|
|||
Эксперимент ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 3.5. Эксперимент Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну (или многие) зависимую переменную. Существенные признаки эксперимента: -изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными); -исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных; -проверяются причинно-следственные связи (например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта). В социально-культурной практике проводятся, хотя и редко, социально-экономические, организационно- управленческие, психолого-педагогические и другие эксперименты. Признаемся, инициируют их чаще всего различного рода исследователи: учёные, диссертанты, профессиональные социологи и др. Маркетологи в этом списке не значатся. Их время ещё не пришло. Но знать об эксперименте и владеть этим методом необходимо. Хотя бы на уровне первого приближения. Для начала условимся: эксперимент проводится, как правило, на завершающем этапе маркетингового исследования, когда вся необходимая информация уже собрана, т.е. проведено вторичное исследование (собрана и проанализирована, с помощью других известных методов, первичная информация), а маркетинговое решение уже сформулировано, правда пока что в виде нескольких альтернатив. Вот тогда-то и настаёт пора экспериментирования. Решения в маркетинге можно определить как оценку и выбор альтернатив поведения с точки зрения их вклада в достижение целей; для принятия решений необходимо располагать информацией о предположительном успехе отдельных альтернатив. Эту информацию, можно получить с помощью эксперимента. Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Лабораторные эксперименты позволяют контролировать посторонние факторы. Полевые эксперименты проходят в реальных условиях, но не исключают неконтролируемых посторонних воздействий. Сущность любого эксперимента состоит в определении причины явления, исходя из полученного результата. На практике это означает создание условий или подходов, различных в одном определенном отношении, и затем измерение полученных процентных результатов. Одним словом, цель исследователя — показать, что результат зависит от подхода. Эксперимент применяется и при сравнении некоторого количества альтернативных вариантов, чтобы выбрать лучший. Следует отметить, что результат эксперимента зависит от степени контроля. Эксперимент является одной из наименее изученных и наиболее специализированных форм рыночных исследований. Памятуя о том, что в социально-культурной практике достаточно мирно уживаются рыночный и некоммерческий (нонпрофитный) секторы социально-культурной, в частности, культурно-досуговой деятельности, обратимся ещё раз к работе Б.Г. Мосалёва. Следует признать, что ни до него, ни после никто из его (и моих) коллег не описал так глубоко и подробно сущность и содержание экспериментов в сфере досуга. Одной из главных задач эксперимента в сфере досуга, по мнению, Б.Г. Мосалёва, является получение информации о причинно-следственных связях между исследуемыми социокультурными явлениями, их свойствами, достижение нового, более точного знания о процессах обновления различных сторон социокультурной деятельности. Проведение эксперимента основывается на знаниях об объекте, позволяющих структурно обозначить те или иные факторы, и предполагает выдвижение и доказательство гипотез исследования, контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты и возможностей повторения. Все это реально возможно при понимании сути метода, его особенностей, соблюдении необходимых условий и требований к получению достоверной информации о досуговых явлениях, и процессах. Как правило, задачи, решаемые с помощью эксперимента, связаны с измерениями, поэтому конечный результат во многом зависит от сопоставимости данных. Точная фиксация экспериментальных условий, их стабильность позволяют измерять, контролировать ход процесса, обеспечивать получение верных результатов. Одним из показателей устойчивости результата эксперимента является возможность его воспроизведения в аналогичных условиях. В практике социологических исследовании используется более 20 типов экспериментов, наиболее часто применяемые из них названы ниже. Естественный эксперимент проводят в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в социальных, педагогических и психологических науках). Преобразующий (созидательный) эксперимент предусматривает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или другими объектами. Натурный эксперимент связан с введением в какой-то рабочий процесс преобразований. Например, проверяется на практике эффективность новой формы работы. При этом важно определить показатель результативности использования новой формы, скажем, проявленные интерес и участие в ней посетителей досуговых учреждений, удовлетворение культурных потребностей населения и т.д. Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования. С его помощью изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации. Социометрический эксперимент эффективен при измерении существующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего совершенствования. Поисковый эксперимент проводится в том случае, когда затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление, вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. По результатам этого эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется их ранжирование. В ходе педагогического эксперимента проверяется или устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условиями воспитания, обучения и их результатами. Основной задачей такого эксперимента является изучение степени влияния педагогического воздействия. В задачу методического эксперимента входит фиксация наличия или отсутствия определенной взаимосвязи между приемами, формами, способами получения методической информации и степенью ее использования в практической деятельности. Для формулирования экспериментальных гипотез и теоретической оценки результатов важно знание характера причинных связей в исследуемой области. Существует временная последовательность причины и следствия: причина неизбежно вызывает следствие, по времени предшествует ему. Речь идет о том, чтобы с помощью экспериментальных исследований раскрыть отношения причины и следствия в реальном социокультурном процессе, т.е. установить, каковы они в естественных условиях. Принципиально важным моментом является знание методики подготовки и проведения эксперимента, когда описывается весь процесс проведения эксперимента. Последовательность (очередность измерений и наблюдений, детальность описания каждой операции с учетом выбранных средств для проведения эксперимента. Выбор методов контроля за качеством операций, что в совокупности обеспечивает надежность и заданную точность. Необходимо убедится в том, что выбранная методика соответствует современному уровню науки и условиям, в которых выполняется исследование и в том, что она практически применима. На подготовительном этапе разрабатывается программа эксперимента, создаются условия, в которых возможно экспериментирование, определяются экспериментальные зависимые и независимые переменные факторы, возможности измерений устанавливаются виды экспериментальных и контролируемых объектов исследования, составляется план экспериментальных работ, готовятся средства контроля регулирования регистрации переменных факторов, средств обработки и анализа информации. План создания экспериментальной ситуации всегда привязан не только к задачам, методике, но и к конкретному объекту, на котором должны решаться поставленные задачи и реализовываться сама методика. Создание экспериментальной ситуации — это оперирование объектом в соответствии с предварительно выстроенной гипотезой и программой исследования. Например, для решения экспериментальной задачи “Выявление степени влияния методических рекомендаций на совершенствование культурно-досуговой деятельности” необходимо зафиксировать: а) точку зрения методиста на деятельность учреждения куль туры; б) мнения работника учреждения культуры на предлагаемые методические рекомендации; в) отзывы посетителей о деятельности учреждения культуры. Чтобы создать экспериментальную ситуацию, нужно отобрать несколько руководителей клубных учреждений культуры с примерно одинаковым уровнем восприятия, предложить им ознакомиться с методическим материалом и определить по заранее разработанной шкале его значимость. Заслушав мнение каждого работника учреждения культуры о значимости наученного материала, дают слово экспертам в этой области знаний, после чего предлагаемый материал оценивается работниками учреждения еще раз. Экспериментальным фактором в социологии является вводимое условие или система условий. Он вводится в качестве причины и управляется и контролируется экспериментатором. Фактор представляет собой независимую переменную, где качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента. Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Определенным набором переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основные переменные бывают независимыми и зависимыми. Переменные представляют категории анализа в эксперименте и так же, как категории анализа, отображаются в виде эмпирических показателей. Независимый фактор вводится, изменяется, управляется и контролируется исследователем. Он должен быть относительно самостоятельным, устойчивым, существенным и оказывать заметное влияние на состояние объекта. Зависимый фактор изменяется под воздействием независимой переменной. Выбор тех или иных факторов предполагает установление основных и второстепенных характеристик, влияющих на исследуемый процесс. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку последний сводится к нахождению зависимостей между этими факторами. Одной из главных задач эксперимента является последовательное изменение тех или иных сторон ситуации, фиксирование связи между этими изменениями и изменениями объекта. Эксперимент используется для проверки сформулированной гипотезы и причинно-следственных зависимостей между факторами, влияющими на изучаемый объект. В эксперименте изучаются лишь характерные стороны изучаемых процессов и явлений. Одной из ведущих результирующих процедур является контроль на всех этапах проведения эксперимента. Его основная функция — обеспечение чистоты эксперимента. Контроль в эксперименте предполагает четкое наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процесса с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. Завершается эксперимент переходом от эмпирического изучения к обработке полученных данных, логическим обобщениям, анализу и теоретической интерпретации полученного фактического материала. Чтобы достоверность фактов не вызывала сомнений, необходимо выделить ту их долю, которая обусловлена только изучаемыми в опыте факторами.
|
|||
|