МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 страница
Руководитель или уполномоченное лицо организации, проводившей общественную
экспертизу
_____________________________/____________________________________________/
(подпись) Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"__" __________ 20__ г.
МП
Лист Г экспертного заключения[30]
страница 1
Результат экспертизы и рекомендации
Научно-методического совета по учебникам
Раздел I. Результат проведения экспертизы учебника.
1. Информация об учебнике:
| 1.1. Сведения об учебнике
| Наименование и авторский коллектив:
| 1.2. Методическое пособие (при наличии)
| Наименование и авторский коллектив:
| 1.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
| Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
| 1.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника
| Наименование и авторский коллектив:
| 1.5. Уровень содержания учебника
| Базовый/углубленный уровень
|
Лист Г экспертного заключения
страница 2
2. Критерии экспертизы учебника.
№ п/п
| Критерии экспертизы учебника
| Общая экспертная оценка по критерию[31]
| Примечание
| 2.1.
| Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).
|
|
| 2.2.
| Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.
|
|
| 2.3.
| Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).
|
|
| 2.4.
| Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).
|
|
| 2.5.
| Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ и примерных рабочих программ по предметам.
|
|
|
Лист Г экспертного заключения
страница 3
2.6.
| Отсутствие в учебнике грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям и прочей текстовой информации).
|
|
| 2.7.
| Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.
|
|
| 2.8.
| Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня и направленности;
|
|
| 2.9.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение.
|
|
| 2.10.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.
|
|
| 2.11.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).
|
|
| 2.12.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и(или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.
|
|
| 2.13.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.
|
|
| 2.14
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.
|
|
|
Лист Г экспертного заключения
страница 4
2.15.
| Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.
|
|
| 2.16.
| Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
|
|
| 2.17.
| Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.
|
|
| 2.18.
| Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.
|
|
| 2.19.
| Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.
|
|
| 2.20.
| Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.
|
|
| 2.21.
| Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 (при условии применимости).
|
|
| 2.22.
| Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).
|
|
| 2.23.
| Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.
|
|
|
Лист Г экспертного заключения
страница 5
2.24.
| Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.
|
|
| 2.25.
| Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.
|
|
| 2.26.
| Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.
|
|
| 2.27.
| Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.
|
|
| 2.28.
| Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.
|
|
| 2.29.
| Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.
|
|
| 2.30.
| Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.
|
|
| 2.31.
| Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.
|
|
| 2.32.
| Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования).
|
|
|
Лист Г экспертного заключения
страница 6
2.33.
| Соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).
|
|
| 2.34.
| Наличие в тексте учебника актуальных и достоверных ссылок на дополнительные источники информации.
|
|
| 2.35.
| Отсутствие в тексте учебника ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
|
|
| 2.36.
| Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.
|
|
| 2.37.
| Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной программе по предмету (при наличии).
|
|
| 2.37.
| Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.
|
|
| 3. Дополнительные критерии экспертизы учебников, представленных в электронной форме:
| 3.1.
| Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу.
|
|
| 3.2.
| Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.
|
|
| 3.3.
| Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).
|
|
| 3.4.
| Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).
|
|
| 3.5.
| Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.
|
|
| 3.6.
| Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
|
|
| 3.7.
| Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.
|
|
| 4. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:
| 4.1.
| Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля.
|
|
| 4.2.
| Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся.
|
|
| 4.3.
| Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура» и т.п.)) электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.
|
|
| 5. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:
| 5.1.
| Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений).
|
|
| 5.2.
| Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате.
|
|
| 5.3.
| Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля.
|
|
| 5.4.
| Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки и т.п.).
|
|
| 5.5.
| Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.
|
|
|
Лист Г экспертного заключения
страница 7
4. Вывод по результатам общественной экспертизы[32].
| 4.1.
| Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии) составила[33]:
|
| 5. Общий вывод
| 5.1.
| Итоговое значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев составляет[34]:
|
|
|
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица,
___________________________________________________________________________
заполнившего раздел I листа Г экспертного заключения, должность, подпись)
"__" __________ 20__ г.
Лист Г экспертного заключения
страница 8
Раздел II. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам
Информация об учебнике:
| 1. Учебник
| Наименование и авторский коллектив:
| 2. Методическое пособие (при наличии)
| Наименование и авторский коллектив:
| 3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
| Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
| 4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника
| Наименование и авторский коллектив:
| 5. Уровень содержания учебника
| Базовый/углубленный уровень
| 6. Вместе с учебником в печатной форме в комплекте представлены:
|
| 6.1. Методическое пособие для учителей;
| да/нет
| 6.2. Электронная форма учебника;
| да/нет
| 6.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
| да/нет
| 7. Заключение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника[35].
| Представлено/не представлено
Учтено/не учтено
|
Рекомендуется включить в федеральный перечень учебников
| Да/нет
| Не рекомендуется включать в федеральный перечень учебников
| Да/нет
| Рекомендуется направить учебник на дополнительную экспертизу
| Да/нет
|
Председатель
Научно-методического совета
по учебникам _______________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись
Ответственный секретарь
Научно-методического совета
по учебникам _______________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись
Протокол заседания
Научно-методического совета от "__" _________ 20__ г. № ____
Приложение № 2
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 18 декабря 2019 г. № 695
Рекомендуемый образец
В Министерство просвещения
Российской Федерации
от __________________________________
(наименование или фамилия, имя,
__________________________________
отчество (при наличии) заявителя,
__________________________________
(адрес, телефон)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении экспертизы учебника
В соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от "__" ________ 2019 г. № ____, для включения в
федеральный перечень учебников прошу провести экспертизу прилагаемого(ых)
учебника(ов).
(наименование учебника);
(автор/авторский коллектив учебника);
(класс, для которого учебник разработан);
(редакция учебника);
(дата и номер нормативного правового акта, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт в соответствии с которым издан учебник);
(наименование издателя(-ей));
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);
(язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации));
(информация о возможности использования учебника при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение));
(информация о возможности использования учебника при реализации образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования);
(информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - специальный учебник));
(информация о том, что издание учебника является переработанным, дополненным, исправленным, адаптированным или стереотипным (неизменным) по отношению к изданию учебника, включенному в федеральный перечень учебников по итогам предшествующей экспертизы (в случае подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 36 Порядка).
"__" __________ 20__ г. _________________________
(подпись заявителя)
Заявление принято "__" ___________ 20__ г. № ____________
______________________________________ _____________ ____________________
(должность лица, принявшего заявление) (подпись) (фамилия, инициалы)
Приложение
к заявлению
от "__" _______ 20__ г. № ___
№ п/п
| Наименование учебника, фамилия, имя, отчество (при наличии) автора(ов), класс
| Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, фамилия, имя, отчество (при наличии) их автора(ов), класс
| Наименование издателя(-ей)
| Правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)
| Количество экземпляров учебника в печатной форме (10 шт.) (Прилагаются/ не прилагаются)
| Количество цифровых носителей с электронной формой учебника (10 шт.) (Прилагаются/ не прилагаются)
| Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника (Прилагается/не прилагается)
| Методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) и (или) воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету (Прилагается/не прилагается)
| Заключение по результатам общественной экспертизы (при наличии) (представляется Лист В экспертного заключения, а также документы, предусмотренные пунктом 14 Порядка) (Прилагается/не прилагается)
| Программа, размещенная в государственной информационной системе Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации (fgosreestr.ru), в соответствии с которой разработан учебник (указывается ссылка на программу)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"__" _________ 20__ г. ___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии),
подпись заявителя
[1] Часть 6 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2021, № 27, ст. 5179).
[2] Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343, 2021, № 21, ст. 3582) (далее – Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации).
[3] Часть 5 статьи 18 Федерального закона об образовании.
[4] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714) и от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г, регистрационный № 61828); федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35915) и от 31 декабря 2015 г. № 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937), и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г, регистрационный № 61828); федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35953), от 31 декабря 2015 г. № 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020), от 29 июня 2017 г. № 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный № 47532) и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный № 61749) и от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г, регистрационный № 61828), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100), федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101).
|