Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Студент: __Пироженко О.Н _____________________________

(ФИО)

Группа _ПО/д/б-15-1з ____________________________

 

Профиль _________________________

Севастополь


Художественная керамика

 

1.Центры по производству керамических изделий (народов России):

……………………………………………………..

1) …Филимоново……………………………………………………..

2) …Скопин……………………………………………………..

3) …Гжель……………………………………………………..

4) …Дымково……………………………………………………..

 

2.Название изделий из глины (дать определение):

Керамика    изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Майолика …это керамика, с разноцветным пористым черепком, роспись изделия осуществляет без исправлений по непрозрачной глазури, также с нанесением люстровых глазурей (люстра). Майолика – ответвление керамики с использованием обожженной глины и расписной глазури.

Фаянс   ………………………………………………………………………………………………………………………  это керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.

Фарфор    отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям  фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.

……………………………………………………...

3.Способы создания изделий из глины: Ручная лепка и современными керамистыми способами жгутовой

лепки.……………………………………………………………………………………………………………………………

4.Способы украшения изделий из глины: Крытьё, живопись, подглазурная роспись, надглазурная роспись, травление, прямая печать (трафаретная печать, прямая шелкография цифровая печать, непрямая или трансферная печать, декальмония, сублимационная печать, термопечать).……………………………………………………………………………….

5. Виды изделий из глины:

1) Плотные - напольная плитка и дорожный кирпич

2) Пористые - глиняный кирпич, пустотные стеновые камни, черепицу для кровли, облицовочную плитку

 

 

С К О П И Н С К А Я К Е Р А М И К А  

 

1.Место нахождения промысла: в городе Скопин Рязанской области (Россия)

2.Материал первоосновы: глина

3.Способы украшения, материалы: украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой.

4.Содержание сюжетов керамики: Украшение дома, сюжет, древние символы, детские рисунки, панно на стену, птицы сосуд в форме петуха, кашпо, часы «Мудрая сова» ,Свистулька-окарина «Шипящий гусь»

5.Виды продукции: кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных).

6.Цвет

 

 

6.Технологические элементы лепки, декорирования

 

2-ая мл. группа Средняя группа Старшая группа
  Приёмы лепки: скатывание, сплющивание, вдавливание, сглаживание. Декорирование: колбаски, шарики,овалы.   Приёмы лепки: скатывание, сплющивание, вдавливание, сглаживание, оттягивание, раскатывание, прищипывание. Декорирование: колбаски, шарики,овалы, налепливание ,жгутики,завитки. Приёмы лепки: скатывание, сплющивание, вдавливание, сглаживание, оттягивание, прищипывание, соединение частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. Декорирование: колбаски, шарики,овалы, налепливание ,жгутики,завитки.

 

8.Использование в ДОО

þ Возрастная группа 2-я младшая – старшую группу

þ Формы работы (конкретные названия, возр. гр.). В средней группе проводятся беседы, выполнение работ по изо деятельности , д/и, настольно – печатные игры, малоподвижные игры , подвижные. выставка детского творчества, консультации с родителями, обогащение предметно – развивающей среды.

 

@ Конспект одной из форм работы приложить Беседа «Скопинская керамика» (Знакомство с керамикой) средняя группа.

Цель: Создание условий для знакомства детей с керамикой.

Задачи:

Познакомить детей с глиняной посудой.

Уточнить свойства керамической посуды: тяжелая, не пропускает воду,

твердая, гладкая, звучит, распадается на куски от удара.

Подвести к восприятию изделий скопинской керамики, не называя промысла.

Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с

помощью рук.

Развивать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного

искусства.

Воспитывать желание узнавать новое об окружающих предметах.

Поощрять проявление эмоций при рассматривании изделий скопинского

промысла.

Обогащение словаря: керамика, глазурь.

Активизация словаря: тяжелая, гладкая, блестящая, твердая, глиняная.

Оборудование: керамическая посуда скопинского производства, вода.

Мотивация: игровой прием.

Предшествующая работа.

Рассматривание разнообразной глиняной посуды.
Ход.
Дети, к нам в детский сад принесли посылку (показывает ). Интересно, что же в ней? (Достает и показывает детям посуду) . Что это? Из чего сделана эта посуда? Да, это глиняная посуда. Её можно назвать одним словом – керамика. Повтори,…(спросить 3-4 детей). Сегодня мы будем говорить о керамике. Глиняная посуда появилась очень давно. В ней готовили еду, хранили молоко, воду. Из влажной глины как из теста можно лепить любую посуду: горшки, тарелки, вазы. Люди заметили, если посуду обжечь в печи, она станет твердой, как камень. Подойди,…, потрогай эту чашку. Какая она? …А теперь возьми ее в руки: она легкая или тяжелая? Посуда из глины твердая и тяжелая. А давайте посмотрим, что будет, если мы нальем в керамическую чашку воды. Чашка не пропускает воду. А если потихоньку постучим по чашке, что мы услышим? Иди,…, постучи. Какой красивый звук! О керамической посуде можно сказать, что она звучит. Как вы думаете, если уронить керамическую вазу на пол, что ЧС ней будет? От удара керамика разбивается, распадается на куски. А теперь ты,…, иди , потрогай эту вазу (вместе с ребенком гладит поверхность вазы). Что еще можно сказать о керамической посуде, какая она? Да, она гладкая и блестящая. А блестящая она потому, что покрыта глазурью – блестящим слоем. Чем же покрыта керамика? (Спросить 3-4 детей). Что-то мы засиделись, давайте поиграем. Встаньте. Физкультминутка. «Мы устали, засиделись». Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. ( Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки), Мы посуду рассмотрели, И в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (Повороты в стороны) Приседанья начинаем, Про керамику все знаем. Вверх и вниз, вверх и вниз Приседать не торопись. (Приседания) И в последний раз присели, А теперь на стульчик сели. (Дети садятся). Так что же вы узнали сегодня о керамике, давайте вспомним. Что такое керамика? Какая керамическая посуда, если ее потрогать и подержать? Чем покрыта керамика, почему она блестит? Что еще можно сказать о керамических изделиях? Вам нравится такая посуда, хочется на нее еще раз посмотреть? Все керамические вещи сделаны из глины. Они твердые и тяжелые, гладкие, не пропускают воду, от удара разбиваются. Керамика блестящая и красивая, покрыта глазурью, на нее хочется смотреть.

 

9.Игровые упражнения (название, возр. гр.) 3г. – «На что похоже», «Украсим вазу».

 

10.Описать игровое упражнение

Дидактическое упражнение «Подбери чашки к блюдцам»
ЦЕЛЬ: Учить детей различать цвета желтый, зеленый, коричневый и их оттенки, использовать названия в речи. Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца разных цветов и оттенков и рассказывает: - В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю поставили вот такие блюдца. Какие? На среднюю – вот такие. Какие? На нижнюю? Одинакового ли оттенка блюдца на верхней полке? На средней? На нижней? - Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца. Воспитатель вызывает 3 детей и предлагает подобрать чашки к блюдцам. Примечание. 1.На каждой полке стоят чашки и блюдца одного цвета и разных оттенков. Например: темно-зеленая, посветлее, светло-зеленая. 2. В зависимости от количества играющих детей должно быть несколько экземпляров оборудования.

 

11.Использование в начальной школе

þ Класс, учебная дисциплина «Урок изобразительного искусства» с 1 класса

þ Формы работы (конкретные названия, р.) Лепка, рисования, беседы, показ презентаций, экскурсии

 

@ Конспект одной из форм работы приложить.

Урок изобразительного искусства на тему «Скопинская керамика»
Цель урока: прививать интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамического изделия.

Задачи:

  • образовательные: формировать у школьников представления о разнообразии и выразительности решения образа в фигурных керамических сосудов скопинских мастеров. Знакомить с технологией изображения и декора сосудов сложной конфигурации мастерами из Скопина; стимулировать мотивацию к творчеству;
  • развивающие: развивать у детей творческие способности рисования на основе вариации и импровизаций мотивов керамики Скопина;
  • воспитательные: воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев; продолжать воспитывать интерес к познанию искусства.

Оборудования:фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды. Иллюстрации, ТСО, слайды с изображением изделий Скопина.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.