Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эстетический идеал — см. Эстетика.



Эстетический идеал — см. Эстетика.

 

Ю

 

Ю́мор (от лат. humor — буквально: влага) — в художественной литературе — произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

В отличие от сатиры (см.), от сатирических произведений, в которых резко осмеиваются, обличаются порочные явления общественного и личного быта, имеющие существенное значение для жизни общества, в юмористических произведениях обычно подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизненного явления, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодования, но даже относится к ним с любовью и симпатией, дружески подшучивая над ними.

Таков, например, юмор А. Т. Твардовского в его поэме «Василий Тёркин», когда он обращён к бытовым лишениям во фронтовой обстановке, к отдельным чертам Василия Тёркина и его товарищей.

Юмор иногда переходит в иронию, в «смех сквозь слёзы» (Н. В. Гоголь ), в осмеяние ненормальных сторон жизни с чувством сожаления к людям, не сознающим уродливости окружающей их действительности и поэтому жалким и смешным.

Таковы, например, с грустным юмором изображённые Н. В. Гоголем образы старосветских помещиков, резко отличающиеся от образа Собакевича, Плюшкина, Сквозник-Дмухановского и других персонажей «Мёртвых душ» и «Ревизора», которых великий писатель изображал сатирически, с гневом и негодованием.

Юмористические произведения бывают всех родов и видов литературы (роман, рассказ, комедия, поэма, стихотворение, эпиграмма и др.). Юмор — характерная черта произведений народного творчества (сказки, пословицы и др.).

 

Юморе́ска — небольшое произведение в прозе или стихах, беззлобно высмеивающее отдельные частные явления в общественной или личной жизни, какую-либо смешную черту человеческого характера.

Например: маленькие юмористические рассказы и сценки И. Горбунова, А. Чехонте (псевдоним молодого А. П. Чехова).

 

Я

 

Язык художественной литературы. Язык есть средство общения людей друг с другом.

Язык так же древен, как и сознание человека, и неразрывно связан с жизнью общества.

Являясь средством общения людей, язык всегда был общим и единым для рода, племени, народности, нации — для всех членов общества, которому он принадлежит, и в классовом обществе одинаково обслуживает все его классы.

В течение жизни народа в языке происходят постепенные изменения: одни слова устаревают и отмирают (см. Архаизм), другие — приобретают иное значение и смысл, создаются новые слова (см. Неологизм) для определения новых жизненных явлений, общественных учреждений, новых достижений в области культуры, науки, техники и т. п. Но язык неизменно сохраняется в своей основе — в основном строе своей грамматики и основном своём словарном составе.

В художественной литературе язык является основным средством, при помощи которого писатель создаёт художественные образы, картины жизни, характеры. Язык — основной материал художника слова, и вне языка невозможна форма художественного литературного произведения.

Писатель тщательно отбирает для своей авторской речи (см.) необходимые для его изобразительных целей слова из живой речи народа, отбрасывает всё случайное, временное, местное (см. Провинциализм), не совпадающее с общим строем национального языка; выбирает для речи действующих лиц своего произведения слова и обороты, с наибольшей отчётливостью выражающие индивидуальные особенности изображённых им людей и одновременно типические черты характера, которые отразились в этих индивидуальных особенностях (см. Тип, Характер).

Добиваясь наибольшей выразительности языка художественного произведения, писатель использует разнообразные средства для углубления содержания слов и выражений, уточнения необходимых ему оттенков их смысла (см. Троп, Фигура, Эпитет, Сравнение, Метонимия, Метафора и др.) и усиления её эмоционального воздействия на читателя (см. Стих, Ритм, Звуковые повторы, Рифма, Повторение, Параллелизм и др.).

Черпая из живого источника современного языка народа, писатель закрепляет в художественной литературе всё ценное, старое и новое, что создал и создаёт в своём языке народ, и в свою очередь развивает и обогащает своим творчеством национальный язык.

«Всякий материал, а язык особенно, — писал А. М. Горький, — требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть — ясного, точного, красочного, звучного и — дальнейшего любовного развития этого лучшего».

Русские передовые писатели всегда боролись за чистоту национального языка в литературе (см. Варваризм), против механического копирования разговорной речи и засорения языка грубыми, неправильными выражениями (см. Вульгаризм) и местными, непонятными всему народу словечками и оборотами (см. Провинциализм, Жаргон). «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие культуры, чем более точно оно направлено — тем оно победоноснее», — писал А. М. Горький.

С композиционной точки зрения язык художественной литературы делится на речь действующих лиц произведения (собственная, прямая речь) и авторскую речь о них, о событиях произведения и т. д.

Кроме того, часты случаи несобственно-прямой речи, когда авторская речь переплетается с языком действующего лица и автор, рассказывая о нём, вместе с тем как бы воспроизводит строй его собственной речи.

Например, в романе «Дворянское гнездо» И. С. Тургенев так описывает возвращение Лаврецкого летней ночью домой:

«Звёзды исчезали в каком-то светлом дыме; неполный месяц блестел твёрдым блеском… свежесть воздуха вызывала лёгкую влажность на глаза, ласково охватывала все члены, лилась вольной струёй в грудь. Лаврецкий наслаждался и радовался своему наслаждению. „Ну, мы ещё поживём, — думал он, — не совсем ещё нас заели…“ Но не договорил, кто и что… Потом он стал думать о Лизе, о том, что вряд ли она любит Паншина; что встреться он с ней при других обстоятельствах, — бог знает, что могло бы из этого выйти; что она понимает Лемма, хотя у ней „своих“ слов нет. Да и это неправда: у ней есть свои слова… „Не говорите об этом легкомысленно“, вспомнилось Лаврецкому».

В таком переходе авторской речи в раздумья и речь персонажа часто выражается отношение автора к своему герою, и тем самым несобственно-прямая речь служит дополнительным средством для характеристики образа.

 

Ямб (гр. jambos, от jambike — фракийский музыкальный инструмент) — в русском стихосложении двусложная стопа, в которой ударение падает на второй слог.

Это название произошло от ямба, двусложной стопы античного стихосложения (см.), в которой первый слог был кратким, второй — долгим.

Пример ямба в русском силлабо-тоническом стихе:

 

По̆ра́! По̆ра́! Ро̆га́ трўбя́т…

 

(А. С. Пушкин. )

Схема ямба: ᴗ′ᴗ′ᴗ′ᴗ′

 

Ямбы — так первоначально называли в древней Греции стихи шутливого характера, передающие народный говор, которые исполнялись под игру на ямбике — фракийском музыкальном инструменте.

Впоследствии ямбы стали одним из видов сатирической поэзии.

Известны сатирические ямбы древнегреческого поэта Архилоха (VII в. до н. э.), римского поэта Горация (I в. до н. э.).

Сатирические ямбы писал французский поэт XIX в. Барбье. В русской поэзии известны «Ямбы » А. А. Блока,

 

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ [13]

 

 

А

 

Аббревиатура — 5

Абзац — 5

Автобиография — 5

Автограф — 6

Авторская речь — 8, 32, 115, 146

Адаптированное издание — 7

Айтыс — 7

Акмеизм — 7, 61, 141

Акростих — 8

Акт — 8

Акцентный стих — 8

Акын — 9

Александрийский стих — 9, 42

Алкеева строфа — 9, 15

Аллегория — 9, 59, 90, 121, 166

Аллитерация — 10, 53, 59

Альманах — 10

Амфибрахий — 11, 15, 16, 126, 140

Амфимакр — 11

Аллюзия — 11

Амфиболия — 11

Анакреонтическая поэзия — 12

Анапест — 12

Анахронизм — 12

Анафора, единоначатие — 12

Анекдот — 13

Анналы — 13

Аннотация — 13

Аноним — 13

Антибакхий — 13

Антитеза — 13

Античное стихосложение — 14, 12, 34, 41, 45, 86, 110, 126, 129, 139, 145, 151, 153, 173, 188

Антология — 16

Антонимы — 16

Антракт — 16

Апогей — 16

Апокриф — 17

Апострофа — 17

Апофез — 17, 73

Арготизмы — 17

Арсис — 17

Аруз — 18

Архаизм — 18, 144, 186

Архитектоника — 18

Асиндетон, бессоюзие— 19

Ассонанс — 19, 52, 130

Афоризм — 19

Ашуг — 19

 

Б

 

Бакхий — 20

Баллада — 20, 100, 182

Бард — 20

Басня — 21, 31, 100

Бахши — 21

Баян — 21

Баяти — 21

Бейт — 22, 33, 41

Беллетристика — 22

Белые стихи — 22, 140

Бессоюзие — 22

Библиография — 22

Биография — 23

Биографический метод — 23, 85

Благозвучие — 23

Буколическая поэзия — 23, 57, 108, 178

Буриме — 24

Бурлеска — 24

Буффонада — 24

Былины — 24, 37, 43, 47, 52, 62, 67, 91, 96, 182

 

В

 

Варваризм — 26, 34, 187

Варианты — 26, 128, 157

Вдохновение — 27

Величанье — 27

Венок сонетов — 27

Верлибр, свободный стих — 27

Версификация — 27

Вертеп — 27

Веснянки — 28

Вестник — 28

Вечные образы — 28

Виды литературы — 29, 46, 49, 78

Вирши — 29

Вкус художественный — 29

Влияние литературное — 30

Внутренняя рифма — 30

Водевиль — 30, 46

Воинская повесть — 30

Вольность поэтическая — 31

Вольный стих — 31, 21

Воображение — 31, 33, 167

Воспоминания — 32

Вульгаризм — 32, 187

Вымысел в художественном творчестве — 33, 76, 98, 102

 

Г

 

Газель — 33, 44, 128

Галлицизм — 34, 26

Гекзаметр — 34, 110

Герой литературного произведения — 34, 54, 117, 119, 126

Георгики — 36

Герой лирический — 36, 119

Гимн — 37, 45

Гипербола — 37, 79, 166

Градация — 38

Гражданская поэзия — 38

Гротеск — 39

Гуманизм — 39

Гусан — 41

 

Д

 

Дактиль — 41, 15, 34, 110, 126, 140

Дастан — 41

Двустишие — 41, 33, 134, 154

Действие — 42, 46, 120

Декадентство — 42, 160

Детективная литература — 42, 120

Детская литература — 43

Децима — 154

Диалектизм, провинциализм — 43, 187

Диалог — 43

Диван — 44

Дидактическая поэзия — 44

Диссонанс — 44, 130

Дистих — 154, 41

Дифирамб — 44

Дневник — 45

Долгий слог — 45

Дольник — 45

Драма; драматургическое произведение — 46, 42, 47, 78, 82, 125, 162

Драматург — 47

Драматургия — 47

Думы — 47

Духовные стихи — 48

 

Е

 

Единоначатие — 48, 104, 116, 150, 169

Единство времени, места и действия — 48

Енжамбеман, перенос — 49, 112

Единство содержания и формы — 146, 173

 

Ж

 

Жанр — 49, 62

Жаргон — 49, 187

Женская рифма — 50, 130

Жирши — 50

Житие — 50

Жыр — 50

 

 

Завязка — 50, 155

Загадка — 51

Заговор — 51

Заимствование — 52

Запев — 52, 25, 47

Заумный язык — 52

Зачин, запев — 52

Звуковые повторы — 52, 30, 118, 178

Звукозапись — 52

Звукоподражание — 53

 

И

 

Идеал — 53, 98, 149, 173, 183

Идеализация — 54

Идейность — 54, 93, 98, 107, 173

Идеология — 55, 39, 158

Идея — 56, 38, 41, 54, 92, 146, 158, 169

Идиллия — 57, 24, 176

Идиома — 57

Имажинизм — 57

Импрессионизм — 58

Импровизация — 58

Инвектива — 58

Инверсия — 59, 168

Индивидуализм — 42

Иносказание, аллегория — 59

Инструментовка стиха — 59

Интермедия — 59, 16, 87

Интонация — 60, 108

Интрига — 60

Ирония — 60, 166, 185

«Искусство для искусства» — 61, 38

Историзм — 61

Исторические песни — 62

Исторический жанр — 62

История литературы — 63, 78

 

К

 

Каламбурная рифма — 63

Кантата — 63

Кантилена — 63

Канцона — 64

Карикатура — 64

Картина — 64

Касыда — 64, 44

Катарсис — 64

Катастрофа — 65

Катрен — 65, 101, 154, 175

Классик — 65

Классицизм — 65, 48, 128, 138

Классическая литература — 66, 35, 65

Клаузула — 66

Кобзарь — 67, 47

Кода — 67

Коллективное творчество — 67

Коллизия — 68

Колядка — 68

Комедия — 68, 30, 69, 125, 164, 168, 185

Комическое — 68

Комментарий — 69

Компаративизм — 70, 85

Композиция — 70, 18

Консонанс — 71, 44, 130

Конструктивизм — 71, 161

Контекст — 71, 104

Контраст — 71

Конфликт — 72, 47

Концовка — 73, 25, 104, 116, 150, 169

Краткий слог — 73

Критика — 73, 78, 102

Критический реализм — 74, 127

Крылатое слово — 74

Кубофутуризм — 74, 170

Кулёр локаль, местный колорит — 74

Кульминация — 74

Куплет — 74

Куртуазная литература — 74

 

Л

 

Лаконизм — 75

Легенда, сказание — 75, 17, 32

Лейтмотив — 75

Летопись — 75, 13, 173

Либретто — 75

Лирика — 76, 12, 14, 33, 36, 44, 63, 80, 151, 153

Лирические отступления — 77, 6, 119

Лирник — 77

Лиро-эпический род литературы — 77, 20, 115, 181

Литература художественная — 78

Литературное направление — 78

Литературоведение — 78, 63, 74, 120, 145, 159

Литота — 79, 166

Лубочная литература — 79

 

М

 

Магистрал — 80

Мадригал — 80, 77

Макаронический стих — 80, 26

Манасчи — 81

Мастерство художественное — 81

Мейстерзингеры — 82

Мелодика стиха — 82

Мелодрама — 82

Мемуары, воспоминания — 83

Менестрель — 83

Местный колорит — 83

Метафора — 83, 166

Метод литературный — 84, 126, 132, 148–150

Метонимия — 85, 141, 166

Метр, размер — 86

Метрическое стихосложение — 86, 14, 126

Мимы — 86

Миниатюра — 86

Миннезингеры — 86

Мистерия — 86

Мистификация — 87

Миф — 87, 32

Многосоюзие — 88

Модернизм — 88, 42

Монография — 89

Монолог — 89

Монорим — 89

Монтаж — 90

Моралите — 90

Мотив — 90

Мотивировка — 90, 115

Мужская рифма — 90, 50, 130

Муссаба — 90

Мусаддас — 90

Мусамман — 91

Мухаммас — 91

 

Н

 

Напевный стих, народное стихосложение — 91, 26

Наперсник — 91

Народное стихосложение — 91, 26, 125

Народное творчество — 91, 24, 87, 104, 113–114, 117, 118, 143, 145

Народность литературы — 92, 106–107, 148–150, 173

Натурализм — 93, 58

Натуральная школа — 94

Начальная рифма — 94

Некролог — 94

Неологизм — 95, 186

Несобственно- прямая речь — 95, 187

Нигилизм — 95

Новаторство — 96, 169

Новелла — 96, 22, 75

Новины — 96

Нона — 154

 

О

 

Образ — 97, 28, 33, 34–37, 43, 56, 76, 78, 115, 127

Обращение — 99

Ода — 100, 45

Оксиморон — 100

Октава — 100, 154

Олицетворение — 100

Олонхосут — 100

Омонимы — 101

Онегинская строфа — 101

Описание — 102

Отзыв — 102

Отрицательный образ — 102, 35

Очерк — 102, 22, 46, 182

 

П

 

Памфлет — 103

Панегирик — 103

Парадокс — 103

Параллелизм — 103, 118, 169, 174

Парнас — 105

Пародия — 105

Партийность в искусстве — 106–107

Пасквиль — 107

Пастораль — 108, 24, 176

Пауза — 108, 112, 166, 174

Пафос — 109

Пегас — 109

Пейзаж — 109

Пентаметр — 110

Пеон — 110

Перевод художественного произведения — 111

Перенос —112, 49, 109

Период — 113

Перифраза —113, 166

Персонаж — 113, 36, 115, 116

Песня, песнь — 113, 12, 27, 37, 44, 47, 68, 74, 76, 92

Пиит — 114

Пиррихий — 114

Плагиат — 115

Плеоназм — 115

Повествователь — 115

Повесть — 116, 30, 42, 46, 135, 182

Поговорка — 117, 121

Положительный герой — 117, 34–36, 149

Полонизм — 26

Портрет — 117, 97

Посвящение — 117

Послание — 117, 180

Послесловие — 118

Пословица — 118, 92, 117

Поучение — 118

Поэзия — 119, 12, 23, 28, 44, 57, 63, 64, 68, 162

Поэма — 119, 34, 36, 182

Поэтика — 120

Прибаутка — 120

Приключенческая литература — 120, 42

Припев — 121

Присказка — 121

Притча — 121

Причитанья, причеты — 121

Провинциализм, диалектизм — 122, 187

Проза — 122, 22

Прозаизм — 122

Прозопопея, олицетворение — 123

Пролог — 123, 179

Прообраз, прототип — 123

Прототип, прообраз — 123

Псалом, псальма — 123

Псевдоклассицизм — 123

Псевдоним — 123

Публицистика —124

Путешествие — 124

Пьеса — 125, 42, 89

 

Р

 

Раёшник — 125

Развязка — 125, 155

Размер — 126, 14, 29, 31, 41, 45

Рапсод — 126

Рапсодия — 126

Рассказ, новелла — 126, 22, 182

Реализм — 126, 84, 93, 142–144

Редакция — 127

Редиф — 128, 33, 134

Резонёр — 128

Ремарка — 128

Реплика — 128

Рефрен — 128, 80, 113

Рецензия, отзыв — 129

Речевая характеристика — 171, 129

Ритм — 129, 9, 114

Риторика — 130

Риторический вопрос — 130

Рифма — 130, 14, 19, 20, 23, 29, 31, 44, 50, 52, 63, 89, 90, 101, 125, 147

Роды литературы — 131, 78

Роман — 131, 22, 49, 181, 182

Романс — 132

Романтизм — 132, 149

Рондо — 134, 154

Рубаи — 134, 175

Руны — 135

 

С

 

Сага — 135

Сапфический стих — 15

Сарказм — 135

Сатира — 136, 105, 178, 180, 184

Свободный стих, верлибр — 137

Секстина — 154

Сентиментализм —138

Силлабическое стихосложение — 139, 8, 29

Силлабо-тоническое стихосложение — 139, 8, 11, 129, 153

Символ — 140

Символизм — 140, 7, 42

Синекдоха — 141

Синоним — 142

Ситуация — 142

Сказ — 142

Сказание, легенда — 142, 87, 135

Сказитель — 143, 25, 47, 52

Сказка — 143

Скальд — 144

Скандовка — 144

Скетч — 144

Скороговорка — 144

Славянизм — 144

«Слово» — 145

Словесность — 145

Слог — 145

Содержание и форма — 146, 90, 96, 169, 170

Сонет — 146

Социалистический реализм — 148, 84, 107, 127, 134

Сплетение, симплока — 150

Спондей — 151

Сравнение — 151

Сравнительный метод, компаративизм — 151, 70, 85

Стансы — 151, 77

Стилистика — 151

Стилизация — 152

Стиль — 152

Стих — 152

Стихосложение — 153, 8, 11, 13, 14, 86, 139

Стихотворение в прозе — 153

Стопа — 153, 11, 12, 14, 41, 110, 114, 126, 188

Строфа — 153, 15, 74, 100, 101, 134, 159, 165, 175

Строфика — 154

Сцена — 154, 59

Сценарий — 154, 75

Считалка — 155

Сюжет — 155, 146, 167, 177

 

Т

 

Тавтология — 155

Талант — 156

Творческая манера — 157, 145

Творческий процесс — 157, 31

Тезис — 157

Текст — 158

Тема — 158, 146, 169

Тенденция — 158

Теория литературы — 159, 78, 120

Терцет — 159, 154

Терцина — 159

Течение литературное — 160, 7, 42, 57, 71, 138, 140, 170

Типическое — 160, 76, 123, 171

Тип — 161, 76, 123, 171

Тирада — 162

Тоническое стихосложение — 8, 162

Травести — 162

Трагедия — 162, 65, 123, 172

Трагическое — 164

Трагикомедия — 164

Традиция — 164

Трафарет — 165

Трёхстишие — 159

Трилогия — 165

Триолет — 165

Троп — 165, 37, 79, 100, 113, 140

Трохей — 166, 14

Трубадур — 166

Труверы — 166

 

У

 

Ударение — 166, 8, 44, 91, 139, 153

Умолчание — 166, 168

Урбанизм — 167

Устная поэзия, народное творчество — 167

Утопия — 167

 

Ф

 

Фабула — 167

Фантазия — 167

Фарс — 168

Фельетон — 168

Фигура стилистическая — 168, 13, 22, 38, 59, 88, 99, 116, 130, 166

Финал — 169

Фольклор, народное творчество — 169, 91

Форма — 169, 146

Формализм — 169, 61, 85

Футуризм — 170, 141

Формалистический метод — 85, 169

 

X

 

Характер — 171, 43

Характеристика — 171

Характеристика речевая — 171

Хор — 172

Хорей — 172, 14, 34, 111, 166

Хориямб — 173

Хроника — 173

Художественность — 173, 146

 

Ц

 

Цезура — 174, 9, 34, 110

Цикл — 174

Цитата — 174, 71

 

Ч

 

Частушка — 174

Четверостишие — 175

 

Ш

 

Шарж — 175

Шаири — 175

Школа литературная — 175

 

Э

 

Эвфемизм — 176

Эвфония — 176, 23

Эгофутуризм, футуризм — 176, 170

Эзопов язык — 176

Эклога — 176, 24, 77

Экспозиция — 177

Экспромт — 178

Элегия — 178, 77

Эпигон — 178

Эпиграмма — 178, 77

Эпиграф — 179

Эпизод — 179

Эпилог — 179

Эпистолярная литература — 180

Эпитафия — 180, 77

Эпитет — 180

Эпифора — 181, 73

Эпопея — 181

Эпос — 181, 76, 77, 115, 116, 119, 126, 131, 135, 143

Эстетика — 183

Эстетический идеал — 184

 

Ю

 

Юмор — 184

Юмореска — 185

 

Я

 

Язык — 185

Ямб — 188, 9, 14, 115, 151, 173

Ямбы — 188

 


[1] От гр. — от греческого слова; греческие слова напечатаны в «Словаре» латинскими буквами; значок - над буквами о и е определяет отличительное произношение греческих букв «омега» (ω) и «эта» (η) и не всегда совпадает с ударением.

 

[2] Ударный слог обозначается знаком ́, безударный слог — знаком ̆.

 

[3] Значок || обозначает цезуру

 

[4] Значок | означает здесь пропуск слога.

 

[5] Люан де ву — вдали от вас.

 

[6] Мэ сепандан — но, однако.

 

[7] Эн сувенир де ву — воспоминание о вас.

 

[8] Эминент — выдающийся, отмеченный отличием.

 

[9] Презентами — подарками-взятками.

 

[10] В. Шекспир.

 

[11] Португальский поэт.

 

[12] А. Мицкевич.

 

[13] Первая цифра означает страницу, на которой дано объяснение термина или понятия; последующие — где в «Словаре» упомянуты они в той или иной связи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.