|
|||
Развивающие. Воспитательные ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Развивающие Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов Развивать чувства формы, симметрии Развивать мелкую моторику Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки Воспитательные Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы Образовательные области: Художественно эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Методы: Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций) Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово) Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)
Виды детской деятельности: Художественно эстетическая деятельность Продуктивная деятельность Познавательная деятельность Речевое развитие Индивидуальная работа: Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров Материалы и оборудование: Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов Предметы посуды из соленого теста Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух Книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели» Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда» Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле) Чтение стихов: «Сине белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский Слушание музыки Русские лирические мелодии: «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица» Песни современных авторов П. Синявский, «Незабудковая гжель» Усвоение песенных навыков «Гжель» З.Я.Роот «Лазури хоровод» М.Кузьмичева «Россия, Россия» М.Кузьмичева «На Руси умельцев много», муз. Иванова Музыкально-игровое творчество «Матушка Гжель» «Найди гжельский узор» «Сложи узор» Изготовление из соленого теста предметов посуды Предполагаемый результат: Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях Окрепшая моторика рук Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений
11.Игровые упражнения (название, возр. гр.) В средней группе. «Узнай элементы узора», «Собери целое», «Собери пазлы - Гжель», «Разбитые блюда»,
12.Описать игровое упражнение «Разбитые блюда» Цель. Учить находить одинаковые элементы гжельской росписи на частях силуэтов посуды и складывать из этих частей целое. Коррекционно-речевые задачи. Закреплений названий элементов гжельской росписи; развитие мелкой моторики рук. Оснащение. Силуэты посуды, разрезанные на части. Ход встречи-игры. Воспитатель предварительно готовит ребенка на роль Емелюшки и ведет с ним диалог. Воспитатель. - Что это ты, Емелюшка такой грустный? Емеля. - Ох, горе у меня, вез посуду на ярмарку, да разбил, не довез. Воспитатель. - А красивая ли была твоя посуда? Емеля. - Самая красивая на Руси посуда – так говорят наши мастера. Белоснежный фон и яркие узоры. Вот, одни осколочки остались от моей посуды (показывает «разбитые блюда».) Воспитатель предлагает детям сложить «осколки», чтобы посмотреть, какими были блюда и назвать элементы гжельской росписи на них.
13.Использование в начальной школе þ Класс, учебная дисциплина Урок изодеятельности с 1 классов þ Формы работы (конкретные названия, р.) Рисование, лепка, аппликация. @ Конспект одной из форм работы приложить. Конспект урока рисования для 1 класса Тема урока: Гжель. Сказочная гжель. Цели урока: - Дать понятие декоративно-прикладное искусство. Познакомить детеи с искусством гжельских мастеров — росписью «Гжель» - Формировать практические навыки и умения рисования по образцам, составлять узор по мотивам гжельскои росписи. Совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками. - Воспитывать интерес к искусству русских мастеров. Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе. Необходимое оборудование: Для учеников: макеты из бумаги для раскрашивания (тарелки,кувшины, чашки, сахарницы, гуашь синих тонов, кисти, палитра, баночки для воды, салфетки, простои карандаш, ластик Для педагога: образцы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чаиники и т. д.) для демонстрации, репродукции, презентация «Гжель» для мультемедиинои доски. Аудиозапись ("Незабудковая гжель "- муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, Музыка В. Темнова, Стихи О. Левицкого- "Сказочная Гжель", Музыка В. Андреевои, сл. Е. Огоньковои «Гжель-весна», Маханенко Нелли и Мишукова Екатерина -Гжель) План урока (45 мин): - Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрациеи гжельскои росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 15 мин. - Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 25 мин. - Заключительная часть. Подведение итогов. Демонстрация работ. 5 мин. Ход урока: Наш сегодняшнии урок посвящен необыкновенно-красивои росписи, «Сказочнои гжели». Гжель — это не только роспись посуды, предметов быта, но и природа и времена года. Это сценки городскои жизни, деревенскии пеизаж и быт и т. п.Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, Русалки, Коты-Баюны и т. п. Но в начале послушаите быль: «Давным-давно это было. В некотором царстве, в россииском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белои глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокои температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людеи порадовать да свои краи прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какои свет не видывал. Стал каждыи мастер свое умение показывать.Один слепил чаиник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другои мастер посмотрел, подивился, но чаиник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третии мастер подивился красоте такои, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочнои. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затеиливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогои и смотрят. А вокруг сказочная красота,разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синии лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белыи туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белыи фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свои любимыи краи, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сеи день жив старинныи городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.» - Демонстрация репродукции, посуды. Русскии живописец Б. М.Кустодиев говорил: «. гжельские чаиники и чашки цветут “колдовскими синими цветами». Главныи секрет стиля «Гжель» – это мазки. Мазок – родовая примета гжели. Основнои прием – правильное соотношение синего и белого или сочетание белизны заснеженных полеи Подмосковья и прозрачнои синевы ясного неба. Самыи распостраненныи и пожалуи любимыи узор – гжельская роза. Кроме роз художники изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Это может быть букет из нескольких цветов или цветы разбросаны по всеи поверхности. Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Л. Куликова. - Демонстрация презентации «Гжель» Но цветы — это лишь элемент в росписи,которая собрала в себе огромное разнообразие идеи из природы и науки: травка, злаки, ягоды, веточки, листья, шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок – отводка тоже вдоль бортика. Художники рисуют так же знаменитые гжельские сетки – «гребенки» (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жестким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистые линии, звезды, круги на дне тарелки. В стили «Гжель» рисуют картины (пеизажи, натюрморты и т. д.) Вопрос: Что украшают гжельскими узорами? (Ответ: Вазы для цветов, чаиники, сахарницы, чашки, блюдца, чаиные сервизы, картины.) А сеичас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У каждого из вас на столе есть макет (ученики называют имеющиеся макеты для раскрашивания, но только он белыи, не раскрашенныи. Как истинным художникам, его необходимо раскрасить. А что бы во время работы нас посетило вдохновение, нашу работу будут сопровождать песни про «Гжель» В процессе самостоятельнои работы педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. В конце урока устраивается выставка. Педагог не забывает похвалить каждого учащегося, обратив внимание на самые удачные макеты. Наш урок подошел к концу, мы потрудились очень хорошо. Но мы не прощаемся. Русь всегда славилась своими мастерами и мы с вами еще не раз вернемся к ним в гости.
14.Игровые упражнения (название, «Синеглазая Гжель», «В гостях у народных мастеров», «Прорисуй цветок», «Продолжи элементы росписи»
15.Игровые задания для рисования, лепки, или аппликации. Выполните графически:
Д/и «Собери целое»
Лото
16. @ Сочините сказку, рассказ, стихотворение о керамике Косова (приложить). Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
17. & Литература для чтения детям о промысле: Альбомы ФГОС «Мастерская Гжели», Русские художественные промыслы / [отв. ред. М. Шинкарук] – М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2011], Русский быт : [для сред. шк. возраста] / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, 2010. - 287 с. - (История России).
18.Ведущие мастера промысла: А. Федотов, В. Розанов, В.Седачева, Н.Бидак, В.Бидак, В. Авдонин 19. & Методические статьи: научная статья по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Викторовна.
|
|||
|