Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.М. Бехтерев 24 страница



Следует еще отметить, что согласно с опытами над следованием зву­ковых впечатлений промежутки между точками в 0,6 с оказались благо­приятнее для воспроизведения, нежели промежутки в 1,2 с.

Зависимость оживления от воспринимающих органов,

сочетательной деятельности

и от сосредоточения

Из ранее приведенных данных явствует, что оживление следов у всех вообще лиц стоит в зависимости от воспринимающих органов. Так, следы от раздражений обонятельного и вкусового органов, как уже ранее упоми­налось, воспроизводятся вообще не так легко, как, например, слуховые и зрительные.

Но и между степенью оживляем ост и зрительных и слуховых впечатле­ний существуют известные различия, как в том убеждают исследования Мюнстерберга, произведенные специально для выяснения зависимости

25 Лазурский А, Ф+, Шипов И. И. Память однородных последовательных зрительных впв-чдтдгаиб // Неврологический вестник. Казань, 1900. Т. 8+ вып. 1, С. 15—30,

репродуктивной способности от внешнего воспринимающего органа, под­вергаемого раздражению. В «зрительных» рядах автор давал испытуемому цифры и краски, а в «слуховых» — названия цифр и красок. В резуль­тате он получил 31,6% слуховых ошибок и 20,5% зрительных ошибок. Отсюда автор приходит к выводу о сравнительной слабости слухового оживлений перед зрительным 26.

К сожалению, число опытов, сделанных автором, недостаточно, и в са­мой постановке опытов имеются некоторые недочеты, не говоря о том, что вряд ли могут быть подходящими для сравнения зрительные объекты ц соответствующие им слуховые символы. 13ыло бы правильнее для срав­нения со зрительными объектами брать тоны и сложные аккорды,

Hot во всяком случае, опыты Мюнстерберга показывают, что конкрет­ное зрительное впечатление легче оживляется, чем впечатление в виде соответствующих им словесных знаков.

В нашей лаборатории были также произведены специальные исследова­ния над оживляемостью следов при зрительном, слуховом и сложном зрительно-звуко-двигательном впечатлении (д-р Ширман) 27,

Для исследования брались слова (существительные и прилагательные), выражающие зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязатель­ные или термические впечатления и разные отвлеченные обозначения. Всех испытуемых было 30. Эти испытуемые должны были в одних случаях выслушивать слова; в других случаях им только предъявлялись слова на­печатанными на бумаге при прохождении их перед щелью экрана, через которую смотрел испытуемый; в третьих случаях испытуемый должен был и видеть слова и вместе с тем произносить их вслух. Этот последний вид впечатлений для краткости обозначим сложным впечатлением.

В общем для опытов было взято 360 слов. Промежуток между словами был около 1 с. После каждого ряда в 10 слов непосредственно производи­лось оживление следов. Каждый ряд состоял из слов, соответствующих впечатлениям различного качества: одно — зрительному, два — слуховым, одно — обонятельному или вкусовому, одно —- осязательному или терми­ческому, два — конкретным и три — общим или отвлеченным. Так назы­ваемой логической связи между словами не было. Каждый сеанс состоял из трех серий, причем каждая серия содержала три ряда слов. Над каж­дым же испытуемым производилось четыре таких сеанса.

Кроме лабораторных опытов с отдельными лицами делались автором также и.массовые опыты одновременно над большим числом учеников трех приютов, мужской и женской гимназии и учительской семинарии, причем в этих опытах применялся зрительный и слуховой способы впе­чатления совершенно таким же образом, как и в лабораторных опытах над отдельными лицами.

В результате исследования выяснилось, что наибольшее количество фиксированных слов дает сложный способ впечатления. Слуховой способ впечатления у большинства лиц оказался лучшим, чем зрительный, но в некоторых случаях* особенно у более молодых лиц, зрительный способ дал лучшие результаты. У детей школьного возраста зрительный способ дает лучшие результаты в отношении оживлении, нежели слуховой.

Затем выяснилось, что при оживлении слов, относящихся по своему содержанию к разным воспринимающим органам, играет большую роль

-G Munsterberg H. Zeitschrift fur Psychology und Physiotogie tier Sinnesorgaaeu Leipzig,

1908. ftd. t; Munxterberg H. Memory//The Psychological Review. 1894. Vol. t, N 1. P. 34-38.

21 Ширман Л. К* Процессы памяти при зрительном, слуховом и чувство-двигательном восприятии,

профессия испытуемого лица. Слова, обозначающие звуковые следы, оживлялись легче лицами с музыкальным образованием; слова с вкусовым значением лучше оживлялись лицами, занимавшимися хозяйством.

Иа вышеизложенного следует, что профессиональная деятельность, приьодящая к частому повторению известного ряда впечатлений, обостря­ет в известной мере и оживление слов» являющихся символами соответст­вующих впечатлений.

Кроме того, между отдельными лицами обнаруживались большие ин­дивидуальные отклонения, состоявшие в том, что одни лица легче и боль­ше оживляли зрительные следы, другие, наоборот» слуховые, третьи — мышечно-суставные, или двигательные.

Отсюда является необходимость различать, согласно старым психо­логическим воззрениям, зрительный, слуховой и моторный типы. Кроме того, можно различать и промежуточные типы, например зрительно-слу­ховой, зрительно-моторный и т. п., называемые так по преобладанию способности оживлять следы одного рода перед другими.

Алиотта 2& доказывает существование еще словесного типа и особого конкретного типа по склонности к роду сложного впечатления. В своих опытах он заставляет испытуемых: 1) читать бессодержательные слоги вслух, 2) читать и производить артикуляционные движения, че произнося звука» 3} читать глазами, не производя соответствующих артикуляционных движений, 4) слушать произносимые другими слоги и воспроизводить соответствующие артикуляционные движения. Количество повторений, необходимых для заучивания, а равно и количество ошибок при оживлении следов давало возможность выяснить, как влияло на процесс заучивания устранение тех или иных впечатлений, Одновременно при этом выяснялся и тип испытуемого.

Оказалось, что результаты вышеуказанных исследований не совпадали с характером типа испытуемого. Например, при зрительном типе заучи­вание слогов часто не ухудшалось при устранении зрительного чтения. Отсюда является необходимость отличать конкретные типы от словесных типов.

По частоте конкретные типы располагаются в следующем порядке: зрительно-слуховой, зрительный, слуховой, зрительно-двигательный, дви-гательно-слуховой и реже всего двигательный, тогда как по отношению к словам чаще всего мы имеем тип двигательно-слуховой, зрительно-дви­гательный, слуховой, двигательный и зрительно-слуховой.

Уже из предыдущих исследований представляется бесспорной зави­симость оживления рефлексов от сочетаний.

Собственно способность оживления стоит в прямой зависимости от тех соотношений, которые устанавливаются между данным воздействием и упрочившимися ранее в мозгу следами бывших воздействий. Слабая связь приводит к ослаблению способности оживления, часто повторявша­яся и, следовательно, более прочная связь, напротив того, обусловливает усиление способности оживления.

Только что указанная связь репродуктивной деятельности с сочетатель­ной деятельностью обусловливает в значительной мере большую или мень­шую способность следов к оживлению. Из-за этого исследования специаль­но над репродуктивной деятельностью в значительной степени затрудняют­ся, если пользоваться, например, обычными раздражениями восприни­мающих органов или словесными символами. Для устранения этого затруд­нения Ebbinghaus для выяснения репродуктивной деятельности в зави-

23 См.: Крогиус Л. Л, Отчет в Русском обществе нормальной и патологической психологии о Международном психологическом конгрессе (Рим, 2G—30 апр> 1905 г.) // Вестн. психологии, крчмкн. антропологии и гипнотизма. 1906, Т. 2, № 8/9. С 526—527.

с им ости от времени, протекшего после бывших раздражений, и восполь­зовался рядами бессодержательных слогов, которые он заучивал так, что мог их воспроизводить без всякой ошибки. Но опыт показал, что уже через сравнительно короткое время безошибочного воспроизведения тех же сло­гов не происходит и нужно новое их заучивание. Время, потребное для этого, т, е, сколько раз и как долго приходилось вновь прочитывать те же слоги, и служит в этих опытах показателем репродуктивной способности для слогов.

Эти исследования, о которых речь была уже выше, показали, что про­цесс оживления падает сначала медленно, затем падение его несколько ус­коряется, а аатеш скова замедляется* В общем же оказалось, что количество воспроизведенных следов к количеству утраченных находится в обратном отношении логарифмов протекшего времени.

Опыты того же автора показали, что связная речь, например стихи, как и следовало ожидать, воспроизводятся в 10 раз лучше, чем бессодер­жательные слоги. Очевидно, что в связной речи сочетательная деятельность существенно помогает репродуктивной деятельности.

Несомненно также, что и число заучиваемых слов и слогов оказывает влияние на репродуктивную деятельность: Небольшое число слов заучи­вается сразу, тогда как большое их количество требует многочислен­ных повторений.

Что касается влияния сосредоточения на воспроизведение, то этот воп­рос уже ранее подтвержден был также в целом: ряде исследований.

Здесь мы упомянем лишь об исследованиях Ланге, оставляя обсужде­ние других исследователей до другого места.

На основании опытов над оживлением зрительных впечатлений Н. Лан-ге 29 пришел к следующим выводам:

1) Слабые впечатления при направлении на них сосредоточения испы­тывают заметные колебания, то представляясь отчетливыми, то исчезая совершенно;

2) Колебания оживляемых следов вполне соответствуют упомянутым колебаниям сосредоточения, что с очевидностью доказывает зависимость оживления от процесса сосредоточения.

Отсюда понятно, что все, возбуждающее почему-либо внутреннюю реакцию (интерес) и тем поддерживающее активное сосредоточение ожив­ляется лучше.

Влияние внешних условий на оживление

Очень важно выяснить внешние условия, влияющие на воспроизведение следов и их оживление.

Уже и вышеизложенных опытов Щирмана, произведенных в нашей лаборатории, ясно, что, чем больше число воспринимающих органов под­вергается раздражению от внешнего объекта, тем легче оживляется след от впечатления и самый рефлекс.

Профессор Сакаки 30 производил опыты с сравнительным оживлением контуров плоских фигур, запечатлеваемых путем пассивного и активного осязания и путем зрения, заставляя испытуемых рисовать запечатлеваемые фигуры, причем при зрительном впечатлении в одном случае фигуры пред­ставлялись взору испытуемогов-течение полуминуты, в других случаях

29 Langs /V. Neoe Experimente uber den Vorgang dcr einfachcn Reaction auf Sinne&ein-driicke// Philosophised Studied Leipzig, 4S8& Bd. IV, S+ 479510 ia*.

3fl См,: Кроеаус Л. А. Отчет в Русской обществе нормальной и патологической психологии о Международном конгрессе (в Риме, 26—30 ал р. 1905 г.)* С 522.

фигуры все время оставались на глазах испытуемого, пока он срисовывал, что продолжалось от 5 до 15 мин,

Оказал ось, что наибольшие ошибки делались при пассивном осязании, затем меньшие — при ощупывании» еще меньшие — при зрительном впе­чатлении и наименьшие — при срисовывании иод постоянным контролем зрения. При этом в двух первых случаях оживляемые фигуры оказались больше заданной, в последних случаях, наоборот — меньше заданной.

Само собой разумеется, что по отношению к определенным впечатле­ниям мы будем получать не одинаковые результаты в зависимости от рода впечатлений. Так, например, воспроизведение линий (опыты Binet и Henri) не может быть сравниваемо с воспроизведением сложных геометри­ческих фигур (Ziehen) или напечатанных цифр, как пользуемся, например, мы для исследования зрительного воспроизведения.

Далее, исследования, производившиеся в нашей лаборатории (г-жа Бу-хвалова) над фиксированием букв, не оставляют сомнения в том, что и раз­меры предмета, особенность его положения, более резкие контуры, выдаю­щийся его цвет и другие условия, выделяющие из окружающей среды са­мый предмет, не остаются без соответствующего влияния (в положитель­ном смысле) на способность воспроизведения следов 3|,

В последнее время тем же автором 32 в нашей лаборатории был постав­лен ряд других опытов с целью выяснить влияние на запоминание рельеф­ности, новизны, части предмета (в одинаковом размере с целым:), его дви­жения (в изображении) и экспрессии (в мимике).

Для этой цели были взяты изображения людей и животных, нарисо­ванные тушью на бристольской бумаге. Высота изображения, за неболь­шими исключениями, равнялась 4 см, ширина — 5,5 см. 6 общем было взято 500 разных изображении. При этом соблюдалось возможное разно­образие рисунков с той целью, чтобы одно и то же животное не повторялось в опытах. Испытуемых было 5 человек, из них 3 женщины и 2 мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Один с высшим образованием, другие со средним* Над каждым испытуемым было поставлено по 5 опытов» над всеми же 25 опытов, В один опыт испытуемому показывалось 100 рисунков, считая по 20 на каждую модификацию. Сразу давалось для фиксирования по 10 рисунков, после чего тотчас же давались 10 новых рисунков той же моди­фикации. Опыт продолжался в общем от 1,5 до 2 ч. Каждый рисунок предъявлялся через окно экрана в течение 2,5 с, но для одной особы это время было увеличено до 4,5 с, так как в меньший срок она не успела рас­смотреть рисунок. Рисунки при показывании через экран равномерно ос­вещались электрической лампочкой. В общем было произведено 2500 по­казываний, считая по 500 на каждого испытуемого и 100 показываний на каждый опыт.

Из сравнения полученных результатов можно убедиться» что рельефные рисунки воспроизводятся лучше простых контурных, как 37,2:31,6, С дру­гой стороны, движение воспроизводится лучше спокойного состояния, как 7,08:6,64. Экспрессия лучше спокойного состояния, как 7,4:7,28, но в этом последнем случае разница в 0,12% представляется столь малою, что вряд ли может быть принята во внимание — тем более, что, если принять во внимание оценку экспрессивности самими испытуемыми , то оказывает-

31 Бухеалова М. П. Влияние внешних признаков на запоминание // Вести, психологии, кри­на н. антропологии и гипнотизма. 1907. Вып. 1, С. 49—66*

32 Бухбалойа-Смирнова М. /7, Влияние на запоминание рельефности, новизны, части предме­та, его движении и экспрессии // Вестн. психологии, цримин- антропологии и гипнотизма*

 Выи. 5. С. 215—222,

 Дело в той, что некоторые из экспрессивных рисунков испытуемыми не признавались за та к и вые, а рассматривались как простые рисунки,

ся, что экспрессивные рисунки воспроизводились даже несколько хуже спокойного состояния, как 6,32:8,16. Что касается влияния новизны пред­мета на фиксирование, то опыты показывают, что знакомые предметы воспроизводятся лучше незнакомых, как 6,8:6,4.

Наконец* из опытов выяснилось, что изображения частей предметов (руки, крылья, голова и т. д.), взятые в том же размере, как и самые изо­бражен ня предметов, воспроизводятся лучше целых предметов» как 7,56:6,36.

Если взять процентное отношение фиксирования но отдельным при­знакам предметов, то оказывается, что:

%                                                                                              %

чисти предмета . , ♦ . . . 78*89  движение • •...... И,48

рельефность ,,.,... 70,13  экспрессия   ....... 7,52

целые изображения   .            68,13   но&изна    .                                 6+32

контурные изображения . . , 65,6    особенности строения    ♦ ♦ . 1,68

знакомые изображенviя . ,  . в2*76  контраст  ........ 0,64

спокойные изображения ■. - . 543    косое положение  ..... 0944

Общее число правильно воспроизведенных изображений оказалось 69,68%. К ложному воспроизведению, когда назывались предметы, которых в действительности показано не было, относится 0т68%; к неверному или ошибочному воспроизведению, когда, например, животное лежит, а испы­туемый его воспроизводит бегущим, относится 0,32%; к неполному вос­произведению, когда изображение не может быть подробно описано, отно­сится 1,76%; к смешанному фиксированию, когда допущено смешение признаков различных изображений, относится 0,2% и к сомнительному фиксированию, когда сам испытуемый сомневается в том, что ему предъ­являлось, относится 0,16%,

Зависимость оживления от возраста, пола и индивидуальности

Не подлежит сомнению, что существует зависимость оживления впечат­лений от возраста и пола. В этом отношении В, Вундт, опираясь на целый

ряд экспериментальных исследований, приходит к выводу, что у взрослых способность оживления отличается большей производительностью, нежели у ребенка, что легко констатировать как при заучивании бессодержатель­ного материала, так и при заучивании логически связанного материала 34.

Бенеке также признает, что способность оживления усиливается с годами, но лишь в тех пределах, в которых ранее заученные впечатления образуют материал для новых сочетаний 35.

Jakobs, работая над способностью воспроизведения мальчиков и дево­чек с помощью бессодержательных слогов, убедился, что сила этой способ­ности увеличивается с возрастом* При этом оказалось что воспроизведение стоит в зависимости от трудности произношения слогов и относительной легкости их заучивания .

В. Bourdon также исследовал влияние возраста (от 8 до 20 лет) на способность воспроизведения. Его метод состоял в том, что автор медлен-

5* Wundt W. Grundzuge der physiologic hen Psychologie.

35 Бенеке Ф. Э. Руководство к воспитанию и учению / Пер. с нем. под ред. Н. X. Весселя, СПб., 1871-1872. Ч. lt 2,

36 Jacobs J, Experiments on «PREHENSION* // Mind: (A Quarterly Review of Psychology and Philosophy), London, 1887, VoL XII. P. 75—79.

37 Bourdon В Influence de 1'Age sur la memoire immediate // Revue philosophique. Paris, 1894. N S. R 147-167,

 

 

 

 

части предмета   . , ♦ . . . 78,89 движение •♦.... % . . 1Ы8
рельефность • , . * . . . 70,13 экспрессия    . . ■ . . . 7,52

целые изображения контурные изображения

. , 68,13 . . 65Р6

но&нзма    ,:.,*. .  . 6t32
особенности строения ■ . it68

знакомые изображенviя спокойные изображения «

■ . 62 J6 . , 543

контраст  ..,..« • , 0,64
косое положение . . 0,44

но и отчетливо произносил беспорядочный ряд цифр, или буквФ или слов (одно-, двух-, трехсложных), причем после его окончания испытуемые (воспитанники школы) должны были повторять произнесенный ряд.

К сожалению, в опытах автор не пользовался одним и тем же числом часов, К тому же число опытов не было произведено в том количестве, чтобы результаты могли считаться вполне безупречными. В общем полу­чилось небольшое возрастание воспроизведения в возрасте от 8 до 20 лет; оно еще резче в возрасте от 8 до 14 лет.

Bolton, исследуя способность воспроизведения на цифры, пришел к выводам, что в общем объем ее не превосходит шести цифр. Этот объем, однако, увеличивается с возрастом, по мере упражнения учениковза. Девочки лучше заучивают, чем мальчики, что согласно данный Jastrow'a э9. В общем объем заучивающей способности указывает на большую или мень­шую склонность учеников к сосредоточению.

Процесс забывания может быть разделен на три стадии: в 1-й спуты­ваются цифры, во 2-й уже выпадают некоторые из элементов ряда, замеща­ясь другими, в 3-й происходит выпадение некоторых элементов ряда без замещения их другими,

В общем автор приходит к выводу, что качество умственных способно­стей не стоит в прямом соотношении с заучивающей способностью.

Усиление заучивающей способности с возрастом, начиная от 8 до 20 лет, особенно же сильное с 8 до 14 лет, было констатировано также Бурдоном 40.

Binet и Анри исследовали воспроизведение фраз по указанному выше методу. Они также убедились, что число воспроизведенных слов после вы­слушивания одной или нескольких фраз стоит в соотношении с возрастом детей. Ученики младшего класса при среднем возрасте 9 лет воспроизво­дили меньше, ученики же старшего класса при среднем возрасте 22 лет вос­производили больше, В промежуточных классах, однако, не везде обна­руживалась такая же зависимость41.

При исследованиях A, IL Нечаева 42 над способностью воспроизведе­ния учащихся выяснились следующие результаты.

Фиксирование впечатлений всех видов через их оживление увеличи­вается с возрастом, но перед наступлением половой зрелости оно времен­но задерживается. Содержание слов оказывает особое влияние на легкость оживления. Развитие воспроизведения разных видов слов в школьном воз­расте неодинаково. Особенно быстро развивается способность воспроизво­дить предметы и слова эмоционального значения и слова отвлеченного зна­чения; меньше всего развивается способность воспроизводить числа, При развитии новых сочетаний и воспроизведение идет легче. У учеников ока­залась сильнее способность воспроизводить реальные впечатления (пред­меты и звуки), у учениц — способность оживлять числа и слова. С наступ­лением полового развития увеличивается способность оживлять эмоцио­нальные слова, а также слова, соответствующие осязательным, термиче­ским и мышечным следам. Кроме того» при оживлении словесных следов нередко делались ошибочные воспроизведения. Эти иллюзии воспроизве­дения вызывались или содержанием слова, или созвучием и ритмом. С воз­растом эти ошибки уменьшаются, но обнаруживается преобладание ошибок

38 Bolt on Т. The Growth of memory in school children // American Journal of Psych.

1894. Vol. 4. 3* ]astrow /. Statistik Study of memory and association // Education Review, 1891, Dec.

40 Bourdon B. Op. с it.

41 Binet A.r Henri V. La memoire de& phrases (memoirs des idees) // L'asnee psychoJogique. Paris, 1894. An. i. R 24—59.

** Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб*, 1891,

по смыслу над ошибками по созвучию. В начале же полового развития уве­личивается число ошибок по созвучию сравнительно с ошибками по смыслу,

М, Lobsien показывал в классе школьникам в возрасте 9 — 14 лет но 9 предметов одик за другим или произносил 9 слов; или давал 9 двухзначных чисел. Результаты получились довольно близкие к тем, которые получены Нечаевым, причем он также убедился, что оживление следов прогрессиру­ет с возрастом. У девочек преобладает способность оживлять конкретные впечатления, у мальчиков — способность оживлять числа, слова, звуки и осязательные впечатления *z.

Другие исследования показывают, что optimum репродуктивной дея­тельности падает на юношеский возраст, после чего репродуктивная дея­тельность снова ослабевает.

Несмотря ееп вышеуказанный параллелизм улучшения оживляющей способности вместе с возрастом, не подлежит сомнению, что развитие спо­собности оживления следов не идет параллельно развитию умственных способностей, о чем отчасти была речь уже и выше. Известны лица, обладав­шие феноменальной способностью оживления следов, которые, однако, в умственном отношении не представляли ничего выдающегося и даже оказывались по своим способностям ниже среднего уровня, и наоборот, некоторые из выдающихся умов обладали плохою способностью ожив­ления.

Точно так же наблюдения показывают, что низшие расы, например нег­ры, китайцы и другие, обладают лучшей способностью оживления, чем европейцы |3*.

Женщины в общем обладают также лучшей способностью оживле­ния по сравнению с мужчинами. Равным образом деревенские жители имеют в указанном отношении преимущество перед жителями больших городов.

Что касается времени года, то летом способность оживления лучше, чем зимою. Утром она лучше,чем вечером. Вместе с тем способность ожи­вления заметно слабеет после еды.

Эти дачные, между прочим, показывают с ясностью, в какой мере спо­собность оживления зависит от разнообразных органических условий.

Само собою разумеется, что индивидуальность, как видно из целого ряда предыдущих исследований, играет видную роль в процессе оживле­ния рефлексов. Значение индивидуальных условий на воспроизводящую способность, между прочим, видно и из специальных исследований, произ­веденных А, С. Азарьевым *А. Опыты состояли в том, что испытуемым пред­варительно задавался в течение часа ряд вопросов, заставлявших испы­туемого оживлять зрительные следы. Затем испытуемый должен был в течение полуминуты решать определенные задачи, после чего опять ему предлагались вопросы для оживления зрительных следов. Кроме того, как перед началом воспроизведения зрительных следов, так и через каж­дые десять минут для испытания зрительного воспроизведения предла­гались испытуемому 12 геометрических фигур, которые требовалось за­тем описать.

Испытуемых было всего 21 человек в возрасте от 17 до 40 лет- При исследовании выяснились большие индивидуальные различия.

Кроме того, при смене умственной работы большое значение имеет то, насколько в работе данного лица преобладают упражнение и усталость.

43 Лобзип М>/ / Обозрение психиатр л ит неврологии и экспериментальной психологии. 1891,

" Азарьев А. С. В какой степени можно считать отдыхом смену одной умственной работы другою? // Вести, психология, кримин. антропологии я гипнотизма, 1905. Xs 1. С, 36—43,

21U

В первом случае перерыв работы давал отрицательный результат; во вто­ром — положительный. Чем труднее работа, тем смена ее выгоднее для лиц, обнаруживающих умственную усталость.

Как результат значительной усталости автором отмечается оживление странных следов, несоответствующих денет в ительн ости, диссоциация конкретных и словесных следов, изменение психического типа в отрица­тельном направлении.

Из цветов легче всего оживлялись следы красного и зеленого цвета, затем более яркие цвета и хуже всего неопределенные цвета; при утомле­нии же, вызванном воспроизведением определенного цвета, с особенною легкостью вызывались следы дополнительного цвета.

Относительная точность оживления

Должно иметь в виду, что репродуктивная деятельность нервных центров далеко не отличается точностью, как доказано целым рядом исследований и о чем речь уже была в предыдущем изложении.

Между прочим, в опытах Lehmann'a 45 очень ясно обнаруживалось ис­кажение продуктов воспроизведения в зависимости от совместных или последовательных внешних впечатлений. Испытуемые при воспроизведе­нии иногда наделяют показываемые им картинки такими признаками, ко­торых они вовсе не имеют, благодаря тому, что испытуемые отождествляют одну картинку с подобной же ранее показанной, но имевшей другие де­тали.

Но еще в большей мере неточность репродуктивной деятельности об­наруживается в ложных впечатлениях! где на воспроизведение следов оказывает большое влияние ассоциативная деятельность.

В какой мере репродукция впечатлений при этих условиях оказывается неполной и неточной, могут служить опыты, сделанные Binet и Stern'oM над свидетельскими показаниями. Binet производил свои опыты над деть­ми и убедился, как неверны вообще показания относительно бывшего внеш­него впечатления. В одном случае он показал группе детей в течение 92 с шесть различных самых простых и обыденных предмстов1 прикрепленных к картону: новая почтовая марка, полпенса, ярлык, картинка, пуговица и мужской портрет. Спрятав затем картон, он задавал детям вопросы: ка­кая была марка, какого цвета и т, п. Число неправильных ответов оказа­лась огромным. Так, по отношению к марке дано было 38 ошибочных от­ветов и лишь 31 правильных. При этом в некоторых ответах были несом­ненные иллюзии воспроизведения* Некоторые дети, например, марку при­знавали не новой, подробно описывали штемпеля и т. п.

На основании этих опытов Binet мог вывести заключение, что точные и ошибочные показания находятся в тесной связи друг с другом и показа­ния одного и того же лица могут быть верны относительно одного факта и неверны относительно другого.

Stern предъявлял испытуемому картину, изображающую ту или дру­гую сцену, в течение 30 с. От испытуемого затем требовалось рассказать, что он видел. Оказалось, что многие подробности забыты, другие искаже­ны, В конечном выводе автор приходит к тому, что абсолютно точные по­казания не являются правилом, а составляют исключения. Поражала при этом уверенность, с которой испытуемыми утверждались ошибочные ответы.

кь Lehmann A. Ueber Wiedererkennen // Philosophische Studien. Leipzig, 1889, Bd. V. S+ 96—156.

6 последнее время в Женевском университете Glaparede'oM были про­изведены опыты, еще более приближающиеся к действительной обстановке свидетельских показаний, а именно: был устранен момент искусствен­ности опыта и было налицо условие непредвиденности.

Для этой цели на лекции совершенно неожиданно слушателям были розданы листы бумаги и предложено на них написать ответы на ряд постав­ленных вопросов относительно всем известной обстановки университетских зданий. Например, имеется ли окно, открывающееся с левой стороны от входа в коридор против помещения сторожа; сколько колонн в университет­ском вестибюле и т. п.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.