Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прошла тень закона, настало же время благодати



Прошла тень закона, настало же время благодати

 

«Прейде сень законная, благодати пришедши»: здесь проводится противопоставление между законной сенью и благодатью.

Слово «сень» (греч. ἡ σκιὰ[5]) переводится с древнегреческого как густая тень, призрак. Стоит отметить, что в данном песнопении под выражением «сень законная» подразумевается не тень от закона, а сам закон. Данная конструкция называется генетивной метафорой, которая часто употребима в Священном Писании Нового Завета для передачи особой эмоциональности. В этом случае закон именуется тенью ввиду того, что он представлял собой всего лишь прообраз грядущего.

Для доказательства указанного тезиса обратимся к посланию апостола Павла к евреям, в жизни которых закон играл особую роль. Апостол пишет:

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10, 1).

Теперь обратимся к рассмотрению слова «благодать» (греч. ἡ χάρις – благодать[6]). Данное слово является довольно многогранным, и интерпретировать его можно по-разному. Часто под благодатью подразумевается нетварная Божественная сила или действие. Ее нельзя купить и получить только по своей воле – это ниспосылаемый Богом дар.

Проанализируем теперь послание апостола Павла к коринфянам: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью» (2 Кор. 9, 8). Тем не менее, принимая во внимание стиль и композиционные особенности преподобного Иоанна Дамаскина, более удачным будет использовать другое значение данного слова – «милость, любовь».

Для обоснования данного предположения можно привести эпизод из Евангелия от Луки:

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30).

Очевидно, здесь говорится об особом отношении Бога к Своему творению.

Ветхий Завет учил людей закону, учил, как делать не нужно. Новый же Завет дает совершенно иное понимание отношений Бога и человека – не запретительные меры, а любовь и милосердие. Все благовестие Христа и сама Его жизнь говорит об одном – любовь и милость выше закона и справедливости. Господь пришел в наш мир не учить закону Моисея (сени законной), а милости (благодати).

В доказательство данной мысли вспомним многие исцеления, которые совершил Спаситель. Женщину, взятую в прелюбодеянии, Он простил, хотя буква закона предполагала совершенно иную меру пресечения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.