МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 страница
Экспертное заключение[21]
_________________________________________________________________________
(название учебника, класс)
___________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
___________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
___________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
исключительное право на учебник)
1.
| Сведения об экспертах, привлеченных к проведению экспертизы:
| № п/п
| Фамилия, имя, отчество (при наличии)
| Квалификационные характеристики эксперта (образование/ученая степень и (или) ученое звание (при наличии)/стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ/опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов/опыт осуществления картографической деятельности/наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (для проведения экспертизы специальных учебников)
| Дополнительная информация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Сведения об уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, привлеченном к проведению экспертизы учебника[22]:
| 2.1.
| Наименование:
| 2.2.
| Место нахождения:
| 2.3.
| Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
|
Лист А экспертного заключения[23]
страница 1
Индивидуальный лист эксперта
по результатам проведения экспертизы учебника
___________________________________________________________________________
(название, класс)
___________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
___________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
___________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
исключительное право на учебник)
___________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)
1.
| Сведения о квалификации эксперта:
| Образование
| Уровень образования, специализация/специальностъ/направления подготовки/профиль
| Ученая степень и (или) ученое звание
| Указываются при наличии
| Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ
| Количество лет стажа/опыта, область знаний
| Опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов
| Да (указываются наименования соответствующих учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие)/нет
| Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал)
| Количество лет стажа, опыта/наименования организаций
| Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы специальных учебников)
| Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций
| 2. Информация об учебнике:
| 2.1. Методическое пособие (при наличии)
| Наименования и авторский коллектив:
| 2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
| Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
| 2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника
| Наименование и авторский коллектив:
| 2.4. Уровень содержания учебника
| Базовый/углубленный уровень
| | | |
Лист А экспертного заключения
страница 2
3. Критерии экспертизы учебника.
№ п/п
| Критерии экспертизы учебника
| Экспертная оценка по критерию[24]
| Примечание
| 3.1.
| Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).
|
|
| 3.2.
| Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.
|
|
| 3.3.
| Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).
|
|
| 3.4.
| Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).
|
|
| 3.5.
| Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ по предметам.
|
|
| 3.6.
| Отсутствие в учебнике грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям и прочей текстовой информации).
|
|
| 3.7.
| Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.
|
|
| 3.8.
| Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня общего образования и направленности;
|
|
| 3.9.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение;
|
|
|
Лист А экспертного заключения
страница 3
3.10.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.
|
|
| 3.11.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).
|
|
| 3.12.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и(или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.
|
|
| 3.13.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.
|
|
| 3.14.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.
|
|
| 3.15.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.
|
|
| 3.16.
| Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
|
|
| 3.17.
| Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.
|
|
|
Лист А экспертного заключения
страница 4
3.18.
| Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.
|
|
| 3.19.
| Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.
|
|
| 3.20.
| Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.
|
|
| 3.21.
| Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 (при условии применимости).
|
|
| 3.22.
| Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).
|
|
| 3.23.
| Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.
|
|
| 3.24.
| Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.
|
|
| 3.25.
| Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.
|
|
| 3.26.
| Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.
|
|
|
Лист А экспертного заключения
страница 5
3.27.
| Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.
|
|
| 3.28.
| Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.
|
|
| 3.29.
| Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.
|
|
| 3.30.
| Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.
|
|
| 3.31.
| Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.
|
|
| 3.32.
| Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования).
|
|
| 3.33.
| Соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).
|
|
| 3.34.
| Наличие в тексте учебника актуальных и достоверных ссылок на дополнительные источники информации.
|
|
| 3.35.
| Отсутствие в тексте учебника ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
|
|
| 3.36.
| Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.
|
|
| 3.37.
| Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной программе по предмету (при наличии).
|
|
| 3.38.
| Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.
|
|
|
Лист А экспертного заключения
страница 6
4. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников:
| 4.1.
| Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу.
|
|
| 4.2.
| Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.
|
|
| 4.3.
| Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).
|
|
| 4.4.
| Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).
|
|
| 4.5.
| Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.
|
|
| 4.6.
| Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
|
|
| 4.7.
| Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.
|
|
| 5. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:
| 5.1.
| Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля.
|
|
| 5.2.
| Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся.
|
|
| 5.3.
| Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура» и т.п.)) электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.
|
|
| 6. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:
| 6.1.
| Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений).
|
|
| 6.2.
| Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате.
|
|
| 6.3.
| Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля.
|
|
| 6.4.
| Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки и т.п.).
|
|
| 6.5.
| Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.
|
|
|
Эксперт
_____________________________/____________________________________________/
(подпись) фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" __________ 20__ г.
Лист Б экспертного заключения[25]
страница 1
Заключение
уполномоченного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника,
обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей
субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан
на получение образования на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков
народов Российской Федерации и литературы народов России
на родном языке
___________________________________________________________________________
(название, класс)
___________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
___________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
___________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
исключительное право на учебник)
1. Сведения об уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, привлеченном к проведению экспертизы учебника:
| 1.1. Наименование:
|
| 1.2. Место нахождения:
|
| 1.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
|
| 1.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, проводившего экспертизу учебника:
|
| 2. Информация об учебнике:
| 2.1. Методическое пособие (при наличии)
| Наименование и авторский коллектив:
| 2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
| Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
| 2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника
| Наименование и авторский коллектив:
| 2.4. Уровень содержания учебника
| Базовый/углубленный уровень
|
Лист Б экспертного заключения
страница 2
3. Критерии экспертизы учебника.
№ п/п
| Критерии экспертизы учебника
| Экспертная оценка по критерию[26]
| Примечание
| 3.1.
| В содержании учебника отражены национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества.
|
|
| 3.2.
| В содержании учебника представлен материал по истории и культурному наследию соответствующего субъекта Российской Федерации.
|
|
| 3.3.
| Отсутствие в содержании учебника материалов, актуализирующих межнациональные, межэтнические конфликты, превосходство одного народа (национальности) над другим.
|
|
| 3.4.
| Языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации.
|
|
| 4. Общий вывод
| 4.1.
| Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
| Да/нет
|
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации
_____________________________/____________________________________________/
(подпись) Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" __________ 20__ г.
Лист В экспертного заключения[27]
страница 1
Заключение
по результатам проведения общественной экспертизы учебника
___________________________________________________________________________
(название, класс)
___________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
___________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
___________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
исключительное право на учебник)
1. Сведения об организации, проводившей общественную экспертизу:
| 1.1. Наименование:
|
| 1.2. Место нахождения:
|
| 1.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации:
|
| 1.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица (лиц), проводившего(их) экспертизу учебника:
|
| 2. Информация об учебнике:
| 2.1. Методическое пособие (при наличии)
| Наименование и авторский коллектив:
| 2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
| Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
| 2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника
| Наименование и авторский коллектив:
| 2.4. Уровень содержания учебника
| Базовый/углубленный уровень
|
Лист В экспертного заключения
страница 2
3. Критерии общественной экспертизы учебника.
№ п/п
| Критерии общественной экспертизы учебника
| Экспертная оценка по критерию[28]
| Примечание
| 3.1.
| Содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
|
|
| 3.2.
| Качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, многократность использования, практичность, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника.
|
|
| 3.3.
| Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток.
|
|
| 4.
| Дополнительные критерии общественной экспертизы для электронной формы учебника:
| 4.1.
| Представление электронной формы учебника в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений.
|
|
| 4.2.
| Функционирование электронной формы учебника на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок).
|
|
| 5. Вывод по результатам общественной экспертизы.
| 5.1.
| Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы составляет[29]:
|
|
|
|