Архитектура Камбоджа, Древней Индии и Азии. КАМБОДЖА.
__________________________________________________________________ Архитектура Камбоджа, Древней Индии и Азии. КАМБОДЖА.
КАМБУДЖАДЕША, государство в Юго-Вост. Азии в 9–14 вв. с центром в Яшодхарапуре. В исследовательской литературе именуется также Ангкорской империей или Ангкорской Камбоджей. Возникновение Камбуджадеша, завершило процесс объединения населённых кхмерами и родственными им монами земель, на которых в 1–6 вв. существовала древнекхмерская империя Бапном (Фунань), а в 7–8 вв. кхмерские государства Ченла Земли и Ченла Воды (впоследствии Аниндитапура).
Ранний период истории Камбуджадеша, связан с деятельностью основателя династии ангкорских царей Джайавармана II, учредившего культ дэва-раджи (бога-царя). Гл. божеством стал Шива, а символом мощи – линга. Культ дэва-раджи способствовал формированию мощного централизованного феодального государства, во главе с монархом, наделённым неограниченной властью. Обожествление монарха пропагандировалось средствами архитектуры и изобразительным искусством, в частности строительством храмов королевской линги в Ангкоре. Складывание крупных земельных владений в К. шло за счёт освоения новых земель и их передачи храмам и светской знати.
Период наивысшего расцвета Камбуджадеша, связан с именами Сурьявармана I, Сурьявармана II и Джайавармана VII, правление которых было отмечено успешными завоевательными походами и масштабным храмовым строительством. Опираясь на природные и людские ресурсы густонаселённого района, правители Камбуджадеша создали мощное многонациональное государство, охватывавшее территорию совр. Камбоджи, а также не которые области современных Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Вьетнама и Малайзии. При Сурьявармане I в Яшодхарапуре (столице) и её округе была построена сложная ирригационная система, а также крупный искусств. водоём – Западный Барай, что способствовало развитию экономики центра столичной области. (Барай — искусственный водоем культуры кхмеров. В переводе с кхмерского — рукотворное «водохранилище».) Рукотворный резервуар, обнесённый дамбами, практичность которых сочеталась с искупительной символикой: распределение воды монархом гарантировало продолжение жизни на Кхмерской земле и подтверждало саму божественную сущность правителя. Самые большие бараи расположены близ Ангкора — Восточный и Западный Барай. Они имеют прямоугольные формы размером 8×2,4 и 7,5×1,8 километра соответственно. При сооружении Западного Барая ангкорские строители частично использовали более ранние постройки. - Восточный Барай был предположительно 3 метра глубиной и вмещал 37,2 миллионов кубометров воды. Высока вероятность, что вост. Барай был была частью дамбы, окружавшей столицу Яшовармана I (Яшодхарапуру), с её главным храмом в центре, Пном Бакхенгом.
- Западный Барай — водохранилище в Ангкоре (Камбоджа. Прямоугольное в плане и ориентированное с востока на запад. Находится к западу от Ангкор-Тхома. Размеры водоёма составляют 8 км на 2,1 км и глубиной 5 м. Он вмещал в себя до 80 миллионов кубометров воды. Западный Барай — самый большой барай в Ангкоре. Его строительство началось при Сурьявармане I и было закончено уже при короле Удаядитьявармане II. В центре барая на искусственном острове расположен храм Западный Мебон.)
1. Храмовый комплекс-Ангкор Ват. Кхмерская архитектура. Ангкор-Ват (прибл. перевод — «столичный храм»)
При Сурьявармане II был возведён храмовый комплекс Ангкор-Ват.Храмовый комплекс в честь бога Вишну, построенный королём Сурьяварманом II, в первой половине XII века в области Ангкор, провинции Сиемреап на севере Камбоджи, в окрестностях Великого озера, где в XI—XIV веках находился район столиц Ангкорской империи и резиденций древних кхмерских царей. В эпоху Ангкор-Ват столицей древних кхмеров была Яшодхарапура. Ангкор-Ват воздвигался как воплощение обители Вишну на Земле.
Наиболее яркими чертами Ангкор-Ват, являются пять башен из песчаника, которые возвышаются над храмовыми стенами. Они олицетворяют пики Меру — центра Вселенной. Храмовый комплекс окружён широким прямоугольным каналом, символизирующим молочный океан, из которого возник эликсир бессмертия амрита. Архитектура комплекса, представляет собой трёхъярусную усечённую пирамиду с пятью башнями-святилищами на вершине, чья общая высота достигает 65 м. Храм окружён прямоугольной стеной размером 1,5×1,3 км и искусственным водоёмом. Единственный вход расположен с западной стороны. Дорога от входной башни до храма обрамлена парапетами, украшенными скульптурами семиглавых змей-нагов. Строительство Ангкор-Вата, началось в XII веке и продолжалось несколько десятков лет. Период Ангкор-Ват захватывает исторический период (в истории кхмерской империи) примерно с поздней половины VIII-го века н.э. до первой половины XV века н.э. На пути к главному святилищу Ангкор Ват находится библиотека.
2. Столица Ангкор Тхом. В правление Джайавармана VII в Камбуджадеше, начался переход к буддизму (сначала махаяне, затем тхераваде), что нашло отражение в утверждении культа будды-раджи. Был построен город Ангкор-Тхом, или Ангкортхом, «великая столица», столица Кхмерской империи (с XIIв. — по 1-ую пол. XVв.). Кхмерская архитектура. Ангкор-Тхом. также Ангкортхом — столица Кхмерской империи в XII — 1-й половины XV вв. Главные ворота.
Город был построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры, соответственно, рядом с Ангкор Ватом. Чампа- государство «объединение княжество», существовавшее в VII—XVII веках на территории современного центрального и южного Вьетнама. Ангкор Тхом – это грандиозный город, в центре которого возвышается следящий за всеми многоликий Байон. Также, при правление Джайавармана VII открыта сеть лечебниц, приютов и придорожных гостиниц для путников. Главным храмом столицы, стал Байон, в котором символ мощи монарха олицетворяла не линга, а статуя бодхисаттвы Авалокитешвары, имевшая портретное сходство с Джайаварманом VII.
3. Храм Байон. Многоликий Байон известен гигантскими лицами своего создателя Джайавармана VII в виде бога Локешвара, который наблюдает с каждой башни храма. Местное население поговаривает, что лица Байона смеются над людьми. А ещё, они говорят, будто король Джаяварман был очень мнителен и излишне подозрителен, и именно по этой причине он приказал воспроизвести свое лицо на многих храмах – смотреть, не идут ли враги, да и заодно империю осматривать: все ли в порядке.
Пятьдесят четыре башни Байона, более 200 лиц, и похожих не найдешь несмотря на то, что это один и тот же человек! Солнце играет на ликах по-разному, придавая им разные эмоции и настроения. Улыбка Ангкора загадочна – это и ирония, и надменность, и ужас, и страх, но это и забота, и милосердие.
Загадочные улыбки Байона. Байон – это Мона Лиза Юго-Восточной Азии. Каменный барельеф (приблизительно 1200 г.) в храме Байон, изображающий сцену битвы между армиями Кхмерской империи и Чампы.
Танцующие Апсары на барельефах Байона
Так же, одно из важнейших мест в городе занимает и дворец Бапуон. Гигантизм, которым страдали кхмеры и за который всегда расплачивались, погубил и Бапуон. Больше десятилетия он стоял в лесах, пока велась реконструкция обрушившихся под весом верхних уровней храма галерей. Терраса слонов при входе к Королевскому дворцу
Терраса Слонов и Терраса прокаженного короля начинаются как раз за оградой Бапуона. Стоит пройти вдоль красивых барельефов, изображающих различных мифологических животных, апсар и демонов и удивиться объемным фигурам слонов. А затем пуститься в исследование лабиринта Террасы прокаженного короля. Кружа вдоль стен и наблюдая лики бога Ямы и других созданий, понимаешь, будто спускаешься в подземный мир горы Меру, то есть Бапуона. Яма, бог смерти. Террасы прокаженного короля, тысячи глаз следят за посетителями. Сожжение леса Кхандава. Барельеф на тимпане. Храм Бантеай Срей. Китайские и кхмерские купцы на ангкорском рынке. Храм Байон. Внешняя галерея.
|