Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ро́ды литературы — см. Литература.



Ро́ды литературы — см. Литература.

 

Рома́н (фр. roman) — один из видов эпической, повествовательной литературы — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии. Картины человеческой жизни в романе даны в их сложности и многогранности. В событиях, изображённых в романе, в отличие от повести и рассказа (см.), обычно принимает участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых сталкиваются и переплетаются. Жизненный путь человека, его характер в романе освещается, таким образом, в различные периоды человеческой жизни в разнообразных её проявлениях.

Романом (фр. conte roman — романский рассказ) в XII–XIII вв. называли в Европе рассказ, написанный на одном из романских языков (французском, итальянском, португальском), в отличие от произведений, которые в те времена обычно писали по-латыни. С течением времени прилагательное «романский» стало существительным, и название роман стало определять произведение большой формы эпической, повествовательной литературы. Например, романы Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Воскресение»; А. М. Горького «Дело Артамоновых»; А. Н. Толстого «Пётр I».

Романы различают по их основной тематике: исторические, социальные, философские, семейно-бытовые, приключенческие и т. п.

Иногда действующие лица одного романа или пьесы остаются действующими лицами другого и объединяют эти произведения в дилогию (два романа), трилогию (три романа) и даже целый цикл романов.

Таковы, например, трилогии К. А. Федина «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр» и А. Н. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»; цикл романов французского писателя О. Бальзака «Человеческая комедия»; пример драматической дилогии — пьеса А. Толстого «Иван Грозный» («Орёл и орлица» и «Трудные времена»).

Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху, носит название романа-эпопеи.

Такими эпопеями являются романы: Л. Н. Толстого «Война и мир», А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М. А. Шолохова «Тихий Дон».

 

Рома́нс (фр. romance) — небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также небольшое певучее лирическое стихотворение, обычно посвящённое мимолётным настроениям, любовным переживаниям и т. п.

Например, стихотворение И. С. Тургенева:

 

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые…

 

Романти́зм — в искусстве и литературе художественный метод, состоящий в стремлении писателей противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рождённые мечтой художника.

Отсюда произошёл и самый термин романтизм — от прилагательного «романический» — «как в романе, в книге», а не как в жизни. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть в ней основным и определяющим.

Таков романтизм М. Ю. Лермонтова, противопоставившего эпохе николаевской реакции после поражения декабристов образ борца за свободу — Мцыри. Он был создан не на основе господствующих явлений жизни того времени, а на основе мечты художника о борьбе с николаевской реакцией, на основе творческого воображения поэта, улавливавшего отнюдь ещё не господствовавшие, но уже существовавшие революционные настроения передовых представителей русского общества тех лет; эти настроения позднее выросли в широкое для того времени общественное движение революционных демократов.

В зависимости от исторических условий романтизм получает различный характер.

Если художник борется в своей мечте за движение вперёд — романтизм в его творчестве является прогрессивным.

Если художник своим творчеством зовёт к борьбе со старым, за переустройство общества — методом его является революционный романтизм.

Поэтому романтизм в истории литературы в каждом данном случае требует своего исторического истолкования: романтизм В. Гюго, романтизм В. А. Жуковского, романтизм М. Ю. Лермонтова — всё это исторически различные виды романтизма.

Наиболее высокой формы революционный романтизм достиг в раннем творчестве А. М. Горького, мечта которого полностью отвечала революционной борьбе рабочего класса, руководимого Коммунистической партией.

В советской литературе, где лучшие стремления писателя совпадают с направлением развития советского общества, с его движением к коммунизму, романтизм уже не существует обособленно.

«Для нашей литературы, — говорил А. А. Жданов на I Всесоюзном съезде советских писателей, — которая обеими ногами стоит на твёрдой материалистической основе, не может быть чужда романтика, но романтика нового типа, романтика революционная. Мы говорим, что социалистический реализм является основным методом советской литературы и критики, а это предполагает, что революционный романтизм должен входить в литературное творчество как составная часть, ибо вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключаются в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами».

 

Рондо́ (от фр. rondeau — круглый) — одна из форм строфы (см.) в средневековой французской поэзии, основанная на повторении в определённых местах строфы одной и той же строки.

Рондо — восьмистишие, соединённое двумя повторяющимися рифмами; первая и вторая строки повторяются в конце рондо, образуя седьмую и восьмую его строки, а первая, кроме того, повторяется, как четвёртая строка в восьмистишии. Были формы рондо с ещё более сложным построением в тринадцать и пятнадцать строк.

 

Рубаи́ — одна из распространённых стихотворных форм лирической поэзии народов Востока: стихотворение-четверостишие, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки. Иногда после рифмуемого слова повторяется ещё одно слово — редиф (см.).

Рубаи складываются и в наше время народными певцами по разным случаям и исполняются под народный струнный инструмент. Пример рубаи с редифом:

 

Я в жизни счастья не встречал, с несчастьем связан стал,

Во всех делах — просчёт, за всё я всем обязан стал.

Покинув родину свою, побрёл я в Индустан,

И чёрною смолой стыда навек измазан стал.

 

(Бабур, узбекский поэт XV в. Перевод Л. Пеньковского.)

Ру́ны (финское runo — песня) — карельские и финские народноэпические песни, в которых повествуется о подвигах легендарных героев карело-финского народа.

Свод рун о жизни и подвигах легендарного певца-пахаря, рыбака и охотника Вэйнелэйнен — Калевала — отражает древний быт и воззрения карело-финского народа, его борьбу в старину за счастье и независимость своей родины.

Рунические стихи — двустишия без рифм, с одинаковым числом слогов, причём вторая строка руны — обычно чуть изменённая по смыслу первая строка двустишия. Объясняется это тем, что руны складываются и исполняются под игру на народном карельском инструменте — кантеле — обычно двумя певцами-сказителями: когда первый кончает стих, второй повторяет его по слуху и оставляет тем самым время для первого, чтобы сложить следующий стих.

 

С

 

Са́га (древнесканд. saga — сказание) — один из видов исландской и норвежской литератур: историческая или героическая повесть, рассказ, сказка, написанные прозой, со стихотворными вставками. Первоначально сагами в литературе скандинавских народов назывались древние сказания о подвигах легендарных народных героев.

 

Сарка́зм (гр. sarkasmos [от sarx — плоть, тело] — терзанье) — едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит или к кому обращается.

Например, у В. В. Маяковского, когда он описывает раболепие буржуазного чинуши перед денежным мешком английского и американского буржуа:

 

К одним паспортам —

улыбка у рта.

К другим —

отношение плёвое.

С почтеньем

берут,

например,

паспорта

с двухспальным

английским лёвою.

Глазами

доброго дядю выев,

не переставая

кланяться,

берут,

как будто берут чаевые,

паспорт

американца.

 

(«Стихи о советском паспорте».)

Или у А. Т. Твардовского, когда в «Балладе о Москве» старый солдат с сарказмом говорит о бахвалах — разгромленных фашистах:

 

Забыл, как звать: «Моя Москва».

Забыл, как петь: «Москва моя».

Нет, ты возьми её сперва,

Москву-то! Вещь упрямая.

С непобедимой головой

Москва над той рекой Москвой

Стоит, гудит. Та самая!

 

Сати́ра (от гр. satura — разное, смесь) — художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

«Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества…» (В. Г. Белинский ).

В сатирическом изображении писатель правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, часто в нарочито подчёркнутом, преувеличенно комическом, иногда гротескном (см.) виде, благодаря чему отчётливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни.

Тем самым сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображённым отрицательным, с точки зрения художника, явлениям жизни, зовут на борьбу с ними.

Известны сатирические произведения французского писателя Франсуа Рабле (XVI в.), английского писателя Джонатана Свифта (XVIII в.), разоблачавшие феодальный строй, духовенство, лицемерие господствующих классов.

Сатирой на царский строй, крепостническое и буржуазное общество были произведения Н. В. Гоголя («Мёртвые души», «Ревизор»), М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Сказки» и др.).

Сатирой в узком смысле слова называют стихотворения обличительного характера. Такие сатиры писали ещё древнеримские поэты Гораций, Ювенал.

В русской поэзии известны стихотворения-сатиры А. С. Пушкина («На выздоровление Лукулла» и др.), М. Ю. Лермонтова («Первое января», «Дума» и др.), Н. А. Некрасова («Рыцарь на час», «Размышления у парадного подъезда» и др.).

В советской литературе большой обличающей силы достигал «грозный смех» В. В. Маяковского, как называл поэт свои сатирические стихи, направленные против врагов советского строя, американских империалистов и буржуазного Запада, а также пережитков капитализма в сознании советских людей.

Сатира имеет большое значение в советской литературе и наших дней — в социалистическом обществе, где ликвидированы эксплуататорские классы, но продолжается борьба нового с отживающим старым, с влиянием буржуазной идеологии (см.), с пережитками капитализма в сознании людей и быту, с нечестным отношением к своим общественным обязанностям, к государственной собственности, к труду.

 

Свободный стих или Верли́бр (фр. vers libre — свободный стих) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках; нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в схожем синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения. Свободный стих впервые стали применять в конце XIX — начале XX в. в Бельгии Эмиль Верхарн, в России — А. А. Фет, А. А. Блок, В. Я. Брюсов. Например, стихотворение А. А. Блока «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…»

 

Сентиментали́зм (фр. sentimental — чувствительный) — литературное течение в европейской литературе конца XVIII — начала XIX в., возникшее первоначально в Англии и отразившее борьбу подымающейся буржуазии с феодализмом.

В сентиментализме находил своё выражение протест против развращённых нравов дворянской аристократии, которым противопоставлялась жизнь ремесленников, купцов, крестьянства, сочувствие угнетённым и униженным феодализмом.

Как литературное течение сентиментализм выступил против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма (см.).

Для сентиментализма характерно стремление изобразить человеческую психологию, но изображение человека в произведениях сентименталистов отличалось преувеличенной чувствительностью.

На иной социальной основе сентиментализм возник в русской литературе конца XVIII в. Его основные представители — Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), И. Ф. Богданович («Душенька») и др. — выразили главным образом настроения дворянства в эпоху усиливающегося буржуазного развития России, с одной стороны, и обостряющегося освободительного крестьянского движения — с другой. Отсюда одной из характерных черт русского сентиментализма является фальшивое изображение деревни, крестьянства, идеализация крепостнического строя.

Однако внимание сентименталистов к психологии человека сыграло и положительную роль в развитии русской литературы.

Некоторые исследователи относят к сентиментализму и творчество А. Н. Радищева. Но творчество этого писателя-революционера — совершенно особое явление, по своему идейному содержанию прямо противоположное сентиментализму и близкое этому литературному течению только своим психологизмом.

 

Силлаби́ческое стихосложение (от гр. sillabē — слог) — система стихосложения, в основу которого положено одинаковое число слогов в стихотворной строке (в русском силлабическом стихе обычно 13), с отчётливым ударением в середине стихотворной строки (на шестом или седьмом слоге) и на предпоследнем слоге в стихе.

Стихи связаны смежной, обычно женской, рифмой. Силлабическим стихом написаны произведения русской поэзии XVII — начала XVIII в. Например:

 

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав, летящи дни века проводити

Можно и славу достать, хоть творцом не слыти.

 

(А. Д. Кантемир, К уму своему.)

В 30-х годах XVIII в. весьма распространённое в России силлабическое стихосложение сменилось силлабо-тоническим стихосложением (см.). Силлабический стих существует и в наше время в польской, французской, сербской поэзии.

 

Силлабо-тони́ческое стихосложение (от гр. sillabē — слог, tonos — ударение) — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Эта система получила распространение в России с 30-х годов XVIII в., после реформы русского стихосложения, проведённой Тредиаковским и в особенности Ломоносовым (ранние примеры силлабо-тонического стихосложения относятся ещё ко второй половине XVII в.). С тех пор силлабо-тоническое слогоударное стихосложение является основным в русской поэзии. Расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения (см.), поэтому названия стоп этого стихосложения применяются в силлабо-тоническом стихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, а ударный — к долгому.

В силлабо-тоническом стихе по названиям стоп, которые его образуют, различают пять основных размеров: двусложные: ямб ᴗ—′, хорей —′ᴗ; трёхсложные: дактиль —′ᴗᴗ, амфибрахий ᴗ—′ᴗ и анапест ᴗᴗ—′.

В силлабо-тоническом стихосложении иногда стих лишён рифмы, и в этом случае он называется белым стихом (см.).

 

Си́мвол (от гр. symbolon — условный опознавательный знак для членов тайной организации у древних греков) — один из тропов (см.), состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-либо напоминающим это жизненное явление.

Например: заря, утро — символы молодости, начала жизни; ночь — символ смерти, конца жизни; снег — символ холода, холодного чувства, отчуждения и т. д.

Система символов, в которые вкладывался особый мистический смысл, лежала в основе условного, искажающего действительность изображения жизни, характерного для символизма (см.) — литературного течения упадочной дворянско-буржуазной литературы конца XIX — начала XX в.

Символом называют также художественный образ, воплощающий в себе с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею.

 

Символи́зм (от гр. symbolon — условный знак) — реакционное течение в дворянско-буржуазной литературе, возникшее в конце XIX — начале XX в. во Франции и в России.

Символизм выражал упадок загнившей буржуазной культуры; в России символизм возник как литературное течение в период назревания первой русской революции 1905 г., отражая ненависть буржуазно-дворянского общества к революции, страх перед ней.

Для символизма, как одного из явлений декадентства (см.), характерны проповедь крайнего индивидуализма и мистики, уводивших читателей от вопросов современности; отрицание общественного назначения литературы; воспевание смерти, отвращения к жизни, любование бессодержательной изысканной формой. В основе условного, искажающего действительность изображения жизни, характерного для символизма, лежала система символов (см.), в которые вкладывался особый мистический смысл: они имели своей целью убедить читателя в существовании потустороннего мира, сверхъестественных сил, якобы управляющих жизнью, и т. п.

Символизм выступил в русской литературе как воинствующая антиреалистическая группировка, и в художественном творчестве, и в критике, и в теории литературы, яростно нападавшая на всё передовое и революционное в общественной жизни.

С этим литературным течением, отражавшим распад буржуазно-дворянского общества, боролась партия большевиков и демократический лагерь литературы во главе с А. М. Горьким. Горький создал сатирический образ поэта-символиста Смертяшкина.

Перед первой мировой войной наиболее талантливые и чуткие писатели — Александр Блок и Валерий Брюсов — отходят от символизма. С другой стороны, символизм в русской литературе в это время вытесняют другие реакционные воинствующие «школки» упадочной буржуазно-дворянской поэзии: акмеизм (см.), футуризм (см.) — и символизм постепенно сходит со сцены, сохраняя, однако, в течение долгих лет своё вредоносное влияние на поэзию, с которым советские литераторы вели непримиримую борьбу.

Ушедший из рядов символистов поэт А. А. Блок приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию; поэт В. Я. Брюсов после революции вступил в ряды Коммунистической партии.

 

Сине́кдоха (гр. synekdōche) — один из тропов (см.), состоящий в замене наименования явления названием его части вместо целого (например: Москва — вместо Россия ), единственного числа вместо множественного (человек вместо люди ) или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного.

Синекдоха — один из видов метонимии (см.).

 

Сино́ним (гр. synōnymos — одноимённый) — слово, отличающееся от другого слова своей звуковой формой, но совпадающее с ним или очень близкое ему по своему значению. Например: синонимы слова милый: дорогой, хороший, близкий и т. д.

Используя синоним в художественной литературе, писатель добивается уточнения изображения жизненного явления, подбирает слово, передающее с наибольшей точностью необходимый ему оттенок смысла, интонации, и одновременно слово, необходимое ему по звучанию в контексте произведения.

Исправления в рукописях показывают, с какой настойчивостью добивается иногда писатель этой точности определения, с каким упорством ищет он необходимый ему синоним.

 

Ситуа́ция — (от фр. situs — расположение) — жизненная обстановка, которая складывается в различных эпизодах художественного произведения в результате взаимоотношений и борьбы действующих лиц. Напряжённой ситуацией, например, можно назвать положение действующих лиц комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», когда они узнают о приезде настоящего ревизора.

 

Сказ — повествование, ведущееся в произведении в характерной манере, с оборотами речи того лица, от имени которого ведётся рассказ. Таким сказом, характеризующим образ повествователя (см.), написаны, например, некоторые произведения Н. С. Лескова; в форме повествования старухи-цыганки написан рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль» и сказ слепого нищего — легенда «Хан и его сын».

Известны уральские сказы советского писателя П. П. Бажова.

Сказами называются также произведения устного народного творчества повествовательного характера, изложенные своеобразной прозаической мерной речью. Таковы, например, некоторые сказки.

 

Сказание или Леге́нда — художественное произведение, иногда в форме фантастической сказки, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности, или историческое событие. Таково, например, фантастическое народное «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, якобы укрывшемся под землёй, чтобы не покориться татарскому захватчику — хану Батыю.

Сказание, кроме того, — один из видов древнерусской повествовательной литературы, произведение легендарного характера об историческом событии. Например: «Сказание о конце Новгорода» (XV в.) или «Сказание о псковском взятии» (XVI в.).

 

Скази́тель — русский народный поэт-певец, исполнитель произведений народного творчества — былин, исторических песен (см.), — «сказывающий» сказки (см.), и т. п.

В литературе известны знаменитые сказители былин: И. Т. Рябинин, М. Д. Кривополенова и др.

В советское время широкую известность получила сказительница Марфа Крюкова.

 

Ска́зка — один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или — реже — в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.

Народные сказки — одна из самых древних и распространённых форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п.

Сказки бывают сатирические, юмористические, фантастические. Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается» для развлечения слушателей — взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ с большой силой разоблачал царское самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных царских чиновников, спесивых и жадных бар, купцов-обманщиков и т. п. Наряду с этим некоторые из сказок, сложенные в народе под гнётом царского крепостнического строя, отражают искажённые воззрения, внушённые господствующими классами.

Сказки литературные писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А. С. Пушкина, «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, политические сказки А. М. Горького.

Из иностранных «сказочников» известны датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, Гауф, французский «сказочник» Перро — автор «Красной Шапочки», и др.

 

Скальд — народный певец у скандинавских народов. Скальды слагали в VII–X вв. песни о битвах и походах конунгов, вождей нормандских племён, и викингов — средневековых воинов-купцов, разбойничавших на море. Позже, в XII–XV вв., скальдами называли придворных поэтов, слагавших вычурные и «изысканные» послания и песенки, воспевающие похождения рыцарей, их «дам сердца» и т. п.

 

Скандо́вка, скандировать (от лат. scandere — подниматься) — читать стихи, подчёркивая голосом их размер и отчётливо выделяя каждый ударный слог в стопе.

 

Скетч (англ. cketch — набросок) — короткое театральное представление шутливого или сатирического характера, построенное на неожиданных забавных положениях. Обычно исполняется на открытой эстраде, на арене цирка, в театрах миниатюр.

 

Скорогово́рка — быстро произносимые слова, на которых не останавливается внимание. Скороговоркой называется также шутливая фраза, намеренно построенная на сочетании трудно произносимых вместе слов; при их быстром произнесении вслух, два или три раза подряд без остановки, обычно путают слова, что вызывает смех. Например: На дворе трава, на траве дрова.

 

Славяни́зм — один из видов архаизма (см.), слово церковнославянского языка, вышедшее из употребления в общенациональной русской речи. Славянизмы используют в художественном произведении как средство выразительности в речи лиц, действовавших в историческом прошлом нашей родины, для наименования предметов старинного обихода, для придания поэтической речи торжественности или, наоборот, с иронической целью, иногда в пародии (см.), осмеивающей фальшивые интонации в произведении, и т. п.

Так, например, использует славянизмы В. В.Маяковский в торжественном приветствии революции:

 

…днесь

небывалой сбывается былью

социалистов великая ересь!

 

(«Революция».)

Или иронически в сатире, Демьян Бедный:

 

Инда дух у святого отца захватило, —

Восхищённый доходов грядущих делением,

Рек владыко попу с умилением:

«Ладно, отче! Зело я тобою доволен…»

 

(«О попе Панкрате и тётке Домне».)

«Слово» —так называли в старину речь поучительного характера по какому-либо значительному поводу.

Например: «Слово похвальное о флоте Российском» Феофана Прокоповича (XVIII в.).

«Слово» означало также «сказание», «повесть», например «Слово о полку Игореве».

 

Словесность — устаревшее определение устного или письменного творчества. Устное народное творчество называли народной словесностью; теорию литературы, литературоведение — теорией словесно сти.

 

Слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием, — первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи. Слоги в стихе различаются: по долготе и краткости их произношения в античном стихосложении (см.); по их качеству — ударные и безударные (слоги, на которые падает или не падает ударение в слове) — в силлабической (см.), силлабо-тонической (см.), тонической (см.) системах стихосложения.

Разнообразные сочетания слогов образуют стопы (см.) в античном и силлабо-тоническом стихосложении.

Иногда слогом называют также манеру писателя писать, излагать свои мысли. Говорят: «высокопарный слог» или «доступный, ясный слог» и т. п.

 

Содержание и форма в литературном произведении. Содержанием литературного произведения является отражённая в нём жизнь, жизненные явления, которые определяют в произведении его тему (см.). Эти жизненные явления осознаются и изображаются писателем с определённой точки зрения, которая в свою очередь определяет идею (см.) произведения.

Эта идейно-тематическая основа, определяющая содержание произведения, раскрывается писателем в жизненных картинах, в поступках и переживаниях действующих лиц, в их характерах.

Люди, таким образом, изображаются в определённых жизненных обстоятельствах, как участники развивающихся в произведении событий, составляющих его сюжет (см.).

В зависимости от изображённых в произведении обстоятельств и характеров строится речь действующих в нём лиц и речь автора о них (см. Авторская речь), т. е. язык произведения.

Следовательно, содержание определяет, мотивирует выбор и изображение писателем жизненных картин, характеров действующих лиц, сюжетных событий, композицию произведения и его язык, т. е. форму литературного произведения. Благодаря ей — жизненным картинам, композиции, сюжету, языку — содержание проявляется во всей его полноте и разносторонности.

Форма произведения, таким образом, неразрывно связана с его содержанием, определяется им; с другой стороны — содержание произведения может проявиться только в определённой форме.

Чем талантливее писатель, чем свободнее владеет он литературной формой, чем совершеннее изображает жизнь, тем глубже и точнее раскрывает идейно-тематическую основу своего произведения, достигая единства формы и содержания.

Единство содержания и формы — необходимое условие художественности (см.) произведения.

 

Соне́т (от ит. soneto) — один из видов сложной строфы (см.), которая по правилам, установленным в средние века в Италии, должна состоять из четырнадцати стихов; в первой части сонета — два четверостишия (катрены), во второй — два трёхстишия (терцеты). Обычно сонет писали пятистопным или шестистопным ямбом (см.). Две повторяющиеся рифмы в четверостишиях — охватные или перекрёстные; в заключительных трёхстишиях рифмуются либо первая строка со второй, и тогда третья строка в строфе первого терцета рифмуется с третьей строкой второго; либо третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго, и тогда рифмой связываются первая и третья его строки,

Сонеты в Италии писали в XIII–XIV вв. поэты Данте, Петрарка; в Англии — Шекспир (XVI в.), Вордсворт (XIX в.).

К форме сонета обращались многие поэты в России в XIX и начале XX в.

Приводим сонет А. С. Пушкина:

 

Суровый Дант не презирал сонета;

В нём жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета,[10]

Им скорбну мысль Камоэнс[11] облекал.

И в наши дни пленяет он поэта;

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы[12] в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас ещё его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

 

Кроме того, существует ещё венок сонетов — пятнадцать сонетов, связанных в особом порядке между собой. Последний сонет в этом венке состоит из первых строк всех сонетов и носит название магистрального или магистрала.

В советской литературе венок сонетов как стихотворная форма почти не встречается.

 

Социалистический реализм — художественный метод советской литературы.

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Метод социалистического реализма помогает писателю содействовать дальнейшему подъёму творческих сил советского народа, преодолению всех трудностей на пути к коммунизму.

«Социалистический реализм требует от писателя правдивого изображения действительности в её революционном развитии и предоставляет ему всесторонние возможности для проявления индивидуальных способностей таланта и творческой инициативы, предполагает богатство и разнообразие художественных средств и стилей, поддерживая новаторство во всех областях творчества», — сказано в Уставе Союза писателей СССР.

Основные черты этого художественного метода наметил ещё в 1905 г. В. И. Ленин в своей исторической работе «Партийная организация и партийная литература», в которой он предвидел создание и расцвет свободной, социалистической литературы в условиях победившего социализма.

Этот метод был впервые воплощён в художественном творчестве А. М. Горького — в его романе «Мать» и других произведениях. В поэзии наиболее яркое выражение социалистического реализма — творчество В. В. Маяковского (поэма «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», лирика 20-х годов).

Продолжая лучшие творческие традиции литературы прошлого, социалистический реализм вместе с тем представляет собой качественно новый и высший художественный метод, поскольку он определён в своих основных особенностях совершенно новыми общественными отношениями в социалистическом обществе.

Социалистический реализм отражает жизнь реалистически, глубоко, правдиво; он является социалистическим потому, что отражает жизнь в её революционном развитии, т. е. в процессе созидания социалистического общества на пути к коммунизму. Он отличается от предшествующих ему в истории литературы методов (см.) тем, что в основе идеала, к которому зовёт в своём творчестве советский писатель, лежит движение к коммунизму под руководством Коммунистической партии. В приветствии ЦК КПСС Второму съезду советских писателей подчёркивалось, что «в современных условиях метод социалистического реализма требует от писателей понимания задач завершения строительства социализма в нашей стране и постепенного перехода от социализма к коммунизму». Социалистический идеал воплощается в новом типе положительного героя, который создан советской литературой. Его черты определяются прежде всего единством личности и общества, невозможным в предшествующие периоды общественного развития; пафосом коллективного, свободного, творческого, созидательного труда; высоким чувством советского патриотизма — любви к своей социалистической Родине; партийностью (см.), коммунистическим отношением к жизни, воспитанным в советских людях Коммунистической партией.

Такой образ положительного героя, отличающийся яркими чертами характера и высокими душевными качествами, становится достойным примером и предметом подражания для людей, участвует в создании морального кодекса строителя коммунизма.

Качественно новым в социалистическом реализме является и характер изображения жизненного процесса, основанный на том, что трудности развития советского общества являются трудностями роста, несущими в себе возможности преодоления этих трудностей, победы нового над старым, нарождающегося над отмирающим. Тем самым советский художник получает возможность рисовать сегодняшний день в свете завтрашнего дня, т. е. изображать жизнь в её революционном развитии, победу нового над старым, показывать революционную романтику социалистической действительности (см. Романтизм).

Социалистический реализм во всей полноте воплощает принцип коммунистической партийности в искусстве, поскольку он отражает жизнь освобождённого народа в её развитии, в свете передовых идей, выражающих подлинные интересы народа, в свете идеалов коммунизма.

Коммунистический идеал, новый тип положительного героя, изображение жизни в её революционном развитии на основе победы нового над старым, народность — эти основные особенности социалистического реализма проявляются в бесконечно разнообразных художественных формах, в разнообразии стилей писателей.

Вместе с тем социалистический реализм развивает и традиции критического реализма, разоблачая всё, что мешает развитию нового в жизни, создавая отрицательные образы, типизирующие всё отсталое, отмирающее, враждебное новой, социалистической действительности.

Социалистический р



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.