Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИКА РАБОТЫ 4 страница



С такими взглядами, понятно, не приходится соглашаться, и мы не возвращались бы к ним, если бы брошюра Фридлендера не продолжала бы оказывать некое повторное воздействие на отдель­ных советских "атрибуторов". Сам же Фридлендер был далек в сво­их утверждениях от последовательности. Так, он признавался, что для атрибуции одной алтарной композиции "живущие во мне пред­ставления о Мемлинге и Герарде Давиде должны быть четко на­строены и готовы зазвучать. В этом вся суть. Тогда контакт про­исходит мгновенно, и вместе с ним, как бы само собой, опреде­ление картины, впервые мною увиденной ". [41] Иначе говоря, мгновен­ной догадке о принадлежности работы именно Мемлингу, хотя бы догадка и казалась автору "иррациональной", предшествовали сложившиеся в результате долгого опыта и больших знаний четкие представления о творчестве Мемлинга и о художниках ему близких. Кстати, в этом же примере автор подробно изложил все докумен­тальные и косвенные исторические данные, которые исподволь под­вели его к объективному уточнению атрибуции. [42]

Атрибуционная догадка, в которой играет роль интуиция, но (вопреки утверждению Фридлендера)  последней не ограничивается, есть   часть мышления и лишь кажется подсознательной. Фридлендер сам не замечает, как выдает истину:    "Я с первого взгляда тотчас  подумал о Мемлинге, Мемлинга ждал, Мемлинга искал. Мысль  о нем была как бы компасом в моих исследовательских странствованиях". [43]

Итак, мгновенно сработавшая интуиция была мыслью и не чем иным. А за ней последовали научная проверка и доказательство.  "Чистой" критики стиля не существует, как того ни хотелось сто­ронникам идеалистического интуитивизма.

Приходится особо возражать против некритического увлечения "атрибуционными озарениями", ибо и сейчас некоторыми сторонни­ками атрибуции как особой искусствоведческой специальности "ло­гический путь" признается, в сущности, только при, последующем доказательстве интуитивно возникшей атрибуции или в тех случаях, когда имя художника не сразу приходит в голову. Совершенно справедливо указывал в посмертно опубликованной статье    «К проб­леме атрибуции « Б, Р. Виппер:  "Пусть для завершения атрибуции необходимо специфическое дарование (как бы оно ни называлось - вкусом, чутьем, художественной интуицией), пусть обоснование атри­буции  не может содержать в себе всей полноты мотивировки. Но это отнюдь не значит, что суждение знатока не требует никаких аргументов, никакой мотивировки и что процесс атрибуции не мо­жет быть направлен и урегулирован совершенно точными логически обоснованными методами". [44]

Отличный способ научно обоснованного атрибуционного процесса, включающего догадку, гипотезу и комплексное доказательство, представляет собой так называемый реставрационный метод И. Э. Грабаря. Этот метод нашел полное и яркое выражение в его широко известном труде  "Андрей Рублев". [45] Заканчивая эту работу в 1926 году, автор не обманывал ни себя, ни читателя чрезмерны­ми успехами, отдавая себе отчет в трудностях первого воссоздания облика художника, до тех пор представлявшегося как бы "дымом писаным". Но Грабарь ухе тогда выдвинул ряд интереснейших дога­док. Большинство из них в процессе исследования превратилось в научные гипотезы и было доказано на основе тщательно проанали­зированных памятников, летописных и житийных данных» Общая стилистическая характеристика творчества Рублева в культурном синтезе эпохи, в сравнении новгородской! владимиро-суздальской и московской школ и, прежде всего, уникальные, впервые исследо­ванные колористические особенности рублевской живописи составляют неоспоримую заслугу Грабаря.

Обычно в спорах о  том или ином факте творческой биографии Рублева, в дискуссиях о той или иной датировке забывается мето­дически важный принцип, на котором очень много лет настаивал Грабарь: реставрационный метод атрибуции. Однако не будь он при­менен и так, как был применен, наших знаний о гениальном коло­ристическом даре Рублева и о ряде других выдающихся явлений древнерусского искусства просто не существовало бы. Не знали бы мы подлинного лика "Владимирской богоматери" из Успенского собора и многого другого.

За прошедшие полстолетия труды Грабаря были естественно до­полнены новыми исследованиями, в отдельных атрибуциях опроверг­нуты, но это не лишает его основных открытий поворотного зна­чения в истории русского искусства.

В связи с этим стоит напомнить, что почти никогда не  оши­бавшийся при атрибуциях мастеров итальянского Возрождения Б. Беренсон до конца жизни считал    " il colore e il chiaroscuro" - элементами картины, наименее способными обеспечить точность атрибуции. [46] Ибо нельзя судить о цвете, порой измененном време­нем, расчистками и записями до неузнаваемости.

Мировым открытием стала недавняя расчистка рембрандтовского "Ночного дозора", хотя в данном случае холст пришлось очистить только от копоти.

Историки русского искусства и поток посетителей Третьяковской галереи с радостью увидали обновленное в колорите  "Утро стре­лецкой казни". Даже для знатоков творчества Сурикова этот про­славленный холст неожиданно засиял светлым и чистым цветом в результате промывки от девяностолетней пыли. И начало колорис­тического новаторства художника исследователи вынуждены будут теперь датировать иначе, чем это было принято до сих пор.

На поверхностный взгляд может показаться, что между необхо­димостью максимально осторожного и бережного отношения к художественным сокровищам, о котором шла речь в предыдущей главе, и отстаивавшимся Грабарем реставрационным методом кроется непримиримое противоречие. Между тем, и там и здесь речь идет о всестороннем, на уровне современной науки, исследовании памятника и, в частности, о научном процессе атрибуции. Грабарь ошибался в отдельных атрибуционных выводах, как может ошибать­ся на своем пути любой ищущий истины ученый. Но он был чрезвы­чайно осторожен сам и требовал от других максимальной осторож­ности при решении о реставрации (ее виде и степени) и ее осущест­влении. Грабарь неоднократно возвращался к мысли, что "реставра­ция во многом сходна с хирургией: реставратору, как и хирургу во время операции, нужно точно знать, что он должен сделать и как он это должен выполнить. Реставрация, как и хирургия, занятие не невинное, а крайне опасное и вынужденное. Перед тем как отва­житься на реставрацию, надо получить неоспоримые доказательства степени тех изменений, которым данный памятник подвергся", Лишь при полной уверенности в наличии более древнего слоя, мож­но приступать к  "раскрытию памятника", то есть к удалению по­следующих наслоений.

По опыту зная твердо, какие неожиданные и драгоценные наход­ки таит в себе "раскрытие памятника", Грабарь все же предупреж­дал об осторожности. Он считал, что восстановление памятника (не его чистка, подчас неизбежная, но именно раскрытие) не всегда может иметь место,    "Художественные произведения имеют патину - налет времени, которая сообщает им особую  прелесть. Во время реставрации, при удалении верхних слоев нужно стремить­ся сохранить эту патину"; нужно беречь и те исправления, кото­рые сделаны рукой талантливого мастера. Поскольку почти не сохра­нилось памятников, не искаженных вмешательством последующих поколений владельцев и ремонтеров (их далеко не всегда можно на­звать реставраторами), искусствоведу надо уметь видеть и отли­чать в произведении новое от уцелевшего прежнего. В противном случае "результаты могут быть весьма плачевными". [47]

В настоящее время доступные работникам крупнейших музеев физико-химические методы исследования в значительной степени помогают выяснить подлинный облик произведения, зрительно его вычленить из последующих чинок и записей. Благодаря этому ме­тодический принцип исследования Грабарем художественных произве­дений, в частности их атрибуции, находит на практике все большее подтверждение. Если к нему обращаются еще далеко не многие ис­кусствоведы, это в одних случаях объясняется их неосведомлен­ностью, в других - трудоемкостью метода, требующего разнообразных знаний; но главное - тем, что анализ еще часто понимается только как словесное описание впечатления от памятника, а не на­стоящее его исследование.

 

 

Глава Ш. ВОПРОСЫ АНАЛИЗА

 

 

При встрече с незнакомым предметом прежде всего возникает его восприятие и вслед за тем, как указывал И. П. Павлов, пот­ребность узнать: "что это такое? " Познание отдельного произведе­ния искусства начинается с более или менее яркого эмоционального восприятия. Если впечатление очень сильно, оно может на какое-то время приковать к себе сознание; возникает эмоциональное состоя­ние, из которого не всегда удается или хочется выйти. Так как ис­кусство в огромной степени обладает способностью  "заражать" эмо­цией и мыслью, вложенными художником, захваченный ими зритель не всегда пытается разобраться в своем волнении: оно доставляет наслаждение, и этого иной раз бывает достаточно. И все же, в подавляющем большинстве случаев, познавательный интерес пробуж­дается вместе с эстетическим удовольствием.

Наглядность зрительного изображения как будто упрощает изуче­ние произведений искусства. "Узнать" в них предметы реального мира, если они не искажены нарочито или не сведены к отвлеченным символам, может и неискушенный зритель. Но уже для того, чтобы понять исторический, старо-бытовой, мифологический или религиоз­ный сюжет, нужно привлечь знание истории и быта, мифов, религи­озных верований. Труднее же всего понять, почему обычные, каза­лось бы, предметы именно в данном произведении обрели пленитель­ную красоту, почему раньше не замечавшиеся, примелькавшиеся улицы и дома вдруг начинают трогать и радовать именно в этом, а не в другом холсте; почему, например, поднятый с мостовой и зажатый в руке камень превращен Шадром с такой образной силой в  "орудие   пролетариата", что побудил канадского рабочего на Все­мирной выставке 1967 года в Монреале пожать эту руку.

У зрителя знакомство с произведением искусства нередко интуи­тивно вызывает ассоциации с реальными предметами и событиями или с другими, уже известными ему памятниками. Давно также замечено, что эстетические эмоции и размышления не всегда вызы­ваются самим сюжетом. Ведь случается, что далекий - исторический, религиозный, мифологический, даже современный - сюжет чужд данному зрителю. Его ассоциации обычно вызываются личным жиз­ненным опытом, но сходными с изображенными событиями, пере­живаниями, впечатлениями, природой, образами и характерами лю­дей. Так,  "Боярыня Морозова" вдохновляла на подвиги революци­онных народников. Они видели в ней близкую им готовность пожерт­вовать собой ради идеи, видели в ней яркий протест против самодержавного произвола и не замечали исторических религиозных черт в сюжете картины. Гораздо чаще, чем это иной раз думают в искусствоведческой среде, широкий зритель через эстетическое волнение приходит к важным социальным и этическим выводам. И отнюдь не парадоксально, что благодаря этим эмоциям и размыш­лениям, сливаясь с ними, нередко воспоминание о пережитом эсте­тическом волнении сохраняется надолго.

Чем человечнее, чем правдивее и глубже произведение воплоща­ет основные проявления жизни, чувства радости и горя, мечты множества людей, тем оно демократичнее и народнее. Если оно при этом эстетически совершенно - оно прекрасно, могущественно и долговечно. Объективная художественная ценность остается неотъ­емлемой от великого произведения, хотя отдельный зритель и да­же каждое поколение извлекают из шедевра лишь исторически до­ступную их восприятию долю эстетического наслаждения и позна­ния.

Напрасно некоторые искусствоведы, годами погруженные толь­ко в "свой материал", высокомерно считают, что жизненная ассо­циация им, знатокам, противопоказана и  "элементарна". Они этим лишь обедняют, а еще чаще искажают анализ.

Если даже неискушенный зритель в состоянии отвлечься от пер­вичной вкусовой опенки ("нравится" или    "не нравится") и присмот­реться к творению художника внимательнее, он уже тем самым начинает анализировать. Он видит  и осознает, что изображено, задумывается,, пусть иной раз наивно, над тем, как это изображе­но; нередко пытается понять и решить для себя, почему у него создалось то, а не иное впечатление; иначе говоря, пытается свес­ти воедино отдельные наблюдения.

Эмоциональное восприятие дается непосредственно, познание включает в себя и непосредственность чувства  и опосредственность понятий. "Научное познание искусства, как и всякое познание, начи­нается с единичного. В научное познание искусства входит в ка­честве чрезвычайно важного, едва ли не решающего звена понима­ние индивидуального: своеобразие творчества, характерные отличия каждого значительного произведения. Ибо в любом виде и жанре искусства мы видим жизнь, преломленную творческим сознанием, И чем крупнее художник, тем своеобразнее и неповторимее он ви­дит мир и воплощает видимое. Поэтому в большинстве искусство­ведческих исследований непременную и чрезвычайно важную часть составляет анализ.

Анализ (от греческого слова analysis, обозначающего: разде­ление, расчленение) понимается обычно как исследование отдельного произведения искусства. Хотя процесс научного познания вообще и искусства в частности, начинаясь с целостного восприятия, идет к детальному изучению единичного, а затем вновь обобщает эти наблюдения в целостном представлении, методически бывает необходим для точности анализа останавливать внимание на составных элемен­тах произведения.

Анализ является самой неразработанной областью советского искусствоведения, хотя без него не мыслится ни одна научная монография, ни одна критическая статья. Исторически это вполне объяснимо, так как искусствоведение начало развиваться в дорево­люционных русских университетах только в качестве ответвления истории, филологии и археологии. Однако это нисколько не снима­ет с наших искусствоведов вины за столь затянувшееся упущение, За последние десятилетия появились лишь единичные серьезные труды по проблемам анализа.

Систематическое и подробное изложение теории и техники ана­лиза представляет собой особую задачу и выходит за пределы этой книги. Здесь мы ограничиваемся несколькими существенными для методики принципиальными положениями.

Не ставя себе целью обзор разновидностей анализа, существую­щих в советской искусствоведческой литературе, нужно все же указать основные из них. Привычно более или менее беллетризованное описание сюжета, пересказ изображенной ситуации - так, как если бы она была увидена в жизни, а рассматриваемое   произ­ведение было ее прямым отражением. Подобные описания картин, скульптур и графических работ еще часты в газетных статьях, за­метках и рецензиях; встречаются в обзорных журнальных статьях, в массе популярных книжек, в музейных (и не только школьных!) экскурсиях и путеводителях. Однако попадаются они даже в неко­торых академически солидных трудах.

Было бы ошибкой не замечать, что на практике отдельные сю­жетные характеристики бывают умными и тонкими, нередко сопро­вождаются указаниями особенностей композиции, рисунка, колори­та. Но по существу одно лишь сюжетное описание отождеств­ляет художественное произведение (содержание и форму) с отоб­раженной в нем жизненной ситуацией, а элементы формы представ­ляет механически, как "добавление" к сюжету.

Менее часто, чем беллетризованный сюжетный пересказ, сущест­вует в искусствоведческой научной литературе, особенно в музей­ных сборниках статей и бюллетенях, сухое,  протокольно-точное музейное  "описание". Здесь скрупулезно и детально фиксируются все видимые приметы произведения и основные сведения о нем: сюжет и расположение фигур, размер, материал, техника, В пред­метах декоративно—прикладного искусства отмечаются бытовое наз­начение, особенности декора, материал, техника. В музейном опи­саний обычно указываются, если они известны (т. е. подтвержде­ны документально или основаны на авторитетном источнике) атри­буция, датировка, история создания произведения и путь, пройден­ный до поступления в данное хранилище. Подобные описания явля­ются не чем иным, как более или менее литературно обработанным инвентарным описанием, "паспортом" музейного экспоната.

В этом своем качестве точные описания совершенно необхо­димы в музее. Их должен уметь делать каждый искусствовед. Но они не являются анализом произведения. Им противо­показаны истолкование содержания, образности, внутренней струк­туры, выразительных средств художника, стилистических особен­ностей произведения. А между тем некоторые музейные сотрудни­ки незаметно для себя переносят в критическую статью или моно­графию привычное инвентарное описание, не всегда заботясь даже об его литературной переработке. Это, понятно, не значит, что среди музейных работников нет или мало аналитиков: мы уже от­мечали, что среди них больше всего знатоков искусства, которые при атрибуции, конечно, прибегают к анализу, хотя и не всегда доводят его до завершенной литературной формы.

Не раз студенты, наученные еще на первом курсе и в музей­ной практике "описанию" и не прошедшие семинарских занятий по анализу, продолжают и в дальнейшем подменять его протокольным перечислением принятых в инвентарном описании примет. Хотя этот недостаток за последние годы явно идет на убыль, его все же не следует игнорировать. Ибо в своем справедливом стремле­нии к научности и объективности молодые искусствоведы подчас склонны предпочесть анализу, требующему разносторонних знаний, умения всматриваться, таланта чувствовать искусство, - гораздо более доступное, внешне - точное описание предмета.

Желание противостоять сухой протокольности в свое время ро­дило в европейском искусствознании направление, устремившее все внимание исследователей на внутреннюю структуру произведения, на композицию, форму, ритм, цвет, пространство,   фактуру. Но об­щие закономерности развития художественных форм изучались вне зависимости от идейных и социальных исторически-конкретных ус­ловий. Крупнейшими представителями этого направления были сре­ди практиков искусства А. Гильдебрандт, а в искусствоведении Г. Вельфлин. Их воздействие в советской науке весьма ощущалось в 1920-х годах, не вовсе исчезло впоследствии и вновь напоминает о себе среди нового поколения историков и критиков. Последнее об­стоятельство в определенной мере коренится в незнании историогра­фии собственной науки.

В советской эстетике и искусствоведении философские и теорети­ческие ошибки формалистического искусствознания давно и справед­ливо осуждены. Пренебрежение к идейному содержанию искусства, к характеру образов, к их неразрывной связи с культурой и об­щественной жизнью, частицей которой является художник; пренебре­жение конкретностью создания и бытия художественного произведе­ния - эти существенные для формалистического искусствознания установки естественно встретили у нас отпор, многократно обсуж­дались и критиковались.

Однако неуклонное, в борьбе со всем идеалистическим и иррацио­нальным, развитие советских общественных наук,  а в их числе на­ук о литературе и искусстве потребовало, наряду с исследованием общих закономерностей и взаимосвязей базиса и идеологической надстройки, знания особенностей искусства, его специфики. И здесь нельзя было, как нельзя нигде и никогда, обойтись без предшествую­щего опыта. Нельзя было научиться анализу художественного произ­ведения, не изучив многочисленных высказываний мастеров мирового искусства. Нельзя было также, не изучив критически, выбрасывать за борт все, что было сделано буржуазным искусствоведением, в том числе сказанное об искусстве учеными, посвятившими свои уси­лия исключительно изучению формы. Борьба с идеалистическими ошибками, с механистическим отрывом формы от содержания помог­ла советскому искусствоведению использовать те аналитические зерна истины, что были извлечены искусствоведами формалистиче­ского толка из западноевропейской художественной практики опреде­ленных школ и периодов, но принимались ошибочно за всеобщие за­кономерности искусства.

Почти десятилетие, от середины 1920-х до середины 1930-х го­дов, занимало достаточно устойчивые позиции в советском литерату­роведении, искусствоведении и критике и давало себя еще знать вплоть до 1950-х годов, течение, получившее меткое прозвание  "вульгарного социологизма". Оно родилось в борьбе с формализмом, но механистически переносило в изучение художественного творчест­ва экономические закономерности, игнорируя специфику искусства и сложность его связей с жизнью общества. Считая себя единственны­ми марксистами в советской науке, а на деле вульгаризуя взгляды Маркса, Энгельса и Ленина на искусство, в определенной мере схе­матизируя и Плеханова, "вульгарные социологи" принесли искусство­знанию, критике и музейному строительству много вреда. Анализ (за исключением сюжета, темы) ими игнорировался вовсе, а всякая попытка изучать выразительные средства художника в их эстетиче­ском единстве подвергалась яростному осуждению.

Очень скоро в самой среде приверженцев такого "социологизма" выявилась группа историков-искусствоведов, попытавшаяся дополнить сложившиеся социологические представления элементами анализа. Еще не умея подойти к нему с позиций подлинной марксистско-ленин­ской эстетики, группа приверженцев "формально-социологического" направления старалась механически соединить обе теории - социоло­гизма и формализма.

При всей бросающейся сейчас в глаза наивной схематике, с ко­торой  «сплавлялись « искусство и производственные отношения, а от­дельные художественные приемы безапелляционно прикреплялись к определенному классу или классовой прослойке, - ранний социоло­гизм в советском искусствоведении имел и заслуги. Он боролся за революционную тематику, за ясно выраженный и понятный миллио­нам зрителей сюжет, отстаивал принцип исторической и общественной обусловленности искусства.

Советские искусствоведы в своем отношении к анализу немало ошибались, но в ряде случаев и в первые десятилетия достигали ус­пеха. Появились выдающиеся аналитические страницы И. Э. Грабаря, А. В. Бакушинского, Н. М. Шекотова, М. В. Алпатова и других. Для того, чтобы это развитие стало приносить количественно и качественно ощутимые плоды, нужны были время и зрелость со­ветской гуманитарной науки в целом.

За последние десятилетия общий уровень аналитического мыш­ления советских искусствоведов заметно повысился. Теперь не ред­кость встретить в журнальной статье и монографии о художнике, написанных искусствоведами, профессиональный и принципиально верный, правдивый анализ художественного произведения. Вместе с тем, на журнальных и газетных страницах, в отдельных книгах все еще попадается немало путанных, противоречивых и безответ­ственных характеристик, если не откровенного "плетения словес", имеет   место оперирование псевдонаучной терминологией.

Распространение внешне-глубокомысленного, а на деле пустого словесного "узорочья" в нашей критике и научно-популярной лите­ратуре лишь частично объясняется подражанием буржуазным эссе­истам. Здесь играет большую роль естественная реакция на дол­гое преобладание скучных и стандартных рассуждений об искусстве вместо живого восприятия. Такая реакция искусствоведческой мо­лодежи заставила ее наброситься не столько на изучение, что всег­да необходимо, сколько на подражание туманно-символистской и модернистической критике предреволюционных и отчасти первых революционных лет. А с этим необходимо бороться самым энергич­ным образом,

С недавних пор в вузовской практике и искусствоведческой сре­де привился термин  "конкретный анализ". Под ним чаще всего понимается комплексное изучение всех элементов отдельного худо­жественного произведения и подробное их изложение. Отсутствие же сводных теоретических работ, посвященных анализу, приводит к тому, что  "конкретный анализ" в одних случаях действительно оказывается научным, диалектически-многосторонним и целостным анализом, но бывает и схематическим, лишь структурным (иначе говоря, формалистическим) анализом, а то и словесным упражнени­ем "по поводу" увиденного вместо его исследования.

Существует, думается, еще одна причина отставания советской теории искусства от его истории. Никоторые искусствоведы как бы пришли к негласному выводу, что  анализ по сути своей - дело художника; что только ему доступны аналитические тайны. При доказательстве того или иного положения авторы отдельных теорети­ческих работ обычно опираются только на высказывания самих мастеров искусства. то и верно, и неверно. Верно потому, что большой художник - творец и знаток своего дела, и его наблюдения, тем самым, драгоценны. Но нередко упускается одно существенно обстоятельство. Каждый художник, даже великий и гениальный, всегда видит искусство - в особенности произведения, принципи­ально далекие от собственных - субъективно. И это непосредствен­но  отражается на анализе. Поэтому в высказываниях художников об отдельных мастерах, наряду с точными, выразительными и об­разными суждениями, попадаются ошибочные, вызванные субъектив­ными пристрастиями.

Настойчивые искания советского искусствоведения постепенно привели к тому, что на практике черты научного анализа выри­совываются все яснее, удачные примеры множатся, В историче­ских трудах и критике появилось немало аналитических характе­ристик, делающих честь их авторам. Внимательное чтение талант­ливых и просто добросовестных аналитических разборов в совре­менной советской искусствоведческой литературе позволяет видеть, что здесь пересмотрены и отброшены многие ошибки прошлых лет, В лучших работах заметно поднялся уровень усвоения марк­сизма-ленинизма. От прямого цитатничества оно ушло вглубь и дает себя знать более многосторонним познанием и отдельных произведений, и специфики искусства в  целом. То ценное и прогрес­сивное, что было и есть в советской критике и науке, входит в современное понимание художественного анализа.

Так советская практика анализа в своих лучших образцах никог­да не пренебрегает сюжетом, фабулой. Все вышесказанное о  "сю­жетном описании" отнюдь не значит, что при анализе сюжет яв­ляется (как склонны думать некоторые молодые искусствоведы, повторяя старые формалистические ошибки) лишь "литературным добавлением" к структуре произведения. Сюжет – это  конкретиза­ция содержания, в его философском смысле - идеи. Сюжет всегда предстает художнику в зрительных образах. Изложение и истолкование сюжета входят необходимым элементом в анализ. Ошибочно лишь думать, что сюжет - единственная существенная часть произведения, доступная словесному пересказу.

Единство сюжета, и зрительных образов - непременное условие эмоционально-эстетического воздействия, а потому требует   от ана­литика умения видеть и психологически вникать в их особенности. Вместе с тем, оно требует такого рассказа читателю, чтобы эти образы стали не только понятными, но по-живому волнующими. Са­ми художники, обычно пользующиеся в общении друг с другом привычным "технологическим" языком, нередко раздражаются» ког­да искусствоведы в увлечении профессионализмом подменяют живое восприятие художественного образа технологическим разбором. Ведь подлинный художник все свое техническое мастерство подчи­няет поискам зрительных образов, наиболее верно и глубоко, по его убеждению, отражающих жизнь, И если созданные им образы почувствованы, поняты и переданы критиком так, как мечталось художнику - цель достигнута, и художник обычно не замечает, что его  "кухня" осталась за пределами статьи.

Интересно отметить, что немало превосходных сюжетно-психологических анализов принадлежит выдающимся художникам разных направлений. Напомним, как описывал Делакруа  "Страшный суд" Микеланджело. Тому, что называют компоновкой, Делакруа уделил одну, но вполне точную фразу: "Микеланджело так расположил свои группы, что Христос занимает почти вершину композиции". Весь  остальной рассказ представляет собой подробное сюжетно-психологическое описание. Делакруа видел и прекрасно понимал, как и какими средствами создана великим итальянцем бессмертная фреска. Подробное описание фрески передает ее так, как почувст­вовал и понял Делакруа воплощенное в ней сложное и трагическое переплетение человеческих судеб и состояний. Судия "стоит, повер­нувшись к осужденным, посылая их в вечный огонь. Подле него - богоматерь. Она проявляет некоторое сочувствие ко всем этим несчастным; но это почти не ощутимо среди всеобщего эгоизма, где каждый думает о своих собственных делах и занят ими гораз­до больше, чем делами своих ближних. Сами святые не без стра­ха  теснятся вокруг всевышнего судьи. Святой Петр показывает ключи от рая; святой Лаврентий - решетку, орудие своего муче­ния; св. Варфоломей держит в руке нож и показывает свою соп­ранную кожу, он обращает к Христу свое суровое чело, словно го­воря ему: "Разве я не страдал за тебя? Отомсти же за меня моим палачам". Что до Адама и патриархов, то они кажутся со­вершенно безучастными к этой сцене. Души блаженных поздравля­ют друг друга с вечным счастьем, и двое друзей, встретившись после смерти, сжимают друг друга в объятиях". [48]

Это лишь часть того, что написано Делакруа о "Страшном су­де", но она дает отчетливое представление о характере написан­ного. Делакруа воспринимал персонажей  фрески и их психологиче­ские характеристики с той непосредственностью, с какой можно ви­деть живых людей. Характеры, движения, состояния отмечены прав­диво и объективно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.