|
|||
Музыкальный словарь в рассказах 6 страница
Это и есть интермедия (латинское слово <<intermedia>> означает находящаяся посередине), то есть вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в основном театральном представлении. Когда-то такие интермедии были широко распространены и в драматическом, и в оперном театре.
Из интермедий возник целый жанр -- комическая опера которая первоначально не ставилась самостоятельно, а звучала в антрактах между действиями серьезного спектакля, так называемой оперы-сериа.
Есть у слова интермедия еще одно значение. Так называется часть полифонической пьесы -- фуги -- между двумя соседними проведениями темы. Этому значению близок по смыслу другой термин: интерлюдия (по-латыни inter -- между, ludus -- игра), которым называют также музыкальный отрывок или небольшую пьесу, являющуюся своего рода связкой между двумя частями более крупного произведения.
Еще один родственный термин -- интермеццо, происходящий от итальянского intermezzo -- пауза, антракт. Так называется пьеса промежуточного значения, находящаяся в циклических -- многочастных -- произведениях между другими, более значительными. Ее роль -- оттенять их по характеру и настроению. Иногда композиторы дают название интермеццо и самостоятельным пьесам, не очень значительным по содержанию.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Пианист играл одну из последних мазурок Шопена. В ней были изящество, пленительная легкость. Под пальцами музыканта возникала очаровательная миниатюра, которой хотелось любоваться без конца. А через несколько дней ту же мазурку исполнил другой пианист. Звучали те же ноты, но что это?.. Воспринималась она совсем ло-другому. В ней слышались грусть, мечтательность, неясные надежды...
Не будем сейчас выяснять, кто из музыкантов более верно понял мазурку. Главное вот что: содержание каждого музыкального произведения настолько обширно и многогранно, в нем заложено столько разнообразных возможностей, что каждый исполнитель играет его по-своему. Он может подчеркнуть грацию или мечтательность, сыграть строже или свободнее, выделить исполнением
основную мелодию или окружить ее мельчайшими мотивами-подголосками аккомпанемента... Может по-своему расставить смысловые акценты, что-то выделить динамически, где-то немножко ускорить или замедлить темп, и музыка зазвучит совсем иначе.
Толкование музыкального произведения исполнителем и называется интерпретацией (латинское interpretatio -- объяснение, толкование), трактовкой. Но нельзя думать, будто исполнитель играет, не считаясь с замыслом композитора, с указаниями, сделанными в нотах. Целью интерпретации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель -- пианист, дирижер, скрипач, певец -- стремится передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою музыку композитор.
ИНТРОДУКЦИЯ. Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и необычно: Интродукция и Рондо каприччиозо. Автор его -- французский композитор Сен-Санс. Помните, начинается оно довольно медленной, свободной мелодией, а после небольшого вступительного раздела следует быстрая, прихотливая <<капризная>> музыка. О том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в посвященных им рассказах. Ну а латинское слово introductio означает вступление. В музыкальных произведениях так называется вступительный эпизод, по большей части медленный, предваряющий вступление основных музыкальных тем. Бывают интродукции перед оперным действием, частью кантаты или оратории. А Михаил Иванович Глинка назвал интродукциями начальные сцены своих опер <<Иван Сусанин>> и <<Руслан и Людмила>>, те сцены, в которых еще не начинается действие, а дается своего рода предисловие -- широко, крупными мазками написанная картина к событиям, которые развернутся в дальнейшем. * К *
КАВАТИНА -- см. Ария.
КАДЕНЦИЯ. Если вам придется слушать -- в концертном зале или по телевизору -- концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро завершение... Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается виртуозное соло. Это своего рода фантазия на темы концерта. Сольный инструмент проявляет в ней все свои возможности. И быстрые пассажи, и мощные аккорды, и певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую. К заключительному аккорду каденции присоединяется, по знаку дирижера, оркестр, и уже вместе все музыканты завершают часть.
Когда-то, в XVIII веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять каденции к своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие композиторы. И каденция приобрела более органичный характер, стала лучше сливаться с формой всего сочинения.
У слова <<каденция>> (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой музыкальный эпизод, придающий ему законченность. В этом смысле чаще употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА. В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот -- пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио, квартеты. Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.
Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение -- камерная музыка (camera по-итальянски -- комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя.
Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей -- сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях. И хотя со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, старое название ее сохранилось. Впрочем, и сейчас ее стараются исполнять не в больших концертных залах, где обычно звучат симфонии и оратории, а в меньших по размеру камерных залах.
КАМЕРТОН. Как проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка, виолончель? Как показать хору, поющему многоголосное произведение без сопровождения, а капелла, звуки, с которых он должен начать петь? Для этого существует специальный прибор -- камертон.
Иногда камертон сделан из металла в виде изогнутой пластинки. На месте изгиба есть рукоятка с шариком на конце. Если легонько ударить по камертону каким-нибудь твердым предметом, то свободные концы начинают дрожать -- вибрировать -- и слышится звук.
КАМЕРТОН
Другой вид камертона -- маленькая трубочка, которaя издаeт звук если в нее подуть. Обычно камертоны делаются так что они издают звук ля первой октавы. Однако имеются камертоны, настроенные и на другие звуки.
Зная совершенно точно, как звучит одна нота, можно правильно настроить и все остальные. Поэтому камертон очень нужен многим -- настройщикам роялей и скрипачам, певцам, поющим без аккомпанемента, и дирижерам хоров.
КАНОН. По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: <<По строгим канонам...>>. Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда -- от разных. Собственно говоря, канон -- это музыкальная пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример такого эпизода -- дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского <<Евгений Онегин>>. Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы (<<Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?>>), поэтому мелодия одна и та же; но они уже не вместе, они противники -- и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно использовал композитор старинную полифоническую форму,
Особая разновидность канона -- бесконечный канон. Мелодия в нем может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.
КАНТАТА -- см. Оратория.
КАНТЕЛЕ -- см. Гусли.
КАНТИЛЕНА. Так, от латинского cantilena -- распевное пение -- называется широкая, свободно льющаяся мелодия. Прекрасные образцы кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов. Можно назвать этим словом и многие русские народные песни.
КАПЕЛЛА. Всем любителям музыки хорошо известны такие хоровые коллективы, как Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки, Республиканская хоровая капелла им. А. А. Юрлова. Однако слово капелла -- cappella -- в переводе с итальянского означает <<часовня>>. Какое же отношение имеет часовня к хору?
В католических храмах вот уже много веков богослужение сопровождается музыкой. В соборах и крупных церквах издавна сооружались органы. Органисты импровизировали, сопровождали своей игрой пение хора, и богослужение получалось очень торжественным, производило сильное впечатление на молящихся. А ведь это и нужно было церковникам. Но в маленьких церквах, часовнях, органов не было. Хору там приходилось петь без сопровождения. Поэтому со временем пение без инструментального аккомпанемента и стали называть: <<как в часовне>>. По-итальянски -- a cappella. А самый хор стали называть капеллой.
Теперь это слово расширило свое значение. Им иногда называют не только хоровой, но и инструментальный коллектив. Например, Капелла бандуристов Украинской ССР.
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР. В XVIII веке крупные аристократы часто заводили у себя целый штат музыкантов -- оркестр, хор, солистов-певцов. Такой штат тоже стал называться капеллой (см. о капелле предыдущий рассказ), а его руководитель -- капельмейстером. Например, композитор Гайдн больше тридцати лет прослужил капельмейстером в капелле князя Эстергази.
Первоначально обязанности капельмейстера были очень разнообразны. Он должен был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и сочинять музыку, но и следить за состоянием музыкальных инструментов, за нотной библиотекой, давать уроки пения, в общем заниматься всем, что соблаговолит поручить ему господин.
Со временем у капельмейстера остались преимущественно дирижерские обязанности. Еще позднее руководителя симфонического оркестра капельмейстером называть перестали: этот термин относился до недавнего времени только к дирижерам военного духового оркестра. Теперь же это звание совсем вышло из употребления.
КАПРИЧЧИО. Итальянское слово <<capriccio>> означает каприз, прихоть. В музыке оно или его производные встречаются довольно часто: так называют пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. Таково, например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное под впечатлением его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы разнообразные народные напевы и ритмы, благодаря которым создается красочная картина веселого итальянского карнавала.
Иногда употребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина -- каприс (caprice). Широко известны скрипичные каприсы Паганини -- виртуозные, причудливые пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприс Рубинштейна, написанный для фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте.
КАСТАНЬЕТЫ. Этот своеобразный музыкальный инструмент ведет свое происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы болеро, сегедилью, хоту.
Кастаньеты принадлежат к числу ударных инструментов симфонического оркестра. Применяют их довольно часто, как правило, в танцевальных эпизодах: в испанских увертюрах Глинки <<Арагонская хота>> и <<Ночь в Мадриде>>, в испанских танцах из балетов Чайковского и Глазунова. В опере Бизе <<Кармен>> во втором акте героиня танцует под кастаньеты, которыми она выстукивает замысловатый ритм.
Настоящие испанские кастаньеты делаются из дерева твердых пород -- черного дерева, самшита, кокосовой пальмы. По форме они напоминают раковины и соединены попарно шнурком, который стягивается вокруг большого пальца. Техника игры на кастаньетах довольно сложна. Испанские танцовщики учились ей с детства.
В оркестре применяется упрощенная разновидность кастаньет: две пары деревянных раковин, насаженных на концы рукоятки.
КВАРТЕТ.
Проказница Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, -- Пленять своим искусством свет.
Вы, конечно, знаете эту басню И. А. Крылова. Называется она <<Квартет>>. Слово это имеет не одно значение. Как и название интервала -- кварта (об интервалах вы, наверное, успели прочитать) -- оно происходит от латинского quartus -- четвертый. Что называют словом <<квартет>>? Прочтите снова строки басни: <<затеяли сыграть квартет...>> Значит, прежде всего квартет -- это название произведения. Произведения многочастного (первая часть которого написана, как правило, в сонатной форме) и предназначенного для четырех -- отсюда и quartus -- исполнителей. Наиболее часто квартеты пишут для двух скрипок, альта и виолончели. Крылов имел в виду именно такой квартет: <<басом>> раньше называли виолончель. Называется он струнным, так как рассчитан на исполнение одними только струнными инструментами. Струнные квартеты писали Бетховен, Чайковский, Бородин, Шостакович и многие другие композиторы.
Квартеты для другого состава инструментов встречаются значительно реже. Например, фортепианный -- для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Бывают и квартеты для духовых инструментов. В операх довольно часто встречаются квартеты вокальные -- ансамбли, в которых участвуют четыре действующих лица оперы. Например, в последнем акте оперы Верди <<Риголетто>> есть квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто.
Участники исполнения квартетных пьес тоже называются квартетом. Так, существовал одно время вокальный квартет сестер Федоровых, которые пели специально для них сделанные четырехголосные обработки народных песен. Но наиболее распространены, конечно, струнные квартеты в составе двух скрипачей, альтиста и виолончелиста.
Квартеты носят иногда имена великих музыкантов. Так, один из старейших коллективов в нашей стране -- квартет имени Л. Бетховена. Большой известностью пользуются квартет имени А. П. Бородина, ленинградский квартет имени С. И. Танеева. За последние годы сложились квартеты имени С. С. Прокофьева и имени Д. Д. Шостаковича.
КЛАВЕСИН -- см. Фортепиано.
КЛАВИКОРДЫ -- см. Фортепиано.
КЛАВИР. У этого слова два значения. Одно -- общее название всех клавишных инструментов. Им пользовались раньше, в основном до XIX века, когда были распространены клавесины, клавикорды, клавицимбалы, спинеты. Позднее, когда был изобретен рояль, общим названием для рояля и пианино стало фортепиано. Это слово передает то главное качество, которым рояль и пианино отличаются от клавесина и его современников -- на них можно менять динамику звука, играть то громче (форте), то тише (пиано). А слово клавир осталось в другом значении. Это -- сокращение длинного немецкого слова клавираусцуг (Klavierauszug -- дословно -- извлечение для клавира). Так называются переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт. Постепенно для удобства вторую половину этого чересчур длинного слова произносить перестали, и теперь в нотном магазине вы может услышать: <<Покажите мне, пожалуйста, клавир "Пиковой дамы">>. <<А клавир "Лебединого озера" к вам не поступал?>>
Определение <<клавирная музыка>> означает, что имеется в виду музыка, написанная для любых клавишных инструментов, чаще всего -- предшественников рояля. В наше время она, как правило. исполняется на фортепиано.
КЛАРНЕТ. Звучит увертюра-фантазия Чайковского <<Франческа да Римини>>. Отбушевали в оркестре адские вихри, и в затаенной тишине слышится грустное пение кларнета-соло. Это рассказ Франчески о ее трагической судьбе.
Кларнет -- один из самых певучих и виртуозных деревянных духовых инструментов. Его диапазон -- от ре (иногда ре-бемоль) малой октавы до ля -- си-бемоль третьей октавы -- делится на несколько отрезков (регистров), имеющих разные тембры. Нижние ноты кларнета мрачные, средние матовые, тусклые, высокие -- светлые и звонкие. Самые высокие звуки кларнета -- резкие, даже пронзительные. В соответствии с характером музыки композиторы используют тот или иной регистр инструмента.
Возможности кларнета очень велики. Ему доступно и выразительное пение, и блестящие виртуозные пассажи. Он может играть еле слышно, легчайшим пианиссимо, но может и поразить сильным полным звуком. <<Рассказ>> Франчески Чайковский поручил кларнету, играющему в том регистре, который своим мягким, глубоким тембром напоминает звучание человеческого голоса. А в начале Пятой симфонии Чайковского два кларнета в низком регистре исполняют скорбную мелодию, которая благодаря тембру низких звуков кларнета создает мрачное, зловещее впечатление.
Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного, существует малый кларнет с диапазоном на кварту выше обычного, отличающийся пронзительным звуком, а также бас-кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр бас-кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, угрюмый.
КЛЮЧ. Много разных значений имеет это слово. Ключ -- родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить системы водяного отопления. Наконец, самый интересный ключ -- ключ к шифру, при помощи которого можно прочесть таинственное послание.
Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его музыкальный смысл. В самом деле: чтобы прочесть какие-то ноты, ключ совершенно необходим, иначе запись их окажется зашифрованной. Посмотрите, например, такую строчку:
Несмотря на простоту мелодии, ни один музыкант не сможет воспроизвести ее, пока в начале нотных линеек (они называются <<нотный стан>> или <<нотоносец>>), на которых расположились ноты, не будет поставлен какой-то ключ. Ведь какие именно здесь написаны ноты, неизвестно! Видно только, как они соотносятся между собой (и то приблизительно: мы можем лишь догадываться, где интервалы между звуками большие, а где малые), да определен их ритм. А теперь поставим ключ:
Сразу все стало ясно (конечно, для того, кто знает ноты). Правда? Вы можете оказать, что и первую запись расшифровали так же? Будете неправы. Ее можно прочесть и так:
Выйдут другие ноты, другая октава, другая тональность и даже другой лад.
Так что же такое ключ? Это знак, который всегда ставится в начале нотного стана и указывает положение на нем одной из нот, а в зависимости от нее и всех остальных.
В далеком прошлом ключей применялось очень много, и наиболее распространены были ключи, определяющие положение ноты до первой октавы.
Зачем было нужно много ключей? Судите сами: на пяти линейках нотного стана и между ними можно удобно записать всего одиннадцать звуков. В музыке же применяется гораздо больше. Для остальных нужно приписывать дополнительные линейки, а это очень загромождает запись и затрудняет чтение. Выход, конечно, нашелся. Наиболее распространена в те далекие времена была вокальная музыка. Но ведь диапазон человеческого голоса довольно ограничен. Значит, каждому исполнителю можно удобно записать его партию, если расположить ее соответствующим образом. Например, сопрано -- это высокий голос. Поет он, в основном, в первой, а часто и во второй октаве. Баритон, наоборот, звучит вниз от определяющей ноты до. Поэтому ключ до для сопрано и баритона располагается не одинаково. Сопрановый -- на первой линейке, чтобы можно было записывать ноты вверх, баритоновый напротив, на пятой: его партия, записанная на тех же пяти линейках, читается значительно ниже. А между ними, соответственно на второй, третьей и четвертой линейках помещаются меццо-сопрановый, альтовый и теноровый ключи.
Завитушка в середине знака каждый раз определяет положение ноты до первой октавы. Конечно, этими ключами пользовались не только певцы. Они были удобны и некоторым инструментам. Так, до сих пор сочинения для альта и его партия в оркестровых партитурах записывается в альтовом ключе. Применяется иногда и теноровый ключ. Но постепенно с развитием и все более широким распространением инструментальной музыки оказалось, что все эти ключи еще не дают достаточно удобной записи, не охватывают крайних регистров. Тогда появились другие ключи, определяющие положение ноты соль первой октавы и фа малой октавы. Из нескольких таких ключей со временем в музыкальной практике остались только басовый и скрипичный. Они удобны тем, что как бы <<сцеплены>> между собой нотой до первой октавы, которая оказалась расположенной на первой нижней добавочной в скрипичном ключе и на первой верхней добавочной -- в басовом. Вместе эти ключи дают возможность записать практически весь используемый звукоряд и поэтому стали универсальными. Вот они (завитки обоих ключей показывают положение на нотном стане определяемых ими нот):
Остается сказать только, как появились такие значки: , , . Это очень сильно изменившиеся в течение времени латинские буквы С (то есть до), G (соль) и F (фа).
КОБЗА. Всем хорошо известно имя замечательного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. А знаете ли вы, что сборник своих стихов он назвал <<Кобзарь>>? Почему? Что хотел он сказать этим?
Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя себе на кобзе -- инструменте, от которого и пошло их прозвание.
Потому и Тарас Шевченко называл себя кобзарем: ведь он тоже воспевал простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом.
Итак, инструментом кобзарей, особенно распространившемся в XVI и XVII веках, была кобза -- струнный щипковый инструмент с корпусом, похожим на корпус лютни, и с небольшим, слегка отогнутым назад грифом. Играли на ней при помощи плектра.
В XVIII веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и совершенному инструменту -- бандуре, у которой не один, а два набора струн. Более длинные, басовые, настроенные по квартам и секундам, располагаются прямо, на корпусе и грифе. Короткие, называемые приструнками, расположены на корпусе веерообразно и настроены по ступеням гаммы, а в наши дни часто по полутонам.
По сию пору бандура -- любимый украинский инструмент. На Украине организована Государственная капелла бандуристов. Существуют и самодеятельные ансамбли бандуристов.
КОДА. Итальянское слово coda означает хвост, конец, шлейф. Таким <<несерьезным>> термином в музыке называют дополнительное заключительное построение, следующее иногда в музыкальной пьесе после основного заключительного раздела.
В коде обычно закрепляется, утверждается главная тональность произведения, звучат его основные темы.
КОЛОКОЛА. Заканчивается опера Глинки <<Иван Сусанин>>. Народ, собравшийся на Красной площади, празднует победу над поляками. Знаменитый хор <<Славься>> звучит торжественно и мощно, а в самом конце к нему присоединяется колокольный звон. Гремит, переливается он под сводами театрального зала.
Неужели настоящие колокола? Конечно, нет. Такие колокола, какие раньше висели на церковных звонницах, какие вы можете увидеть и услышать в кино или представить по знаменитому Царь-колоколу в Кремле, невозможно поместить в оркестре. Оркестровые колокола -- это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей (следовательно, колокола -- ударный инструмент). Применяют их, главным образом, в музыке для театра, там, где нужно изобразить колокольный звон -- в <<Иване Сусанине>>, в <<Борисе Годунове>> Мусоргского, в <<Сказке о царе Салтане>> Римского-Корсакова. И звон получается самый настоящий, потому что оркестровые колокола очень точно воспроизводят звучание настоящих колоколов.
Колокола вошли в оркестр в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведениях композитор Керубини.
КОЛОКОЛЬЧИКИ. Как и колокола, это тоже ударный инструмент, но в отличие от колоколов, звук колокольчиков слабый, нежный, прозрачный.
Колокольчики -- это набор металлических пластинок разной величины,
|
|||
|