|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 4. Рабочее заданиеЛабораторная работа № 4 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРАЗВЕТВЛЕННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ГАРМОНИЧЕСКОГО ТОКА Цель работы: определение соотношений между токами, напряжениями и мощностями в неразветвленных цепях гармонического тока. Рабочее задание 1 Предварительный расчет 1.1 Рассчитать и построить в масштабе вольт-амперные характеристики резистора, катушки индуктивности и конденсатора. Частота генератора, сопротивление резистора, индуктивность катушки и емкость конденсатора задаются преподавателем. При построении вольт-амперных характеристик напряжение источника задавать в пределах от 0 до 15 В. 1.2 Для последовательного соединения RL, RC, RLC – элементов при заданных преподавателем напряжении (4 ‑ 8 В) и частоте генератора 2 Экспериментальная часть 2.1 Собрать электрическую цепь по схеме, представленной на рисунке 4.1. Последовательно с исследуемой цепью включить измерительное сопротивление R0 = 1 Ом для измерения тока цепи, разности фаз напряжения и тока на входе цепи. 2.2 При заданной преподавателем частоте генератора, изменяя напряжение от 0 до 15 В (через 2 ‑ 3 В), снять вольт-амперные характеристики (ВАХ) резистора, катушки индуктивности и конденсатора. Для одного значения напряжения на входе цепи (например, 6 В) определить с помощью осциллографа разность фаз напряжения и тока для каждого элемента, обратить внимание на знак угла. Полученные данные свести в таблицу 4.1.
Рисунок 4.1
Таблица 4.1
2.3 В качестве исследуемой цепи использовать последовательное соединение RL, RC или RLC ‑ элементов в соответствии с таблицей 4.2. Установить ранее заданное преподавателем входное напряжение цепи (4 ‑ 8 В) и частоту генератора. Измерить ток I, напряжения на элементах (U, UL, UR, UC ) и разность фаз (j) входного напряжения и тока цепи. При измерении разности фаз обратить внимание на отставание или опережение тока по отношению к напряжению. Если синусоида тока на экране осциллографа смещена вправо по отношению к синусоиде напряжения, ток «отстает» от напряжения и разность фаз имеет знак «плюс». В противном случае ток «опережает» напряжение, и угол сдвига фаз записывается со знаком «минус». Результаты эксперимента свести в таблицу 4.2. Таблица 4.2.
Продолжение таблицы 4.2
3 Обработка экспериментальных данных 3.1 По данным таблицы 4.1 построить вольт-амперные характеристики элементов на одном графике с теоретическими характеристиками, рассчитанными в 1.1. Сравнить теоретические и экспериментальные вольт-амперные характеристики и сделать выводы. 3.2 Сравнить значения разностей фаз напряжения и тока для различных элементов. Сделать выводы. 3.3 Сравнить значения разностей фаз напряжения и тока для различных цепей. Сделать выводы. 3.4 По экспериментальным данным 2.3 определить S, P, Q, Zэ, Rэ, Lэили Cэ и полученные значения занести в таблицу 4.2. 3.5 По экспериментальным данным таблицы 4.2 построить в масштабе векторные диаграммы токов и напряжений, проанализировать их и сделать выводы. 3.6 Сравнить значения электрических величин, полученных теоретически и экспериментально, сделать выводы. 3.7 Оформить отчет.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|