Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оркестр XX века



Оркестр XX века


20 век выдвинул новые формы исполнительской практики оркестра. Наряду с традиционным оперными и концертными появились оркестры радио и телевидения, студийные оркестры. Однако отличие оркестра радио от оркестра оперы и симфонического концерта, помимо функционального, заключается только в рассадке музыкантов. Составы симфонических оркестров крупнейших городов мира почти полностью унифицированы. И хотя в партитурах продолжают указывать минимальное количество струнных, чтобы сочинения могли исполнять и менее крупные оркестры, большой симфонический оркестр в 20 веке предполагает коллектив в 80-100 (иногда и более) музыкантов.

В 20 веке совмещаются 2 пути эволюции составов оркестров. Один из них связан с дальнейшим развитием традиционного большого симфонического оркестра. Композиторы продолжают обращаться к парному составу (П. Хиндемит, "Художник Матис", 1938; Д. Д. Шостакович, симфония No 15, 1972). Большое место занял тройной состав, нередко расширенный за счёт дополнительных инструментов (М. Равель,опера "Дитя и волшебство", 1925; С. В. Рахманинов, "Симфонические танцы", 1940; С. С. Прокофьев, симфония No 6, 1947; Д. Д. Шостакович, симфония No 10, 1953). Нередко композиторы обращаются и к четверному составу (А. Берг, опера "Воццек", 1925; Д. Лигети, "Lontano", 1967; Б. А. Чайковский, симфония No 2, 1967).

В то же время в связи с новыми идейно-стилистич. тенденциями в начале 20 века возникает камерный оркестр. Во многих симфонических и вокально-симфонических сочинениях используется лишь часть состава большого симфонического - т. н. ненормативный, или индивидуализированный, состав оркестра. Например, в "Симфонии псалмов" Стравинского (1930) из традиционного большого состава изымаются кларнеты, скрипки и альты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.