![]()
|
|||||||
Смотреть. О. Мессиан «Турангалила». ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Смотреть. О. Мессиан «Турангалила».
Делаются попытки включить в оркестр джазовый состав. В 60-70-е годы в аппарат оркестра в качестве одного из компонентов звучания начали вводить магнитофонную запись (Э. В. Денисов, "Солнце инков", 1964). К. Штокхаузен ("Mixtur", 1964) определил подобное расширение состава оркестра как "живую электронику". Наряду с тягой к тембровому обновлению в симфоническом оркестре появляются тенденции к возрождению инструментария и отдельных принципов оркестра барокко. С 1-й четверти 20 века в оркестр изредка вводились гобой д'амур (К. Дебюсси, "Весенние хороводы"; М. Равель, "Болеро"), бассетгорн (Р. Штраус, "Электра"), виола д'амур (Дж. Пуччини, "Чио-Чио-сан"; С. С. Прокофьев, "Ромео и Джульетта"). В связи с реставрацией в 20 веке музыкальных инструментов Ренессанса не остались без внимания и инструменты 15-16 веков (М. Кагель, "Музыка для инструментов Ренессанса", 1966; предполагает участие 23 исполнителей, А. Пярт, "Tintinnabuli", 1976).
В оркестре 20 века нашёл отражение и принцип вариантности состава. Изменение части состава О. применил Ч. Айвс в пьесе "Вопрос, оставшийся без ответа" (1908). Ему же принадлежат и 1-е опыты пространственного расчленения оркестра ("Вопрос, оставшийся без ответа", 4-я симфония). В 70-е годы множественность источников звука достигается различными путями. Разделение всей оркестровой массы на несколько "хоров" или "групп" (в ином, чем прежде,- не тембровом, а пространственном значении) применяет К. Штокхаузен ("Группы" для 3 О., 1957; "Kappe" для 4 О. и хора, 1960). Состав оркестровых "Групп" (109 человек) поделён на три идентичных комплекса (каждый со своим дирижёром), расположенных П-образно; места слушателей находятся в образующемся между оркестрами пространстве. 3. Маттус в опере "Последний выстрел" (1967, по рассказу Б. А. Лавренёва "Сорок первый") использовал три оркестра, расположенных в оркестровой яме, за публикой и у задника сцены. Я. Ксенакис в "Терре-текторе" (1966) разместил 88 музыкантов большого симфонического оркестра лучеобразно по отношению к находящемуся в центре дирижёру; публика стоит не только вокруг оркестра, но и между пультами, смешиваясь с оркестрантами. "Движущаяся стереофония" (движение музыкантов с инструментами во время исполнения) применена в "Klangwehr" M. Кагеля (1970) и 2-й симфонии А. Г. Шнитке (1972).
|
|||||||
|