Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные этапы цикла стратегического планирования и стратегического управления.



2. Основные этапы цикла стратегического планирования и стратегического управления.

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рисунке 1.

1. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды организации.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Наиболее часто на данном этапе используются PEST-анализ (изучается внешняя среда) и SWOT-анализ (внешняя и внутренняя среда).

2. Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

На данном этапе наиболее часто применяется метод «Дерево целей». Основная технология его построения называется декомпозицией и заключается в иерархическом выстраивании целей от наивысшей (главной) к целям низкого уровня. Все эти цели разрабатываются по различным направлениям. Однако подчиняются единой (жесткой) иерархии.

3. После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии.На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления.

Для наибольшей результативности разработанной стратегии рекомендуется в каждом конкретном случае (для каждого объекта стратегического планирования) разрабатывать свою, индивидуальную стратегию. Для этого существуют определенные матричные методы - Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ), матрица Мак-Кинзи, матрица стратегического соответствия, матрица жизненного цикла и т.д.

Если невозможна разработка индивидуальной стратегии, то рекомендуют применять комбинированную стратегию, т.е. сочетающую в себе элементы определенных, уже разработанных стратегий.

В крайнем случае можно применять уже разработанные стратегии. Главное – грамотно выбрать. Помочь в выборе может матрица Стрикланда-Томпсона (матрица выбора стратегий). Однако в данном случае результативность стратегического планирования не гарантируется.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.