Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сравнительный ме́тод — см. Компаративи́зм.



Сравнительный ме́тод — см. Компаративи́зм.

 

Ста́нсы (ит. stanza) — старинное название небольшого лирического стихотворения, состоящего из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединённых между собой одной темой.

Например, стансы А. С. Пушкина:

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам…

И. т. д.

 

Стили́стика — раздел теории литературы (см.), посвящённый изучению свойств и особенностей поэтического языка.

 

Стилиза́ция (от гр. stylos — палочка для писания по навощённой дощечке) — подражание идейно-художественным особенностям, внешним чертам, творческой манере — стилю (см.) какого-либо отдельного писателя или объединённой их группы.

 

Стиль (от гр. stylos) — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя, повторяющихся в его произведениях: основные идеи, которые определяют мировоззрение писателя и содержание его произведений, круг сюжетов и характеров, которые он обычно изображает, типичные для него художественные средства, язык. Так, например, говоря о творчестве В. В. Маяковского, мы отмечаем насыщенность его произведений коммунистической идейностью, живой отклик поэта на события современности, смелое введение в поэзию новых тем и образов, богатство и яркую выразительность его языка, новаторство в области ритма стиха, рифмы и т. п. Эти особенности определяют стиль Маяковского.

Стиль писателя, особенности его творчества, его понимание жизни и метод её изображения, обусловлен теми общественно-историческими условиями, в которых развивается творчество писателя. Они проявляются одновременно и в содержании, и в форме его художественных произведений.

Стилем называют иногда и художественные особенности творчества не одного, а нескольких писателей, которых объединяет одинаковое понимание жизни и задач литературы и основные идейно-художественные особенности творчества, повторяющиеся в творчестве каждого из этих писателей.

Такое единство стиля, объединяющее писателей, точнее называть литературным течением (см. Сентиментализм, Символизм, Футуризм и др.).

 

Стих (гр. stichos — ряд, строй, порядок) — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.

Для стиха характерны ритмичность и широкое использование разнообразных средств усиления выразительности слова (увеличение числа пауз в предложении, выделение отдельных слов, повторение слов и их сочетаний, использование звукового состава слова и т. п.).

Стихом называется также отдельная стихотворная строка в стихотворении.

 

Стихосложе́ние — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи, например слог. Мерой ритма может быть либо количество времени, нужное для произнесения слога, как в античном стихосложении (см.), либо чередование ударных и безударных слогов, как в стихосложении силлабо-тоническом (см.), либо чередование ударений, как в тоническом стихе (см.), и т. п. в зависимости от строя данного языка.

 

Стихотворение в прозе — небольшое произведение лирического характера, написанное прозой, приближающейся по эмоциональности речи и своеобразию ритма к стихотворной речи.

Например: стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы» и др.

 

Стопа́ — в силлабо-тоническом стихосложении — повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер (в античном стихосложении — повторяющееся сочетание долгих и коротких слогов).

В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложная, трёх- и четырёхсложная.

Различают двусложные стопы: хореическую — с ударением на первом слоге, и ямбическую — с ударением на втором слоге; трёхсложные стопы: дактилическую — с ударением на первом из трёх слогов; амфибрахическую — с ударением на втором из трёх слогов; анапестическую — с ударением на третьем слоге; четырёхсложные — пеоны (см.) и др.

 

Строфа́ (от гр. strophē — кружение, оборот) — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении. В зависимости от количества стихов в строфе различают: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима) и др.

Повторяющиеся сочетания различных строф в стихотворении создают новые, сложные строфы (см. Рондо, Сонет, Триолет).

Таким образом, строфа представляет собой своеобразное построение фразы, особую форму интонационно-синтаксической организации стихотворной речи, начиная от простого предложения и кончая сложным периодом, дающим возможность поэту изобразить сложные человеческие переживания, жизненное событие с его деталями, развёрнутый пейзаж и т. п.

В зависимости от характера повествования, требующего то более, то менее сложной организации фразы, поэт использует ту или иную строфу для своего произведения. В поэмах обычно обращаются к сложным строфам; в кратких лирических стихотворениях — к двустишиям или четверостишиям и т. д.

Так, например, А. С. Пушкин использовал в своём творчестве самые разнообразные строфы, вплоть до октавы (см.), сонета (см.) и сложной четырнадцатистрочной онегинской строфы (см.) в романе в стихах «Евгений Онегин».

 

Стро́фика — раздел науки о стихосложении, посвящённый изучению строф, истории их возникновения и использования в поэтических произведениях.

 

Сцена (от гр. skēnē — первоначально палатка у древнегреческого театра, из которой выходили актёры) — место театрального представления. В художественной литературе сценой иногда называют отдельный эпизод в повествовании или в драматическом произведении, а также часть акта в драматической пьесе.

 

Сцена́рий (ит. scenario) — план драматургического произведения; сценарием называют также литературное произведение, написанное с учётом особенностей киноискусства — кинопьесу, подробно, с характеристиками действующих лиц и описанием обстановки, излагающую ход действия будущего кинофильма.

Полноценный киносценарий, не воплощённый в кинофильм, имеет самостоятельное художественное значение, такое же, как полноценное драматургическое произведение, не поставленное на сцене.

В кинофильмах всегда указывают автора сценария.

 

Счита́лка — один из видов поэтического народного творчества — игровая детская песенка, служащая детям для выбора начинающего игру, определения штрафного в игре и т. д. Например:

 

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Дети кличут: «Кук-мак!»

Опусти один кулак!

 

Сюже́т (фр. sujet — предмет) — ряд связанных между собой и последовательно развивающихся (от завязки до развязки — см.) жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения. Взаимоотношения и взаимодействия людей, показанные в этих событиях, обнаруживают различные черты человеческого характера, поведение и переживания действующих лиц, историю развития характера, его роста. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя.

А. М. Горький называл сюжетом «связи, противоречия, антипатии и вообще взаимоотношения людей, историю роста и организации того или иного характера».

 

Т

 

Тавтоло́гия (от гр. tauto — то же самое, logos — слово) — тождесловие, повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами.

В поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторений (см.), усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (например: греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по своему звучанию, но близкие по смыслу (например: знает — ведает, плачет — тужит и т. п.).

Повторение одного и того же слова в изменённом его значении встречается и в рифме (см.), такую рифму называют тавтологической:

 

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости.

 

(А. С. Пушкин, Сказка о царе Салтане…)

Тавтологией называют также такое повторение одного и того же определения, которое не объясняет явления или понятия, не обогащает нашего представления о них. Например: «Авторская речь — это речь автора».

Тавтология в этом случае является недостатком стиля, свидетельствует о бедности языка.

 

Тала́нт (от гр. talanton — труд) — природная одарённость человека, выдающиеся способности, проявляемые им в той или иной области человеческой деятельности (в науке, искусстве, политике, военном деле и т. д.).

Одной из важнейших особенностей таланта является сила воображения (см.).

Талант может развиться только в определённых благоприятных социально-экономических условиях. По выражению В. И. Ленина, капитализм в царской России «мял, давил и душил» тысячи и миллионы народных талантов. В условиях же советского строя происходит расцвет народных талантов, где бы они ни проявили себя.

Для роста и совершенствования таланта необходимы также постоянный труд, постоянные усилия со стороны человека, одарённого талантом. В противном случае талант может и не проявить себя в полной мере, а то и вовсе заглохнуть.

Чрезвычайно важна также направленность таланта, определяемая мировоззрением его носителя, его идейной устремлённостью. Русский писатель И. А. Бунин (1870–1953) обладал крупным литературным талантом, но никогда не разделял передовых, революционных взглядов. В результате он не сумел, по выражению М. Горького, «отточить свой талант в нож и ткнуть им куда надо» (то есть не сумел поставить свой талант на службу революции).

 

Тво́рческая история — история создания художественного произведения, начиная с зарождения общего замысла у писателя под влиянием тех либо иных событий, изменений произведения в различных его вариантах (см.), предшествующих окончательному (дефинитивному) его тексту, и кончая выяснением роли данного произведения в общественной жизни. Изучение творческой истории произведения знакомит нас с мировоззрением писателя, кругом жизненных явлений и людей, которые привлекали его внимание, общественной обстановкой, в которой протекала его работа, с изменением замысла в процессе создания образов и отличительными особенностями творческой его манеры и, наконец, местом и значением, которое приобрело его произведение в литературной жизни и жизни народа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.