Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метр (от гр. metron — мера) — см. Размер.



Метр (от гр. metron — мера) — см. Размер.

 

Метрическое стихосложение (от гр. metron — мера) — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение (см.).

 

Ми́мы (гр. mimos) — народные представления в древней Греции и Риме, состоящие из разговорной сценки (в сопровождении пения и плясок), тут же придуманной бродячими актёрами, которых также называли мимы.

 

Миниатю́ра (от лат. minium — киноварь) — маленькие поясняющие текст или украшающие страницы цветные иллюстрации в старинных рукописях или книгах, названные так по латинскому названию краски киноварь , которую использовали художники для этих иллюстраций.

Миниатюрами называют также очерки, рассказы, пьески небольшого размера. Например, рассказ М. Горького «Старик».

Существуют театры миниатюр, в которых ставятся маленькие, обычно одноактные пьески — миниатюры.

 

Миннезингеры (от нем. Minnesang — любовная песня) — представители рыцарской поэзии в Германии XII–XIII вв., воспевавшие рыцарское служение прекрасной даме и пр. Со второй половины XIII в. в связи с начавшимся общим упадком рыцарской культуры миннезингеры постепенно начинают сходить со сцены, рыцарская лирика уступает место лирике городской (см. Мейстерзингер).

 

Мисте́рия (от гр. mysterion — тайный религиозный обряд в честь какого-либо божества) — средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквах, а позже как народное зрелище на площадях во Франции, Фландрии, Англии. Её содержанием являлись инсценировки какой-нибудь церковной легенды с интермедиями (см.) — сценками между действиями шутливо-бытового характера, на народном языке.

 

Мистифика́ция (от гр. mystes — посвящённый в религиозные таинства и лат. facere — делать, притворяться) — сознательное введение кого-либо в заблуждение, обман.

В художественной литературе литературная мистификация, не преследующая, разумеется, никаких корыстных целей, выражается, например, в приписывании авторства какого-либо сочинения другому, существующему или вымышленному лицу, выдавание литературного произведения за произведение народного творчества и т. п.

Литературная мистификация используется часто как средство литературной борьбы для обличения и осмеивания литературных противников. Например, группа писателей — А. К. Толстой, братья Жемчужниковы и другие — в 60-х годах XIX в. публиковала произведения Козьмы Пруткова, вымышленного ими тупого, самовлюблённого чиновника, якобы пишущего высокопарные и претендующие на особое глубокомыслие смешные стихи и афоризмы. В напыщенном творчестве Козьмы Пруткова легко было различить осмеяние приверженцев антиобщественной теории «искусства для искусства» (см.) и пародии (см.) на литературные произведения некоторых современных писателей.

К литературной мистификации прибегал и А. С. Пушкин, когда он, например, вынужденно, из-за преследований царской цензуры и своих врагов, выдавал своё стихотворение («Из Пиндемонти») за перевод стихотворения никогда не существовавшего иностранного поэта Пиндемонти.

 

Миф (от гр. mythos — слово, предание) — сказание, передающее верования и представления людей в древности о происхождении мира и жизни на земле, явлениях природы, о богах и сказочных героях.

Мифы возникали в древности у всех народов. Например, собрание греческих мифов — греческая мифология — рассказывает нам о том времени, когда человек, безоружный в борьбе с природой, представлял себе её явления как сверхъестественный мир, населённый богами и духами, проявляющими злую или добрую волю по отношению к человеку.

Многие из древнегреческих мифов — об Антее, об Икаре, о Прометее и др. — поэтические, глубокие по содержанию народные сказания (см.), сохранившие своё обаяние до наших дней; в них мы читаем наивную, но полную прелести повесть о «детстве человеческого общества, там, где оно развилось всего прекраснее». (К. Маркс. )

 

Многосою́зие или Полиси́ндетон (гр. polysyndeton — многосвязное) — одна из стилистических фигур (см.): оборот поэтической речи, который состоит в намеренном увеличении количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи.

Например:

 

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

 

(А. С. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.)

 

И скучно, и грустно, и некому руку подать…

……………………………………………………

В себя ли заглянешь — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

 

(М. Ю. Лермонтов, И скучно, и грустно…)

Модернизм (от фр. moderne — новый, современный) — различные течения в современном буржуазном искусстве (абстракционизм и т. п.), противопоставляющие себя реализму и в особенности социалистическому реализму. Модернисты отвергают основной принцип реалистического искусства — отражение объективной действительности, приравнивая его к натуралистическому копированию жизни (между тем, как известно, реалистическая художественность предполагает воспроизведение жизни в формах самой жизни на основе типизации и вымысла). В основу искусства модернисты кладут «проецирование» вовне своего внутреннего мира, предоставляя таким образом полный произвол субъективным мыслям и чувствам.

Модернизм — явление не новое. Декаденты (см.) ещё в начале XX века утверждали, что реалистическая литература изжила себя, не отвечает требованиям истинного искусства, декаденты также называли себя модернистами, призванными «обновить» литературу.

Следует, однако, иметь в виду, что многие представители модернизма и декадентства сумели преодолеть его влияние и выйти в ряды передовых деятелей прогрессивного искусства (Блок и Брюсов, порвавшие с символизмом, Маяковский, порвавший с футуризмом, за рубежом — Луи Арагон, Поль Элюар, Пикассо и др.).

 

Моногра́фия (от гр. monos — один, единый, graphō — пишу) — научная работа, исследование, посвящённое какому-либо одному вопросу.

Например: монография о Пушкине — исследование, посвящённое жизни и творчеству великого поэта.

 

Моноло́г (от гр. monos — один, logos — слово) — речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому, а в драматургическом произведении на сцене — иногда к зрителям.

Например: монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти…» в народной драме А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Монологом называется также пьеса с одним действующим лицом.

 

Монори́м (фр. monorime) — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. Моноримы часто встречаются в старинной восточной поэзии.

В русской поэзии монорим как стихотворная форма обычно используется в сатирической и юмористической поэзии.

Например, монорим А. Апухтина, в котором поэт даёт иронические советы будущему царскому чиновнику:

 

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами,

Не якшайтеся вы с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами,

А как кончите курс эминентами,[8]

И на службу пойдёте с патентами —

Не глядите на службе доцентами,

И не брезгайте, дети, презентами…[9]

И т. д.

 

Монта́ж (от фр. montage — сборка) — литературное произведение, составленное из отдельных сцен и эпизодов, взятых из одного или нескольких художественных произведений. Литературный монтаж на определённую тему или монтаж, знакомящий с большим произведением в сокращённом виде, — одна из распространённых форм радиовещания.

 

Моралите́ (от лат. moralis — нравственный) — средневековые нравоучительные драмы в Западной Европе с действующими лицами-аллегориями (см.), олицетворяющими отвлечённые понятия, чувства и т. п.: разум, справедливость, правду, покаяние, веру, отчаяние и т. д.

 

Мотив (фр. motif — мелодия, напев) — основной элемент музыкального произведения. Мотивом в литературном произведении в отличие от основной его темы иногда называют дополнительные, второстепенные темы произведения, которые в сочетании с основной темой образуют единое сложное художественное целое. Термин этот сейчас применяется редко.

 

Мотивиро́вка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания. Понять художественные средства произведения — значит понять, чем мотивированы, например, поступки тех или иных действующих лиц, появление их в произведении, как мотивирован язык действующих лиц их психологией, культурой, сюжетной ситуацией, в которой они находятся, и т. д. Правильно понять ту или иную особенность художественного произведения можно, только установив его мотивировку содержанием.

 

Мужская рифма — рифма, в которой ударение падает на последний в рифмуемом слове слог: весна́красна́; тобо́йголубо́й; Нева́острова́.

 

Мусса́ба — в тюркоязычной классической поэзии семистишие однотипной рифмовки.

 

Мусадда́с — в тюркоязычной классической поэзии шестистишие однотипной рифмовки.

 

Мусамма́н — в тюркоязычной классической поэзии стихотворение, состоящее из восьмистрочных строф с однотипной рифмовкой и повторением двух последних строк первой строфы в конце всех последующих строф.

 

Мухамма́с — в тюркоязычной классической поэзии пятистишие с общей рифмой.

 

Н

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.