Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Архитектура Камбоджа, Древней Индии и Азии. КАМБОДЖА.



 __________________________________________________________________ Архитектура Камбоджа, Древней Индии и Азии. КАМБОДЖА.

КАМБУДЖАДЕША, го­су­дар­ст­во в Юго-Вост. Азии в 9–14 вв. с цен­тром в Яшод­ха­ра­пу­ре. В ис­сле­до­ва­тель­ской литературе име­ну­ет­ся так­же Ан­гкор­ской им­пе­ри­ей или Анг­кор­ской Кам­бод­жей.
Воз­ник­но­ве­ние Камбуджадеша, за­вер­ши­ло про­цесс объ­е­ди­не­ния на­се­лён­ных кхме­ра­ми и род­ст­вен­ны­ми им мо­на­ми зе­мель, на ко­то­рых в 1–6 вв. су­ще­ст­во­ва­ла древ­не­кхмер­ская импе­рия Бапном (Фу­нань), а в 7–8 вв. кхмер­ские го­су­дар­ст­ва Чен­ла Зем­ли и Чен­ла Во­ды (впо­след­ст­вии Анин­ди­та­пу­ра).

Ран­ний пе­ри­од ис­то­рии Камбуджадеша, свя­зан с дея­тель­но­стью ос­но­ва­те­ля ди­на­стии ан­гкор­ских ца­рей Джай­а­вар­ма­на II, уч­ре­див­ше­го культ дэ­ва-рад­жи (бо­га-ца­ря). Гл. бо­же­ст­вом стал Ши­ва, а сим­волом мо­щи – лин­га.
Культ дэ­ва-рад­жи спо­соб­ст­во­вал фор­ми­ро­ва­нию мощ­но­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го феодального государства, во гла­ве с мо­нар­хом, на­де­лён­ным неограниченной вла­стью. Обо­же­ст­в­ле­ние мо­нар­ха про­па­ган­ди­ро­ва­лось сред­ст­ва­ми ар­хи­тек­ту­ры и изо­бра­зительным искусством, в ча­ст­но­сти строи­тель­ст­вом хра­мов ко­ро­лев­ской лин­ги в Ан­гко­ре. Скла­ды­ва­ние круп­ных зе­мель­ных вла­де­ний в К. шло за счёт ос­вое­ния но­вых зе­мель и их пе­ре­да­чи хра­мам и свет­ской зна­ти.

Пе­ри­од наи­выс­ше­го рас­цве­та Камбуджадеша, свя­зан с име­на­ми Сурь­я­вар­ма­на I, Сурь­я­вар­мана II­ и Джай­а­вар­ма­на VII, прав­ле­ние ко­то­рых бы­ло от­ме­че­но ус­пеш­ны­ми за­вое­ва­тель­ны­ми по­хо­да­ми и мас­штаб­ным хра­мо­вым строи­тель­ст­вом. Опи­ра­ясь на при­род­ные и люд­ские ре­сур­сы гус­то­на­се­лён­но­го рай­она, пра­ви­те­ли Камбуджадеша соз­да­ли мощ­ное мно­го­на­цио­наль­ное государство, ох­ва­ты­вав­шее тер­ри­то­рию совр. Кам­бод­жи, а так­же не­
ко­то­рые об­лас­ти со­вре­мен­ных Мьян­мы, Лао­са, Таи­лан­да, Вьет­на­ма и Ма­лай­зии. При Сурь­я­вар­ма­не I в Яшод­хара­пу­ре (столице) и её ок­ру­ге бы­ла по­строе­на слож­ная ир­ри­гационная сис­те­ма, а так­же круп­ный ис­кусств. во­до­ём – Западный Ба­рай, что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию эко­но­ми­ки центра сто­лич­ной об­лас­ти.
(Барай — искусственный водоем культуры кхмеров. В переводе с кхмерского — рукотворное «водохранилище».) Рукотворный резервуар, обнесённый дамбами, практичность которых сочеталась с искупительной символикой: распределение воды монархом гарантировало продолжение жизни на Кхмерской земле и подтверждало саму божественную сущность правителя.
Самые большие бараи расположены близ Ангкора — Восточный и Западный Барай.
Они имеют прямоугольные формы размером 8×2,4 и 7,5×1,8 километра соответственно. При сооружении Западного Барая ангкорские строители частично использовали более ранние постройки.
- Восточный Барай был предположительно 3 метра глубиной и вмещал 37,2 миллионов кубометров воды. Высока вероятность, что вост. Барай был была частью дамбы, окружавшей столицу Яшовармана I (Яшодхарапуру), с её главным храмом в центре, Пном Бакхенгом.

- Западный Барай — водохранилище в Ангкоре (Камбоджа. Прямоугольное в плане и ориентированное с востока на запад. Находится к западу от Ангкор-Тхома. Размеры водоёма составляют 8 км на 2,1 км и глубиной 5 м. Он вмещал в себя до 80 миллионов кубометров воды. Западный Барай — самый большой барай в Ангкоре. Его строительство началось при Сурьявармане I и было закончено уже при короле Удаядитьявармане II. В центре барая на искусственном острове расположен храм Западный Мебон.)

1. Храмовый комплекс-Ангкор Ват.
Кхмерская архитектура. Ангкор-Ват (прибл. перевод — «столичный храм»)

При Сурь­я­вар­ма­не II был воз­ве­дён хра­мо­вый ком­плекс Ан­г­кор-Ват.Храмовый комплекс в честь бога Вишну, построенный ко­ро­лём Сурь­я­вар­ма­ном II, в первой половине XII века в области Ангкор, провинции Сиемреап на севере Камбоджи, в окрестностях Великого озера, где в XI—XIV веках находился район столиц Ангкорской империи и резиденций древних кхмерских царей.
В эпоху Ангкор-Ват столицей древних кхмеров была Яшодхарапура. Ангкор-Ват воздвигался как воплощение обители Вишну на Земле.

Наиболее яркими чертами Ангкор-Ват, являются пять башен из песчаника, которые возвышаются над храмовыми стенами. Они олицетворяют пики Меру — центра Вселенной. Храмовый комплекс окружён широким прямоугольным каналом, символизирующим молочный океан, из которого возник эликсир бессмертия амрита.
Архитектура комплекса, пред­став­ля­ет со­бой трёхъярус­ную усе­чён­ную пи­ра­ми­ду с пятью баш­ня­ми-свя­ти­ли­ща­ми на вер­ши­не, чья общая высота достигает 65 м. Храм ок­ру­жён пря­мо­уголь­ной сте­ной размером 1,5×1,3 км и искусственным водоёмом. Един­ст­вен­ный вход рас­по­ло­жен с западной сто­роны. До­ро­га от вход­ной баш­ни до хра­ма об­рам­ле­на па­ра­пе­та­ми, ук­ра­шен­ны­ми скульп­ту­ра­ми се­ми­гла­вых змей-нагов.
Строительство Ангкор-Вата, началось в XII веке и продолжалось несколько десятков лет.

Период Ангкор-Ват захватывает исторический период (в истории кхмерской империи)
примерно с поздней половины VIII-го века н.э. до первой половины XV века н.э.

На пути к главному святилищу Ангкор Ват находится библиотека.

2. Столица Ангкор Тхом.
В прав­ле­ние Джай­а­вар­ма­на VII в Камбуджадеше, на­чал­ся пе­ре­ход к буд­диз­му (сна­ча­ла ма­хая­не, за­тем тхе­ра­ва­де), что на­шло от­ра­же­ние в ут­вер­жде­нии куль­та буд­ды-рад­жи.
Был построен город Ан­гкор-Тхом, или Ангкортхом, «великая столица», столица Кхмерской империи (с XIIв. — по 1-ую пол. XVв.).

Кхмерская архитектура. Ангкор-Тхом. также Ангкортхом — столица Кхмерской империи в XII — 1-й половины XV вв. Главные ворота.

Город был построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры, соответственно, рядом с Ангкор Ватом. Чампа- государство «объединение княжество», существовавшее в VII—XVII веках на территории современного центрального и южного Вьетнама.
Ангкор Тхом
– это грандиозный город, в центре которого возвышается следящий за всеми многоликий Байон. Также, при прав­ле­ние Джай­а­вар­ма­на VII от­кры­та сеть ле­чеб­ниц, при­ютов и при­до­рож­ных гос­ти­ниц для пут­ни­ков. Главным хра­мом столицы, стал Бай­он, в ко­то­ром сим­вол мо­щи мо­нар­ха оли­це­тво­ря­ла не лин­га, а ста­туя бод­хи­сат­твы Ава­ло­ки­теш­ва­ры, имев­шая порт­рет­ное сход­ст­во с Джай­а­вар­ма­ном VII.

3. Храм Байон.
Многоликий Байон известен гигантскими лицами своего создателя Джайавармана VII в виде бога Локешвара, который наблюдает с каждой башни храма. Местное население поговаривает, что лица Байона смеются над людьми. А ещё, они говорят, будто король Джаяварман был очень мнителен и излишне подозрителен, и именно по этой причине он приказал воспроизвести свое лицо на многих храмах – смотреть, не идут ли враги, да и заодно империю осматривать: все ли в порядке.

Пятьдесят четыре башни Байона, более 200 лиц, и похожих не найдешь несмотря на то, что это один и тот же человек! Солнце играет на ликах по-разному, придавая им разные эмоции и настроения. Улыбка Ангкора загадочна – это и ирония, и надменность, и ужас, и страх, но это и забота, и милосердие.


Загадочные улыбки Байона. Байон – это Мона Лиза Юго-Восточной Азии.

Каменный барельеф (приблизительно 1200 г.) в храме Байон, изображающий сцену битвы между армиями Кхмерской империи и Чампы.


Танцующие Апсары на барельефах Байона

 

Так же, одно из важнейших мест в городе занимает и дворец Бапуон. Гигантизм, которым страдали кхмеры и за который всегда расплачивались, погубил и Бапуон. Больше десятилетия он стоял в лесах, пока велась реконструкция обрушившихся под весом верхних уровней храма галерей.

Терраса слонов при входе к Королевскому дворцу

Терраса Слонов и Терраса прокаженного короля начинаются как раз за оградой Бапуона. Стоит пройти вдоль красивых барельефов, изображающих различных мифологических животных, апсар и демонов и удивиться объемным фигурам слонов. А затем пуститься в исследование лабиринта Террасы прокаженного короля. Кружа вдоль стен и наблюдая лики бога Ямы и других созданий, понимаешь, будто спускаешься в подземный мир горы Меру, то есть Бапуона.
Яма, бог смерти. Террасы прокаженного короля, тысячи глаз следят за посетителями.
Сожжение леса Кхандава. Барельеф на тимпане. Храм Бантеай Срей.

Китайские и кхмерские купцы на ангкорском рынке. Храм Байон. Внешняя галерея.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.