Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава XV. Сознание 46 страница



связан с открытием структур, управляющих в целом механизмами патологических

новообразований. Познание сущности (как и познание формы и содержания, элементов

и системы) важно не само по себе, а для овладения ею, для управления системами.

 

По мере развития знания о материальных системах обнаруживается, что сфера

явления в ходе этого процесса расширяется. То, что было сущностью первого

порядка вчера, сегодня, при сопоставлении с сущностью второго порядка, т.е. с

тем, что обусловливает первичную сущность, может оказаться явлением. В нашем

примере со злокачественным заболеванием в сферу явления попадают, таким образом,

не только внешние симптомы болезни, устанавливаемые при терапевтической

диагностике, но и те процессы, признаки, которые на начально-сущностном уровне

фиксируются канцерогенной теорией, однако сколько-нибудь полно ею не объясняются

и на этой основе эффективно не "управляются". В литературе приводится и такой

факт: атомный вес в одном отношении (к химическим свойствам элементов) выступает

как сущность, а в другом (к более глубокой сущности - заряду ядра атома) - как

явление. В общем наблюдается такая картина: свойство "D" какой-либо материальной

системы, будучи сущностью по отношению к свойству "С", в то же время выступает

как явление по отношению к более глубокой сущности "Е"; в свою очередь "Е" будет

явлением (или его частью) по отношению к еще более глубокой сущности "F", и т.д.

Иначе говоря, одна и та же структура может быть одновременно и явлением, и

сущностью: явлением в одном отношении, сущностью - в другом.

 

Отсюда верность того понимания сущности, которое связывает ее с обусловливанием.

Сущность определяется лишь по отношению к некоторой системе. Нельзя спрашивать,

существенен или нет некоторый признак безотносительно к какой-либо системе или

безотносительно к специфике отношения обусловливания признаков в этой системе.

Конкретный предмет объективно представляет собой множество различных систем (или

подсистем). Относительно каждой из них можно выявить ее сущность. Но выявление

сущности предмета и определение сущности - вещи разные. Мы определяем понятие

сущности не относительно всех систем, а относительно каждой из систем (см.:

Петров Ю.А. "Логическая функция категорий диалектики". М., 1972. С. 136 - 137).

 

Таковы основные характеристики системности как атрибута материи, выражаемые

понятиями "структура - элемент - система", "целое - часть", "содержание -

форма", "сущность - явление". К этой группе категорий, характеризующих

системность материи, относятся также "вещь - свойство - отношение"; "единичное -

особенное - общее" и некоторые другие категории. Дальнейшую свою конкретизацию

системность получает при анализе развития и детерминации (самодетерминации)

материальных систем, на чем мы и остановимся.

 

Глава XXIV. Детерминизм

 

§ 1. Общая характеристика детерминизма

 

Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития

общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципрм

философского учения о бытии. Если принцип субстанциального единства мира дает

ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в

основе его единства, если принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается

ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения, то

принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в

своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный,

упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это

вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как

упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и

ответы на первые два, всегда интересовал философов, начиная с античности; в

зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления:

философский детерминизм и философский индетерминизм.

 

Первоначально смысл слова "детерминация" был связан с буквальным его значением и

имел антропоморфный характер. Термин "детерминация" происходит от латинского

determinare, означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом

смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его

признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерминация в этом

смысле обязательно предполагает существование познающего субъекта. Позже

детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование,

становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов.

Но такое изменение употребления термина "детерминация" путем приписывания ему

объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового

значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение,

ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний

другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и

приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях.

Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее

существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду

современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных

явлений.

 

Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В

основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений,

которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и

способом его реализации, а с другой - следствием и предпосылкой универсального

характера развития.

 

Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия.

Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи

оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение

детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и

является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее

учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее

существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи

(см.: Кедров Б. М. "Научная концепция детерминизма" // "Современный детерминизм,

законы природы". М., 1973. С. 8).

 

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский

детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры

отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности,

необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии

типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда

других проблем.

 

В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть

представлен в совокупности следующих тезисов:

 

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством

которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки

и которая объясняет изменение явлений. Как справедливо замечает Я.Ф. Аскин, в

рамках этого тезиса "детерминизм - это отношение, выражающее зависимость вещей

(свойств вещей, отношений между ними, событий, процессов, состояний) в их

существовании и изменении от любых факторов" (Аскин Я.Ф. "К вопросу о категориях

детерминизма" // "Современный детерминизм и наука". Т. 1. Новосибирск, 1975. С.

44 - 45).

 

2. В основе всего многообразия отношений детерминации (или обусловливания) лежит

генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину,

каждое событие порождается, производится другим событием, и этот процесс

порождения сопровождается переносом вещества, движения и информации. Иными

словами, принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента

включает принцип причинности.

 

3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании непричинных отношений

детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все отношения

детерминации к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия

типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинности. В то же

время причинная детерминация оказывается основанием для существования всех

других типов детерминации.

 

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс

обусловливания имеет регулярный упорядоченный характер. Он подчиняется законам,

имманентным схемам бытия, внутренне присущим отношениям между явлениями.

Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным

отношениям в процессе своего существования и изменения.

 

Требует разъяснения отношение между вторым тезисом, в котором постулируется

принцип причинности, и третьим тезисом, в котором утверждается существование в

мире непричинных типов обусловливания или детерминации. На первый взгляд может

показаться, что эти тезисы находятся в отношении противоречия. Во втором тезисе

утверждается всеобщий характер причинности, а в третьем - существование в мире

непричинных типов обусловливания. Если истолковывать содержание третьего тезиса

о существовании в мире наряду с каузальностью явлений, не имеющих причин, то

действительно мы сталкиваемся с логическим противоречием. Однако в

действительности в третьем тезисе лишь утверждается, что, хотя каждое явление

имеет причину, многообразие отношений между явлениями не исчерпывается

отношениями причинения, существуют и другие виды отношений объективного

обусловливания, знание которых в равной степени важно для успешной

познавательной и практической деятельности человека. Поэтому принцип

закономерности находит свое проявление как в отношениях причинной, так и в

отношениях непричинной детерминации. В этом плане принцип закономерности

оказывается шире по своему объему, чем принцип причинности.

 

Требует пояснения и соотношение понятий причинности и принципа детерминизма. Из

приведенного выше определения принципа детерминизма следует, что понятие

причинности рассматривается как необходимая составная часть принципа

детерминизма и что последний утверждает о мире нечто большее, чем принцип

причинности.

 

В нашей литературе имеет место тенденция к отождествлению принципа причинности и

принципа детерминизма. Например, в "Философской энциклопедии" детерминизм

определяется "как учение о всеобщей причинной материальной обусловленности

природных, общественных и психических явлений" (Ярошевский М. "Детерминизм" //

"Философская энциклопедия". Т. 1. М., 1960. С. 464). При таком отождествлении

причинности и детерминизма само использование термина "детерминизм" оказывается

излишним. Более логично в таком случае для обозначения учения о регулярной

обусловленности использовать термин каузализм. Кроме того, такое отождествление

ведет к исключению самой возможности существования непричинных типов и видов

обусловливания, а значит, и к исключению возможности существования непричинных

законов, что противоречит реальной практике науки.

 

Отождествление причинности и детерминизма имеет исторические корни и содержит в

себе зерно истины. Рациональным моментом в нем является мысль о неразрывности

принципа детерминизма и принципа причинности. Отрицание причинности с

необходимостью ведет к отказу от материалистического детерминизма. Однако

сведение детерминизма только к учению о причинности значительно обедняет

концепцию философского детерминизма.

 

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм (см.: Огородников В.

П. "Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения". М.,

1985, раздел "Индетерминизм и метафизика против науки"). Существуют различные

формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности,

либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний

вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая

значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят

субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости,

закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию

мира, но не самому миру.

 

В современной западной философии весьма распространена доктрина, сторонники

которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности.

Иногда эту доктрину обозначают термином "номологический детерминизм" (от греч.

"nomos" - закон). Но фактически эта доктрина является скрытой формой

индетерминизма, поскольку, как уже говорилось, исключение принципа причинности

ведет к индетерминизму, так как отношения обусловливания тем самым лишаются

субстанциальной материальной основы.

 

Изучающий проблемы детерминизма должен иметь в виду многозначность употребления

термина "детерминизм" как в отечественной, так и в зарубежной литературе, а

поскольку термины "детерминизм" и "индетерминизм" являются антонимами, эта

многозначность оказывается характерной и для употребления термина

"индетерминизм". Так, широко распространено употребление термина "детерминизм"

для обозначения одной из исторических форм детерминизма - лапласовского

детерминизма, в котором детерминированность явлений отождествляется с их

однозначной предсказуемостью. Соответственно те философы, которые отрицают

лапласовский детерминизм, должны именоваться "индетерминистами", хотя отрицание

лапласовского детерминизма не связано однозначно с отрицанием принципа всеобщей

обусловленности, причинности, закономерности и, следовательно, не обязательно

ведет к доктрине философского индетерминизма.

 

В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с

опорой на ряд философских категорий, к которым относятся прежде всего такие, как

"причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление",

"необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность", "действительность" и

др.

 

 

§ 2. Причина и следствие. Цепи причинения

 

Как уже отмечалось, основанием философского детерминизма является учение о

причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение

является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает

в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение

причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при

которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с

необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое

следствием.

 

В данном случае одностороннее воздействие, кстати, широко распространенное в

природном и социальном мире, получается при отвлечении от обратного воздействия

и от взаимосвязей, частью которых такое воздействие является. Если же несколько

расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть

взаимодействие. Возможны два типа взаимодействий:

 

1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах;

пример - воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием

заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов:

 

2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины;

пример - взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона:

 

Причина при таком ракурсе, т. е. в плане взаимосвязей, определяется как

взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во

взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление.

Причина есть взаимодействие, следствие - результат взаимодействия.

 

Приведенное же первоначально определение (как одностороннее действие одного тела

на другое) сохраняет свою силу при первом типе взаимодействия, выступая лишь

одной из его сторон: (так, на практике врач отвлекается от обратного воздействия

организма на вирус, а исследователь вируса сосредотачивает внимание только на

биохимических или каких-либо иных изменениях в своем объекте).

 

Каковы же критерии, способные распознать причинно-следственную связь и отличить

ее от других, близких к ней типов детерминации (например, от функциональных

зависимостей)?

 

Первым и основополагающим признаком причинного отношения является наличие между

двумя явлениями отношения производства или порождения. Причина не просто

предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни,

генетически обусловливает его возникновение и существование. Это свидетельствует

о том, что причинная связь является субстанциальной связью. Субстанциальный

характер причинной связи одним из первых подчеркивал Гегель, определяя

причинность как "шествие субстанции". В процессах причинения происходит перенос

вещества, энергии и информации. Если мы исключаем возможность существования

между двумя явлениями отношения порождения, то тем самым мы исключаем и наличие

между ними отношения причинения. Как отмечают исследователи этих отношений,

перенос вещества, энергии или информации в процессах причинения связан с

преобразованием формы движения и структурных моментов в соответствии со

специфическим содержанием объектов, являющихся причиной и следствием; благодаря

преломлению причинного воздействия через специфическую природу материальной

системы (или систем) следствие оказывается несводимым по своему качеству к

действующей причине.

 

Отношение генетического порождения обусловливает существование и другого

признака причинного отношения: причинное отношение характеризуется

однонаправленностью или временной асимметрией. Это означает, что формирование

причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс

причинения имеет определенную направленность во времени от того, что есть, к

тому, что возникает, появляется. Процесс причинения необратим, и на этой

необратимости процессов причинения некоторые авторы основывают и необратимость

времени. Если мы рассматриваем отношение между двумя явлениями и обнаруживаем,

что одно из них предшествует другому во времени, то это другое ни при каких

условиях не может рассматриваться как следствие. В то же время сам факт

регулярного предшествования одного события другому во времени (пример: весна -

лето, ночь - день) не дает еще основания считать первое событие причиной, а

второе - следствием. Последовательность во времени является необходимым, но

недостаточным условием для существования причинного отношения. Только если два

следующих одно за другим события связаны отношением порождения, они находятся в

причинной связи.

 

В некоторых случаях может создаваться представление об одновременности

существования причины и следствия. Например, при какой-либо болезни причина

(вирус) "сосуществует" с патологическим состоянием. Такое представление

ошибочно; причина остается порождающим фактором (по крайней мере самого начала

развертывания следствия); следствие же "заходит" в зону продолжающегося

причинного действия и может завершаться одновременно с окончанием действия

причины.

 

Третьим признаком причинного отношения является его необходимость,

однозначность. Если причина возникает в строго определенных фиксированных

внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное

следствие, и это имеет место независимо от локализации этого причинного

отношения в пространстве и времени. Отношение причины и следствия имеет

закономерный характер, а само представление о необходимом характере связи между

причиной и следствием включается в закон причинности. Формулировка закона

причинности: равные причины всегда порождают равные следствия.

 

Необходимость связи следствия с породившей его причиной не следует смешивать с

вопросом о самом характере следствия: оно может быть необходимым или случайным.

Случайными те или иные явления считаются не потому, что они не вытекают с

необходимостью из своих причин, а потому, что они порождаются случайными

событиями. Сама связь следствия с порождающей его причиной не может быть

случайной. Сферой существования случайности является не взаимосвязь причины и

следствия, а взаимосвязь элементов, составляющих причину, взаимодействия тел и

элементов, их образующих (см.: Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.,

1967. С. 234 - 242).

 

Четвертым признаком причинно-следственного отношения является его

пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное

отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как

определенная цепь причинно связанных событий. Если интегральная причина и

следствие разделены пространственным промежутком, то эта причинная цепь

разворачивается в пространстве. Если причина и следствие сосуществуют в одной

точке пространства, то они разделены временным интервалом, и причинная цепь

реализуется во времени. Фактически имеет место и то, и другое. Пространственная

непрерывность означает, что когда два явления, выступающие по отношению друг к

другу как причина и следствие, разделены пространственным интервалом, то этот

интервал должен быть заполнен непрерывной цепью необходимо связанных причинных

событий. Разрывов в этой цепочке причинно связанных событий не должно быть.

Именно по этой цепи событий и происходит перенос вещества, энергии и информации

от причины к следствию. Разрыв в цепи нарушал бы субстанциальный характер связи

между причиной и следствием.

 

Временная непрерывность, имеет место тогда, когда два события, выступающие по

отношению друг к другу как причина и следствие, имеют место в одной точке

пространства, но разделены конечным временным интервалом. Требование временной

непрерывности означает, что между этими событиями существует множество других

причинно связанных событий, смежных во времени. Поскольку причинная связь всегда

реализуется и разворачивается во времени, постольку всегда имеет место и

временная смежность.

 

В мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего

возникновения и существования. Существование беспричинных событий противоречило

бы и принципу материального единства мира, и принципу развития, и принципу

универсальной взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного события

означало бы фактически его независимость от всего остального материального мира;

оно должно было бы рассматриваться как самостоятельная субстанция; тем самым

нарушался бы субстанциальный аспект единства мира. Поскольку процесс причинения

выступает необходимым звеном любого процесса развития, существование

беспричинных событий вело бы к отрицанию всеобщего характера развития. С

естественнонаучной точки зрения существование беспричинных событий входит в

противоречие с законом сохранения материи и энергии, ибо оно демонстрировало бы

возникновение чего-либо из ничего.

 

За признанием всеобщности причинности в силу его субстанциального характера

стоит старая философская максима: "Ничто не может возникнуть из ничего или

превратиться в ничто".

 

Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлений обычно

называется принципом причинности. Возможны различные его формулировки. Наиболее

удачной, на наш взгляд, является следующая: "Всякое изменение в состоянии какого

бы то ни было материального тела может быть вызвано только материальным

воздействием, определенным материальным процессом".

 

Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет

его основу. (Те же функциональные зависимости, как, к примеру, день и ночь,

радиус круга и его площадь, имеют своим основанием определенную причину).

 

Причинно-следственная связь является фундаментальной не только в том смысле, что

на ней основываются в конечном счете другие, непричинные типы детерминации. Это

связь оказывается простейшей и вместе с тем базисной в том еще отношении, что из

нее исходят, на ней формируются более сложные виды самих каузальных отношений -

так называемые цепи причинения.

 

Имеются следующие виды цепей причинения (материал дается по работам В. Г.

Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И .В. Кузнецова):

 

1) Однолинейные цепи причинения. В них одно и то же явление выступает и

причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:

 

...A -> B -> C -> D...

 

Для них характерна пространственно-временная смежность, которая только что

отмечалась, и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то а=с; здесь же В,

будучи причиной С, а С - причиной D, оказывается тоже причиной D, хотя и не

непосредственной, но опосредованной причиной D). Однолинейные цепи причинения

сопровождаются реактивными цепями причинения.

 

Свойство следствия влиять на свою причину (а вызванных изменений в причине

оказывать воздействие на уже появившееся следствие; таковых "круговых"

воздействий может быть множество) оказывается предпосылкой формирования новых

цепей причинения.

 

2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример - работа холодильника.

С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор,

включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной

величине.

 

Определение: Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества,

энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для

функционирования системы в целом, называются системами с обратной связью.

 

3) Разветвляющиеся цепи причинения.

 

Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокалиберной винтовки;

причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон причинности.

 

Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как составленных из

нескольких (или множества) однолинейных цепей, "наложенных" друг на друга; закон

причинности здесь соблюдается. Кстати, заявления некоторых физиков о

существовании в квантовой механике вероятностной связи причины со следствием

оказываются некорректными; говоря о единичной причинно-следственной связи, на

самом деле представляют вероятностную связь в разветвляющихся цепях причинения.

 

К разветвляющимся цепям причинения, помимо отмеченного вида, относятся также

много-однозначные и много-многозначные цепи при-чинения.

 

Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может

давать сеть причинения.

 

Причинная сеть - это такое отношение между объективно существующими явлениями, в

котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.