![]()
|
|||||||
Основные подходы к пониманию сущности культуры3 Основные подходы к пониманию сущности культуры 1) Аксиологический (ценностный). Рассматривает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Характеризует культуру, как универсальное свойство общественной жизни (Давидович, Жданов). Основные свойства человеческой деятельности: - она является творческой и преобразовательной - человеческая деятельность носит делопологающий характер. - она носит адаптирующее-адаптивный характер. 2) Деятельностный. Вего основе лежит личностное становление человека (Коган). Критерием развития культуры выступает то, как развит человек в качестве личности. Материальная культура и духовная культура. - материальная – это материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности, т.е. всё то, в чём определяется человеческая культура. Материальная культура существует в виде артефактов – это какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в 3-х основных сферах её бытия. Материальная, духовная, культура человеческих отношений. К артефактам относятся материальные вещи, созданные или обработанные людьми (одежда), искусственно преобразованная территория (города); материальные носители идей и образов (записи: звуковые, электронные). Современная культура (роботы). Духовная культура охватывает сферу духовного производства – нравственность, политика, наука. Духовная культура так же является результатом деятельности человека, но её продукты сотворены не руками, а разумом человека. Нет чёткой грани между культурой духовной и материальной. В рамках деятельностного подхода культура – это способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общественной жизни людей. 3) Семиотический (текстовый). Культура рассматривается как знаково-символическая система, по средствам которой закрепляется и передаётся человеческий опыт. Семиотика – наука о сосуществовании знаковых средств (в природе, жизни…). Близка к кибернетике, теории информации. 4) Диалоговый. В его основе лежат философские представления о бытие человека в мире как «со бытие» с другим человеком (Бахтин).
Познавательная, гуманистическая, преобразующая, нормативная, релаксационная, аксиологическая, информационно-коммуникативная, защитная, воспитательная, и функция социализации.
Цивилизация – это такая стадия развития человечества, когда социальные связи наченают доминировать над природными и когда общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной оси. Генезис – цивилизация – по времени совпадают с развитием классового общества. Общество становится более целостным, сложным. Появляется письменность с появлением цивилизации. Цивилизация не синхронна культуре, а возникает когда появляется письменность и государство. В 19 веке начало складываться этнографическая концепция цивилизации, основа которой составляла в том, что у каждого народа своя цивилизация. II пол. 18, нач. 19вв. – 3 подхода понимания цивилизации (сейчас существуют). 1) унитарный, т.е. цивилизация рассматривается как идеал прогрессивного развития человечества в целом. 2) стадиальный. Цивилизация является этапом прогрессивного развития человечества. 3) Локально-исторический. Цивилизация рассматривается как уникальное этническое или историческое общественное образование.
1) этнографический. Представители связывают понятие цивилизации с особенностями этнической истории. А цивилизационные критерии видят в специфики психологии характера того или иного рода. 2) географический. Представители полагают, что решающим воздействием на характер цивилизации оказывает географическая среда. 3) социологический подход. Понимают цивилизацию в качестве всемирного социального образования. 4) культурологический подход. Понимают цивилизацию как историческое социо-культурное образование, основа которого составляет уникальная культура.
Главная проблема цивилизации – природа, её многообразие. Аспекты в которых используется цивилизация:
Признаки и черты цивилизации: 1) образование государства 2) появление городов 3) возникновение письменности 4) расслоение общества на классы 6. Эволюция понятия «цивилизация». Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессивных иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в эпоху путешествий и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация. В целом во второй половине XVIII начале XIX вв. утвердилось три подхода к пониманию «цивилизация»:
Типология цивилизаций. Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Культура – это творчество. Она национальна, в отличие от цивилизации. Культура является совокупностью духовных возможностей человеческого общества, на определённой ступени развития. В то же время цивилизация – совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей. Культура задаёт смысл и цель бытия, а цивилизация превращает план культуры в реальную программу. Цивилизация – это сообщество людей, объединённых основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие особые устойчивые черты социальной политической ориентации, в культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу. В отечественной литературе преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей термин «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под цивилизацией подразумевается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле -только материальную культуру. Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противодействующий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства. Такое утверждение вполне уместно только в рамках деятельностного подхода к пониманию культуры, как духовного кода. Однако при ценностном подходе к культуре, при котором она интерпретируется как нормативно-ценностное пространство бытия той или иной социальной общности. Такое противопоставление культуры и цивилизации выглядит не обоснованным. Вместе с тем, надо согласится, что цивилизация по отношению к человеку является внешним миром. Однако при этом не следует противопоставлять понятия «культура» и «цивилизация», ибо культура как реальность также является и внешней.
|
|||||||
|