные произведения

-- оперы, симфонии, оратории, сонаты. Очень известны марши из оперы Гуно

<<Фауст>>, из <<Аиды>> Верди, марш Черномора из <<Руслана и Людмилы>>

Глинки. Марш звучит в третьей части Шестой симфонии Чайковского и в финале

Пятой симфонии Бетховена. Траурными маршами являются медленные части

Третьей симфонии Бетховена, его же фортепианной сонаты No 12 соч. 26,

фортепианной сонаты си-бемоль минор Шопена. Много маршей встречается среди

детских пьес для фортепиано. Например, в <<Детском альбоме>> Чайковского

есть и траурный марш -- <<Похороны куклы>> и <<Марш деревянных

солдатиков>>.

 

Часто в характере и ритме марша пишутся песни. В той же своей книге

Кабалевский, по аналогии с <<королем вальса>> Иоганном Штраусом, называет

королем маршей Исаака Осиповича Дунаевского и перечисляет написанные им

песни-марши: <<Марш энтузиастов>>, <<Марш физкультурников>>, <<Марш

юннатов>>, <<Весенний марш>>, <<Спортивный марш>>, <<Марш трактористов>>,

<<Марш краснофлотцев>>, <<Марш артиллеристов>>...

 

МЕДИАТОР. В рассказах о струнных щипковых инструментах часто встречаются

слова медиатор и плектр. Поэтому всем нужно знать, что это такое.

 

Медиатор -- тонкая пластиночка из пластмассы, металла или кости. Ею цепляют

струны при игре на мандолине, домре и других подобных инструментах. Иногда

 

медиатор делается в форме незамкнутого кольца и надевается на палец. Такой

медиатор называют плектром.

 

МЕЛИЗМЫ. Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках

-- фижмах -- со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных

париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых

золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких

панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками.

Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты,

драгоценности.

 

Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и

на искусство. В музыкальных пьесах также появились украшения -- мелизмы.

 

Греческое слово <<melisma>> означает песнь, мелодия. Поначалу так стали

называть отрывки мелодии, исполняемые на один слог текста -- конечно, в тех

случаях, когда на него приходилась не одна нота. С XVII века это название

укоренилось в инструментальной музыке за мелодическими оборотами

установившейся формы, представляющими собой украшение основной мелодии.

Обороты эти не выписываются нотами, а показываются особыми значками. Чаще

всего в музыкальных произведениях встречается форшлаг (по-немецки Vorschlag

-- предшествующий удар). Это украшение обозначается крошечной ноткой,

написанной перед той, к которой она относится. Часто встречаются в музыке

разных композиторов трели. Название это произошло от итальянского trillare

-- дребезжать, колебать. Записывается трель буквами tr и волнистой чертой

за ними, и означает это, что ноту, над которой стоит такой знак, и ее

верхнюю соседку надо как можно быстрее чередовать столько времени, какой

длительности указана нота.

 

Существуют и другие виды мелизмов -- группето (обозначается знаком

), морденты (обозначаются значком ) простые, двойные и

перечеркнутые ().

 

МЕЛОДИЯ. <<Душой музыкального произведения>> назвал мелодию Дмитрий

Дмитриевич Шостакович. Как <<самую существенную сторону музыки>> определил

ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия -- <<главная прелесть, главное

очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые

принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и

оркестровки>>, -- писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор

и критик А. Серов.

 

 

Греческое слово <<melodia>> означает пение песни и происходит от двух

корней -- melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию

определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный

напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть

музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из

одной только мелодии.

 

Есть и сочинения, носящие название <<Мелодия>>, например, <<Мелодия>> С.

Рахманинова.

 

В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты -- гармония,

инструментовка, различные приемы полифонического письма.

 

МЕТАЛЛОФОН. В наше время существует довольно много инструментов, звук в

которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это

треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все

они объединяются общим наименованием -- металлофон.

 

Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и

выразительными возможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из

металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные

резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют

периодическому усилению и ослаблению звучания, то есть динамической

вибрации, от которой инструмент и получил свое название.

 

МЕТРОНОМ. Если вы занимаетесь музыкой, то возможно, вам приходилось

встречать в нотах, в начале музыкального произведения, такие или подобные

указания: М.М. = 72 или = 108, = 60. Ставятся они

непосредственно вслед за словесным обозначением темпа и указывают тоже,

притом более точно, на темп произведения. Например, М.М. = 72

означает, что музыка должна исполняться со скоростью 72 половинных ноты в

минуту. Как найти эту скорость? На это отвечают буквы М.М., означающие

<<метроном Мельцеля>>.

 

Метроном -- прибор, снабженный заводным механизмом, который точно

отсчитывает длительности (подобно тому, как, разбирая новую пьесу, вы иной

раз считаете: раз-и, два-и, три-и), притом в нужной -- заданной скорости.

Изобрел его венский механик И. Н. Мельцель. Его именем этот прибор и

называют. Выглядит он как деревянная пирамидка, с одной стороны которой

снимается панель. Под ней закрепленный снизу маятник, с передвижной

гирькой, а на пирамидке -- шкала с цифрами. Если передвигать гирьку по

маятнику, то, в соответствии с тем, против какого числа на шкале ее

установить, маятник качается быстрее или медленнее и щелчками, подобными

тиканью часов, отмечает нужные доли такта, Чем выше гирька, тем медленнее

ходит маятник; если же ее установить в самом нижнем положении, раздастся

лихорадочный стук.

 

МЕЦЦО-СОПРАНО.

 

Ныряет месяц в облаках.

Пора ложиться спать.

Дитя качая на руках,

Поет тихонько мать:

 

<<Уснули ласточки давно,

И люди спят в домах.

Луна глядит в твое окно,

Нашла тебя впотьмах...>>

 

Это -- слова одной из частей оратории Прокофьева <<На страже мира>> --

<<Колыбельной>>, слова которой написал Самуил Яковлевич Маршак.

 

Мелодия <<Колыбельной>>, певучая и величавая, спокойная и задумчивая,

словно плывет над аккомпанементом. Поет ее красивый женский голос --

глубокое, грудное, бархатистое меццо-сопрано. По характеру он близок

драматическому сопрано, но ниже, насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано

очень велики. Композиторы поручают певицам, обладающим таким голосом, роли

сильных, волевых натур. Меццо-сопрано -- Кармен в опере Бизе, Любаша в

<<Царской невесте>> Римского-Корсакова, Марина Мнишек в <<Борисе Годунове>>

Мусоргского, Амнерис в <<Аиде>> Верди, Далила в <<Самсоне и Далиле>>

Сен-Санса.

 

Чудесное меццо-сопрано было у известных русских певиц Н, А. Обуховой, М. П.

Максаковой, В. А. Давыдовой. Их записи можно услышать и сейчас -- арии из

опер, старинные русские романсы. Очень красивое меццо-сопрано у Ирины

Архиповой, Елены Образцовой, Тамары Синявской.

 

Диапазон меццо-сопрано от ля малой октавы до ля второй октавы.

 

МИНОР -- см. Лад.

 

МНОГОГОЛОСИЕ. Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел

песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял

одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно

петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся

воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно

тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а

отличающиеся друг от друга мелодии.

 

Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только

один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы

говорим о гомофонии (греческое слово homos -- означает равный, phone --

звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство

произведений XIX века и современной музыки.

 

Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI --

XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна

Баха. Это полифония (греческое poly -- много, phone -- голос, звук). В

полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно

важные, одинаково выразительные мелодии.

 

В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические

вариации -- пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие

прием имитации. Вершина полифонического искусства -- фуга. Об этих жанрах

вы можете прочесть отдельные рассказы.

 

Оба вида многоголосия -- и гомофонию, и полифонию, -- как правило, можно

встретить в одном и том же произведении.

 

МОДУЛЯЦИЯ. От латинского слова <<modulatio>>, что дословно означает

соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в

переводе -- переливы голоса. В теории музыки слово <<модуляция>> означает

переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными,

постепенными; могут быть и резкими, неожиданными. Если новая тональность не

закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной

тональности, то такая модуляция называется отклонением.

 

Модуляция -- очень важное, яркое и красочное выразительное средство музыки.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Так обычно называют все музыкальные произведения

в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в

разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например,

<<специальная литература>>, <<справочная литература>>, <<научная

литература>>.

 

Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее,

учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в

музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии

крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их

творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных,

наиболее важных сочинений.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА. Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева

<<Александр Невский>>. В симфоническом концерте вам довелось услышать

испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный

хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.