Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные подходы к пониманию сущности культуры



3 Основные подходы к пониманию сущности культуры

1) Аксиологический (ценностный). Рассматривает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Характеризует культуру, как универсальное свойство общественной жизни (Давидович, Жданов). Основные свойства человеческой деятельности:

- она является творческой и преобразовательной

- человеческая деятельность носит делопологающий характер.

- она носит адаптирующее-адаптивный характер.

2) Деятельностный. Вего основе лежит личностное становление человека (Коган). Критерием развития культуры выступает то, как развит человек в качестве личности.

Материальная культура и духовная культура.

- материальная – это материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности, т.е. всё то, в чём определяется человеческая культура. Материальная культура существует в виде артефактов – это какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в 3-х основных сферах её бытия. Материальная, духовная, культура человеческих отношений. К артефактам относятся материальные вещи, созданные или обработанные людьми (одежда), искусственно преобразованная территория (города); материальные носители идей и образов (записи: звуковые, электронные). Современная культура (роботы). Духовная культура охватывает сферу духовного производства – нравственность, политика, наука. Духовная культура так же является результатом деятельности человека, но её продукты сотворены не руками, а разумом человека. Нет чёткой грани между культурой духовной и материальной. В рамках деятельностного подхода культура – это способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общественной жизни людей.

3) Семиотический (текстовый). Культура рассматривается как знаково-символическая система, по средствам которой закрепляется и передаётся человеческий опыт.

Семиотика – наука о сосуществовании знаковых средств (в природе, жизни…). Близка к кибернетике, теории информации.

4) Диалоговый. В его основе лежат философские представления о бытие человека в мире как «со бытие» с другим человеком (Бахтин).


4. Основные функции культуры.

Познавательная, гуманистическая, преобразующая, нормативная, релаксационная, аксиологическая, информационно-коммуникативная, защитная, воспитательная, и функция социализации.

 


  1. Познавательная или гносеологическая. Любая культура создаёт свою картину мира, познаёт человека, общество и окружающий мир.

  2. Гуманистическая функция культуры. Петрарко, Данте. В современном понимание гуманизм представляет гуманные отношения между людьми, и позволяет человеку развиваться. Гуманизм способствует формированию нравственного облика личности. Культура рассматривается как совокупность прогресса человечества, во всех областях и направлениях, при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию человека, а гуманизм в этом является основанием.

  3. Преобразующая. Основание и преобразование окружающей действительности является фундаментальной потребностью человека. Деятельность человека направлена и на преобразование природы и общества, и на личное самосовершенствование.

  4. Нормативная. Заключается в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил поведения человека, - это обычаи, традиции, этикет, манеры, нравы, и всё это в совокупности образует фундамент нормативной функции, на основе которого строится право, мораль, идеалогия.


Нормы: 1) ценностная 2) Рациональная

 


  1. Релаксационная (Бахтин). Катапсис – приобщение человека к высокому искусству.

  2. Аксиологическая (ценностная). Экзистенциальные проблемы. Культура способствует формированию ценностей, идеалов, но поскольку жизнь невозможна без ценностей, т.к. они придают обществу определённую степень порядка и предсказуемости, таким образом через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности; каждая культура имеет своё уникальное ценностное ядро, благодаря чему обеспечивается целостность данной культуры, её неповторимый облик; культура поддерживает непрерывность своего существования, за счёт трансформации своих ценностей.

  3. Информационно-коммуникативная. Информационная функция культуры – это накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности. Коммуникативность состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение.

  4. Защитная. При помощи искусственно созданных орудий и приспособлений, человек многократно увеличивает свои возможности адаптации к окружающему миру.

  5. Воспитательная. Целенаправленное развитие человека. Культура является важнейшим институтом воспитания и регулятором взаимодействия людей.

  6. Социализации. Это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим её содержание, средства и способы. Культура многоаспектное понятие. Это и результаты и процесс и деятельность и способ и отношения и нормы и система и при этом главным объектом является человек.


Все функции взаимосвязаны и взаимодополняемые.


  1. Культура и цивилизация.


Цивилизация – последняя стадия жизни культур. Термин цивилизация введён в научный оборот в 18 веке Мирабо (франц. Просветитель). Под цивилизацией понимали общество, основанное на началах разума и справедливости.

Цивилизация – это такая стадия развития человечества, когда социальные связи наченают доминировать над природными и когда общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной оси.

Генезис – цивилизация – по времени совпадают с развитием классового общества. Общество становится более целостным, сложным. Появляется письменность с появлением цивилизации. Цивилизация не синхронна культуре, а возникает когда появляется письменность и государство. В 19 веке начало складываться этнографическая концепция цивилизации, основа которой составляла в том, что у каждого народа своя цивилизация. II пол. 18, нач. 19вв. – 3 подхода понимания цивилизации (сейчас существуют).

1) унитарный, т.е. цивилизация рассматривается как идеал прогрессивного развития человечества в целом.

2) стадиальный. Цивилизация является этапом прогрессивного развития человечества.

3) Локально-исторический. Цивилизация рассматривается как уникальное этническое или историческое общественное образование.


Есть ещё ряд подходов к изучению цивилизации:

1) этнографический. Представители связывают понятие цивилизации с особенностями этнической истории. А цивилизационные критерии видят в специфики психологии характера того или иного рода.

2) географический. Представители полагают, что решающим воздействием на характер цивилизации оказывает географическая среда.

3) социологический подход. Понимают цивилизацию в качестве всемирного социального образования.

4) культурологический подход. Понимают цивилизацию как историческое социо-культурное образование, основа которого составляет уникальная культура.


Границы цивилизации не определены (Уайт). Понятие цивилизации одно из самых сложных, поскольку охватывает все открытия человечества, строя и т.д.

Главная проблема цивилизации – природа, её многообразие. Аспекты в которых используется цивилизация:

 


  1. Как синоним понятия культуры

  2. Уровень развития общества, его материальной и духовной культуры

  3. Уровень, на котором находится материальная культура данного общества (марксисты отдают предпочтение)

  4. Современная мировая культура

  5. Ступень развития, следующая за варварством

Признаки и черты цивилизации:

1) образование государства

2) появление городов

3) возникновение письменности

4) расслоение общества на классы

6. Эволюция понятия «цивилизация».

Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессивных иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в эпоху путешествий и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация. В целом во второй половине XVIII начале XIX вв. утвердилось три подхода к пониманию «цивилизация»:

 


  1. унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества
    как единого целого;

  2. стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества
    как единого целого);

  3. локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные
    этнические или исторические общественные образования).

 

Типология цивилизаций.

Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.


^ Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.


^ Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.


^ Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.


Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.


^ Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

  1. Сопоставление феноменов «культура» и «цивилизация».

  1. Слова культура и цивилизация как синонимы

  2. Противопоставление этих понятий, это два независимых понятия.

  3. Культура и цивилизация взаимодополняемые понятия.

 

Культура – это творчество. Она национальна, в отличие от цивилизации. Культура является совокупностью духовных возможностей человеческого общества, на определённой ступени развития. В то же время цивилизация – совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей. Культура задаёт смысл и цель бытия, а цивилизация превращает план культуры в реальную программу.

Цивилизация – это сообщество людей, объединённых основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие особые устойчивые черты социальной политической ориентации, в культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу.

В отечественной литературе преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей термин «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под цивилизацией подразумевается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле -только материальную культуру.

Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противодействующий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства. Такое утверждение вполне уместно только в рамках деятельностного подхода к пониманию культуры, как духовного кода. Однако при ценностном подходе к культуре, при котором она интерпретируется как нормативно-ценностное пространство бытия той или иной социальной общности. Такое противопоставление культуры и цивилизации выглядит не обоснованным.

Вместе с тем, надо согласится, что цивилизация по отношению к человеку является внешним миром. Однако при этом не следует противопоставлять понятия «культура» и «цивилизация», ибо культура как реальность также является и внешней.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.