|
|||
Е. И. Рерих 4 страницаПусть не в земных силах изыскать Источник космической энергии, но человек может изучать ее воздействия на всем окружающем. Такое наблюдение уже будет изучением Надземного. Мыслитель уже давно просил людей наблюдать за явлениями Природы: "Не только особые ученые, но весь народ может стать достоверным наблюдателем". 658. Урусвати знает, какие опасности возникают, когда обрывки знаний попадают в неверные руки. Говорю о неверных руках, ибо название не вредит столько, сколько предательство. Нужно понять, какая подготовка необходима, чтобы признание уложилось в стройную систему. Некоторые Руководители намеренно делали подготовку длительной. Они говорили: "Если сознание еще не готово, то пусть покажется подготовка утомительной, и незрелое сознание отойдет". Правильно, когда всеми мерами охранено знание. Ведь, когда охраняется взрывчатое вещество, люди применяют лучшие меры охраны. Они делают это не потому, что охраняют тайну, но во избежание опустошения. Также и знание в руках вредителей оказывается мощным взрывчатым веществом. Мы постоянно оберегаем правильное нарастание знания и советуем избегать беспорядочного хаоса мышления. Не нужно обращать внимания, если кто-то разочаровывается и отходит, он не готов, и невозможно насильственно внушить верный ход мысли. Но даже малые зерна знания не пропадут и когда-то окажут свое воздействие. Мыслитель говорил, когда его спрашивали о том, что еще не могло быть осознанно: "Некий юноша просил Мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал: "Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца. Когда осилишь это царство, тогда придешь ко мне". 659. Урусвати знает, что мера труда на Общее Благо есть мерило деятеля. К этой истине вспомним бесхитростную повесть древней Индии: На окраине деревни поселился неизвестный человек. Пришелец заметил, что поселяне пользуются вредной водой из мутного потока. Он начал рыть колодец. Место избрал удачно, и подземный родник наполнил водоем. Но злые соседи, вместо признательности, шептали: "Не для нас пришелец так потрудился. Он для себя открыл этот родник". Пришелец сказал: "В таком случае буду для себя носить воду издалека". Тогда соседи выдумали новую клевету, что вода колодца отравлена или очарована, чтобы погубить все селение. Тогда пришелец навсегда покинул это злое место. Люди избегали водоемов, но скот пил вытекавшую воду и начал тучнеть. Через долгое время одна больная девочка, мучимая жаждою, напилась из водоема и скоро выздоровела. Так подрастающее поколение забыло об измышлении и открыло целебность источника. Пришелец оклеветанный стал святым, и о нем слагались предания. Но, чтобы превратиться из отравителя в святого, потребовалось целое поколение. Можно видеть, как народная совесть судит о трудах на Общее Благо. Мыслитель знал подобную повесть из жизни Эллады, но там, вместо колодца, речь шла о посадке дерева. Каждый народ знает несправедливых судей и верное народное признание. 660. Урусвати знает, что наблюдательность образуется при постоянном устремлении, при зоркости, при готовности. Когда Мы говорили о несменном дозоре, некоторые полагали, что речь идет о чем-то необычном, при каких-то особых обстоятельствах. Они не могли вместить, что наблюдательность есть самое обычное качество, по крайней мере, оно должно быть таким. Самое простое строительство нуждается в высокой наблюдательности. Невозможно думать, что такое качество требует какого-то высшего вдохновения. Люди любят найти для любой ошибки оправдание. Они скажут – сегодня был рассеян, они не вдумаются в значение такого жалкого состояния. Быть рассеянным, значит допустить к себе самые разрушительные влияния. Невозможно мыслить о Надземном, когда рассеяны мысли. Поражение ждет рассеянного вождя. Так мужество никогда не бывает рассеяно. Говорят о клинке мужества, но не сравнить мужество с горстью песка. Нужно учиться наблюдательности. Каждое знание не приобрести без наблюдательности. Мы не можем подать знак рассеянному. Та именно в беседах о Надземном нужно укреплять основное качество наблюдательности. Можно повстречать людей, уверяющих, что вследствие утомления они утеряли наблюдательность. Мыслитель к этому говорил: "Птица в клетке не разучится летать". 661. Урусвати знает, что мысленная передача лучше всего воспринимается лицом, с которым установлены основные вибрации. Такие воспринимаются толпою, где вибрации вообще не организованы. Но труднее всего иметь общение с малой группой, которая связана некоторым общим делом, но имеет гармонии. Такие группы могут совершенно парализовать восприятие. При этом они воображают, что они сплочены для общего действия. На самом деле такие люди нередко оказываются лицемерами. У них это свойство может быть вольным, сознательным или бессознательным. особенно трудно, когда предполагается какое-то сплоченное действие, но вместо него вонзаются в сердце невидимые стрелы. Так, можно ли ожидать полного успеха, когда главные деятели радуются взаимопоражению? Невозможно доказать, что они вызывают свое же собственное поражение. Примеры можно привести из истории всех народов, из всех веков, но и сейчас, несмотря на многие книги Учения, можно видеть ту же несгармонизированность. Такое беспорядочное состояние вызывает такие следствия, о которых участники и не подозревают. Человек может одним движением руки произвести губительный пожар. Может быть, он будет сожалеть о своей неосторожности, но что же из такого сожаления? Пора оставить ветхое лукавство, шептавшее: "Не согрешишь – не покаешься." Мыслитель говорил гражданам, хулившим память Перикла: "Уродливые калики, должно быть, вы видели Перикла в темноте, если воображаете его таким же уродцем, как и вы сами?" 662. Урусвати знает, что биология и этика неразрывны. Когда-то это чувствовали и потом забыли, а теперь опять начали вспоминать. Мы говорили о чувствознании, в таком понятии заключается и биология, и этика. Биология не может быть сухой наукой, она заключает в себе и понимание психической жизни. Именно она должна быть изучаема, только тогда можно говорить о полноте жизненных условий. Некоторые отрасли науки требуют ограничения, но другие безграничны, и в том их увлекательность. Самый примитивный материалист не может отрицать научного значения биологии, и тем он приобщается к широким познавательным заданиям. Невозможно отрезать кусок биологии, каждая ее страница прочно прикреплена к следующей. Для беспредрассудочного ученого особая прелесть в том, что эта область беспредельна. Сколько побочных предметов служат науке о жизни! Один наш друг называл себя биологом, говоря, что в это время он остается и психологом. Но такое правильное определение редко встречается. Биолог пытается отказаться от жизни и запереться в лаборатории. Но может ли истинная биологи существовать без широких наблюдений в жизни? Хотим сказать всем друзьям, чтобы они не боялись называть себя биологами. Люди нуждаются в общепринятых кличках. Кто-то подумает, что мыслящему о Надземном приличнее называться Астрономом, но такое соображение будет неудачно. До сих пор некоторые астрономы отрицают населенность планет, и с ними Нам не по пути. Но биология легко касается этики и получается естественное сотрудничество. Вот почему Мы с самых первых бесед советовали научиться наблюдать. Вольное наблюдение приведет к научному познанию. Многие думают, что наименование чувствознанием как-то понижает достоинство знания – опять заблуждение. Лучшие ученые признают элемент интуиции, и так мы встречаемся. Вооружаем Наших друзей, точно бы в дальнее плавание. Они могут повстречать всевозможные возражения и должны иметь при себе ответ. С одной стороны, суеверы будут их тащить на костер, с другой, служивые ученые потребуют диплома. Нужна стойкость, которая образуется из знания. Поможет и сознание о дальних Сотрудниках. Наблюдатель жизни не одинок. Мыслитель понимал населенность планеты, он говорил: "Не могу впасть в безумие и вообразить, что лишь наша Земля населена." 663. Урусвати знает тщетность спора с предубежденным противником. Надо понять, где граница полезного распространения Истины. Невозможно настаивать там, где каменное сердце не хочет воспринять. Трудно почувствовать, где кончается восприимчивость. Опять лишь чувствознание может шепнуть: "Отойди, здесь не может быть понимания." Нужно оберечь правильное понимание, что лучше недосказать, нежели пересказать. Некоторые будут настаивать, что полученное ими знание должно быть передано дальше. В этом они правы, но на их ответственности остается кому. Учитель не должен преждевременно перегрузить сознание ученика. Пусть все складывается целесообразно. Для этого знакомите детей от раннего возраста с величием Мироздания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны малышам. Еще лучше, если их проведут на обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мыслей. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что малыши будут потрясены зрелищем. Наоборот, зрелище семейных ссор может потрясти мировоззрение. Также нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. У Нас очень огорчаются, когда видят унижение учителя. пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей? Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений. Конечно, когда мы видим состояние многих деревень, то совет о телескопе представляется утопией, но нужно начинать, все-таки, на Общее Благо. Мыслитель говорил: "Скоро недостаточно будет глаза человеческого, чтобы увидеть уже сужденное." 664. Урусвати знает, что героизм многообразен. Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать – обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не понимают этого явления, но зато другие знают им сужденное и несут задание от малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут ключом. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение подвига. У людей современных не принято говорить о героях и о подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях, они пожимают плечами, говоря: "Нам не дано совершить подвига." Но можно ли утверждать свое невежество?! Каждая эпоха дает место героизму от семейного быта до мировых выявлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела Общего Блага. Множества самых замечательных возможностей проявятся, и пусть люди не стыдятся слова подвиг. Можно наблюдать поучительное сравнение – у каждого народа чаще употребляется слово героизм. Спросим малышей назвать героев, они не затруднятся. пусть им и в будущем удастся также четко указывать любимых героев. В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. его начали укорять, говоря, что Кришна – Бог. Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо он потрудился на пользу Родины; также указывал, что Кришна знал язык животных. На это сказали: "Он играл и очаровывал диких зверей." Малыш настаивал: "Значит, Кришна знал и язык животных." Мыслитель постоянно помнил миф об Орфее и напоминал, что Орфей был человек. 665. Урусвати знает, что, когда Мы поминаем Кришну, Орфея, Зороастра и еще некоторых других Учителей человечества, Мы имеем на это особые причины. Учителя давали наставления, различные по наречию и обычаю, но сущность преподанного оставалась неизменной. Еще не произведен труд сопоставления этих Учений. Говорят о сравнительных религиях, но Мы сейчас имеем в виду разбор основ, данных Учителями. Если прилежный ученый отберет все особенности народов и веков, то в основании он найдет заветы, данные как бы одним лицом. можно распознать несколько индивидуальностей, которые последовательно выполняли задание и приносили человечеству постоянное совершенствование. В разные века Наставники, не знающие друг друга, произносили схожие слова, не только схожие по внутреннему смыслу, но по темпераменту. Даже не знающий человек может подумать, что один человек давал эти Заветы. Знающие, конечно, сделают свои выводы. Полезен будет труд, который укажет общечеловечность таких Заветов. Трудна такая работа, ибо придется пользоваться общепринятыми источниками, иначе не поверят. Самые ценные Аграфы не удастся привести, в них не верят. Но даже общепринятые исторические данные позволят начертать поучительные сопоставления. Истину нужно доказать признанными доводами. Несмотря на уничтожение множества материалов, все-таки можно найти немало записей. Придется пользоваться записями учеников Аполлония Тианского и Пифагора. Можно из целого повествования очистить несколько слов, но и эти отрывки достаточно определят сущность Учения. Окажется, что Наставники, принадлежавшие к разным религиям, утверждали нечто единое. Ориген скажет словами многовековыми, которые он и не мог слышать, и при изучении прилежном получится индивидуальный путь. Такое исследование было бы полезным. Мыслитель говорил: "Когда я слушаю повествования пришельцев, мне иногда кажется, что говорит один человек. Вижу одежды разные, слышу наречия различные, но сердце знает одного человека." 666. Урусвати знает пути предначертаний. Техника прогноза может быть сравнена с ладьей не стремнине каменистых порогов. Ладья должна пройти по известному направлению и донести груз по назначению. Но русло порогов постоянно изменяется, перемещаются опасные камни. Кормчий должен во время бега ладьи должен почуять наиболее безопасные течения. Прибрежные жители радуются и думают, что ладья весело стремится к назначению. Они говорят: "Кормчий знает путь". Не видят они, сколько опасностей обойдено одним движением весла. Кормчий не может завернуть в тихое заводье, ибо оттуда нет выхода на стремнину. Многое принесется в жертву, лишь бы не утерять верного направления. Брызги воды смешиваются с каплями пота, но для зрителя эта борьба не более, нежели веселая гонка. Так и с предначертаниями. Только немногие поймут все вибрации напряжения. Каждый хочет предписать свои привычки, и по своему назначению пристань. Если он не усматривает опасности, значит ее нет. Он навязывает свои воображенные обстоятельства и не понимает, какие опасности он вызывает. Так и зрители часто пытаются смутить кормчего. Но чем опаснее место, тем бережнее должен вести себя зритель. Истинно, лишь очень немногие могут разумно понять прогноз помимо самости. Можно читать о множестве лучей, испускаемых каждым организмом; так оно и есть. И это не ново, но каждое такое соображение должно натолкнуться на некоторые выводы. Пути мысленных посылок очень извилисты по причине бесчисленных сторонних излучений. Так жен напряжены вибрации сношений. Урусвати правильно заметила поспешности возвращения к предметам, о которых уже было указано. Повторения не бывает, но происходит расширение мысли. Можно видеть, как на самых кратких промежутках происходит новый прогноз. Не нужно удивляться, что при кажущейся разновидности предначертаний, они внутренне связаны. Именно сейчас в мировых событиях можно замечать внешнюю разновидность и внутреннюю связь. Понять нужно, что ладья несется по опасным стремнинам, назначение ее незыблемо, но многие утесы должны быть обойдены. Это не будет искривлением пути, но разумною целесообразностью. Говорим это не среди бездействия, но среди напряженного стремления, - еще одна страница Нашей Внутренней Жизни. Мыслитель говорил: "Мне легко представить себя кормчим среди бурного потока. Солнце сияет, тишина полна, но в сердце чую бурю". 667. Урусвати знает, что Великие Учителя человечества подвергались жестоким гонениям. Эта истина настолько знакома людям, что они не любят, когда ее поминают. Но, в то же время, они готовы так же обойтись с каждым носителем добра. Кроме того люди не терпят упоминания, что гонимые ими принимали это преследование с радостью, точно бы оно было каким-то удостоверением в подвиге. Так можно указать на Великого Деятеля, которого назовем Несравненным Певцом. Такое название прилично Ему, ибо Он первый указал на мощь звука. Конечно, это было потом истолковано людьми ложно. Нужно указать, что Он понимал значение Единства. Каждый раздор пояснял, как следствие невежества. Но труд над понятием Единства не препятствовал Ему надевать доспех, когда возникала опасность для человечества. Многие не поймут, можно ли названному Певцу оказываться воином. Так люди повсюду вносят ограничения. Но человек есть совершенный микрокосм, он несет в себе молнии, когда они нужны для разрежения пространства. Не нужно быть урезанным, когда жизнь требует действенного подвига. Так можно проследить, как Деятели могли вмещать самые различные качества. К сожалению, люди не отмечали побуждений и, таким образом, деяния часто казались односторонними и даже вызывали осуждение. Мыслитель говорил: "Не был воином, но может труба призвать, и найду в себе силы помочь миру". 668. Урусвати знает, что мысленное творчество неразрушимо. Оно зависит от многих условий, но все же претворится и в плотном мире. Напомним это, ибо некоторые смущаются, помня, что в Наших хранилищах находятся многие неосуществленные предложения. Но нет противоречия в этом. Если задание не было претворено сегодня, это не значит, что оно не будет приложено завтра и даже в лучшем размере. Так постоянно люди не могут вмещать противоположений. Нужно указать многие примеры, когда люди сами ограничивали себя, но мысль уже зарождала плотное следствие. Опять Мы касаемся вопроса о доверии, оно как цемент, связующий тонкое строение с плотным воплощением. Нужно смотреть на этические основы, как на самые практические разрешения. Мудрость не есть нечто сказочное, она возникает, прежде всего, от доверия, которое упасет от шатания. Так и целесообразность порождается от приложения высших мер; только так можно постигать противоположения. Не без причины Будда распознавал учеников именно по этому дару вмещения. Мыслитель учил: "Невозможно идти по тропе лишь в одном направлении, нужно уметь и вернуться к дому". 669. Урусвати знает, что мысль созидает и разрушает; в то же время мы говорим о нерушимости мысли. Нет противоречия в этом никакого. Разрушение не есть уничтожение. Вещество, созданное мысленной энергией, нельзя уничтожить. Но строитель также не может уничтожить строительный материал. Он может нарушить оболочку. Он может преобразить состояние материала, но уничтожить не может. Такое положение особенно накладывает ответственность на мыслителя. Правда, среди построений тонких немало безобразий, и они подлежат преображению. Но сколько энергии требуется, чтобы появилось из несовершенных материалов нечто прекрасное! Так наши наблюдения бывают очень печальными, когда Мы видим, как необдуманно и безвкусно растрачиваются ценнейшая энергия. При этом можно видеть, что ум, энергичный и рассудочный, может натворить много безобразий. Вы знаете, что и в земной жизни рассудок бывает плохим советником. Мы удивляемся, насколько некоторые мыслители бывают далеки от чувства прекрасного! В иных областях они обнаруживали логичность мышления, но в области Прекрасного глаз их был совершенно закрыт. Такое уродство можно встретить нередко, и такие калеки отличаются немалым самомнением. Обычно, они уже безнадежны в этой земной жизни, но в Тонком Мире они оказываются настоящими вредителями. Невозможно в Земной жизни с ними говорить о Надземном, и в Тонком Мире они не видят красоты Космоса. Мыслитель говорил: "Человек, длинную вереницу негодных мыслей ведешь за собою. Неужели в Надземном Мире будешь окружен теми же гадкими спутниками?" 670. Урусвати знает, насколько люди по природе своей тянутся к необычному, и в то же время страшатся всего, что напоминает о необычном. Нужно иметь в виду это человеческое свойство и очень осторожно говорить о феноменальных явлениях. При этом лучше всего указать, что слышали от свидетелей, но не упоминать о самих себе, иначе люди будут опасаться, хотя и не выкажут сразу. Как пример можно привести Несравненного, Совершенного Певца. Он обладал многими феноменальными способностями, но умел так не говорить о них, что явление происходило как бы около Него без Его участия. Самое мощное звуковое воздействие Он оказывал, не давая понять, что именно Он является причиной создания настроения. Явление Его поучений было объяснено, как происходившее от древности. У Него достало терпения не позволить людям думать о Его мощи. Но когда некоторые завистники заподозрили в Нем источник феноменальных способностей, они воздвигли гонения, которое привело к убийству. Так можно видеть, как люди не прощают все необычное и сами хотят овладеть им. Нужно иметь чуткость, чтобы само слово "Надземное" произносилось в удачное мгновение. Мыслитель говорил: "Опасайтесь, чтобы Надземное не превратилось в подземное". 671. Урусвати знает, что Космография должна быть введена во всех школах, как одни из самых увлекательных предметов. Именно она должна включать все области мироведения. Если люди хотят преобразовать сознание народа, они должны ознакомить его с основами Мироздания и сделать это научно и привлекательно. Пусть эти ознакомления происходят в виде бесед, не требующих испытаний, которые могут отвращать любовь к предмету. Если сознание ученика сохранило осколки давних воспоминаний, он легко зажжется любовью к познанию Основ. Поистине, Космография должна быть преподана увлекательно. При этом постоянно должны быть включены новые научные нахождения. Пусть и учебники будут составлены так, чтобы легко было дополнить их новыми сведениями. Многие предметы будут синтезированы в обозрении Космоса. астрономия, Астрохимия, Астрология и народные верования – все найдут место в научном объяснении. наверное отживающее поколение найдет такой предмет неосуществимым, но Мы имеем в виду молодых. Так Надземное войдет в чуткое сознание. Мыслитель напоминал, что отдельные науки когда-то будут верными сотрудницами. 672. Урусвати знает, как упорны были Наши мысленные посылки. Человек неосведомленный может изумляться, к чему иногда Мы почти повторяем уже сказанное, но опытный получатель понимает, что такое углубление причиною имеет утверждение энергии в пространстве. Нужно понимать, что много причин имеется вокруг Наших сообщений. Люди по эгоизму полагают, что все делается лишь для них, для отдельных личностей, забывая Общее Благо. Также можно наблюдать, насколько разнообразны Наши сообщения по ритму и по звучности. Иногда они скользят с быстротою мысли, но иногда они сугубо членораздельны и упорны настолько, что вызывают сильную реакционную вибрацию. Так и при произнесении мантрама можно заметить или преобладание ритма, в котором тонут отдельные слова, но иногда требуется звонкое произнесение каждого слова. Так вы знаете, что человек, зовущий на помощь, старается произнести каждый слог раздельно. Кроме того, Наши сообщения приходят или чрезвычайно скоро, или медленно. Наша сложная работа требует многих методов. Мыслитель говорил: "Не думайте, что только для вас, может быть много путей для вашей мысли." 673. Урусвати знает, что в каждом крупном событии кроме многих космических воздействий участвуют четыре слоя человеческого мышления. Первый слой состоит из лиц, непосредственно принимающих участие в битве, ибо каждое событие есть битва. Те силы из Тонкого Мира, которые сражаются не менее воплощенных, будут вторым слоем. Слой третий состоит из участников, не телесно, но в духе борящихся. Четвертый слой состоит из Руководителей видимых и невидимых. Первые два слоя не раз были упомянуты Нами, но о третьем слое следует сказать, ибо он становится очень многочисленным. Люди сознательно и бессознательно участвуют в самых сложных событиях. Можно видеть, что мысли таких множеств образуют мощную силу и опасность по причине беспорядочности. Безответственные, несознательные, подпадающие под любое влияние, готовые на всякое предательство, налитые злобою, такие люди всегда наполняют пространство хлопьями мохнатого мышления. Им ничего не стоит изменить каждый день свои выкрики, они оказываются источниками психических эпидемий. Но мало того, они повреждают мысленные посылки сознательных сотрудников добра. они часто отравляют атмосферу, и требуется много энергии, чтобы обезвредить такие мрачные посылки. Они не понимают весь вред наносимый и не хотят знать, какие преграды они создают на пути эволюции. Могут сказать: "Что же тут нового, ибо злостное невежество давно признано самым губительным?" Но именно теперь, во время Армагеддона, умножаются легионы вредителей. Они настолько уничтожают полезные труды пособников Блага, что нужно особенно предостеречь от такого безумия. Неуместно такое нарушение вибраций. Масса народная инертна и легко поддается лжи. Мыслитель постоянно указывал, что невежество есть самое действенное начало и потому опасно. 674. Урусвати знает, что отсутствие соизмеримости называется психической слепотою. Люди иногда пытаются не замечать опустошительного пожара, лишь бы доесть обычную похлебку, и в то же время ужасаются мухе, залетевшей в окно. Приходится всеми мерами развивать утраченную зоркость, иначе человек впадает в своеобразную дикость. Не странно ли, что люди не развивают свои основные свойства и даже стараются не думать о психической основе жизни. Тем труднее направить человеческое мышление к Надземному. Невозможно объяснить жителям городов о широком понимании Надземных областей. Они полагают, что уже достигли научных понятий, но не умеют включить в науку духовные познавания. Не думайте, что Мы видим многих сотрудников, которые умеют претворить Надземный Области в жизнь. Вот, вы получаете письма, в которых Наши указания называются неконкретными. Настоящая трагедия заключается в таких опрометчивых суждениях. Лица, писавшие отвлеченности Нашего Учения, сами не задумались, где граница реальности и отвлеченности. Мы укажем, что реальность именно теперь настоятельно нужна, ибо мир проходит опасную ступень переустройства. В такое время было бы недопустимо пускаться в отвлеченности, когда каждый час требует реального решения. Но психические слепцы не умеют различать, где неотложная, трудовая реальность, и где вредоносная отвлеченность. Они сами наполняют жизнь отвлечениями, и не видят, как становятся вредителями. Урусвати помнит, как разодетая толпа еще спешила на зрелища, когда здание уже рушилось. Мыслитель учил: "Познайте действительность, и тем освободитесь от оков рабства." 675. Урусвати знает, что некоторые будут настаивать, что телесное участие в борьбе сильнее и труднее, нежели психическое борение. Такое заблуждение происходит от полного непонимания психической жизни. Невозможно даже сравнить телесное и психическое напряжение, настолько второе значительнее во всех отношениях. Такие энергии сильнее всех мускульных, но люди и эту аксиому не могут принять, вследствие неправильного жизненного оборота. Немало можно твердить, что телесное поражение несравнимо со страданиями тонких оболочек. Самые большие телесные опасности не могут быть сопоставлены с опасностями психическими. И самые угрожающие телесные переустройства ничто в сравнении с психическими сменами миров. Так же и теперь, когда человечество напряжено в борьбе за переустройство мира, нужно уделить внимание психической стороне жизни. Но много препятствий на пути такой естественной эволюции. Люди будут всеми силами противиться, чтобы полезные познания не проникали в их скудные сознания. Будут своеобразные восстания против расширения сознания. При этом приняты будут самые недостойные меры, чтобы пресечь распространение необходимых знаний. Даже поучительно наблюдать состояние умов таких повстанцев. Они изобретут разные доводы, чтобы осмеять и умалить психическую энергию. Друзья, каждый из вас может привести примеры из своих наблюдений, когда приходилось встречать противоречия против очевидности. Мыслитель учил: "Не страшитесь невежд, но ускоряйте путь к познанию". 676. Урусвати знает, что каждое значительное открытие, каждое провозвестие воспринимается и проводится в жизнь меньшинством, самым малым меньшинством. Сущность самых добрых провозвестий большинство встречает с ненавистью. Не только противодействие, но именно неистовая ненависть ползет за самыми полезными открытиями. Кто-то подумает, что причину нужно искать в зависти, но на деле причина гораздо глубже. Она есть противоборство хаоса всему созидательному. Даже можно узнать полезность провозвестия по степени изрыганий ненависти. Не только злые насмешки, но самая губительная ненависть преследует все, что способствует обновлению жизни. Заметьте, как близки такие ненавистники к предательству. Они готовы к самому изысканному действию, чтобы повредить тому, что не нанесло им ущерба. Ненавистники разделяются на два вида. Одни служат мегафоном каждому полезному провозвестию. Справедливо замечено, что сильные люди воплощаются иногда с определенным назначением оказаться мегафоном целого движения. Нужно понять, что карма не отягощается при таком определенном назначении. Но следует запомнить, что второй вид ненавистников очень вреден, ибо они пытаются подставить лживые значения на путях продвижения человечества.
|
|||
|