Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 страница



Руководитель или уполномоченное лицо организации, проводившей общественную

экспертизу

_____________________________/____________________________________________/

     (подпись)          Фамилия, имя, отчество (при наличии)

"__" __________ 20__ г.

 

МП

 

 

Лист Г экспертного заключения[30]

 

страница 1

 

Результат экспертизы и рекомендации

Научно-методического совета по учебникам

 

Раздел I. Результат проведения экспертизы учебника.

 

1. Информация об учебнике:

1.1. Сведения об учебнике Наименование и авторский коллектив:
1.2. Методическое пособие (при наличии) Наименование и авторский коллектив:
1.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
1.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника Наименование и авторский коллектив:
1.5. Уровень содержания учебника Базовый/углубленный уровень

 

 

Лист Г экспертного заключения

 

страница 2

 

2. Критерии экспертизы учебника.

 

№ п/п Критерии экспертизы учебника Общая экспертная оценка по критерию[31] Примечание
2.1. Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).    
2.2. Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.    
2.3. Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).    
2.4. Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).    
2.5. Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ и примерных рабочих программ по предметам.    

 

                                             

 

Лист Г экспертного заключения

 

страница 3

 

2.6. Отсутствие в учебнике грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям и прочей текстовой информации).    
2.7. Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.    
2.8. Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня и направленности;    
2.9. Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение.    
2.10. Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.    
2.11. Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).    
2.12. Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и(или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.    
2.13. Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.    
2.14 Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.    

 

                                            

 

Лист Г экспертного заключения

 

страница 4

 

2.15. Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.    
2.16. Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.    
2.17. Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.    
2.18. Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.    
2.19. Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.    
2.20. Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.    
2.21. Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 (при условии применимости).    
2.22. Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).    
2.23. Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.    

 

                                         Лист Г экспертного заключения

 

                                                            страница 5

 

2.24. Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.    
2.25. Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.    
2.26. Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.    
2.27. Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.    
2.28. Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.    
2.29. Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.    
2.30. Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.    
2.31. Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.    
2.32. Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования).    

 

Лист Г экспертного заключения

 

страница 6

 

2.33. Соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).    
2.34. Наличие в тексте учебника актуальных и достоверных ссылок на дополнительные источники информации.    
2.35. Отсутствие в тексте учебника ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».    
2.36. Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.    
2.37. Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной программе по предмету (при наличии).    
2.37. Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.    

3. Дополнительные критерии экспертизы учебников, представленных в электронной форме:

3.1. Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу.    
3.2. Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.    
3.3. Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).    
3.4. Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).    
3.5. Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.    
3.6. Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.    
3.7. Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.    

4. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

4.1. Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля.    
4.2. Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся.    
4.3. Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура» и т.п.)) электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.    

5. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:

5.1. Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений).    
5.2. Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате.    
5.3. Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля.    
5.4. Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки и т.п.).    
5.5. Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.    

 

 

                                            

 

 

Лист Г экспертного заключения

 

страница 7

 

4. Вывод по результатам общественной экспертизы[32].

4.1. Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии) составила[33]:

 

5. Общий вывод

5.1. Итоговое значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев составляет[34]:    

 

___________________________________________________________________________

   (фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица,

___________________________________________________________________________

 заполнившего раздел I листа Г экспертного заключения, должность, подпись)

 

"__" __________ 20__ г.

 

                                        

 

Лист Г экспертного заключения

 

страница 8

 

Раздел II. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам

 

Информация об учебнике:

1. Учебник Наименование и авторский коллектив:
2. Методическое пособие (при наличии) Наименование и авторский коллектив:
3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника Наименование и авторский коллектив:
5. Уровень содержания учебника Базовый/углубленный уровень
6. Вместе с учебником в печатной форме в комплекте представлены:  
6.1. Методическое пособие для учителей; да/нет
6.2. Электронная форма учебника; да/нет
6.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника. да/нет
7. Заключение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника[35]. Представлено/не представлено Учтено/не учтено

 

Рекомендуется включить в федеральный перечень учебников Да/нет
Не рекомендуется включать в федеральный перечень учебников Да/нет
Рекомендуется направить учебник на дополнительную экспертизу Да/нет

 

Председатель

Научно-методического совета

по учебникам           _______________________________________________

                        Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись

Ответственный секретарь

Научно-методического совета

по учебникам           _______________________________________________

                        Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись

 

Протокол заседания

Научно-методического совета от "__" _________ 20__ г. № ____

Приложение № 2

к Порядку формирования федерального

перечня учебников, допущенных

к использованию при реализации

имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального

общего, основного общего,

среднего общего образования,

утвержденному приказом Министерства

просвещения Российской Федерации

от 18 декабря 2019 г. № 695

 

Рекомендуемый образец

 

В Министерство просвещения

Российской Федерации

от __________________________________

(наименование или фамилия, имя,

__________________________________

отчество (при наличии) заявителя,

__________________________________

(адрес, телефон)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

о проведении экспертизы учебника

 

В соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников,

допущенных к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,

среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения

Российской Федерации от "__" ________ 2019 г. № ____, для включения в

федеральный перечень учебников прошу провести экспертизу прилагаемого(ых)

учебника(ов).

(наименование учебника);

(автор/авторский коллектив учебника);

(класс, для которого учебник разработан);

(редакция учебника);

(дата и номер нормативного правового акта, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт в соответствии с которым издан учебник);

(наименование издателя(-ей));

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);

(язык издания учебника (указывается для учебников, изданных
на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации));

(информация о возможности использования учебника при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение));

(информация о возможности использования учебника при реализации образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования);

(информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - специальный учебник));

           (информация о том, что издание учебника является переработанным, дополненным, исправленным, адаптированным или стереотипным (неизменным) по отношению к изданию учебника, включенному в федеральный перечень учебников по итогам предшествующей экспертизы (в случае подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 36 Порядка).

 

"__" __________ 20__ г.                      _________________________

                                                (подпись заявителя)

 

Заявление принято "__" ___________ 20__ г. № ____________

 

______________________________________ _____________ ____________________

(должность лица, принявшего заявление) (подпись) (фамилия, инициалы)

 

 

Приложение

к заявлению

от "__" _______ 20__ г. № ___

 


№ п/п Наименование учебника, фамилия, имя, отчество (при наличии) автора(ов), класс Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, фамилия, имя, отчество (при наличии) их автора(ов), класс Наименование издателя(-ей) Правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник) Количество экземпляров учебника в печатной форме (10 шт.) (Прилагаются/ не прилагаются) Количество цифровых носителей с электронной формой учебника (10 шт.) (Прилагаются/ не прилагаются) Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника (Прилагается/не прилагается) Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) и (или) воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету (Прилагается/не прилагается) Заключение по результатам общественной экспертизы (при наличии) (представляется Лист В экспертного заключения, а также документы, предусмотренные пунктом 14 Порядка) (Прилагается/не прилагается) Программа, размещенная в государственной информационной системе Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации (fgosreestr.ru), в соответствии с которой разработан учебник (указывается ссылка на программу)
                     

 

"__" _________ 20__ г. ___________________________________________________

                          (фамилия, имя, отчество (при наличии),

                                    подпись заявителя

 

 

 

 


[1] Часть 6 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2021, № 27, ст. 5179).

[2] Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343, 2021, № 21, ст. 3582)  (далее – Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации).

[3] Часть 5 статьи 18 Федерального закона об образовании.

[4] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707),
от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г.
№ 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714) и от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г.
№ 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г, регистрационный № 61828); федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35915) и от 31 декабря 2015 г. № 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г.
№ 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г, регистрационный № 61828); федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35953),
от 31 декабря 2015 г. № 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020), от 29 июня 2017 г. № 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный № 47532) и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный № 61749) и от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г, регистрационный № 61828), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
5 июля 2021 г., регистрационный № 64100), федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.