|
|||
В.М. Бехтерев 29 страницаусталости; но упражнение маскирует усталость. Вообще с преобладанием упражнения кривая повышается, с развитием усталости она понижается. Само собою разумеется» что эти влияния стояг в большой зависимости от самой работы и испытуемого. При более трудной работе кривая ниспадает скорее, У человекат привыкшего к вечерней работе, усталость наступает скорее по утрам, чем вечерами, я наоборот, после принятия пищи его способность к умственному труду уменьшена. Точно так же должно иметь в виду влияние общего тона (настроения), рассеянности, болезненного состояния и отравлений (алкоголем и проч,) на психическую работу. Внутренним усилием, а также физическим и психическим возбуждением у .дается до известной степени преодолеть устало сть* но вслед за тем последняя обнаруживается еще резко. Ход кривой в ближайшие промежутки времени не представляется правильным, но, кроме случайных колебаний, можно отметить и постоянные. Из них одно замечается в начале под влиянием первоначальной «волевой* энергии, другое — к концу работы, когда этот конец предвидится. В привычных работах, впрочем, этих колебаний не наблюдается. При перерывах же работы они резче обнаруживаются. Исследования с перерывами или паузами работы показывают, что явления усталости исчезают быстро, тогда как результаты упражнения остаются на более долгое время, причем с увеличением интервала потеря упражнения значительнее (Amberg). При повторении работы, когда не исчез еще остаток упражнения от предыдущей работы, этот остаток увеличивается от нового упражнения. Чем чаще упражнение, тем и прибыль больше. При большей усталости необходим не перерыв только, но н сон, восстанавливающий силы. При исследовании психической работоспособности в нашей лаборатч>7 рии пользуются также таблицами простейших сложений и вычитаний однозначных цифр, где и то и другое сменяет друг друга без всякого порядка. По исследованиям, проведенным у нас (д-р Анфимов 37)Ф нормальные иытеллегентные мужчины в 10 мин опыта в среднем выполняют 228 — 308; процент ошибок в действиях у нормальных мужчин колеблется от 0,22 до 0,77, а процент пропусков и ошибочных определений знаков действий равен 0,12—0*40; у женщин первый процент достигает 0,64— 0,98, а второй равен 0,17—36,58. При другом исследовании психической работоспособности, произведенном у нас при помощи простейших арифметических действий (сложения и вычитания однозначных цифр), оказалось что подростки от 13 до 17 — 18 лет в минуту решают 40 задач; но следует иметь в виду, что с количеством сделанных задач общее их число в одну минуту несколько возрастает благодаря упражнению (д-р Владимирский). Заслуживают также внимания работы, касающиеся сравнения умственной работоспособности у подростков того и другого пола, а также и сел й-дования, выясняющие колебания умственной работоспособности в разные часы дня в зависимости как от физиологических условие, так и от школьных занятий. Но вопросы эти уже выходят из рамок настоящего труда. Необходимо иметь в виду, что творчество логического характера предполагает аналитическую и синтетическую или комбинационную деятельность центров, которые могут быть исследованы и особо. Так* для выяснения аналитической деятельности можно предложить 37 Алфимов В. Я. Сосредоточение и умственная работоспособность при эпилепсии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии, 1908. испытуемым выделять отдельные фигуры из сложных геометрических фигур, составленных из целого ряда других геометрический фигур. Составляя геометрические фигуры разной сложности, в этом случае можно даже до известной степени судить о большем или меньшем развитии аналитической способности. Для той же цели можно предложить испытуемым выделить из данного текста все существительные, или обозначения предметов, или все глаголы и т. и. Кроме того, для той же цели полезным оказывается метод объяснения содержания картин, В этом случае от исследуемого требуется, чтобы он возможно полнее объяснил содержание данной ему картины, В нашей клинике пользуются обыкновенно специально подобранными открытками, но для той же цели полезно пользоваться подбором известных картин, который для этого имеется в нашей лаборатории. Исследования, которые производились у нас докторами Павловской, Завадовскнм и Абрамовым, показали, что по сравнению со здоровыми лицами у больных, страдающих прогрессивным параличом, творчество, как и должно было ожидать, оказалось резко пониженным, тогда как у параноиков оно оказалось хорошо развитым. Так, при демонстрации известной картины Репина *Перед венцом & здоровые исследуемые Павловской давали ответы, полные разнообразных сцен. Например, один исследуемый объяснил: «Собирается идти в облачении, со счастливым выражением лица, с надеждой на будущее, смотрит идеально, перед ней другая жизнь», другой испытуемый пояснил: «Перед венцом особа не бедная, видно по перчаткам и по платью, на лице восторженное выражение ожидания, будет скоро разочарована, про нее не скажешь, через сколько времени поставит рога мужу. Особа благоразумная, воспитывалась в чистоте и смирении, не способна к открытым действиям, выйдет хорошая кухарка, будет служить мужу верой и правдой» иметь 12 детей и воспитывать их в страхе, гусыня, нерусская, видна готическая церковь, скоро потеряет наружность* и т. п. Между тем эти же опыты с объяснением содержания картин крайне затрудняли больных с прогрессивным параличом, причем они не только не могли объяснять картины, но часто даже не могли уяснить себе отношения отдельных частей картины друг к другу. Необходимо иметь в виду, что при этих опытах обнаруживаются в большей или меньшей степени индивидуальные особенности творчества. Так, Biiiet, предложив учащимся описать картину Lafontaine'a *Le la-boureuret les enfants», мог установить четыре типа. В одном случае дети описывали только то, что было изображено на картине без каких-либо добавлений или рассуждений; другие испытуемые, кроме описания, давали еще то или другое толкование тому, что они видели; третьи в описание картины влагали свою эмоциональную окраску; четвертые взамен описания картины передавали содержание самой басни, заученной ими ранее. Первый тип автор называет описательным, второй — наблюдательным, третий г- эмоциональным, четвертый — эрудическим |6*. Leclerc делал подобные же опыты, предложив испытуемым писать то или другое по поводу показанных им часов. На основании своих опытов он разделил эмоциональный тип еще на несколько разновидностей. Специально для выяснения комбинационной деятельности полезным может быть предложенный мною метод составления слов из отдельных букв, расположенных в ряды, но не в последовательном порядке, а спутанно. Так как можно подобрать слова, содержащие разное количество букв для того, чтобы из последних после написания их не в должном порядке составлять слова, то этим путем нетрудно определить и степень комбинационной способности. Можно также составить рисунки, на которых- сложный предмет пред- ставлен разбитым на свои составные части, и предложить испытуемым называть предмет, который составляется иа этих частей 38. Для этой же цели можно предложить складывать разные части рисунка, сделанного на деревянной или картонной пластинке, разделенной на части. Далее полезным может быть метод французских авторов Masselon'a, Binet и Simon*a, состоящий в том, что испытуемым предлагается три слова, из которых должно быть составлено предложение. Далее, метод Lehmann'a и Heilbronner'a состоит в том, что даются неполные схематические рисунки, которые испытуемые должны определить и дополнить. Имеются, конечно, и другие методы исследования комбинационной деятельности, на которых нет особой надобности здесь останавливаться. Что касается воспроизводящего творчества, то для его исследования может служить метод Ebbinghaus'a с заполнением пропусков в тексте, метод называния слов с определенным значением, метод называния слов, начинающихся с определенной буквы или подходящих в рифму к данному слову и т. п. Мы с С. Д. Владычко для исследования этого вида творчества составили ряд отдельных рисунков, которые представляют предметы в контурах, сначала неясных, а потом становящихся все яснее и яснее, причем от испытуемых требуется распознавание предмета, которое различными лицами достигается на разных номерах рисунков. Другой способ, применяемый мною и Владычко, состоит из отдельных рисунков, изображающих различной величины части предметов» причем от испытуемого требуется, чтобы он определял самый предмет по видимой им его части. Номера рисунков, на которых отгадываются предметы, служат указателем степени воспроизводящего творчества. Toueuse, Waschide и Pieron пользовались рисунками, по поводу которых они просили испытуемых дать простой рассказ в ограниченное время, например, в минуту. По окончании авторы считали мысли и образы в рассказе к судили потом о воспроизводящем творчестве. Нечего говорить, что методика в этом отношении может отличаться еще большим разнообразием, но для наших целей существенно важно, чтобы получаемые результаты при этом подсчитывались вполне объективно. Само собою разумеется, что на скорость и характер сочетаний, как и творчества, отражаются различные условия, как, например, влияние патологических состояний, недостатка питания, приема тек или других напитков и отравляющих средств, утомления и т, п. о чем отчасти здесь упоминалось и ранее. Мы не будем здесь касаться ни влияния патологических условий, ни влияния вредных напитков, как, например, алкоголя (к которым относятся работы КтаереПп'а и его учеников, а также других авторов), но заслуживают внимания исследования, касающиеся влияния голодания. Работы Weygandt'a и Aschaffenburg'a показали, что это влияние представляется крашга резким. По Weygandt'y, исследовавшему людей после 25 и 75-часового голодания, оказалось, что голодание с лишением питья вызывает затруднение в отношении ассоциаций внутреннего порядка и, наоборот, большее проявление сочетаний словесных и по созвучию, причем действие голода в этом отношении исчезает постепенно в течение 48 ч. Аналогичные данные были получены и в работе AschaffenbuFg'a, Что касается влияния утомления, то оно всегда существенным образом отражается на характере сочетаний. Исследования Minzlow'a показали, м Бехтерев В. Af», Владычко С. Д. Материй ли к методике объективного исследования душевнобольных. СПб-, 1910 17** что при умственной усталости ослабляется оригинальность сочетаний. Исследование же AschaffenburgTa привели к выводу, что признаком умственной усталости является большое число сочетаний по созвучию. При этом, само собой разумеется, что и время сочетаний замедляется* Не подлежит никакому сомнению, что в отношении времени сочетаний, как и разнообразия их, играет немаловажную роль степень образования. По исследованиям Jung'a, общее время развития сочетаний 1,8 с (у мужчин 1,6 с, у женщин 2,0 с), причем у образованных 1,5 с (у мужчин 1Т3 с, у женщин 2,2 с), а у необразованных 2,0 с (у мужчин 1,8 с, у женщин 2,2 с). В числе этих данных следует иметь в виду также и влияние пола на скорость сочетаний, которое было отмечено, между прочим, и у нас в работе д-ра Анфимова. Что возраст должен играть известную роль в отношении сочетательной деятельности, доказывается целым рядом исследований (Ziehen'at Rauschburg'a я B&lint'a, Блуменау, Guicciardi и Ferrari и др.), иг которых мы остановимся лишь на некоторых. Ziehen 39 исследовал но отношению к ассоциациям 45 мальчиков в Иене. Он убедился при этом, что словесные ассоциации, связанные со слуховым образом слова {например, klein—rein), происходят быстрее предметных ассоциаций, исходным пунктом которых служит представление названного предмета (например, луг—цветок). При ассоциациях общего характера (например, стол вообще) оказалась большая скорость, нежели при ассоциациях, связанных с определенным предметом. При упражнении скорость ассоциации увеличивается, она возрастает у мальчиков из года в год. У взрослых скорость ассоциаций несравненно больше, чем у подростков, что также объясняется упражнением, У детей словесные ассоциации вообще очень редки по сравнению с такими же ассоциациями у взрослых. Затем выяснилось, что у взрослых значительно больше общих ассоциаций. Например, слуховое впечатление от слова вызывает 80% общих ассоциации у взрослых, тогда как у детей слово обыкновенно вызывает какой-нибудь определенный след. «Большинство детей, по словам Ziehen'a, с каждым словом, данным экспериментатором, связывают какое-нибудь индивидуальное представление, а к последнему опять-таки присоединяют новый индивидуальный образ» 1В*. То же явление отмечалось и другими авторами, Р, Rauschburg и Е. Balint40 исследовали стариков в возрасте 6i—80 лет и молодых слушателей, причем, кроме реакций на зрительные п слуховые впечатления, авторы давали складывать числа и определять, принадлежат ли показываемые односложные слова живым предметам или неживым. Кроме того, исследовали сочетания следующим образом г показывали слово и просили отметить первое следующее за этим другое слово, которое само приходит в голову. Оказалось, что у стариков причинных сочетаний больше, чем у молодых, тогда как сочетания по созвучию, по сосущество-ванию, по времени и т. п, наблюдались сравнительно редко. Между прочим, в опытах Нечаева (loco cit) при аыяснении влияния возраста оказалось, что испытуемый 13-летнего возраста дал 77% внешних сочетаний и 23% внутренних сочетаний, но с возрастом это отношение постепенно изменяется в ущерб внешним сочетаниям. С другой стороны, Karl Groos убедился в своих опытах, что фразы, стоящие в причинной связи 39 Ziehen Т. Die Ideenassociation de& Kindles: Riehter und Reich ardt. Berlin, 1898—1900, 40 Rau$chburgf Balint. Ueber quantitative und qualitative Yeranderutigen geistiger Vorgange im hohen greisenaltcr // Zejtschrift fur Psychologic und Physiologic dec Sidnesorgane. Leipzig, 1900. Bd. 24. S. 322. с вопросами, в большем проценте случаев говорятся людьми более старших возрастов, нежели более молодыми и детьми41. На этом мы закончим рассмотрение сочетательных рефлексов и в следующих главах перейдем уже к рассмотрению специальных сочетательных рефлексов, к которым мы относим мимические рефлексы, рефлексы сосредоточения, символические и личные рефлексы» МИМИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ В настоящей главе мы рассмотрим движений эмотивного характера, которые могут быть названы мимическими рефлексами. Под этим названием мы понимаем те движения и реакции, которые характеризуют внутреннее состояние организма при тех или других внешних условиях. -Нередко мимику рассматривают вместе с так называемыми жестами. Однако, мы думаем, что нет достаточных оснований совмещать рассмотрение тех и других явлений в одной главе. Дело в том, что жесты, как и пантомимические движения, не суть движения, собственно, эмотивного характера. Правда, они ярко дополняют мимику, но они, как движения выразительные, наблюдаются и при отсутствии эмотивного состояния, служа прямым дополнением речи, с которой они образуют одну общую группу символических движений или движений, служащих не столько для выражения внутренних состояний, сколько для обозначения внешних предметов и отношений организма к этим предметам. В виду этого выразительные жестикуляции и пантомимические телодвижения будут рассмотрены нами в связи с речью. Здесь же мы ограничимся рассмотрением исключительно одной мимики. Мимические рефлексы состоят из внешних и внутренних движений. Первые выражаются изменением мышечного тонуса, мимикой лица и известными всем характеристиками телодвижениями и позами. Что касается внутренних реакций, которыми сопровождаются эмоции, то из них лишь некоторые могут быть доступны внешнему наблюдению, как, например, покраснение наружных покровов, усиление дыхания, потоотделения и т. п., тогда как другие реакции, например усиление сердцебиения и дрм остаются скрытыми от взора наблюдателя. . Уже, по исследованиям Fere \ раздражения воспринимающих органов, возбуждающие положительный тон (приятные чувства), приводят к повышению мышечного тонуса (в особенности в руках); раздражения же угнетающего характера действуют различно в зависимости от силы и большей или меньшей внезапности воздействий. Так* под влиянием противного запаха или при устрашающей галлюцинации обнаруживалось повышение мышечного тонуса в руках и ослабление его в ногах. Lehmann 2, при исследовании влияния положительного и отрицательного тона, вызванного внешними воздействиями на мышечную силу, получил результаты, совпадающие с данными Fere: в первом случае сила мышц возрастала, во втором случае она ослабевала. С другой стороны, общий тон сопровождается и соответствующим изменением нервно-психической возбудимости. Вообще говоря, возбудимость нервно-психической сферы не представ- 41 Groos К. ExperimenteHe Beitrage гит Psychologic des Erkennens // Zdtschrift fur Psychoio-gie und Physiologie der Sinnssorgans. Leipzig, 1902, BcL 29. S. 353—371ч 1 Fere Ch, Condition physiologic das emotions // Revue philosophique, Paris, 1887; Fere CK Sensation et mouvement; Etudes experiment ales de psycho-mecanique // Revue philosophique. Paris, 1887. Vol. 24, P. 198-202. 2 Lehmann A* Hauptgesetze des menschLichen Gefuhls, 1396, ляет величины постоянной и утке в нормальном состоянии под влиянием разнообразных условий колеблется в известных границах, что обычно именуется общей раздражительностью. Изменения возбудимости нервно-психической сферы или ее раздражительность могут обнаруживаться в двух направлениях: в сторону повышения и в сторону понижения, Повышение возбудимости характеризуется тем, что все внешние раздражения возбуждают более резкую реакцию, нежели обыкновенно, тогда как понижение возбудимости характеризуется тем, что реакция на внешние раздражения оказывается более слабой» чем обыкновенно. При этом как положительный, так и отрицательный общий тон обыкновенно сопровождаются повышением возбудимости к тем внешним влияниям, которые способны вызывать соответствующие данному тону реакции, и, наоборот, понижением возбудимости к противоположным внешним влияниям. Таким образом, человек, обнаруживающий положительный тон, проявляет особенно резкое повышение возбудимости к стеническим реакциям со стороны внутренних органов и к наступательным движениям при всех подходящих внешних воздействиях и вместе с тем понижение возбудимости к внешним влияниям противоположного характера. С другой стороны, человек с отрицательным тоном проявляет повышенную склонность при соответствующих влияниях к астеническим реакциям: со стороны внутренних органов и к пассивно-оборонительным движениям, обнаруживая в то же время притупление возбудимости к реакциям противоположного характера. Далее, общий тон не остается без влияния и на характер внешних двигательных реакций. Наблюдение показывает, что положительный тон вместе с оживлением разнообразных процессов приводит к развитию преимущественно наступательных двигательных реакций, имеющих целью по возможности удержать благоприятные внешние воздействия и тем поддержать и продлить стеническую реакцию; при этом все вообще движения, жесты и речь оживлены, действия экспансивны и решительны, тогда как отрицательный тон сопровождается преимущественным развитием оборонительных внешних реакций, имеющих целью удалить или устранить неблагоприятные внешние воздействия и тем самым сократить или ослабить астеническую реакцию организма* Вместе с этим при отрицательном общем тоне в противоположность положительному речь и жесты монотонны и угнетены, действия нерешительны и сдержаны. Таким образом, при положительном тоне речь идет о повышении активности организма вообще с развитием склонности к стеническим внутренним реакциям и к внешним реакциям с характером наступления и активной обороны. Наоборот, при отрицательном тояе обнаруживается склонность к астеническим внутренним реакциям и к пассивно-оборонительным внешним реакциям при общем понижении активности организма. Изменения общего тона, как мы знаем, не оказывают влияния на скорость и характер впечатления и на сочетательные процессы, о чем речь уже была выше. Равным образом и время более сложных нервно-психических процессов также стоит в известной зависимости от настроения или общего тона. По крайней мере в опытах, произведенных в нашей клинике д-ром Павловской, настроение резко сказывалось на времени определения предметов и понятий. Так, при исследованиях средним числом из 25 исследований в хорошем настроении, начало определений происходило в 1,5 с, конец — в 2,6 с; лри плохом же настроении среднее время при таком же числе опытов равнялось для начала определений 2,5 с, для конца 3,3 с, В патологических сочетаниях при душевных болезнях под влиянием измененных условий питания и кровообращения организма мы имеем осо- f5o резкие изменения в отношении общего тона, а вместе с тем и соответствующие иаменения в смысле наклонности организма к стеническим или астеническим реакциям, а равно и изменения процессов сочетания, но рассмотрение болезненных изменений уже выходит за пределы настоящего труда. Из внешних проявлений общего тона и аффективных состояний вообще особенно характерными являются те внешние реакции, которые известны под названием мимики. Здесь нет надобности подробно описывать мимику при различных изменениях общего нервного тона. Достаточно сказать, что положительный нервный тон всегда сопровождается оттягиванием углов рта или улыбкой и так называемым «веселым» и оживленным выражением лица с разглаживанием всех складок на лбу и легким увлажнением глаз при общем повышенном тонусе всех вообще мышц, тогда как отрицательный общий тон сопровождается так называемым «грустным* и угнетенным выражением лица» сопровождающимся понижением углов ртат сдвиганием бровей и опусканием нижней челюсти при общем ослабленном тонусе всей мышечной системы. Все остальные мимические движения суть те или иные изменения этих двух основных мимических движений или смешение мимики того и другого рода. Нечего говорить, что при более резких аффективных состояниях наблюдаются еще более резкие изменения мимики, которую мы обозначаем названием плача, смеха, гнева и т. п. Нас не может здесь интересовать детальное описание разнообразных мимических реакций или движений, которое можно найти в соответствующих изданиях. Между последними мы назовем следующие сочинения с описанием мимики у человека: Duchenne'a, Gratiolet'a, Piderit/a, Darvin'a, Mantegazza, С н морского, Pitres'a3 и др. Мимика животных описывалась Дарвиным, Wallace'!*, Бремом, Манте-гацца, Фаусеком * и др. Здесь было бы излишне повторять также многочисленные, часто художественные, описания тех или других мимических движений у животных, сделанных отдельными наблюдателями. Общий механизм мимических движений Гораздо более важным мы считаем уяснение общего механизма развития мимических движений. Если под названием мимики понимаются внешние движения организма, состоящие в характерных позах, осанке, определенных сокращениях мышц лица и движениях других частей тела, причем этим внешним движениям соответствуют также движения внутренних органов и секреторные эффекты, то очевидно, что во всех этих случаях речь идет о крайне сложном и своеобразном сочетании двигательных, сосудистых и секреторных реакций организма, которые уже тем самым, т. &. по своей сложности, отличаются от простых рефлекторных движений. Тем не менее в данном случае речь идет о явлениях, которые выпол- 3 Dttchenne G, Mechanisme de la physionomie humaine on analyse de rexpression dee passions. P., 1862; Gratioiet P. De la physiouonue ot des de Г expressions* Paris, 1865; Pidertt T, WissenschafUiches System der Mimik uad Physiogno-mik* Detmold, 1867; Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных /Пер. с корректурных листов, присланных автором под ред. проф. А. Ковалевского, СШ++ 1Й72 ***; Мантег&цца П. Физиономия и выражение чувств. К иен, 1886; С и курский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстративном наложения. Киев, 1904 Я)*: Pitra. Bibliotek international de psycho!ogie experimental. * Фаусеп В. А. Биологические исследования в За каспийской области. СШ),Т 1906. няются столь же машинообразно, как и обыкновенные рефлексы, В некоторых случаях это суть не что иное, как обыкновенные рефлексы более или менее сложного характера, возбуждаемые определенными внешними раздражениями; в других же случаях обнаружение мимики не стоит в столь простом соотношении с внешним раздражением, как в обыкновенных рефлексаxt а находится в прямой зависимости от установления известного сочетания между данным внешним воздействием и определенными раздражениями, возбуждающими рефлекторные акты. Таким образом, мы уже с самого начала имеем возможность выделить: 1) группу рефлекторных мимических движений, каковы выразительные движения при резких механических, так называемых «болевых» раздражениях, появление смеха при щекотании подошв и подмышечных областей, появление улыбки при поглаживании кожных покровов и т. п. и 2) группу сочетательно-мимических движений, которые, возбуждаясь при определенных внешних воздействиях, являются результатом установившегося сочетания этих воздействий с раздражениями, сопровождающимися рефлекторными или автоматическими актами. Сюда относится, например, угнетенное или так называемое «страдальческое» выражение лица и плач под влиянием тягостного известия, иронический смех, развивающийся во время товарищеской беседы и т. п. Здесь, по существу, речь идет о рефлексах же, ио рефлексах сочетательных, возбуждаемых так называемыми психическими импульсами, основанными на сочетательной я репродуктивной деятельности высших нервных центров. Кто может сомневаться в том, что такие мимические движения, как смех, плач и проч., обусловлены психически, т, е. вызываются путем сочетаний, если они появляются при том или другом известии, а между тем можем ли мы по существу изменить развитие смеха или плача или можем ли мы подавиrь крик испуга? Конечно нет. Это-то и служит доказательством того, что мы имеем здесь дело с более сложными рефлексами высшего порядка, которые мы называем в интересах объективности терминологии сочетательными мимическими рефлексами или мимическими психорефлексам и. Мы только что сказали, что этот род мимических движений происходит под влиянием сочетательной и репродуктивной деятельности нервной системы. В самом деле, если человек плачет при неблагоприятном для него известии, то это происходит вследствие того, что с этим известием по опыту прошлого связываются все последствия неблагоприятных для него внешних влияний. Человек улыбается при благоприятном для него известии, опять-таки благодаря тому, что с этим известием по опыту прошлого связываются все последствия благоприятных внешних влияний на организм. Здесь, следовательно, внешний импульс как бы оживляет путем установившейся связи соответствующие рефлекторные движения- В других случаях мимические движения стоят в еще более отдаленной связи с возбудителями обыкновенных рефлексов, но тем не менее они, как и в предыдущем случае, повторяют последние. Так, мы плачем при виде какой-либо вещи не потому, чтобы самая вещь производила на нас тягостное впечатление, а потому, что она благодаря процессу сочетания напоминает нам о погибшем друге. Точно так же мы выражаем испуг или страх со всеми его особенностями при каком-либо, по-видимому, безразличном для нас известии не потому, чтобы само известие могло быть для нас страшным, а потому, что путем репродукции оно возбуждает связанный с ним след бывших воздействий, говорящих о ряде возможных неблагоприятных для нас влияний, вследствие чего и проявляется при данных условиях испуг, страх или горе. Здесь, таким образом, в еще большей мере выдвигается сочетатель- нал и репродуктивная деятельность высших центров вервнои системы, дающая толчок для появления определенной реакции, имеющей все особенности рефлекторного движения. Тем не менее, по существу, нельзя видеть значительного различия между рассматриваемыми нами сейчас мимическими движениями и движениями предшествующей группы, обнаруживающимися в виде простых рефлексов. Дело сводится в этом случае лить к усложнению явления путем введения сочетательной деятельности, но в остальном в обоих случаях мы имеем дело с движениями одинакового характера, вследствие чего рассматриваемые мимические движения и могут быть обозначаемы именем сочетательных рефлексов* Биологическое происхождение мимических движений Заслуживает внимания доказанный еще Дарвиным факт, что корни человеческой мимики скрываются глубоко в животном царстве. Как известно, элементарные формы мимики наблюдаются у самых различных животных видов, включая и суставчатых. Испуг, страх и другие состояния угнетения разве не присуще всем вообще позвоночным и даже более низшим представителям животного царства? То же должно сказать о выражении довольства и радости. Даже смех — этот характеристичный выразитель довольства у человека — встречается у близких к человеку животные как, например, у обезьян. «Истинная физиология смеха»— говорит Мантегацца,— начинается с великих натуралистов и биологов нашего времени. Между ни и и первое место принадлежит Дарвину, который отыскал первоначальные, зачаточные формы смеха у животных, представляющих с человеком наибольшее сходство. Шимпанзе чувствителен к щекотке; под влиянием этого раздражения глаза его начинают блестеть, углы рта оттягиваются назад, нижние веки слегка морщатся и в то же время он издает звук, соответствующий нашему смеху. Такое же действие оказывает щекотка и на орангутанга. Дгомон неоднократно наблюдал нечто вроде улыбки у обезьяны, когда ей подавали лакомый кусок. Cebus azaroc {цепкохвостая обезьяна), будучи доволен, издает своеобразные звуки, причем углы рта у него растягиваются. Подобное же выражение было засвидетельствовано у Cebus Ьуро-dencus и Junus acaudatus (магот). Дарвин наблюдал даже выражение радости у двух или трех видов Macacus (макак) и Cynopithecus niger (черный павиан). Первые откидывают уши назад, испуская при этом особый звук, Cynopithecus оттягивают назад и вверх углы рта и всю кожу на голове, так что поднимаются и брови, и при этом движении он оскаливает зубы» 21*.
|
|||
|