|
|||
Место и роль культуры в цивилизационном процессе.Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу это означает, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она формирует жизненно важную для людей, как социальных существ, символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает, к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы, а какие нет и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий (универсальных для всех теоретических систем взглядов и целей), которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной сферы выделили принцип реципрокности (reciprocity), т.е. взаимности, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры. 10. Динамика культуры. Под культурогенезом понимают процесс формирования культуры и её сущностных характеристик. Он (культурогенез) начинается с возникновения у людей потребностей в общих формах жизнедеятельности и заканчивается возникновением форм и стандартов, закреплённых в правах и обычаях. В культурологии имеет место ряд концепций по вопросу генезиса и динамики культуры. Это концепция орудийно-трудовой деятельности. Основная её идея связана с тем, что культура возникает благодаря способности человека к труду. Эволюционная концепция, её суть и культура возникает из поступательного развития живой материи. Механика физика химия биология социология геология кибернетика
Символическая. Кассирер. Согласно её, символы возникают благодаря слабости человека перед лицом природы, они надстраиваются над инстинктами, и дополняют их, поэтому человек часто понимается как символ. Игровая концепция. Хейзинт. Человек играющий. Религиозная концепция культуры. Начинается с создания существа, подобного творцу. Культура находится в динамике – это значит, что она возникает, развивается и деградирует. По вопросу динамических процессов в культурологии не сложилось единого подхода. Одни полагают, что культурные процессы (изменения) носят линейный характер, человечество имеет идейную историю и культуру следовательно (Ясперс) До истории история мировая история =4в д.н.э. Другие полагают, что развитие культуры носит циклический характер. Шпенглер, Тойнби, Данилевский, Сорокин. Нет единой истории, нет единой культуры. В культурологии выделяют ряд источников, динамических процессов культуры. К одному из них относят культурную диффузию. Под ней понимают взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое в процессе их соприкосновения (взаимодействия). И тогда этот процесс называют аккультурация. Аккультурация (вхождение человека в мир культуры), т.е. очеловечивание. Во второй половине XX века в русской теории модернизации приоритетное развитие получила аккультурация. Речь шла о приобщении слаборазвитых стран к достижениям высокоразвитых стран Америки и Европы. Вестернизация. Так часто называют этот процесс. Основными каналами диффузии являются войны, миграции, туризм, торговля, выставки и гастроли, международные конференции.
|
|||
|