Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методики исследования свойств внимания



Методики исследования свойств внимания

Квасова Евгения, группа 20.С02-пс

1) Концентрация

МЕТОДИКА «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ РИССА» 

Цель: Измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Оборудование: Секундомеры, специальные бланки.

Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Стимульный материал:

Обработка результатов:
Можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):
Y = T*25/Nпр,  где Т - время выполнения задания (мин), Nnp, - количество правильно прослеженных линий. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Интерпретация:

19 и более – отлично; 18 – 10 – хорошо; 4 – 9 – удовлетворительно; 3 и менее – неудовлетворительно.

Источник: Практические указания к курсу «Психология и педагогика» Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти для студентов морских и психологических специальностей/ Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. - Владивосток: ИПК МГУ им. адм. Г.И.Невельского, 2005.


2) Объем

 МЕТОДИКА «КРЕСТИКИ»

Цель:Измерение объема внимания при малом времени экспозиции.

Оборудование: Секундомер, 8 карточек с крестиками, бланк ответов.

Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлять на 1 секунду карточки, на каждой из которых изображены крестики. Они будут предъявляться дважды. После предъявления изображения вы должны в течение определенного времени нанести в свой бланк крестики в соответствии с тем, как вы их успели увидеть. На воспроизведение первых четырех фигур (от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, 5 и 6 карточки (6 – 7 крестиков) – 15 секунд, 7 и 8 карточки (по 8 крестиков) по 20 секунд». Карточки предъявляются по одной, с постепенным усложнением заданий.

Стимульный материал:

Обработка результатов: Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице 5 сколько баллов вы получили.

Интерпретация:
9 баллов - очень высокий уровень объема внимания; 7-8 баллов - высокий уровень ; 4-6 баллов - средний уровень; 2-3 балла - низкий уровень; 1 балл - очень низкий уровень

Источник: Практические указания к курсу «Психология и педагогика» Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти для студентов морских и психологических специальностей/ Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. - Владивосток: ИПК МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2005.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.