|
||||||||||||||||||||||||||||
ordm; Ценовая эластичность спроса⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 30º Ценовая эластичность спроса Согласно закону спроса (см. параграф 9) потребители при понижении цены будут приобретать больше товара (товары Гиффина в расчет не принимаются), однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от товара к товару. Более того, реакция потребителей в отношение одного и того же товара, как правило, существенно зависит от начальной цены. Чувствительность спроса на товар к изменению его от цены может быть охарактеризована отношением процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены (1), где – спрос на товар при цене . Поскольку – невозрастающая функция, то отношение (1) будет всегда положительным, поэтому удобно иметь дело с его абсолютной величиной. Будем считать, что функция дифференцируема в рассматриваемой точке: (2) Такой предел называется коэффициентом эластичности спроса на рассматриваемом товаре. Если , то спрос называют эластичным, неэластичным. Понятно, что при эластичном спросе небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Неэластичный спрос означает, что потребитель слабо реагирует на изменение цены товара. Как видно из (2), коэффициент эластичности зависит от цены товара, то есть является функцией аргумента . Спрос на один и тот же товар может быть эластичным при одних ценах и неэластичным при других. Численные значения коэффициента ценовой эластичности, которые приводятся в экономической литературе, обычно соответствует равновесным рыночным ценам. Простейший способ проверить, является ли спрос эластичным - это определить, что происходит с выручкой или денежным поступлениями (совокупные расходы с точки зрения потребителя) в случае изменения цены товара. Если спрос эластичен, то уменьшение (увеличение) цен приведет к повышению (понижению) общей выручки. При неэластичном спросе ситуация противоположная: уменьшение (увеличение) цены приведет к уменьшению (повышению) общей выручки. Действительно, если – спрос на товар при цене , то общая выручка от продаж при цене составит . Заметим, что Поскольку - невозрастающая функция, то , следовательно, . Таким образом, если рассматривать общую выручку от продаж как функцию цены товара, то ее производная будет отрицательна при эластичном спросе и положительна при неэластичном, следовательно, сделанное утверждение верно. Разумеется, речь идёт о достаточно малых изменениях цены. Приведем коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые товары и услуги в США в конце 60-ых годов. Эти данные взяты из [2]
Таблица 1 Коэффициенты ценовой эластичности спроса на один и тот же товар на различных рынках (скажем на рынках США и Беларуси) могут существенно различаться. В рамках одного рынка коэффициенты эластичности могут изменяться с течением времени, даже если цены товаров при этом оставались неизменны. С временным фактором связано еще одно очень важное обстоятельство. Как видно из (2), коэффициент ценовой эластичности определяется функцией . Ее значение во многом зависит от временного промежутка, на котором измеряется спрос. Если этот промежуток достаточно мал (не превышает нескольких месяцев), то спрос называют краткосрочным, в противном случае говорят о долгосрочном. Оказывается, что коэффициенты ценовой эластичности краткосрочного и долгосрочного спроса на один и тот же товар могут существенно отличаться друг от друга. Обычно спрос на товар тем эластичнее, чем длиннее промежуток времени для принятия решений. Так, исследования американских экономистов показали, что краткосрочный спрос на бензин (коэффициент 0,2) менее эластичен, чем долгосрочный спрос (коэффициент 0,7). Происходит это потому, что с течением времени в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. Среди других факторов, влияющих на эластичность спроса, отметим следующие: чем больше хороших заменителей данного товара предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Спрос диабетиков на инсулин крайне неэластичен, поскольку не существует хороших заменителей данного препарата. Из отмеченного правила, в частности, следует, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы Лукойл является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд других сортов масла легко заменит масло Лукойл, но хорошего заменителя машинного масла как такового не существует. Как правило, чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность на него при прочих равных условиях. Так, например, 10%-ый рост цен на карандаши вызовет минимальную реакцию в плане изменения спроса на этот товар. В то же время 10%-ый рост цен на автомобили приведет к существенному их подорожанию в абсолютном измерении. Поэтому можно ожидать, что количество покупаемой продукции существенно уменьшится. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным. Спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнаны в качестве предметов первой необходимости. Повышение цен на эти товары не приведёт к существенному сокращению потребления хлеба и электричества в домашнем хозяйстве. Как видно из таблицы 1, коэффициенты ценовой эластичности спроса на эти товары очень малы. С другой стороны, французский коньяк и бриллианты являются предметами роскоши, которые могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на них поднимутся, их можно не покупать и, приняв такое решение, никто не столкнётся с полученными неудобствами. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам: 1. Это продукт первой необходимости 2. Хороших заменителей соли мало 3. Соль занимает ничтожное место в семейном бюджете Понятие эластичности спроса имеет большое практическое значение. Приведем два примера, подтверждающих это: Пример 1. Небывалый урожай (11º). Исследования американских экономистов показали, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции в США крайне неэластичен (с коэффициентами порядка 0.15 – 0.30). В силу этого увеличение производительности с/х продукции (благодаря росту эффективности производства или хорошим погодным условиям) одновременно снижает как цены продукции, так и суммарную выручку (доходы фермеров). Для фермеров как социальной группы неэластичный спрос на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства. В урожайные годы спекулянты скупают пшеницу, в неурожайные – выбрасывают ее на рынок, и тем самым являются стабилизаторами цен на рынке. Пример 2. Акцизный налог (11º). Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство должно принимать во внимание эластичность спроса на них. Как уже отмечалось, акцизный налог устанавливается в виде определенной денежной суммы за единицу проданной продукции в натуральном выражении. Введение или повышение акцизного налога приведет к увеличению цены товара (см. 1.2.6)(11º). Если спрос на товар эластичен, то это повлечет за собой уменьшение объёма продаж как в натуральном, так и в денежном выражении. В этом случае доход от налогообложения (имеются в виду все виды налогов, прямо или косвенно связанные с объёмом продаж и выручкой продавцов), может сократиться. Это обстоятельство заставляет законодателей, устанавливающих такие налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен (алкогольные напитки, сигареты).
|
||||||||||||||||||||||||||||
|