|
|||
Прошла тень закона, настало же время благодатиПрошла тень закона, настало же время благодати
«Прейде сень законная, благодати пришедши»: здесь проводится противопоставление между законной сенью и благодатью. Слово «сень» (греч. ἡ σκιὰ[5]) переводится с древнегреческого как густая тень, призрак. Стоит отметить, что в данном песнопении под выражением «сень законная» подразумевается не тень от закона, а сам закон. Данная конструкция называется генетивной метафорой, которая часто употребима в Священном Писании Нового Завета для передачи особой эмоциональности. В этом случае закон именуется тенью ввиду того, что он представлял собой всего лишь прообраз грядущего. Для доказательства указанного тезиса обратимся к посланию апостола Павла к евреям, в жизни которых закон играл особую роль. Апостол пишет: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10, 1). Теперь обратимся к рассмотрению слова «благодать» (греч. ἡ χάρις – благодать[6]). Данное слово является довольно многогранным, и интерпретировать его можно по-разному. Часто под благодатью подразумевается нетварная Божественная сила или действие. Ее нельзя купить и получить только по своей воле – это ниспосылаемый Богом дар. Проанализируем теперь послание апостола Павла к коринфянам: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью» (2 Кор. 9, 8). Тем не менее, принимая во внимание стиль и композиционные особенности преподобного Иоанна Дамаскина, более удачным будет использовать другое значение данного слова – «милость, любовь». Для обоснования данного предположения можно привести эпизод из Евангелия от Луки: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30). Очевидно, здесь говорится об особом отношении Бога к Своему творению. Ветхий Завет учил людей закону, учил, как делать не нужно. Новый же Завет дает совершенно иное понимание отношений Бога и человека – не запретительные меры, а любовь и милосердие. Все благовестие Христа и сама Его жизнь говорит об одном – любовь и милость выше закона и справедливости. Господь пришел в наш мир не учить закону Моисея (сени законной), а милости (благодати). В доказательство данной мысли вспомним многие исцеления, которые совершил Спаситель. Женщину, взятую в прелюбодеянии, Он простил, хотя буква закона предполагала совершенно иную меру пресечения.
|
|||
|