|
|||
Вместо Моисея – Христос. Возсия Солнце правдыВместо Моисея – Христос
Следующая часть догматика раскрывает предыдущий смысл, используя сравнение прообразов Ветхого Завета и событий Нового Завета. Архимандрит Киприан (Керн), ссылаясь на М.Н. Скабаллановича, указывает, что центральной мыслью всего догматика второго гласа является соотношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям[7]. И первое сравнение – параллель Приснодевства Богородицы с неопалимой купиной: «Якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси». Для большинства святых отцов события, связанные с неопалимой купиной, – это ветхозаветный прообраз Пресвятой Девы Марии, Которая приняла Того, о Ком сказано в книге пророка Исайи: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня» (Ис. 64,1–2). В подтверждение данной мысли обратимся к трудам автора догматика – преподобного Иоанна Дамаскина. Он пишет: «Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: ‟Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ?»[8]. История Богородицы, которая до, во время и после Рождения Христа сохранила девство, является столь удивительным и чудесным событием, что ее просто невозможно объяснить, как и тот терновый куст, в котором Бог явился Моисею.
Возсия Солнце правды
Следующим сравнением Ветхого и Нового Заветов, на которое хотелось бы обратить внимание, является соотнесение ветхозаветного огненного столпа и новозаветного праведного Солнца: «вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце». Первая часть данного выражения повествует о периоде в истории жизни израильского народа. Основываясь на книге Исход, мы знаем: когда еврейский народ уходил из Египта, днем его сопровождал облачный столб, а ночью – огненный: «Господь… шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном» (Исх. 13, 21). История второй части данного выражения уходит своими корнями в пророческие книги, самую близкую к Новому Завету. Пророк Малахия возвещает нам следующее: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4, 2). Книга пророка Малахии закрывает корпус книг Ветхого Завета и предуготовляет нас к следующему этапу жизни не только еврейского народа, но и всего мира – Рождению Спасителя. Пророк называет Иисуса Христа Солнцем правды, который освободит людей, «сидящих во тьме и сени смертной» (Пс. 106, 14).
|
|||
|