|
|||
Слушать. И. Стравинский. «Симфония псалмов», начальные разделы всех частей.Слушать. И. Стравинский. «Симфония псалмов», начальные разделы всех частей.
Для 20 века характерно бурное развитие группы ударных, которые заявили о себе как о полноправном оркестровом объединении. В 20-30-е годы ударным инструментам начали поручать не только ритмические, колористические, но и тематические функции; они стали важным компонентом фактуры. В связи с этим группа ударных впервые получила самостоятельное значение в симфоническом оркестре, поначалу в оркестрах ненормативного и камерного состава. Примерами могут служить "История солдата" Стравинского (1918), "Музыка для струнных, ударных и челесты" Бартока (1936). Появились произв. для состава с преобладанием ударных либо исключительно для них: например, "Свадебка" Стравинского (1923), в состав котройрой входят, помимо солистов и хора, 4 фортепьяно и 6 групп ударных; "Ионизация" Вареза (1931) написана для одних ударных инструментов (13 исполнителей). В группе ударных преобладают инструменты без определённой высоты звука, среди них получили распространение разнозвучащие инструменты одного вида (набор больших барабанов либо тарелок, гонгов, вуд-блоков и т. д.). В середине и особенно 2-й пол. 20 века ударная группа заняла равноправное со струнной и духовыми группами положение как в нормативных ("Турангалила" Мессиана, 1946-48), так и в ненормативных составах оркестра ("Антигона" Орфа, 1949; "Цвета небесного города" Мессиана для фортепиано-соло, 3 кларнетов, 3 ксилофонов и металлических ударных инструментов, 1963; "Страсти по Луке" Пендерецкого, 1965). В отд. О. увеличилась и сама группа ударных. В 1961 в Страсбурге был организован специальный ансамбль ударных (140 инструментов и различных звучащих предметов).
|
|||
|