Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исследовательская часть



Исследовательская часть

Методика «Лабиринт» представляет собой бланк 10*10 см с изображением схемы лабиринта. (см. Приложение №1,2). Методика взята из теста исследования интеллекта Д. Векслера (субтест 12 детского варианта), которая направлена на диагностику умственных способностей, на умение решать перцептивные задачи, меры устойчивости внимания. Таким образом, методика выявляет комплекс интеллектуальных способностей.

Мной был выбран детский вариант, т.к. не стояла задача выявить уровень развития этих способностей, а, наоборот, дать задание доступное для выполнения всеми участниками исследования.

Сильными сторонами методики являются: легкость и быстрота проведения, доступность выполнения для всех участников, возможность проведения количественного и качественного анализа результатов, простота обработки и возможность презентации индивидуальных результатов (на бланках).

Но методика обладает минусом, а именно несущественное расхождение в уровне сложности материалов 2-х проб.

В моем исследовании принимали участие ученики всей параллели 9-х классов физико-математического лицея «Вторая школа» г. Москвы, из них мальчиков – 51, а девочек – 27. В школе соотношение мальчиков к девочкам примерно 2 к 1, именно поэтому участниц в 2 раза меньше.

Чтобы убедится, что задание выполняется успешно учениками моей параллели, я набрала фокус-группу, состоящую из 10 человек. Диапазон времени прохождения был от 30 до 50 секунд.

Далее я проводила эксперимент в кабинете у всей параллели 9 классов. Я приходила в класс, давала короткую инструкцию:

«Здравствуйте, ученики 9 «N» класса! Я провожу исследовательскую работу и прошу вас помочь. Суть исследования заключается в том, что вы пройдете лабиринт ручкой на листочке сейчас и повторите это же на уроке физкультуры. Далее я сравню результаты выполнения задания до и после физ. нагрузки как у мальчиков, так и у девочек. Выходите по одному в коридор «змейкой». Спасибо.»

Я сидела на лавочке в коридоре при включенном свете. Ученик выходил, и я его просила присесть. Далее предлагала ручку на выбор. После этого просила подписать имя, фамилию, класс. Предупреждала о команде начала, и «насчет три» секундомер запускался, а ученик переворачивал листок. Во время выполнения я внимательно следила за прохождением лабиринта, чтобы не было «проходов через стены» и ошибочных ходов. После того, как ученик закончил задание, я выключала секундомер и просила его вернуться в класс, пригласив следующего человека выйти.

После опроса всех классов я посетила уроки физкультуры. Я заранее проконсультировалась с учителями этого предмета. Мы изучили нормы достаточной нагрузки, повышающей пульс. В итоге, мы остановились на двух типах упражнений: 20 отжиманий или 30 приседаний. Я приходила на урок, давала краткую инструкцию с дополнением про физические упражнения. Далее я присаживалась на лавку и после разминки (бег с барьерами 10 минут) я вызывала ребят по очереди. Ученик подходил и на выбор начинал делать упражнение. Сразу же по его окончании он присаживался и переворачивал листок, в то время как я включала секундомер. Как и в предыдущем случае во время похождения я следила за правильностью его действий. По окончании я выключала секундомер и ученику предлагалось подписать свою фамилию.

После сбора всех результатов были получены данные о ФИ ученика определенного класса, времени прохождения техники «Лабиринта» до и после физической нагрузки, положительная или отрицательная разница во времени.

Далее был проведен опрос, состоящий из 4 вопросов про возраст, успеваемость и физическую подготовку. Участникам было предложено пройти опрос в гугл-форме. По результатам которого была составлена статистика в виде диаграмм. После чего был проведен анализ данных. Сначала я сравнила результаты разных возрастных групп, я взяла подростков самого старшего возраста(17 лет) и самого младшего возраста(14 лет). В итоге время прохождение второй группы было в основном больше на 8-10 секунд, но разница времен до и после физической нагрузки было одинаковым. Позже я исследовала влияние физической подготовки на когнитивные способности. Для изучения было взято две группы: первая состояла из подростков, ежедневно занимающихся спортом или тех, кто занимается профессиональным спортом, вторая состояла из подростков, не занимающихся спортом вообще. В результате были получены одинаковые времена прохождения с разницей до 5 секунд. Последний фактор, который был рассмотрен, это успеваемость. Для анализа было взято две группы: отличники и двоечники. Результатом было то, что в обоих группах времена различаются, и мы не можем сделать вывод о том, как этот фактор влияет на различие когнитивных способностей.

По результатам опроса были сделаны диаграммы, где наглядно видно распределение участников по возрасту, успеваемости и физической подготовки. Так, можно сделать вывод о том, что исследование проводилось на участниках одной возрастной группы, так как 92% участников возраста 15-16 лет.

По аналогии была сделана диаграмма по успеваемости, где видно, что большинство, а именно 94% участников учатся с хорошей успеваемостью, что говорит об однородности выборки по успеваемости и поэтому делать выводы по этому фактору некорректно.

Теперь рассмотрим физическую подготовку. По 2 факторам(ежедневные занятия или занятия профессиональным спортом) были определены люди с хорошей физической подготовкой, которых оказалось 16, т.е. 20,5% подростков.

По приведенной ниже гистограмме можно сказать, что результаты во всех возрастных группах одинаковы, но наблюдается незначительное повышение с увеличением возраста, хотя 17-летние подростки показали результаты лучше 16-летних.

В следующей гистограмме изображено распределение времени для учащихся с различной успеваемостью. Видно, что самое высокое время имеет группа подростков, учащихся на «4», предположительно из-за того, что данная группа имеет значительно больше участников, среди которых есть слабые результаты(высокое время прохождение). Но время прохождения до физической нагрузки у всех групп одинаковое.

На гистограмме по временам прохождения участников, с разной физической подготовке, наблюдается такой результат: время прохождения участников с хорошей физической подготовкой больше чем у группы со слабой физической подготовкой до и после физической нагрузки, что говорит об отсутствии влияния физической подготовки на различие когнитивных способностей.

В верхней диаграмме рассматривается пол, как фактор различия когнитивных способностей. Здесь мы четко можем увидеть, что пол влияет на время прохождение лабиринта, так как девочки проходят лабиринты быстрее мальчиков в обоих случаях.

Итак, можно сделать вывод, что факторы возраст, успеваемость и физическая подготовка не являются основными в различие когнитивных способностей на данной выборке, так как подростки с разными показателями по этим факторам имеют одинаковые результаты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.