Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Устойчивость



4) Устойчивость

МЕТОДИКА “СЧЕТ ПО Э. КРЕПЕЛИНУ”

Цель исследования:Изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе.

Оборудование:Печатные бланки по образцу, секундомер, трафарет для проверки задания.

Инструкция:Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «Стоп» через 15 сек. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок.

Стимульный материал:

Обработка результатов: Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости.

Интерпретация:

Кривые утомляемости:

1. Гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость. В последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;

2. Гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.

Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания. Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания. Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле:

Краб = S2 : S1

Где S2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк, S1 - сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.

Если Краб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

Если большая разница в выполнении строк – трудновключаемость; Увеличение ошибок к концу работы – утомляемость;
Если ошибки не нарастают, а колеблются – колебания внимания;
Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости.

Источник: Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов / Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с. ISBN 978-966-2411-02-7

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.