Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования



 

 

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019,
№ 49, ст. 6962) официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2 декабря 2019 г.), пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2020,
№ 11, ст. 1547), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный № 57418).

 

Министр   С.С. Кравцов

 

 


Приложение

 

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

от  2021 г. №

 

ПОРЯДОК

формирования федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования                                                                                    

 

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно – Порядок, федеральный перечень учебников), устанавливает правила формирования федерального перечня учебников, включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения
и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня.

2. Учебники включаются в федеральный перечень учебников путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы учебников, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с Порядком[1].

Организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы учебников возлагается на федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (далее – уполномоченная организация)[2].

3. Федеральный перечень учебников включает в себя[3]:

а) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;

б) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных
и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

4. Перечни учебников, указанные в пункте 3 Порядка, состоят из следующих разделов по уровням общего образования:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы по уровням общего образования, предусмотренные настоящим пунктом, состоят из подразделов по наименованию предметных областей
и входящих в них учебных предметов.

5. В федеральный перечень учебников включаются:

порядковый номер строки федерального перечня учебника;

порядковый номер учебника в федеральном перечне учебников;

наименование учебника;

автор/авторский коллектив учебника;

класс, для которого учебник разработан;

порядковый номер издания (переиздания) учебника;

реквизиты нормативного правового акта, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт в соответствии с которым издан учебник;

наименование издателя(-ей);

правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);

язык издания учебника (указывается для учебников, изданных
на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация о возможности использования учебника при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);

информация о возможности использования учебника при реализации образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования;

информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее – специальный учебник);

реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, в соответствии и на основании которого учебник включен Министерством просвещения Российской Федерации в федеральный перечень учебников;

срок действия экспертного заключения в соответствии и на основании которого учебник включен Министерством просвещения Российской Федерации
в федеральный перечень учебников.

6. Объектом экспертизы является учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля и т.д.), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования[4], федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[5]
или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[6]
(для специального учебника) (далее вместе – федеральные государственные образовательные стандарты), а также примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования[7] и (или) примерной адаптированной образовательной программе[8] (для специального учебника), обеспечивающий учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка
из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России
на родном языке).

7. Экспертиза учебника заключается в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания следующим критериям[9]:

7.1. Общие критерии:

принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области
на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия учебников) (за исключением специального учебника);

соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета
или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта;

правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства
в области наименований географических объектов[10], а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств
на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал);

обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ;

отсутствие в учебнике грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям и прочей текстовой информации);

соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики;

соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности;

отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение;

отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой)
на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам;

отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей
к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью,
в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству);

отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей)
к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических;

отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей)
к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции;

отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей)
или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости
либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению
к людям или животным;

отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой)
на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма;

отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету;

использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания;

отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе
о событиях и участниках Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых
для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий;

наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.
№ 642[11] (при условии применимости);

отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости);

направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности;

структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала;

проработанность методического аппарата учебника в части:

реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся;

обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему;

формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности;

формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения;

обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений;

разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника;

изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся;

изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, разрабатываемых на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования;

соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников);

соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету;

отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;

наличие в тексте учебника актуальных и достоверных ссылок
на дополнительные источники информации;

отсутствие в тексте учебника ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов[12] и (или)
на доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеся в  единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»[13].

7.2. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников:

соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебника друг другу;

корректное отображение и функционирование электронной формы учебника
с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух
из которых - для мобильных устройств;

корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном
или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иным электронным устройствам);

наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним;

наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме;

наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных
и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.

7.3. При экспертизе специальных учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся, помимо, критериев, перечисленных в подпунктах 7.1. и 7.2. Порядка, применяются следующие критерии:

выполнение печатной формы учебника шрифтом Брайля;

наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника
и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых
и слабовидящих обучающихся;

наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура» и т.п.)) электронного приложения к учебнику, которое не является аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.

Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений
к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:

соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений);

представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом
или звуковом формате;

наличие возможности воспроизведения электронного приложения
при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера
под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля;

наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки
и т.п.);

замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся
в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.

8. Оценивание каждого критерия заключается в присвоении ему экспертом числового значения от 3 до 0 баллов, при котором:

«3» - «да», то есть полное соответствие учебника критерию, подлежащему оценке;

«2» - «скорее да», то есть соответствие учебника критерию, подлежащему оценке, с незначительными замечаниями и исключениями;

«1» - «скорее нет», то есть соответствие учебника критерию, подлежащему оценке, со значительными замечаниями;

«0» - «нет», то есть несоответствие учебника критерию, подлежащему оценке.

В случае оценки экспертом критерия значением, соответствующим «2» - «скорее да», «1» - «скорее нет» или «0» - «нет», эксперт отражает в графе «Примечание» соответствующего листа экспертного заключения, форма которого приведена в приложении № 1 к Порядку (далее - экспертное заключение),
все выявленные фрагменты содержания учебника, подтверждающие несоответствие содержания учебника критерию, подлежащему оценке[14].

В случае, если критерий оценки не применим к учебнику, то эксперт отображает в графе «Экспертная оценка по критерию» соответствующего листа экспертного заключения знак «-», а в графе «Примечание» указывает «Критерий
не применяется».

9. Автор (авторский коллектив) учебника, издатель(-и) либо иное лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник, с целью получения независимой оценки учебника вправе провести его общественную экспертизу.

Для проведения общественной экспертизы учебника автор (авторский коллектив) учебника, издатель(-и) либо иное лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник, самостоятельно определяет организацию, отвечающую следующим требованиям:

организация является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации,
а также деятельность, направленную на поддержку и развитие российского образования;

в уставе организации предусмотрено полномочие на проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов (за исключением организаций, проводящих экспертизу учебников на языках народов России);

наличие у организации специалистов, заключивших с данной организацией трудовые договоры и/или договоры гражданско-правового характера, отвечающих квалификационным требованиям, установленным пунктом 15 Порядка.

10. При проведении общественной экспертизы устанавливается соответствие учебника и его содержания следующим критериям:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых
в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства;

качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, многократность использования, практичность, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника;

отсутствие в учебнике грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.

Дополнительные критерии общественной экспертизы для электронной формы учебников:

представление электронной формы учебника в общедоступных форматах,
не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений;

функционирование электронной формы учебника на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям,
в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(за исключением внешних ссылок).

11. Организация, определенная в соответствии с пунктом 9 Порядка,
по результатам проведения общественной экспертизы учебника присваивает ему оценку по каждому критерию в соответствии с 8 Порядка и заполняет лист В экспертного заключения (далее - заключение по результатам общественной экспертизы).

Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы определяется путем сложения экспертных оценок по каждому оцениваемому критерию общественной экспертизы учебника и учитывается при подсчете итогового значения экспертной оценки учебника по совокупности критериев.

Заключение по результатам общественной экспертизы подписывается руководителем организации, проводившей общественную экспертизу учебника,
или уполномоченным им лицом, скрепляется печатью соответствующей организации и прикладывается к заявлению об организации проведения экспертизы учебника для включения учебника в федеральный перечень учебников. Результаты общественной экспертизы учитываются создаваемым при Министерстве просвещения Российской Федерации в целях повышения качества учебников
и формирования федерального перечня учебников совещательным экспертным органом[15] (далее - Научно-методический совет по учебникам) при принятии рекомендации в соответствии с пунктами 28 - 30 Порядка.

12. Для проведения экспертизы учебника лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник (далее - заявитель), в период с 20 июля
до 5 сентября подает лично, через уполномоченного представителя или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство просвещения Российской Федерации:

12.1. Заявление о проведении экспертизы учебника (далее - заявление) (приложение № 2 к Порядку);

12.2. Учебник в печатной форме в 1 экземпляре и его электронную копию
с подтвержденной правообладателем аутентичностью содержания, представленную в формате PDF на цифровом носителе, в 1 экземпляре, и (или) электронную форму учебника в 1 экземпляре на цифровом носителе;

12.3 Инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника (в печатной и электронной формах);

12.4. Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модулей),
по методике воспитания, а также примерная рабочая программа по учебному предмету (в электронной форме), содержащая реквизиты одобрения ее протоколом заседания федерального учебно-методического объединения по общему образования;

12.5. Заключение по результатам общественной экспертизы учебника, проведенной не ранее чем за 6 месяцев до подачи заявления (при наличии);

12.6. Электронное приложение в плоскопечатном текстовом или звуковом формате (при направлении на экспертизу специальных учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся, предусматривающих наличие электронных приложений;

В случае приложения к заявлению заключения по результатам общественной экспертизы учебника заявитель дополнительно прикладывает копии документов, подтверждающих соответствие организации, проводившей общественную экспертизу, требованиям пункта 9 Порядка, в том числе сведения о проведении экспертизы лицами, соответствующими требованиям, установленным пунктом 15 Порядка.

13. Датой получения Министерством просвещения Российской Федерации указанных документов и материалов считается дата регистрации заявления. Регистрация заявления осуществляется не позднее дня, следующего за днем
его поступления в Министерство просвещения Российской Федерации.

Представленные в соответствии с подпунктами 12.1 – 12.6 Порядка документы и материалы заявителю не возвращаются.

14. Министерство просвещения Российской Федерации
проверяет прилагаемые к заявлению документы и материалы на предмет соответствия требованиям Порядка в части комплектности и соответствия документов, представленных на бумажном носителе, документам, представленным в электронной форме.

В случае несоответствия представленных документов и материалов требованиям Порядка, в том числе нарушения сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 12 Порядка, Министерство просвещения Российской Федерации в течение 7 календарных дней со дня регистрации заявления уведомляет заявителя в письменной и (или) в электронной форме об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин.

В случае устранения причин(ы), явившихся(ейся) основанием для оставления заявления без рассмотрения, заявитель вправе повторно подать в Министерство просвещения Российской Федерации документы и материалы в пределах срока, установленного абзацем первым пункта 12 Порядка.

В случае, если прилагаемые к заявлению документы и материалы соответствуют требованиям Порядка, Министерство просвещения Российской Федерации не позднее 7 календарных дней со дня их регистрации направляет
их в уполномоченную организацию для организации проведения экспертизы.

15. Уполномоченная организация в течение 10 календарных дней со дня получения документов и материалов осуществляет отбор не менее четырех экспертов для проведения экспертизы учебника (за исключением экспертизы учебников на языках народов России для проведения которой требуется не менее трех экспертов).

Эксперты, привлекаемые к проведению экспертизы учебника, должны:

иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника высшее образование;

иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника ученую степень и (или) ученое звание либо стаж педагогической деятельности
и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ
не менее 5 лет в соответствующей области знаний (кроме экспертов, привлекаемых
к проведению экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных
и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке);

иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника ученую степень и (или) ученое звание, либо стаж научной и (или) научно-педагогической деятельности не менее 5 лет в соответствующей области знаний, либо педагогический опыт реализации образовательных программ предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» не менее 5 лет (для экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке);

знать требования нормативных правовых актов Российской Федерации
в сфере образования, в том числе федеральных государственных образовательных стандартов;

иметь опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ для электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов
(для экспертизы электронной формы учебников);

иметь опыт осуществления картографической деятельности не менее 5 лет (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал);

иметь высшее образование (квалификацию) в области коррекционной педагогики, а также обладать опытом работы не менее 5 лет в соответствующей области (для проведения экспертизы специальных учебников).

16. Уполномоченная организация не позднее срока, указанного в абзаце первом пункта 15 Порядка, почтовым отправлением, непосредственно
или посредством электронной почты уведомляет эксперта о том, что указанный эксперт отобран для проведения экспертизы учебника (далее - уведомление).

Уведомление должно содержать следующую информацию:

наименование учебника;

автор/авторский коллектив учебника;

класс, для которого учебник разработан;

наименование издателя(-ей);

правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);

язык издания учебника (указывается для учебников, изданных
на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

возможность использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ, а также общеобразовательных программ
с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы;

срок проведения экспертизы учебника;

срок предоставления письменного согласия эксперта на участие
в проведении соответствующей экспертизы учебника.

17. В случае согласия на участие в проведении экспертизы, эксперт в течение 5 календарных дней почтовым отправлением, непосредственно или посредством электронной почты направляет в уполномоченную организацию письменное согласие на участие в проведении соответствующей экспертизы, в котором должен подтвердить отсутствие обстоятельств, при которых при проведении экспертизы учебника у него возникает личная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное проведение экспертизы учебника (далее - конфликт интересов)[16], а также обязуется не распространять документы и материалы, указанные в подпунктах 12.1.-12.6. пункта 12 Порядка.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) экспертом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эксперт и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями[17].

18. В случае если конфликт интересов возник в период проведения экспертизы учебника, эксперт письменно обращается в уполномоченную организацию
с заявлением о самоотводе с указанием обстоятельств, препятствующих
его дальнейшему участию в проведении экспертизы.

Уполномоченная организация по результатам рассмотрения заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение об отстранении эксперта от участия в проведении экспертизы учебника и привлечении
к проведению экспертизы учебника другого эксперта.

19. Уполномоченная организация обеспечивает эксперту, привлеченному для проведения экспертизы учебника, доступ ко всем документам и материалам, указанным в пункте 13 Порядка, не позднее 3 рабочих дней с даты получения
его письменного согласия на участие в проведении экспертизы учебника.

20. Срок проведения экспертизы учебника не должен превышать
60 календарных дней со дня поступления в уполномоченную организацию письменного согласия эксперта на участие в проведении соответствующей экспертизы учебника и 90 календарных дней с даты поступления заявления.

21. Эксперт при проведении экспертизы учебника обязан:

провести исследование представленных ему документов и материалов;

дать заключение о соответствии либо несоответствии учебника установленным пунктом 7 Порядка критериям;

самостоятельно оценить результаты исследования, сформулировать выводы по каждому критерию, установленному пунктом 7 Порядка;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы учебника, в том числе сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

соблюдать срок и порядок проведения экспертизы учебника;

обеспечить сохранность представленных документов и материалов;

сообщить в письменной форме Министерству просвещения Российской Федерации и/или уполномоченную организацию в период проведения экспертизы учебника в случае, если выполнение обязанностей эксперта может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность экспертной оценки учебника.

22. В случае если информация, содержащаяся в учебнике, выходит за пределы квалификации эксперта, эксперт обращается в уполномоченную организацию
с письменным ходатайством о привлечении к проведению экспертизы учебника других экспертов в области знаний представленного на экспертизу учебника
не позднее чем за 45 календарных дней, а в случае дополнительной экспертизы
не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока проведения экспертизы учебника, в которой данный эксперт участвует, с обоснованием необходимости привлечения к проведению экспертизы других экспертов.

Уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней рассматривает ходатайство о привлечении к проведению экспертиз



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.