|
|||||
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона 1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный № 57418).
Приложение
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2021 г. №
ПОРЯДОК формирования федерального перечня учебников, допущенных
1. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных 2. Учебники включаются в федеральный перечень учебников путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы учебников, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с Порядком[1]. Организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы учебников возлагается на федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (далее – уполномоченная организация)[2]. 3. Федеральный перечень учебников включает в себя[3]: а) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного б) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных 4. Перечни учебников, указанные в пункте 3 Порядка, состоят из следующих разделов по уровням общего образования: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Разделы по уровням общего образования, предусмотренные настоящим пунктом, состоят из подразделов по наименованию предметных областей 5. В федеральный перечень учебников включаются: порядковый номер строки федерального перечня учебника; порядковый номер учебника в федеральном перечне учебников; наименование учебника; автор/авторский коллектив учебника; класс, для которого учебник разработан; порядковый номер издания (переиздания) учебника; реквизиты нормативного правового акта, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт в соответствии с которым издан учебник; наименование издателя(-ей); правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник); язык издания учебника (указывается для учебников, изданных информация о возможности использования учебника при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение); информация о возможности использования учебника при реализации образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования; информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее – специальный учебник); реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, в соответствии и на основании которого учебник включен Министерством просвещения Российской Федерации в федеральный перечень учебников; срок действия экспертного заключения в соответствии и на основании которого учебник включен Министерством просвещения Российской Федерации 6. Объектом экспертизы является учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля и т.д.), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования[4], федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[5] 7. Экспертиза учебника заключается в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания следующим критериям[9]: 7.1. Общие критерии: принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ; отсутствие в учебнике грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям и прочей текстовой информации); соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики; соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности; отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету; использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания; отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости); направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности; структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала; проработанность методического аппарата учебника в части: реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся; обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему; формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности; формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения; обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений; разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника; изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся; изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, разрабатываемых на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования; соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников); соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету; отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника; наличие в тексте учебника актуальных и достоверных ссылок отсутствие в тексте учебника ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов[12] и (или) 7.2. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников: соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебника друг другу; корректное отображение и функционирование электронной формы учебника корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним; наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме; наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных 7.3. При экспертизе специальных учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся, помимо, критериев, перечисленных в подпунктах 7.1. и 7.2. Порядка, применяются следующие критерии: выполнение печатной формы учебника шрифтом Брайля; наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура» и т.п.)) электронного приложения к учебнику, которое не является аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений); представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом наличие возможности воспроизведения электронного приложения наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся 8. Оценивание каждого критерия заключается в присвоении ему экспертом числового значения от 3 до 0 баллов, при котором: «3» - «да», то есть полное соответствие учебника критерию, подлежащему оценке; «2» - «скорее да», то есть соответствие учебника критерию, подлежащему оценке, с незначительными замечаниями и исключениями; «1» - «скорее нет», то есть соответствие учебника критерию, подлежащему оценке, со значительными замечаниями; «0» - «нет», то есть несоответствие учебника критерию, подлежащему оценке. В случае оценки экспертом критерия значением, соответствующим «2» - «скорее да», «1» - «скорее нет» или «0» - «нет», эксперт отражает в графе «Примечание» соответствующего листа экспертного заключения, форма которого приведена в приложении № 1 к Порядку (далее - экспертное заключение), В случае, если критерий оценки не применим к учебнику, то эксперт отображает в графе «Экспертная оценка по критерию» соответствующего листа экспертного заключения знак «-», а в графе «Примечание» указывает «Критерий 9. Автор (авторский коллектив) учебника, издатель(-и) либо иное лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник, с целью получения независимой оценки учебника вправе провести его общественную экспертизу. Для проведения общественной экспертизы учебника автор (авторский коллектив) учебника, издатель(-и) либо иное лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник, самостоятельно определяет организацию, отвечающую следующим требованиям: организация является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, в уставе организации предусмотрено полномочие на проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов (за исключением организаций, проводящих экспертизу учебников на языках народов России); наличие у организации специалистов, заключивших с данной организацией трудовые договоры и/или договоры гражданско-правового характера, отвечающих квалификационным требованиям, установленным пунктом 15 Порядка. 10. При проведении общественной экспертизы устанавливается соответствие учебника и его содержания следующим критериям: содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, многократность использования, практичность, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника; отсутствие в учебнике грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Дополнительные критерии общественной экспертизы для электронной формы учебников: представление электронной формы учебника в общедоступных форматах, функционирование электронной формы учебника на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, 11. Организация, определенная в соответствии с пунктом 9 Порядка, Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы определяется путем сложения экспертных оценок по каждому оцениваемому критерию общественной экспертизы учебника и учитывается при подсчете итогового значения экспертной оценки учебника по совокупности критериев. Заключение по результатам общественной экспертизы подписывается руководителем организации, проводившей общественную экспертизу учебника, 12. Для проведения экспертизы учебника лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник (далее - заявитель), в период с 20 июля 12.1. Заявление о проведении экспертизы учебника (далее - заявление) (приложение № 2 к Порядку); 12.2. Учебник в печатной форме в 1 экземпляре и его электронную копию 12.3 Инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника (в печатной и электронной формах); 12.4. Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модулей), 12.5. Заключение по результатам общественной экспертизы учебника, проведенной не ранее чем за 6 месяцев до подачи заявления (при наличии); 12.6. Электронное приложение в плоскопечатном текстовом или звуковом формате (при направлении на экспертизу специальных учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся, предусматривающих наличие электронных приложений; В случае приложения к заявлению заключения по результатам общественной экспертизы учебника заявитель дополнительно прикладывает копии документов, подтверждающих соответствие организации, проводившей общественную экспертизу, требованиям пункта 9 Порядка, в том числе сведения о проведении экспертизы лицами, соответствующими требованиям, установленным пунктом 15 Порядка. 13. Датой получения Министерством просвещения Российской Федерации указанных документов и материалов считается дата регистрации заявления. Регистрация заявления осуществляется не позднее дня, следующего за днем Представленные в соответствии с подпунктами 12.1 – 12.6 Порядка документы и материалы заявителю не возвращаются. 14. Министерство просвещения Российской Федерации В случае несоответствия представленных документов и материалов требованиям Порядка, в том числе нарушения сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 12 Порядка, Министерство просвещения Российской Федерации в течение 7 календарных дней со дня регистрации заявления уведомляет заявителя в письменной и (или) в электронной форме об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин. В случае устранения причин(ы), явившихся(ейся) основанием для оставления заявления без рассмотрения, заявитель вправе повторно подать в Министерство просвещения Российской Федерации документы и материалы в пределах срока, установленного абзацем первым пункта 12 Порядка. В случае, если прилагаемые к заявлению документы и материалы соответствуют требованиям Порядка, Министерство просвещения Российской Федерации не позднее 7 календарных дней со дня их регистрации направляет 15. Уполномоченная организация в течение 10 календарных дней со дня получения документов и материалов осуществляет отбор не менее четырех экспертов для проведения экспертизы учебника (за исключением экспертизы учебников на языках народов России для проведения которой требуется не менее трех экспертов). Эксперты, привлекаемые к проведению экспертизы учебника, должны: иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника высшее образование; иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника ученую степень и (или) ученое звание либо стаж педагогической деятельности иметь в области знаний представленного на экспертизу учебника ученую степень и (или) ученое звание, либо стаж научной и (или) научно-педагогической деятельности не менее 5 лет в соответствующей области знаний, либо педагогический опыт реализации образовательных программ предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» не менее 5 лет (для экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке); знать требования нормативных правовых актов Российской Федерации иметь опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ для электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов иметь опыт осуществления картографической деятельности не менее 5 лет (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал); иметь высшее образование (квалификацию) в области коррекционной педагогики, а также обладать опытом работы не менее 5 лет в соответствующей области (для проведения экспертизы специальных учебников). 16. Уполномоченная организация не позднее срока, указанного в абзаце первом пункта 15 Порядка, почтовым отправлением, непосредственно Уведомление должно содержать следующую информацию: наименование учебника; автор/авторский коллектив учебника; класс, для которого учебник разработан; наименование издателя(-ей); правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник); язык издания учебника (указывается для учебников, изданных возможность использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ, а также общеобразовательных программ срок проведения экспертизы учебника; срок предоставления письменного согласия эксперта на участие 17. В случае согласия на участие в проведении экспертизы, эксперт в течение 5 календарных дней почтовым отправлением, непосредственно или посредством электронной почты направляет в уполномоченную организацию письменное согласие на участие в проведении соответствующей экспертизы, в котором должен подтвердить отсутствие обстоятельств, при которых при проведении экспертизы учебника у него возникает личная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное проведение экспертизы учебника (далее - конфликт интересов)[16], а также обязуется не распространять документы и материалы, указанные в подпунктах 12.1.-12.6. пункта 12 Порядка. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) экспертом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эксперт и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями[17]. 18. В случае если конфликт интересов возник в период проведения экспертизы учебника, эксперт письменно обращается в уполномоченную организацию Уполномоченная организация по результатам рассмотрения заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение об отстранении эксперта от участия в проведении экспертизы учебника и привлечении 19. Уполномоченная организация обеспечивает эксперту, привлеченному для проведения экспертизы учебника, доступ ко всем документам и материалам, указанным в пункте 13 Порядка, не позднее 3 рабочих дней с даты получения 20. Срок проведения экспертизы учебника не должен превышать 21. Эксперт при проведении экспертизы учебника обязан: провести исследование представленных ему документов и материалов; дать заключение о соответствии либо несоответствии учебника установленным пунктом 7 Порядка критериям; самостоятельно оценить результаты исследования, сформулировать выводы по каждому критерию, установленному пунктом 7 Порядка; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы учебника, в том числе сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; соблюдать срок и порядок проведения экспертизы учебника; обеспечить сохранность представленных документов и материалов; сообщить в письменной форме Министерству просвещения Российской Федерации и/или уполномоченную организацию в период проведения экспертизы учебника в случае, если выполнение обязанностей эксперта может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность экспертной оценки учебника. 22. В случае если информация, содержащаяся в учебнике, выходит за пределы квалификации эксперта, эксперт обращается в уполномоченную организацию Уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней рассматривает ходатайство о привлечении к проведению экспертиз
|
|||||
|