|
|||
Фолькло́р (англ. folk-lore) — см. Народное творчество, Устная поэзия.Фолькло́р (англ. folk-lore) — см. Народное творчество, Устная поэзия.
Форма — см. Содержание и форма.
Формали́зм (от лат. forma — наружный вид) — антинародное направление в искусстве и литературе, а также в литературоведении и критике, отрицающее идейное содержание художественных произведений и придающее значение только их форме. Отрывая искусство от реальной действительности, отрицая отражение в нём явлений общественной жизни и исторического времени, формалисты лишают художественное произведение его значения и благородной цели — служить народу, содействовать его духовному росту, помогать ему в борьбе за народное счастье. Рассматривая форму художественного произведения изолированно от его идеи, темы, содержания, определяющих в действительности эту форму (см. Содержание и форма), формалисты видят в произведениях литературы лишь совокупность приёмов построения сюжета, новых сочетаний слов, изобретение новых ритмов, рифм и пр. Для формализма характерны увлечение бессмысленной словесной игрой в стихе и звуковыми сочетаниями, затрудняющими понимание текста, замена яркого, красочного, всем понятного языка искусственным «словотворчеством», выдумкой новых слов, зачастую лишённых смысла. Формалисты интересуются в произведении не основной его мыслью, не значением его в жизни общества, а лишь тем, как произведение «сделано» (как сделана «Шинель» Гоголя, как сделан «Дон-Кихот» Сервантеса). Советская общественность рассматривает формализм как вредную, буржуазную, антинародную теорию. Борясь с формалистическими извращениями в искусстве и литературе, советская общественность поддерживает талантливое новаторство в области художественной формы, когда художник настойчиво ищет новые художественные средства для того, чтобы глубже и точнее передать правду жизни, новое в жизни человека и общества, новые черты человеческого характера и т. д.
Футури́зм (от лат. futurum — будущее) — одно из течений упадочного буржуазного искусства XX в. Футуризм возник в Италии, отразив идеологию воинствующей империалистической буржуазии, её захватнические устремления. Для западного футуризма характерно воспевание капиталистического города, мощи машинной техники, обезличивающей в условиях капитализма человека, прославление захватнической войны, презрение к «толпе» — трудовому люду. Отрицая великое наследие классической литературы и искусства, футуристы выступали против общепризнанных форм поэзии и живописи, против нормального синтаксиса, создавая свой «заумный» язык, нелепые шумовые словосочетания, лишённые всякого смысла. Главарь итальянских футуристов Маринетти примкнул к фашистам и во время второй мировой войны был офицером итальянской фашистской дивизии, разгромленной Советской Армией. До революции и в России образовалась немногочисленная группа футуристов — живописцев и литераторов (кубофутуристы, эгофутуристы и пр.), отразившая в своём «творчестве» и публичных скандальных выступлениях анархические настроения мелкой буржуазии периода распада буржуазной культуры. И для русского футуризма характерно стремление «освободить» искусство и литературу от их идейного содержания, слово — от его смысла, стремление создать выдуманные, «заумные», несуществующие в человеческой речи слова, звукосочетания, не имеющие смысла. Например: Дырбул щыл убе щур — «словотворчество» одного из футуристов. С футуризмом был связан в начале своей деятельности В. В. Маяковский, решительно преодолевший его вредное влияние. Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции футуризм, как и все другие течения и группы упадочной буржуазной литературы, распался, продолжая, однако, временами оказывать на творчество отдельных писателей вредное влияние, с которым литературная общественность ведёт борьбу.
Х
Хара́ктер (гр. charaktēr— черта, особенность) — совокупность душевных, психических особенностей человека, которые проявляются в его поведении в различных обстоятельствах — в его отношениях с людьми, его оценке различных явлений общественной и личной жизни. Эти особенные свойства и качества человека создаются и воспитываются общественной средой, окружающей его, общественным строем. Характером в художественном произведении называют образ человека с ярко выраженными индивидуальными чертами, обрисованными с большой полнотой и определённостью. Таким характером является, например, Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Характер, в котором художественно обобщены ярко выраженные черты, свойственные не одному, а многим людям, воспитанным в таких же социально-экономических условиях, называют тип (см.). Таким типическим характером является, например, помещик Обломов в романе И. А. Гончарова или купец-промышленник Яков Маякин в повести А. М. Горького «Фома Гордеев». Характер настоящего советского человека раскрывается в образе лётчика Алексея Мересьева в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.
Характери́стика (от гр. charaktēr — черта, особенность) — определение отличительных свойств и качеств какого-либо явления, человека, предмета. Характеристика действующего лица в художественном произведении — это сведения о его происхождении, деятельности, моральных качествах, воле, способностях, интересах, внешности, которые показывает автор в поведении действующего лица, его переживаниях и сообщает о них в своей авторской речи.
Характеристика речевая — раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. Речь действующего лица эпического произведения, драмы или лирического героя в поэзии не представляет собой непосредственного и буквального воспроизведения автором языка тех или иных лиц в самой жизни. Писатель стремится к тому, чтобы подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров, позволили бы читателю составить представление об их культуре, социальной среде, психологии и т. д. Это достигается при помощи тщательного выбора автором лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальное своеобразие, а также путём описания автором самой манеры речи действующих лиц и т. п. Всё это создаёт речевую характеристику, анализ которой весьма важен для понимания индивидуальных и типических особенностей речи действующих лиц.
Хор (от гр. choros) — коллективное действующее лицо в древнегреческой трагедии — группа актёров, совместно читающих стихи в трагедии и выступающих в определённых её местах с лирическими восклицаниями, пением и плясками. Руководил хором корифей, вначале — безмолвное лицо в трагедии; впоследствии корифей стал вести повествование о герое, заменив хор индивидуальным чтением стихов.
Хоре́й или Трохе́й (гр. choreios, от choros — хор) — стихотворный размер, в основу которого положена двусложная стопа, состоявшая в античном стихосложении (см.) из долгого и краткого слога. В русском стихосложении — это двусложная стопа с ударением на первом слоге. Пример хорея:
Мча́тся̆ ту́чй, вью́тся̆ ту́чй…
Схема хорея: ′ᴗ′ᴗ′ᴗ′ᴗ Хореем написаны многие русские народные песни.
Хория́мб — четырёхсложная стопа, образованная из сочетания хорея (см.) и ямба (см.). Такое сочетание встречается в ямбическом стихе, когда в многосложном слове, образующем две и больше стопы, нормальное ударение падает, например, на первый слог второй стопы: Строка написана ямбом, но слово спотыкается нельзя читать спò ||тыка́ ||ется, разрывая его метрическим ударением, а надо читать, как звучит слово в естественной речи: спотыка́ется (ᴗᴗ′ᴗᴗ).
Хро́ника (от гр. chronos — время) — произведение повествовательного или драматургического рода, в котором события изображаются в хронологическом порядке, в той последовательности, как они происходили в жизни. Например, драматическая хроника А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». В старину хрониками называли последовательную запись исторических событий — летопись (см.).
|
|||
|