|
||||||||||||||||||||||
В.М. Бехтерев 24 страницаСледует еще отметить, что согласно с опытами над следованием звуковых впечатлений промежутки между точками в 0,6 с оказались благоприятнее для воспроизведения, нежели промежутки в 1,2 с. Зависимость оживления от воспринимающих органов, сочетательной деятельности и от сосредоточения Из ранее приведенных данных явствует, что оживление следов у всех вообще лиц стоит в зависимости от воспринимающих органов. Так, следы от раздражений обонятельного и вкусового органов, как уже ранее упоминалось, воспроизводятся вообще не так легко, как, например, слуховые и зрительные. Но и между степенью оживляем ост и зрительных и слуховых впечатлений существуют известные различия, как в том убеждают исследования Мюнстерберга, произведенные специально для выяснения зависимости 25 Лазурский А, Ф+, Шипов И. И. Память однородных последовательных зрительных впв-чдтдгаиб // Неврологический вестник. Казань, 1900. Т. 8+ вып. 1, С. 15—30, репродуктивной способности от внешнего воспринимающего органа, подвергаемого раздражению. В «зрительных» рядах автор давал испытуемому цифры и краски, а в «слуховых» — названия цифр и красок. В результате он получил 31,6% слуховых ошибок и 20,5% зрительных ошибок. Отсюда автор приходит к выводу о сравнительной слабости слухового оживлений перед зрительным 26. К сожалению, число опытов, сделанных автором, недостаточно, и в самой постановке опытов имеются некоторые недочеты, не говоря о том, что вряд ли могут быть подходящими для сравнения зрительные объекты ц соответствующие им слуховые символы. 13ыло бы правильнее для сравнения со зрительными объектами брать тоны и сложные аккорды, Hot во всяком случае, опыты Мюнстерберга показывают, что конкретное зрительное впечатление легче оживляется, чем впечатление в виде соответствующих им словесных знаков. В нашей лаборатории были также произведены специальные исследования над оживляемостью следов при зрительном, слуховом и сложном зрительно-звуко-двигательном впечатлении (д-р Ширман) 27, Для исследования брались слова (существительные и прилагательные), выражающие зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные или термические впечатления и разные отвлеченные обозначения. Всех испытуемых было 30. Эти испытуемые должны были в одних случаях выслушивать слова; в других случаях им только предъявлялись слова напечатанными на бумаге при прохождении их перед щелью экрана, через которую смотрел испытуемый; в третьих случаях испытуемый должен был и видеть слова и вместе с тем произносить их вслух. Этот последний вид впечатлений для краткости обозначим сложным впечатлением. В общем для опытов было взято 360 слов. Промежуток между словами был около 1 с. После каждого ряда в 10 слов непосредственно производилось оживление следов. Каждый ряд состоял из слов, соответствующих впечатлениям различного качества: одно — зрительному, два — слуховым, одно — обонятельному или вкусовому, одно —- осязательному или термическому, два — конкретным и три — общим или отвлеченным. Так называемой логической связи между словами не было. Каждый сеанс состоял из трех серий, причем каждая серия содержала три ряда слов. Над каждым же испытуемым производилось четыре таких сеанса. Кроме лабораторных опытов с отдельными лицами делались автором также и.массовые опыты одновременно над большим числом учеников трех приютов, мужской и женской гимназии и учительской семинарии, причем в этих опытах применялся зрительный и слуховой способы впечатления совершенно таким же образом, как и в лабораторных опытах над отдельными лицами. В результате исследования выяснилось, что наибольшее количество фиксированных слов дает сложный способ впечатления. Слуховой способ впечатления у большинства лиц оказался лучшим, чем зрительный, но в некоторых случаях* особенно у более молодых лиц, зрительный способ дал лучшие результаты. У детей школьного возраста зрительный способ дает лучшие результаты в отношении оживлении, нежели слуховой. Затем выяснилось, что при оживлении слов, относящихся по своему содержанию к разным воспринимающим органам, играет большую роль -G Munsterberg H. Zeitschrift fur Psychology und Physiotogie tier Sinnesorgaaeu Leipzig, 1908. ftd. t; Munxterberg H. Memory//The Psychological Review. 1894. Vol. t, N 1. P. 34-38. 21 Ширман Л. К* Процессы памяти при зрительном, слуховом и чувство-двигательном восприятии, профессия испытуемого лица. Слова, обозначающие звуковые следы, оживлялись легче лицами с музыкальным образованием; слова с вкусовым значением лучше оживлялись лицами, занимавшимися хозяйством. Иа вышеизложенного следует, что профессиональная деятельность, приьодящая к частому повторению известного ряда впечатлений, обостряет в известной мере и оживление слов» являющихся символами соответствующих впечатлений. Кроме того, между отдельными лицами обнаруживались большие индивидуальные отклонения, состоявшие в том, что одни лица легче и больше оживляли зрительные следы, другие, наоборот» слуховые, третьи — мышечно-суставные, или двигательные. Отсюда является необходимость различать, согласно старым психологическим воззрениям, зрительный, слуховой и моторный типы. Кроме того, можно различать и промежуточные типы, например зрительно-слуховой, зрительно-моторный и т. п., называемые так по преобладанию способности оживлять следы одного рода перед другими. Алиотта 2& доказывает существование еще словесного типа и особого конкретного типа по склонности к роду сложного впечатления. В своих опытах он заставляет испытуемых: 1) читать бессодержательные слоги вслух, 2) читать и производить артикуляционные движения, че произнося звука» 3} читать глазами, не производя соответствующих артикуляционных движений, 4) слушать произносимые другими слоги и воспроизводить соответствующие артикуляционные движения. Количество повторений, необходимых для заучивания, а равно и количество ошибок при оживлении следов давало возможность выяснить, как влияло на процесс заучивания устранение тех или иных впечатлений, Одновременно при этом выяснялся и тип испытуемого. Оказалось, что результаты вышеуказанных исследований не совпадали с характером типа испытуемого. Например, при зрительном типе заучивание слогов часто не ухудшалось при устранении зрительного чтения. Отсюда является необходимость отличать конкретные типы от словесных типов. По частоте конкретные типы располагаются в следующем порядке: зрительно-слуховой, зрительный, слуховой, зрительно-двигательный, дви-гательно-слуховой и реже всего двигательный, тогда как по отношению к словам чаще всего мы имеем тип двигательно-слуховой, зрительно-двигательный, слуховой, двигательный и зрительно-слуховой. Уже из предыдущих исследований представляется бесспорной зависимость оживления рефлексов от сочетаний. Собственно способность оживления стоит в прямой зависимости от тех соотношений, которые устанавливаются между данным воздействием и упрочившимися ранее в мозгу следами бывших воздействий. Слабая связь приводит к ослаблению способности оживления, часто повторявшаяся и, следовательно, более прочная связь, напротив того, обусловливает усиление способности оживления. Только что указанная связь репродуктивной деятельности с сочетательной деятельностью обусловливает в значительной мере большую или меньшую способность следов к оживлению. Из-за этого исследования специально над репродуктивной деятельностью в значительной степени затрудняются, если пользоваться, например, обычными раздражениями воспринимающих органов или словесными символами. Для устранения этого затруднения Ebbinghaus для выяснения репродуктивной деятельности в зави- 23 См.: Крогиус Л. Л, Отчет в Русском обществе нормальной и патологической психологии о Международном психологическом конгрессе (Рим, 2G—30 апр> 1905 г.) // Вестн. психологии, крчмкн. антропологии и гипнотизма. 1906, Т. 2, № 8/9. С 526—527. с им ости от времени, протекшего после бывших раздражений, и воспользовался рядами бессодержательных слогов, которые он заучивал так, что мог их воспроизводить без всякой ошибки. Но опыт показал, что уже через сравнительно короткое время безошибочного воспроизведения тех же слогов не происходит и нужно новое их заучивание. Время, потребное для этого, т, е, сколько раз и как долго приходилось вновь прочитывать те же слоги, и служит в этих опытах показателем репродуктивной способности для слогов. Эти исследования, о которых речь была уже выше, показали, что процесс оживления падает сначала медленно, затем падение его несколько ускоряется, а аатеш скова замедляется* В общем же оказалось, что количество воспроизведенных следов к количеству утраченных находится в обратном отношении логарифмов протекшего времени. Опыты того же автора показали, что связная речь, например стихи, как и следовало ожидать, воспроизводятся в 10 раз лучше, чем бессодержательные слоги. Очевидно, что в связной речи сочетательная деятельность существенно помогает репродуктивной деятельности. Несомненно также, что и число заучиваемых слов и слогов оказывает влияние на репродуктивную деятельность: Небольшое число слов заучивается сразу, тогда как большое их количество требует многочисленных повторений. Что касается влияния сосредоточения на воспроизведение, то этот вопрос уже ранее подтвержден был также в целом: ряде исследований. Здесь мы упомянем лишь об исследованиях Ланге, оставляя обсуждение других исследователей до другого места. На основании опытов над оживлением зрительных впечатлений Н. Лан-ге 29 пришел к следующим выводам: 1) Слабые впечатления при направлении на них сосредоточения испытывают заметные колебания, то представляясь отчетливыми, то исчезая совершенно; 2) Колебания оживляемых следов вполне соответствуют упомянутым колебаниям сосредоточения, что с очевидностью доказывает зависимость оживления от процесса сосредоточения. Отсюда понятно, что все, возбуждающее почему-либо внутреннюю реакцию (интерес) и тем поддерживающее активное сосредоточение оживляется лучше. Влияние внешних условий на оживление Очень важно выяснить внешние условия, влияющие на воспроизведение следов и их оживление. Уже и вышеизложенных опытов Щирмана, произведенных в нашей лаборатории, ясно, что, чем больше число воспринимающих органов подвергается раздражению от внешнего объекта, тем легче оживляется след от впечатления и самый рефлекс. Профессор Сакаки 30 производил опыты с сравнительным оживлением контуров плоских фигур, запечатлеваемых путем пассивного и активного осязания и путем зрения, заставляя испытуемых рисовать запечатлеваемые фигуры, причем при зрительном впечатлении в одном случае фигуры представлялись взору испытуемогов-течение полуминуты, в других случаях 29 Langs /V. Neoe Experimente uber den Vorgang dcr einfachcn Reaction auf Sinne&ein-driicke// Philosophised Studied Leipzig, 4S8& Bd. IV, S+ 479510 ia*. 3fl См,: Кроеаус Л. А. Отчет в Русской обществе нормальной и патологической психологии о Международном конгрессе (в Риме, 26—30 ал р. 1905 г.)* С 522. фигуры все время оставались на глазах испытуемого, пока он срисовывал, что продолжалось от 5 до 15 мин, Оказал ось, что наибольшие ошибки делались при пассивном осязании, затем меньшие — при ощупывании» еще меньшие — при зрительном впечатлении и наименьшие — при срисовывании иод постоянным контролем зрения. При этом в двух первых случаях оживляемые фигуры оказались больше заданной, в последних случаях, наоборот — меньше заданной. Само собой разумеется, что по отношению к определенным впечатлениям мы будем получать не одинаковые результаты в зависимости от рода впечатлений. Так, например, воспроизведение линий (опыты Binet и Henri) не может быть сравниваемо с воспроизведением сложных геометрических фигур (Ziehen) или напечатанных цифр, как пользуемся, например, мы для исследования зрительного воспроизведения. Далее, исследования, производившиеся в нашей лаборатории (г-жа Бу-хвалова) над фиксированием букв, не оставляют сомнения в том, что и размеры предмета, особенность его положения, более резкие контуры, выдающийся его цвет и другие условия, выделяющие из окружающей среды самый предмет, не остаются без соответствующего влияния (в положительном смысле) на способность воспроизведения следов 3|, В последнее время тем же автором 32 в нашей лаборатории был поставлен ряд других опытов с целью выяснить влияние на запоминание рельефности, новизны, части предмета (в одинаковом размере с целым:), его движения (в изображении) и экспрессии (в мимике). Для этой цели были взяты изображения людей и животных, нарисованные тушью на бристольской бумаге. Высота изображения, за небольшими исключениями, равнялась 4 см, ширина — 5,5 см. 6 общем было взято 500 разных изображении. При этом соблюдалось возможное разнообразие рисунков с той целью, чтобы одно и то же животное не повторялось в опытах. Испытуемых было 5 человек, из них 3 женщины и 2 мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Один с высшим образованием, другие со средним* Над каждым испытуемым было поставлено по 5 опытов» над всеми же 25 опытов, В один опыт испытуемому показывалось 100 рисунков, считая по 20 на каждую модификацию. Сразу давалось для фиксирования по 10 рисунков, после чего тотчас же давались 10 новых рисунков той же модификации. Опыт продолжался в общем от 1,5 до 2 ч. Каждый рисунок предъявлялся через окно экрана в течение 2,5 с, но для одной особы это время было увеличено до 4,5 с, так как в меньший срок она не успела рассмотреть рисунок. Рисунки при показывании через экран равномерно освещались электрической лампочкой. В общем было произведено 2500 показываний, считая по 500 на каждого испытуемого и 100 показываний на каждый опыт. Из сравнения полученных результатов можно убедиться» что рельефные рисунки воспроизводятся лучше простых контурных, как 37,2:31,6, С другой стороны, движение воспроизводится лучше спокойного состояния, как 7,08:6,64. Экспрессия лучше спокойного состояния, как 7,4:7,28, но в этом последнем случае разница в 0,12% представляется столь малою, что вряд ли может быть принята во внимание — тем более, что, если принять во внимание оценку экспрессивности самими испытуемыми , то оказывает- 31 Бухеалова М. П. Влияние внешних признаков на запоминание // Вести, психологии, крина н. антропологии и гипнотизма. 1907. Вып. 1, С. 49—66* 32 Бухбалойа-Смирнова М. /7, Влияние на запоминание рельефности, новизны, части предмета, его движении и экспрессии // Вестн. психологии, цримин- антропологии и гипнотизма* Выи. 5. С. 215—222, Дело в той, что некоторые из экспрессивных рисунков испытуемыми не признавались за та к и вые, а рассматривались как простые рисунки, ся, что экспрессивные рисунки воспроизводились даже несколько хуже спокойного состояния, как 6,32:8,16. Что касается влияния новизны предмета на фиксирование, то опыты показывают, что знакомые предметы воспроизводятся лучше незнакомых, как 6,8:6,4. Наконец* из опытов выяснилось, что изображения частей предметов (руки, крылья, голова и т. д.), взятые в том же размере, как и самые изображен ня предметов, воспроизводятся лучше целых предметов» как 7,56:6,36. Если взять процентное отношение фиксирования но отдельным признакам предметов, то оказывается, что: % % чисти предмета . , ♦ . . . 78*89 движение • •...... И,48 рельефность ,,.,... 70,13 экспрессия ....... 7,52 целые изображения . 68,13 но&изна . 6+32 контурные изображения . . , 65,6 особенности строения ♦ ♦ . 1,68 знакомые изображенviя . , . в2*76 контраст ........ 0,64 спокойные изображения ■. - . 543 косое положение ..... 0944 ■ Общее число правильно воспроизведенных изображений оказалось 69,68%. К ложному воспроизведению, когда назывались предметы, которых в действительности показано не было, относится 0т68%; к неверному или ошибочному воспроизведению, когда, например, животное лежит, а испытуемый его воспроизводит бегущим, относится 0,32%; к неполному воспроизведению, когда изображение не может быть подробно описано, относится 1,76%; к смешанному фиксированию, когда допущено смешение признаков различных изображений, относится 0,2% и к сомнительному фиксированию, когда сам испытуемый сомневается в том, что ему предъявлялось, относится 0,16%, Зависимость оживления от возраста, пола и индивидуальности Не подлежит сомнению, что существует зависимость оживления впечатлений от возраста и пола. В этом отношении В, Вундт, опираясь на целый ряд экспериментальных исследований, приходит к выводу, что у взрослых способность оживления отличается большей производительностью, нежели у ребенка, что легко констатировать как при заучивании бессодержательного материала, так и при заучивании логически связанного материала 34. Бенеке также признает, что способность оживления усиливается с годами, но лишь в тех пределах, в которых ранее заученные впечатления образуют материал для новых сочетаний 35. Jakobs, работая над способностью воспроизведения мальчиков и девочек с помощью бессодержательных слогов, убедился, что сила этой способности увеличивается с возрастом* При этом оказалось что воспроизведение стоит в зависимости от трудности произношения слогов и относительной легкости их заучивания . В. Bourdon также исследовал влияние возраста (от 8 до 20 лет) на способность воспроизведения. Его метод состоял в том, что автор медлен- 5* Wundt W. Grundzuge der physiologic hen Psychologie. 35 Бенеке Ф. Э. Руководство к воспитанию и учению / Пер. с нем. под ред. Н. X. Весселя, СПб., 1871-1872. Ч. lt 2, 36 Jacobs J, Experiments on «PREHENSION* // Mind: (A Quarterly Review of Psychology and Philosophy), London, 1887, VoL XII. P. 75—79. 37 Bourdon В Influence de 1'Age sur la memoire immediate // Revue philosophique. Paris, 1894. N S. R 147-167,
но и отчетливо произносил беспорядочный ряд цифр, или буквФ или слов (одно-, двух-, трехсложных), причем после его окончания испытуемые (воспитанники школы) должны были повторять произнесенный ряд. К сожалению, в опытах автор не пользовался одним и тем же числом часов, К тому же число опытов не было произведено в том количестве, чтобы результаты могли считаться вполне безупречными. В общем получилось небольшое возрастание воспроизведения в возрасте от 8 до 20 лет; оно еще резче в возрасте от 8 до 14 лет. Bolton, исследуя способность воспроизведения на цифры, пришел к выводам, что в общем объем ее не превосходит шести цифр. Этот объем, однако, увеличивается с возрастом, по мере упражнения учениковза. Девочки лучше заучивают, чем мальчики, что согласно данный Jastrow'a э9. В общем объем заучивающей способности указывает на большую или меньшую склонность учеников к сосредоточению. Процесс забывания может быть разделен на три стадии: в 1-й спутываются цифры, во 2-й уже выпадают некоторые из элементов ряда, замещаясь другими, в 3-й происходит выпадение некоторых элементов ряда без замещения их другими, В общем автор приходит к выводу, что качество умственных способностей не стоит в прямом соотношении с заучивающей способностью. Усиление заучивающей способности с возрастом, начиная от 8 до 20 лет, особенно же сильное с 8 до 14 лет, было констатировано также Бурдоном 40. Binet и Анри исследовали воспроизведение фраз по указанному выше методу. Они также убедились, что число воспроизведенных слов после выслушивания одной или нескольких фраз стоит в соотношении с возрастом детей. Ученики младшего класса при среднем возрасте 9 лет воспроизводили меньше, ученики же старшего класса при среднем возрасте 22 лет воспроизводили больше, В промежуточных классах, однако, не везде обнаруживалась такая же зависимость41. При исследованиях A, IL Нечаева 42 над способностью воспроизведения учащихся выяснились следующие результаты. Фиксирование впечатлений всех видов через их оживление увеличивается с возрастом, но перед наступлением половой зрелости оно временно задерживается. Содержание слов оказывает особое влияние на легкость оживления. Развитие воспроизведения разных видов слов в школьном возрасте неодинаково. Особенно быстро развивается способность воспроизводить предметы и слова эмоционального значения и слова отвлеченного значения; меньше всего развивается способность воспроизводить числа, При развитии новых сочетаний и воспроизведение идет легче. У учеников оказалась сильнее способность воспроизводить реальные впечатления (предметы и звуки), у учениц — способность оживлять числа и слова. С наступлением полового развития увеличивается способность оживлять эмоциональные слова, а также слова, соответствующие осязательным, термическим и мышечным следам. Кроме того» при оживлении словесных следов нередко делались ошибочные воспроизведения. Эти иллюзии воспроизведения вызывались или содержанием слова, или созвучием и ритмом. С возрастом эти ошибки уменьшаются, но обнаруживается преобладание ошибок 38 Bolt on Т. The Growth of memory in school children // American Journal of Psych. 1894. Vol. 4. 3* ]astrow /. Statistik Study of memory and association // Education Review, 1891, Dec. 40 Bourdon B. Op. с it. 41 Binet A.r Henri V. La memoire de& phrases (memoirs des idees) // L'asnee psychoJogique. Paris, 1894. An. i. R 24—59. ** Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб*, 1891, по смыслу над ошибками по созвучию. В начале же полового развития увеличивается число ошибок по созвучию сравнительно с ошибками по смыслу, М, Lobsien показывал в классе школьникам в возрасте 9 — 14 лет но 9 предметов одик за другим или произносил 9 слов; или давал 9 двухзначных чисел. Результаты получились довольно близкие к тем, которые получены Нечаевым, причем он также убедился, что оживление следов прогрессирует с возрастом. У девочек преобладает способность оживлять конкретные впечатления, у мальчиков — способность оживлять числа, слова, звуки и осязательные впечатления *z. Другие исследования показывают, что optimum репродуктивной деятельности падает на юношеский возраст, после чего репродуктивная деятельность снова ослабевает. Несмотря ееп вышеуказанный параллелизм улучшения оживляющей способности вместе с возрастом, не подлежит сомнению, что развитие способности оживления следов не идет параллельно развитию умственных способностей, о чем отчасти была речь уже и выше. Известны лица, обладавшие феноменальной способностью оживления следов, которые, однако, в умственном отношении не представляли ничего выдающегося и даже оказывались по своим способностям ниже среднего уровня, и наоборот, некоторые из выдающихся умов обладали плохою способностью оживления. Точно так же наблюдения показывают, что низшие расы, например негры, китайцы и другие, обладают лучшей способностью оживления, чем европейцы |3*. Женщины в общем обладают также лучшей способностью оживления по сравнению с мужчинами. Равным образом деревенские жители имеют в указанном отношении преимущество перед жителями больших городов. Что касается времени года, то летом способность оживления лучше, чем зимою. Утром она лучше,чем вечером. Вместе с тем способность оживления заметно слабеет после еды. Эти дачные, между прочим, показывают с ясностью, в какой мере способность оживления зависит от разнообразных органических условий. Само собою разумеется, что индивидуальность, как видно из целого ряда предыдущих исследований, играет видную роль в процессе оживления рефлексов. Значение индивидуальных условий на воспроизводящую способность, между прочим, видно и из специальных исследований, произведенных А, С. Азарьевым *А. Опыты состояли в том, что испытуемым предварительно задавался в течение часа ряд вопросов, заставлявших испытуемого оживлять зрительные следы. Затем испытуемый должен был в течение полуминуты решать определенные задачи, после чего опять ему предлагались вопросы для оживления зрительных следов. Кроме того, как перед началом воспроизведения зрительных следов, так и через каждые десять минут для испытания зрительного воспроизведения предлагались испытуемому 12 геометрических фигур, которые требовалось затем описать. Испытуемых было всего 21 человек в возрасте от 17 до 40 лет- При исследовании выяснились большие индивидуальные различия. Кроме того, при смене умственной работы большое значение имеет то, насколько в работе данного лица преобладают упражнение и усталость. 43 Лобзип М>/ / Обозрение психиатр л ит неврологии и экспериментальной психологии. 1891, " Азарьев А. С. В какой степени можно считать отдыхом смену одной умственной работы другою? // Вести, психология, кримин. антропологии я гипнотизма, 1905. Xs 1. С, 36—43, 21U В первом случае перерыв работы давал отрицательный результат; во втором — положительный. Чем труднее работа, тем смена ее выгоднее для лиц, обнаруживающих умственную усталость. Как результат значительной усталости автором отмечается оживление странных следов, несоответствующих денет в ительн ости, диссоциация конкретных и словесных следов, изменение психического типа в отрицательном направлении. Из цветов легче всего оживлялись следы красного и зеленого цвета, затем более яркие цвета и хуже всего неопределенные цвета; при утомлении же, вызванном воспроизведением определенного цвета, с особенною легкостью вызывались следы дополнительного цвета. Относительная точность оживления Должно иметь в виду, что репродуктивная деятельность нервных центров далеко не отличается точностью, как доказано целым рядом исследований и о чем речь уже была в предыдущем изложении. Между прочим, в опытах Lehmann'a 45 очень ясно обнаруживалось искажение продуктов воспроизведения в зависимости от совместных или последовательных внешних впечатлений. Испытуемые при воспроизведении иногда наделяют показываемые им картинки такими признаками, которых они вовсе не имеют, благодаря тому, что испытуемые отождествляют одну картинку с подобной же ранее показанной, но имевшей другие детали. Но еще в большей мере неточность репродуктивной деятельности обнаруживается в ложных впечатлениях! где на воспроизведение следов оказывает большое влияние ассоциативная деятельность. В какой мере репродукция впечатлений при этих условиях оказывается неполной и неточной, могут служить опыты, сделанные Binet и Stern'oM над свидетельскими показаниями. Binet производил свои опыты над детьми и убедился, как неверны вообще показания относительно бывшего внешнего впечатления. В одном случае он показал группе детей в течение 92 с шесть различных самых простых и обыденных предмстов1 прикрепленных к картону: новая почтовая марка, полпенса, ярлык, картинка, пуговица и мужской портрет. Спрятав затем картон, он задавал детям вопросы: какая была марка, какого цвета и т, п. Число неправильных ответов оказалась огромным. Так, по отношению к марке дано было 38 ошибочных ответов и лишь 31 правильных. При этом в некоторых ответах были несомненные иллюзии воспроизведения* Некоторые дети, например, марку признавали не новой, подробно описывали штемпеля и т. п. На основании этих опытов Binet мог вывести заключение, что точные и ошибочные показания находятся в тесной связи друг с другом и показания одного и того же лица могут быть верны относительно одного факта и неверны относительно другого. Stern предъявлял испытуемому картину, изображающую ту или другую сцену, в течение 30 с. От испытуемого затем требовалось рассказать, что он видел. Оказалось, что многие подробности забыты, другие искажены, В конечном выводе автор приходит к тому, что абсолютно точные показания не являются правилом, а составляют исключения. Поражала при этом уверенность, с которой испытуемыми утверждались ошибочные ответы. кь Lehmann A. Ueber Wiedererkennen // Philosophische Studien. Leipzig, 1889, Bd. V. S+ 96—156. 6 последнее время в Женевском университете Glaparede'oM были произведены опыты, еще более приближающиеся к действительной обстановке свидетельских показаний, а именно: был устранен момент искусственности опыта и было налицо условие непредвиденности. Для этой цели на лекции совершенно неожиданно слушателям были розданы листы бумаги и предложено на них написать ответы на ряд поставленных вопросов относительно всем известной обстановки университетских зданий. Например, имеется ли окно, открывающееся с левой стороны от входа в коридор против помещения сторожа; сколько колонн в университетском вестибюле и т. п.
|
||||||||||||||||||||||
|