|
||||||||
Электролиты и неэлектролиты. Понятие об электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Катионы и анионы. Понятие о качественных реакциях. Качественные реакции на ионы Н+ и ОН⎺ в водных растворах. ЛабораторныСтр 1 из 4Следующая ⇒
Электролиты и неэлектролиты. Понятие об электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Катионы и анионы. Понятие о качественных реакциях. Качественные реакции на ионы Н+ и ОН⎺ в водных растворах. Лабораторные опыты: 1) качественные реакции на ионы Н+ и ОН⎺ в водных растворах. Степень диссоциации. | ||||||||
Цель | образовательные: - сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах; поведении веществ в растворах; об электролитической диссоциации; - использовать межпредметные связи курсов физики и химии для более осознанного и глубокого изучения этих явлений; - на основе повторения материала, закрепить знания об ионной и ковалентной связях.. развивающие: - совершенствовать умение сравнивать и анализировать, классифицировать, - выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы;- развивать внимание, память обучающихся, образное мышление; -раскрыть мировоззренческие идеи о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ. воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде; - воспитывать самостоятельность, культуру речи. | |||||||
Оборудование |
| |||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |||||||
Методы | словесные | |||||||
Ход урока: | ||||||||
I Организационный этап | Приветствие. | |||||||
II Изучение нового материала | ||||||||
Очень важным в химии воды и водных растворов является ион гидроксония Н3О+. Вода очень слабый электролит, и ее молекулы в крайне незначительной степени распадаются на ионы водорода Н+ и гидроксид-ионы ОН–, т. е. диссоциируют: Н2О = Н+ + ОН–. Однако существование «голого» (без электрона) маленького заряженного протона в воде совершенно невероятно, и он, если и образуется, сразу соединяется с молекулой воды: Н2О + Н+ = Н3О+ поэтому правильнее записывать уравнение диссоциации воды в таком виде: Н2О + Н2О = Н3О+ + ОН– В растворах кислот также нет свободных ионов водорода, а существуют только ионы гидроксония. Впрочем, и сами ионы гидроксония окружены оболочками молекул воды, и их нельзя считать свободными. В воде и растворах щелочей нет и свободных гидроксид-ионов ОН–. Они соединены с молекулами воды. В связи с этим представление о свободных ионах применимо только к газовому состоянию вещества. Ступени диссоциации Некоторые вещества диссоциируют на ионы в одну стадию (как NaCl), а другие - ступенчато. Рассмотрим диссоциацию ксилот. Кислоты– это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка. Сильные кислоты диссоциируют полностью по одной ступени: HCl = H+ + Cl- HNO3 = H+ + NO3- H2SO4 = 2H+ + SO42- При диссоциации сильных кислот ставится знак равенства, а при диссоциации слабых кислот вместо знака равенства ставится знак обратимости. HNO2 ⇆ H+ + NO2- Многоосновные слабые кислоты диссоциируют ступенчато. На каждой стадии отщепляется ион водорода. Например, диссоциация фосфорной кислоты идет в 3 ступени: | ||||||||
Следует учитывать, что диссоциация, в данном случае, по второй ступени протекает намного слабее, чем по первой, а диссоциация по третьей ступени при обычных условиях почти не происходит. Важно заметить, что концентрация ионов на разных ступенях разная. На первых ступенях ионов всегда много, а до последних доходят не все молекулы. Поэтому в растворе ортофосфорной кислоты концентрация дигидрофосфат-анионов будет больше, чем фосфат-анионов. Как видно, все кислоты при диссоциации образуют катионы водорода, поэтому они имеют кислый вкус и изменяют окраску индикаторов: лакмус и метилоранж становятся красными. Основания – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и в качестве анионов гидроксид-ионы. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|