Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Положительный герой — см. Герой литературного произведения.



Положительный герой — см. Герой литературного произведения.

 

Портре́т (фр. portrait) — изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды и т. п.

Иногда говорят «внутренний портрет героя», подразумевая под этим совокупность черт характера человека, изображённого в произведении, мир его душевных переживаний.

 

Посвящение — надпись, помещённая в начале художественного произведения, указывающая, в честь какого лица или события оно написано.

Например, свою поэму «Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковский посвятил Российской Коммунистической партии.

Иногда посвящение является самостоятельным художественным произведением. Таковы, например, посвящения в поэмах Пушкина «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила», «Полтава».

 

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

Например, «Послание к Дельвигу» А. С. Пушкина, «М. Е. Салтыкову» Н. А. Некрасова и др.

 

Послесловие — дополнение к литературному произведению, в котором автор высказывает по поводу этого произведения свои соображения.

Таково, например, послесловие Л. Н. Толстого к роману «Война и мир».

 

Пословица — один из видов устного народного творчества: краткое, нередко в стихотворной форме, народное изречение по поводу различных жизненных явлений. Иногда пословица состоит из двух частей — образного изображения явления и заключительного поучения. Пословица — одна из древнейших форм народнопоэтической речи, в которой часто используются разнообразные средства художественной выразительности — параллелизмы (см.), звуковые повторы (см.) и т. п.

Многие из пословиц образно, сатирически рассказывают о классовых отношениях в царское время, о бесправии и нужде трудового народа, несправедливом суде, взяточничестве, например: «Один с сошкой, а семеро с ложкой»; «Белые ручки чужие труды любят»; «Любит подьячий калач горячий».

Иные из пословиц отразили неверные, искажённые народные представления, возникшие под гнётом господствующих классов, крепостников, царских чиновников, духовенства, буржуазии.

Например: «Каждый за себя, один бог за всех» и т. п.

Народными пословицами стали отдельные выразительные стихи из басен И. А. Крылова, из комедии «Горе от ума» Грибоедова, из стихов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и др.

Народными стали и отдельные речения из стихов советских поэтов — Демьяна Бедного, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского и др.

Например:

 

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди.

 

(А. Т. Твардовский,  Василий Тёркин.)

Поучение — один из видов древнерусской литературы: литературное произведение в форме речи назидательного характера.

Например: «Поучение Владимира Мономаха».

 

Поэзия (от гр. poiēsis — творчество) — словесное творчество, искусство образно выражать мысль в слове. Так в отличие от деловой и научной литературы называют всю художественную литературу. Чаще поэзией в отличие от художественных произведений в прозе называют художественное творчество в стихотворной форме.

Поэзией в переносном смысле этого слова называют очарование, обаяние какого-либо явления жизни, раскрытого в художественном произведении.

Говорят: «поэзия молодости», «поэзия социалистического труда», «поэзия героического подвига».

 

Поэма (гр. poiēma) — один из видов лиро-эпического повествовательного рода литературы: стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах.

В поэме поэт повествует о поступках и переживаниях своего героя, о событиях, в которых он участвует, и одновременно, как в лирических произведениях, передаёт свои переживания, вызванные жизненным явлением, отражённым в поэме. Эти переживания поэт выражает в лирических отступлениях в поэме и в той эмоциональной окраске всего рассказа, которую придаёт поэме и стихотворная форма её изложения. Таким образом, в поэме наряду с героями, действующими лицами повествования, есть ещё и лирический герой (см.).

В древней Греции поэмами называли народные эпические произведения, повествующие о жизни и подвигах легендарных героев или богов; в этих образах, созданных народной фантазией, отразились великие события народной жизни в древней Греции. Основной герой народных эпических поэм (например, «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или русских народных поэм-былин) — народ; их содержание, выраженное в форме мифов и народных легенд, — жизнь и борьба народа.

С созданием письменной литературы поэма стала одним из распространённых видов поэзии. Содержание и форма поэмы, естественно, изменяются в зависимости от изменения исторической обстановки, однако основная её особенность — стихотворное повествование — сохраняется («Медный всадник» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова и др.).

Освободительная борьба народа против царского самодержавия отразилась в народной поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В советской литературе создавал поэмы В. В. Маяковский («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»); известны поэмы А. Т. Твардовского «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью — даль» и др.

 

Поэтика (гр. poiētike) — наука о художественной литературе, теория литературы, один из разделов литературоведения (см.).

Поэтикой называют также особенности художественного стиля (см.) писателя, совокупность художественных средств, которыми он пользуется (например: поэтика Маяковского ).

 

Прибау́тка — острое словцо, забавное словосочетание, частое использование которых придаёт речи своеобразный, живой характер. Такова, например, речь Варлаама в народной драме А. С. Пушкина «Борис Годунов».

 

Приключенческая литература — один из видов повествовательной литературы с быстро развивающимся действием, построенным на цепи более или менее случайных событий; увлекательность сюжета в приключенческой литературе часто подменяет глубокое изображение картин жизни и типичных характеров.

К приключенческой литературе могут быть отнесены средневековые так называемые авантюрные романы о похождениях странствующих рыцарей, приключениях плутов-торговцев и т. п.

Приключенческая, в частности детективная, литература (главный герой — детектив-сыщик) — один из распространённых видов современной упадочной буржуазной литературы, стремящейся отвлечь читателя от вопросов классовой борьбы и понимания порочной сущности капиталистического строя. Ранее понятие приключенческая литература совпадало с понятием так называемой авантюрной литературы. В настоящее время к авантюрной литературе относят только произведения бессодержательные, основанные на внешней занимательности, связанной с личной судьбой героя, в отличие от советской приключенческой литературы, рисующей человека на фоне широкой картины общественной жизни.

В советской литературе, правдиво отражающей яркую социалистическую действительность, создан новый вид приключенческой литературы: писатели используют в своих сюжетах живой материал борьбы с фашистскими разведчиками, напряжённую жизнь смелых научных экспедиций и туристских походов, приключения отважных альпинистов, романтику научных открытий и изобретений, борьбу за науку и технику будущего в коммунистическом обществе. Таков, например, «Город у моря» В. Беляева.

 

Припев — стих или сочетание стихов, повторяющееся после каждого куплета в песне.

 

При́сказка — шутливое вступление или концовка сказки, рассказа, иногда в виде прибаутки, поговорки (см.).

Начиная рассказывать длинную сказку, сказочник приговаривает: «это присказка, а сказка ещё впереди»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

 

Сказка — ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок, —

 

заканчивает свою «Сказку о золотом петушке» А. С. Пушкин.

 

При́тча — старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории (см.). В старину так называли и те из басен, в которых действующие лица — люди.

Например, старинная русская «Притча о бражнике» или «Притча о Ермолае трудящемся» — стихотворение Н. А. Некрасова.

 

Причитанья или При́четы, Вопли — старинные народные песни-плачи, лиро-эпические песни, выражающие горе, вызванное смертью близкого человека, разлукой с родными: расставание с сыном, забранным в рекруты-солдаты, с дочерью, выходящей замуж, и т. п. Такие похоронные, свадебные, рекрутские плачи сочинялись и «вопились» специальными мастерицами их исполнения — вопленицами, плакальщицами, причитальщицами. Среди них встречались очень одарённые поэтически люди. Например, Ирина Андреевна Федосова, крестьянка бывшей Олонецкой губернии, о таланте которой писал А. М. Горький в очерке «Вопленица».

 

Провинциали́зм или Диалекти́зм (от лат. provincia — край, область) — слово или оборот речи, употребляющиеся лишь в каком-либо районе, области и непонятные в других местностях страны. Провинциализмы засоряют общенациональный язык и литературную речь и используются настоящими мастерами художественного слова лишь в той ограниченной мере, в какой это необходимо для передачи своеобразия языка действующих лиц произведения, сообщения ему местного колорита (см.).

Таковы, например, обороты речи донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

 

Проза (от лат. prosa, от prorsa [oratio] — прямо обращённая речь) — художественное произведение, изложенное обычной, свободно организованной, а не мерной, стихотворной речью.

 

Прозаи́зм — слово из бытового, делового, научного языка, которое нарушает общий характер речи данного художественного произведения и воспринимается в его тексте как чужеродное. Такое восприятие отдельных слов в поэтической речи меняется с ходом времени, с изменением общенационального языка, включающего в себя новые слова для обозначения новых понятий и явлений жизни, которые отражает художественная литература.

Так, во времена крепостного строя многие слова и обороты народной речи, использованные А. С. Пушкиным, например в его поэме «Руслан и Людмила», казались придворному дворянскому обществу и литераторам, отражавшим его воззрения и интересы, недопустимыми прозаизмами.

В свою очередь сам А. С. Пушкин считал, например, слово «организм» в контексте своего стихотворения прозаизмом.

В наше время, когда советская художественная литература отражает все стороны народной жизни, помогает народу в его борьбе за коммунизм, слова из разговорно-бытового, политического, научного языка, вошедшие в общенародный язык, широко входят в литературу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.